Автор: Бокова Яна Михайловна

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)

Дата публикации: 12.12.2014

Статья просмотрена: 438 раз

Библиографическое описание:

Бокова Я. М. Эволюция ученических производственных бригад на Ставрополье [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 48-51.

Ставропольский край — сегодня один из самых развитых аграрных регионов России. Не случайно именно здесь шестьдесят лет назад зародилось движение, принявшее впоследствии широкий государственный размах, — ученические производственные бригады, которые дали путевки в трудовую жизнь тысячам школьников.

Первая ученическая бригада появилась в станице Григорополисской Новоалександровского района Ставропольского края. Именно здесь 15 марта 1954 года на совместном заседании парткома, правления колхоза имени Сталина (председатель Николай Фаддеевич Лыскин), педагогического совета СШ № 2 (директор Г. А. Ладыгин), совета МТС и исполкома сельского совета станицы Григорополисской было решено организовать комплексную производственную ученическую бригаду с целью приобщения молодежи к производительному труду в колхозном производстве [1, С. 6].

Причины появления ученических бригад весьма разнообразны. Во-первых, с привлечением школьников к труду решался ряд экономических проблем в сельской местности: уже в школьные годы ребята могли получить профессиональные навыки, освоить сельскохозяйственную технику, проводить опытнические исследования. Таким образом, молодежь, пройдя школу ученического производства и получив необходимый опыт, пополняла профессиональные кадры села. Во-вторых, создание ученических производственных бригад соответствовало образовательной политике государства в 50-е гг. XX века, которая заключалась в установлении постоянной связи школы с производством, теоретического обучения с практикой. В-третьих, данное движение носило воспитательный характер: работа в ученических бригадах формировала самостоятельность, инициативность и дисциплинированность, способствовала сплочению детского коллектива, прививала любовь к Родине, труду, земле.

Выбор организационных форм для построения ученической бригады в станице Григорополисской вызывал споры у местных руководителей, колхозников, педагогов школы. Одни предлагали создать звенья школьников при «взрослых бригадах». Другие ратовали за распределение учащихся по их желанию. В итоге пришли к следующему выводу: необходимо создать самостоятельную школьную бригаду, которая будет иметь свою землю, инвентарь, скот и бригадный стан, самостоятельное производственное задание. Бригадиром должен быть школьник, а его наставниками — колхозный агроном и педагог-воспитатель. В бригаду решили принимать лучших учеников 8–10 классов на добровольных началах. Было решено, что в дни занятий члены бригады будут работать по два часа; во время каникул — по шесть часов. Учитывался и физический потенциал ребят: норма выработки для них снижалась по сравнению с общеколхозными на 30 %, «слабые» физически подростки выполняли более легкие задания. Член партбюро колхоза «Россия» А. Шнуровский вспоминал: «Начался прием в бригаду. Добровольцев нашлось значительно больше, чем требовалось по производственному плану. На 110 мест заявления подали 153 учащихся. Принятые радовались и гордились. Непринятые уходили из комсомольского комитета огорченные. Не обошлось и без слез. До боли было обидно, когда за двойку или плохое поведение тебя лишают права получить путевку в бригаду: там будут твои одноклассники, школьные друзья» [2, С. 87].

Учитель математики и педагог-воспитатель К. А. Пшеничникова рассказывала, что в бригаде было создано 10 звеньев, избрали звеньевых, бригадира (им стала лучшая ученица 9 класса Нина Самойлова), совет командиров. Она вспоминала: «Директор школы Г. А. Ладыгин позаботился о том, чтобы сам процесс вступления в бригаду проходил как можно торжественнее: ребятам вручались комсомольские путевки, а звеньевых утверждали на заседании правления колхоза. Были разработаны форма оплаты труда, порядок начисления трудодней, установлена норма выработки на тридцать процентов ниже нормы колхозников. Все это дисциплинировало ребят» [3, С. 31].

За ученической бригадой в пойме Кубани был закреплен участок в 22 га, колхоз выделил автомашины и необходимые сельскохозяйственные орудия, оборудовав на участке бригады полевой стан: построил жилой дом, кухню, столовую и спальню (для постоянной работы в летние каникулы).

Закипела работа школьной бригады. Ребята самостоятельно подготовили свой участок к пахоте, а после вспашки засеяли его. Первоначально колхоз поручил подросткам задание: вырастить на своем участке различные сорта полевых и огородных культур, выявить, какие дают большой урожай, чтобы в дальнейшем вырастить семена для массовых посевов в станице. Надо сказать, что ребята с большим энтузиазмом принялись за работу, проводили опыты, сеяли, поливали, убирали, экспериментировали. Под руководством агронома Д. М. Воскресенского старшеклассники выращивали кукурузу, картофель, пшеницу, подсолнечник, сахарную свеклу, капусту, клещевину, арбузы и др.

Первый год для ученической производственной бригады станицы Григорополисской прошел сложно. Бывали случаи неорганизованности, шалости и другие помехи. Кроме того, мешали родители некоторых ребят, полагая, что работа в бригаде снизит успеваемость их детей. А получилось, все наоборот. Успеваемость в школе повысилась, появилась заинтересованность к получению знаний. Во многом это было связано со стремлением ребят пополнить ряды ученической производственной бригады, в которую не брали неуспевающих, а быть ее членами хотели буквально все. Надо заметить, что не оправдались и замечания скептиков, которые не верили, что подростки смогут добиться хороших результатов в сельскохозяйственных работах. Однако при подведении итогов хозяйственного года выяснилось, что ученическая бригада собрала самый высокий урожай в колхозе. Подобный успех был достигнут благодаря широчайшей поддержке правления колхоза как в экономических, так идеологических вопросах, глубоко продуманному творческому подходу педагогов и воспитателей, трудолюбию и взаимопомощи ребят.

Достижения первой ученической бригады вызвало интерес в общественных и политических кругах. В 1956 году станицу Григорополисскую посетила делегация в составе Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева, президента Югославии И. Б. Тито, первого заместителя председателя Совета Министров СССР А. И. Микояна. Они познакомились с членами ученической бригады, пожелали школьникам дальнейших производственных успехов. Позже в станице побывали делегации со всего Советского Союза, а также из других стран — Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Монголии, США, Канады. Приезжала сюда даже кубинская молодежь на обучение. Член ученической бригады Л. В. Маньшина вначале 60-х гг. вспоминала: «В нашу станицу Григорополисскую приехало много кубинских парней и девушек для обучения в сельскохозяйственном техникуме и училище механизации. Вначале наше общение проходило с помощью словарей и разговорников, но вскоре мы уже распевали русские и кубинские песни, устраивали совместные вечера отдыха» [4, С. 3].

Новое движение привлекло внимание и ученых. В сентябре 1956 года на базе григорополисского колхоза «Россия» проходила выездная сессия Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина. Кроме того, у школьной бригады была очень тесная связь с Тимирязевской академией сельскохозяйственных наук и биолого-почвенным факультетом МГУ им. Ломоносова.

Опыт григорополисской ученической бригады получил широкое распространение на Ставрополье. В 1956 году в крае работало уже 122 ученические бригады, в следующем году в 239 ученических бригадах работало 15 тысяч учащихся, а в 1958 году в крае насчитывалось 314 бригад, объединивших свыше 25 тысяч школьников [5, С. 340].

Педагоги других школ края, знакомясь с достижениями и подходами ученической бригады школы № 2, учитывали и местные условия хозяйствования, вносили много нового, совершенного в развитие политехнического образования. Повсеместно распространялся принцип ученического самоуправления в школьных бригадах, соединения теоретического знания, полученного на уроках, с производством. В большинстве случаев в бригадах создавались следующие звенья огородников (прополка пропашных и технических культур, выращивание рассады), садоводов, животноводов (птичниц, кролиководов, телятниц, доярок), механизаторов [6, С. 318]. Постепенно расширялся спектр деятельности бригад, зависевший напрямую от региональных особенностей местности и специализации колхозов и совхозов. Так, в районах выращивания винограда ученические бригады оказывали посильный уход за виноградниками; в районах с развитым овцеводством ученические звенья отправлялись на кошары и выпасали овец с ягнятами; некоторые бригады занимались даже выращиванием тутового шелкопряда.

Большое внимание в бригадах уделялось опытнической работе под руководством агрономов и учителей-биологов. Бригадир ученической бригады Солдато-Александровской средней школы Советского района Ставропольского края Л. Турченко рассказывал: «За годы существования бригады проведено свыше 95 сельскохозяйственных опытов. Результаты некоторых из них внедрены в производство в нашем колхозе. С большим интересом проводили ребята сортоиспытание кукурузы ВИР-42, Днепровская, Узбекская зубовидная, опыты по совместному посеву подсолнечника и гороха и т. д. С увлечением испытывали действие облучения на семена помидоров и огурцов. В результате облучения была получена прибавка урожая на 10–15 процентов» [7, С. 3–4].

Ученическая бригада помогла старшеклассникам не только получить трудовые навыки и определиться с выбором профессии, но и способствовала формированию личности. Учитель Привольненской средней школы Красногвардейского района Ставропольского края В. Белых говорил: «Как пробудить у молодежи интерес, любовь к труду своих родителей, к земле? Слово тут — за ученическими бригадами. Если в ученике будет сплав деловых качеств и здоровый романтизм, если он уже в школе овладеет несколькими профессиями, научится разбираться в духовных ценностях и пользоваться ими, уважать свой и чужой труд, отстаивать собственные принципы, то можно не волноваться за его будущее» [8, С. 5].

Вскоре ставропольский опыт ученических производственных бригад был распространен на весь Советский Союз. Этому способствовало постановление ЦК КПСС по РСФСР от 1961 года «О распространении опыта работы ученических бригад Ставропольского края».

В 60–70-е годы XX века ученические бригады в крае и в стране в целом обрели законченные организационные формы, их деятельность осуществлялась без кардинальных изменений. Этот период характеризовался дальнейшей механизацией производства, использованием новых усовершенствованных оборудований, активным развитием опытнических исследований в бригадах. Результаты школьников были плодотворны, поэтому и оценены по достоинству на краевом и всероссийском уровнях. Так, учитель истории Григорополисской школы № 2 (в 1959–1974 гг.) Л. Н. Иванова вспоминала, что ученическая бригада станицы в период с 1957 по 1977 гг. награждалась 18 дипломами I степени, двумя — II степени, юбилейной медалью В. В. Мичурина. 48 школьников были удостоены медалями «Юный участник ВДНХ СССР», а учителя школы — золотой, серебряной и двумя бронзовыми медалями. Кроме того, некоторые талантливые питомцы ученической бригады в период с 1956 по 1974 год окончили Московскую сельскохозяйственную академию (17 человек) и МГУ (14 человек). Некоторые из них остались работать в этих учебных заведениях, стали кандидатами и докторами наук, пополнив, тем самым, научную элиту страны.

В середине 80-х гг. XX века ученические бригады становятся объектом экономических и управленческих экспериментов. Они осваивали принципы хозрасчета и экономические методы хозяйствования.

Серьезному испытанию ученические производственные бригады подверглись в 90-е гг. Большинство из них либо вовсе прекратили свое существование, либо действовали формально, занимаясь уборкой пришкольного участка и ремонтом классов. К 1997 году в крае сохранилось всего 49 ученических бригад.

Новый всплеск интереса к бригадному движению и одновременно возрождение данного феномена произошли в 1998 году, когда было принято постановление губернатора Ставропольского края А. Л. Черногорова «О возрождении ученических производственных бригад Ставропольского края» [9, С. 44–45].

Сегодня ученические бригады функционируют в новых социально-экономических реалиях. В своей деятельности они используют новые способы хозяйствования, самостоятельно принимают вопросы сбыта и реализации продукции, арендуют земельные участки у базовых хозяйств и местной администрации. В современный период укрепляется и материальная база бригадного движения. Благодаря поддержке правительства Ставропольского края в собственности ученических бригад находится различная сельскохозяйственная техника: 11 комбайнов, 158 тракторов, 44 плуга, 48 культиваторов и др. В настоящее время базовой сферой приложения труда ставропольских бригад является возделывание сельскохозяйственных культур: зерновых, картофеля, овощей, плодов, ягод, технических культур, многолетних трав и т. д. Так, уже со школьной скамьи подростки приучаются к труду, ответственности, деловитости и самостоятельности.

Сегодня в Ставропольском крае функционируют 145 ученических производственных бригад, которые являются структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, в них занято 18.575 учащихся 8–11 классов. В 188 трудовых объединений школьников работает 18.516 школьников 5–7 классов [10, С. 89].

Лучшими в Ставропольском крае признаны следующие ученические производственные бригады (на базе школ): № 15 села Казинка в Шпаковском районе; № 3 села Китаевка в Новоселицком районе; № 11 станицы Галюгаевской в Курском районе; № 2 станицы Григорополисской и № 7 поселка Горьковский в Новоалександровском районе; № 7 села Калиновского в Александровском районе; № 9 села Урожайного в Левокумском районе; № 2 села Бешпагир в Грачевском районе и др.

Опыт ученических производственных бригад, как мне кажется, бесценен и очень поучителен. Приобщение к труду, к земле уже в школьные годы позволяет сформировать нового человека, воспитать гражданина своей малой Родины, способного честно и упорно работать, стойко и мужественно переносить испытания. Благодаря бригадному движению подростки учились уважать труд — физический и умственный; самостоятельно решать назревшие вопросы, творчески подходить к выполнению любого задания, искренне дружить и сопереживать, поддерживать друг друга в беде и радости.

Подобные ценности и качества необходимо прививать и современной молодежи, только тогда она сможет жить и трудиться во благо страны.

 

Литература:

 

1.         Иванова Л. Первая в СССР Григорополисская ученическая производственная бригада // Газета Ставропольского государственного аграрного университета. — № 6. — июнь 2014.

2.         Шнуровский А. Первая ученическая // Школа и труд (Сборник статей) / сост. В. А. Авраменко и др. — Ставрополь, 1958.

3.         Пшеничникова К. А. У истоков движения. Как это начиналось // Молодые хозяева земли. Сборник статей. / Сост. В. А. Рыженко. — Ставрополь, 1984.

4.         Маньшина Л. В. Вот где были романтика, патриотизм, гордость за свой коллектив, край, землю! // Ставропольские губернские ведомости. — № 99. — 1 июня 2004.

5.         Очерки истории Ставропольского края. — Т. 2. — Ставрополь, 1986.

6.         Марченко Е. М. Ученические производственные бригады Ставрополья: истоки и история // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. — Выпуск 15. — Ставрополь, 2014.

7.         Турченко Л. Бригада — наша гордость // Ученические производственные бригады Ставрополья. Ученическим производственным бригадам Ставрополья 20 лет. — Ставрополь, 1984.

8.         Крепкие корни: О роли ученических бригад рассказывают: Герой Социалистического Труда, главный агроном колхоза «Комсомолец» Александровского района Н. Мочалов, учитель Привольненской средней школы Красногвардейского района В. Белых, председатель Шпаковского района В. Гаркуша. — Ставропольская правда. — 1979, 8 марта. — (К 25-летию ученических бригад).

9.         Постановление Губернатора Ставропольского края от 06.08.1998 № 547 «О возрождении ученических производственных бригад Ставропольского края» // Ученические производственные бригады Ставрополья: документальная хроника слетов. — Ставрополь, 1999.

10.     Зима Т. М., Самарина У. В. Ученические производственные бригады — важный фактор формирования кадрового потенциала аграрно-промышленного комплекса страны. Сборник трудов по материалам Всероссийской научной конференции (4 июля 2014). — Ставрополь, 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): ученических производственных бригад, ученической бригады, ученических бригад, производственные бригады, ученические бригады, ученические производственные бригады, бригад Ставропольского края», Ставропольского края, района Ставропольского края, производственных бригад Ставропольского, ученической производственной бригады, века ученические бригады, производственные бригады Ставрополья, Ученические производственные бригады, ученической бригады в станице, ученических бригад Ставропольского, появления ученических бригад, ученической бригады школы, бригады станицы Григорополисской, ученические бригады в крае.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос