Академия Улугбека | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)

Дата публикации: 09.01.2015

Статья просмотрена: 4051 раз

Библиографическое описание:

Тургунов, М. С. Академия Улугбека / М. С. Тургунов. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 136-137. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/128/6991/ (дата обращения: 18.04.2024).

С первых же дней независимости по инициативе нашего уважаемого Президента Ислама Абдуганиевича Каримова началась работа по восстановлению наших вековых ценностей и культурного наследия. В частности, освещаемые отрицательно в советский период наше культурное наследие заняло своё справедливое место в период независимости. В начале всех этих работ стало увековечение имени нашего великого предка оставившего после себя след в качестве короля небесных наук Мирзо Улугбека.

На основании решения Кабинета Министров Республики Узбекистан от мая месяца 1993 года 600 летний юбилей Мирзо Улугбека в 1994 году было отмечен очень широко. Была начата работа по восстановлению академии Улугбека в городе Самарканд.

Здесь надо остановиться на самом термине академия, что означает «Академия — название научно-учебной организации». В истории наук было организовано очень много академий. Например, древнегреческий философ Платон также организовал академию. В этой академии обучалось очень много предметов, особое внимание уделялось предмету геометрия. Даже на входе этой академии было написано «Не входить не знающим геометрию».

Следующая академия «Ханлинская академия» была создана в VIII веке в Китае. Ещё одна академия была организована в Арабском халифате по инициативе халифа ал-Маъмуна (813-833) в Багдаде. Она именовалась по арабски «Байт ул-хикма» то есть «Дом мудрости». Из узбекских ученых в академии трудились Мусо ал-Хорезми (783-850), ал-Фергани и многие другие центрально азиатские ученые. Эта академия действовала более 200 лет. На примере Багдадской академии в городе Ургенче по инициативе Хорезмшаха Али ибн Маъмуна была создана академия. Хорезмшах Али ибн Маъмун пригласил в свою академию многих великих философов и ученых своего времени, таких как: ал-Масихий, ал-Хоразмий, Абу Али ибн Сина, ученика ученого мыслителя Ибн Ирака Абу Райхана Беруни и многих других. Организация научных работ в форме академий превратилось в традицию на Ближнем Среднем Востоке и Центральной Азии. Этот процесс продолжился в Средней Азии и в последующие века.

В XV веке в Самарканде Улугбек организовал свою академию. В историю наук этот научный центр вошел под именами «Самаркандская академия Улугбека», «Самаркандская астрономическая школа Улугбека». Первое название была дана французским философом и писателем Вольтером (1694-1778), второе название академиком Кори Ниёзи. Причиной почему наш академик не назвал научный центр Улугбека по примеру Вольтера возможно является веянием времени. В литературе советского периода академия называется Самаркандской астрономической школой Улугбека. Так как при нем действовали обсерватория оснащенная самыми лучшими приборами своего времени, библиотека собравшая в себя 15 тысяч томов книг по различным отраслям науки, а также высшее учебное заведение своего времени — медресе. Это медресе состояло из двух этажей и 50 худжр (кельи). Каждая худжра (келья) состояла из трёх комнат. Одна комната худжры использовалась в качестве учебного класса, вторая общежития, третья выполняла функции кладовой. В медресе обучалось более 100 студентов. Медресе среди народа возвеличивалось под названием «Накши Жахон» («Украшение мира»). В медресе Улугбека трудились известные ученые своего времени Козизода Румий, Гиёсиддин ал-Кошиний, Али Кушчи и многие другие ученые. В академии наряду с религиозными знаниями преподавались и естественные науки, такие как: космография, геометрия, астрономия, медицина, география. Сам Улугбек тоже преподавал в медресе. В результате проводимых астрономических наблюдений в академии была создана таблица Улугбека. Али Кушчи написал комментарий к философскому произведению Насириддина Тусий (1201-1274) «Тажниди хожи». Значит в академии Улугбека велись работы во всех направлениях науки.

Нам известно, что в результате наблюдений и исследований было определено место и положение 1018 недвижимых звезд и создана таблица. Одним самых важных и прекрасных достижений академии Улугбека в сфере математики стало решение алгебраической задачи 3 степени и определение уровня дуги синуса. Продолжателем научных дел академии Улугбека стал один из его учеников — Али ибн Мухаммад Кушчи. Он после смерти Улугбека прибыл в Иранский город Керман и работает в должности дворцового ученого и преподаёт в медресе по таким предметам, как математика и астрономия. В Кермане организовывает свою научную школу и продолжает научные исследования Самаркандской академии. Школа Али Кушчи действует около десяти лет. За этот период Али Кушчи воспитал и подготовил несколько таких учеников, как Мирим Чалабий, Хусайин Биржандий и др. Если интерес в Европе к математике началась после перевода книги Мусо ал-Хорезми «Ал-жабр вал-мукобала» на латинский язык англичанином Робертом Честерским и итальянцем Герардо Кермонсийским в 1145 году, то научными работами Самаркандской академии начали интересоваться с конца XVI начала XVII веков. Его основной причиной стало стремительное развитие астрономической науки в Европе. Начиная с 1643 года профессор Оксфордского Университета Джон Гривс занялся научным исследованием звездных таблиц Улугбека. О значимости и важности Улугбека и его академии в Западной Европе можно проследить из яркого рисунка обложки чешского астронома Яна Гвелена «Астрономический вестник».

Видно, что проделанная научная работа Улугбека и его последователей внесли неоценимый вклад в развитие математики и астрономии через Турцию в Италию и Испанию за ними в Западную Европу.

 

Литература:

 

1.      Каримов И.А. Тарихий хотирасиз келажак йўқ. –Тошкент: Шарк, 1998.

2.      Абдурахмонов А. Улуғбек академияси. Тошкент. 1993.

Основные термины (генерируются автоматически): академия, Самаркандская академия, VIII, Европа, Западная Европа, Керман, культурное наследие, научный центр, Самаркандская астрономическая школа, советский период.

Похожие статьи

Улугбек как покровитель науки и искусный дипломат

Академия Улугбека | Статья в сборнике международной научной... В историю наук этот научный центр вошел под именами «Самаркандская академия Улугбека», «Самаркандская астрономическая школа Улугбека».

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

Такая же ситуация происходила в городах Самарканд, Бухара и Ургенч. Этот научный центр вошёл в историю как “Академия Маъмуна”.

Он хорошо знал историю России, народов Центральной Азии и Европы, о. В VIII веке арабы завоевали территорию Хорезма, они...

Аль-Хорезми — великий математик и основатель классической...

В начале VIII в. Средняя Азия, включая Хорезм, была захвачена арабскими войсками. Война несла с собой много разрушений и жертв.

На востоке в средние века существовали десятки научных и культурных учреждений (Институты или академии наук) под названиями «Байт...

Великий учёный и государственный деятель Мирзо Улугбек

Академия Улугбека | Статья в сборнике международной научной... В XV веке в Самарканде Улугбек организовал свою академию. В историю наук этот научный центр вошел под именами «Самаркандская академия Улугбека», «Самаркандская астрономическая школа Улугбека».

О некоторых особенностях конфедерации раннесредневекового...

Следующая академия «Ханлинская академия» была создана в VIII веке в Китае.

В историю наук этот научный центр вошел под именами «Самаркандская академия Улугбека», «Самаркандская астрономическая школа...

Расцвет культуры и библиотек в периоды Аштарханидов...

Шейбанихан был из рода Шейбанидов и сохранил все культурные наследие.

Основные термины (генерируются автоматически): труд, Азия, узбекский язык, Бухара, трактат, Самарканд, сочинение, болезнь, самаркандская школа, Ферганская долина.

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии

В Западной Европе такой ренессанс произошёл в XV-XVIII веках, после почти 700-летнего мракобесия.

В Хорезме была организована академия Мамуна, где великие

Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения.

Роль и место хаджей-джадидов в развитии мусульманского...

Открываемые в этот период, женские новометодные профессиональные школы были уже совсем иного

Самаркандские единомышленники Гаспринского, радушно

Ключевые слова: Амир Тимур, Мирзо Улугбек, академия, медресе, Самарканд, Бухара, образование.

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

Этот научный центр вошёл в историю как “Академия Маъмуна”.

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли... Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения.

Похожие статьи

Улугбек как покровитель науки и искусный дипломат

Академия Улугбека | Статья в сборнике международной научной... В историю наук этот научный центр вошел под именами «Самаркандская академия Улугбека», «Самаркандская астрономическая школа Улугбека».

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

Такая же ситуация происходила в городах Самарканд, Бухара и Ургенч. Этот научный центр вошёл в историю как “Академия Маъмуна”.

Он хорошо знал историю России, народов Центральной Азии и Европы, о. В VIII веке арабы завоевали территорию Хорезма, они...

Аль-Хорезми — великий математик и основатель классической...

В начале VIII в. Средняя Азия, включая Хорезм, была захвачена арабскими войсками. Война несла с собой много разрушений и жертв.

На востоке в средние века существовали десятки научных и культурных учреждений (Институты или академии наук) под названиями «Байт...

Великий учёный и государственный деятель Мирзо Улугбек

Академия Улугбека | Статья в сборнике международной научной... В XV веке в Самарканде Улугбек организовал свою академию. В историю наук этот научный центр вошел под именами «Самаркандская академия Улугбека», «Самаркандская астрономическая школа Улугбека».

О некоторых особенностях конфедерации раннесредневекового...

Следующая академия «Ханлинская академия» была создана в VIII веке в Китае.

В историю наук этот научный центр вошел под именами «Самаркандская академия Улугбека», «Самаркандская астрономическая школа...

Расцвет культуры и библиотек в периоды Аштарханидов...

Шейбанихан был из рода Шейбанидов и сохранил все культурные наследие.

Основные термины (генерируются автоматически): труд, Азия, узбекский язык, Бухара, трактат, Самарканд, сочинение, болезнь, самаркандская школа, Ферганская долина.

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии

В Западной Европе такой ренессанс произошёл в XV-XVIII веках, после почти 700-летнего мракобесия.

В Хорезме была организована академия Мамуна, где великие

Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения.

Роль и место хаджей-джадидов в развитии мусульманского...

Открываемые в этот период, женские новометодные профессиональные школы были уже совсем иного

Самаркандские единомышленники Гаспринского, радушно

Ключевые слова: Амир Тимур, Мирзо Улугбек, академия, медресе, Самарканд, Бухара, образование.

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

Этот научный центр вошёл в историю как “Академия Маъмуна”.

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли... Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения.