Городской быт Восточной Сибири XIX — начала XX вв. в музейной практике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Вспомогательные исторические дисциплины

Опубликовано в

III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)

Дата публикации: 20.10.2014

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Кожухарь, А. И. Городской быт Восточной Сибири XIX — начала XX вв. в музейной практике / А. И. Кожухарь. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/128/6403/ (дата обращения: 23.04.2024).

Статья посвящена обзору экспозиционно-выставочной деятельности в Музее городского быта, филиале Музея истории города Иркутска, коллекции которого отражают повседневную бытовую культуру восточносибирского города на рубеже XIX-XX вв. Также рассмотрена деятельность структурного подразделения Музей чая, в котором представлена история восточносибирской купеческой чаеторговли и ее влияния на городскую повседневность. Анализируется влияние межкультурных коммуникативных процессов, сопровождавших чайную торговлю, на повседневность Восточной Сибири и практика ее музеефикации.

Ключевые слова:городской быт, Восточная Сибирь, музейная деятельность, межкультурная коммуникация

 

В Восточной Сибири, в отличие от европейской России, дворянство было крайне немногочисленно и по большей части состояло из ссыльных и приезжего чиновничества. Таким образом, торговое сословие — купечество — приняло на себя значение структурообразующего элемента, формирующего устои и повседневный общественный уклад. Купцы делали значительный вклад в существование восточносибирских городов, а ведомый ими образ жизни постепенно транслировался в быт остальных сословий. Немаловажную роль в этом процессе сыграли и купцы-чаеторговцы. И это не удивительно, учитывая само место Иркутска в системе чайной торговли. Именно чаеторговцы во второй половине XIX в. стали преобладать среди восточносибирских купцов, и, говоря об их вкладе в общественную жизнь, можно судить о таковом вкладе восточносибирского купечества в целом. Кроме того, для купцов способность адаптации в той среде, в которой приходилось вести торговые дела, была залогом коммерческого успеха, а заимствования из восточной культуры, проникавшие сначала в быт самих купцов, а затем и прочих социальных групп, сформировали в восточносибирских городах моду на «восток». Она нашла свое отражение в предметах повседневного пользования, одежде, интерьерах, объектах декоративно-прикладного искусства и в некоторых элементах образа жизни в целом. Музеефицированные материальные свидетельства этого культурного обмена служат чрезвычайно важным и информативным источником, позволяющим увидеть эпоху так, как видели ее принадлежавшие к ней люди.

Межкультурные коммуникативные аспекты повседневности наиболее полно и информативно могут быть представлены в бытовых, интерьерных музейных экспозициях, обеспечивающих своего рода погружение в историческую среду. Пример деятельности Музея городского быта, филиала Музея истории города Иркутска показывает продуктивность такого подхода. Его постоянная экспозиция и тематические выставки посвящены повседневной жизни иркутян конца XIX — начала XX вв. Необходимо отметить, что музей имеет некоторые проблемы с комплектованием, доля целевых закупов в котором начала расти лишь в последние годы. Основную же часть поступлений, по-прежнему, составляют предметы, переданные в дар иркутскими жителями, которые можно образно обозначить как «вещи из бабушкиных сундуков». Конечно, большинство из них нельзя отнести к раритетам, многие предметы нуждаются в реставрации; кроме того, в основном, в музей поступают экспонаты советского периода. Вместе с тем, даже при небольшом объеме фондов, относящихся к имперскому периоду, экспозиции создают атмосферу, позволяющую погрузиться в бытовую среду ушедшей эпохи.

Сам филиал располагается в доме, построенном в середине XIX в., который принадлежал семье купца Ф. М. Полканова. В 2009 г. здание было отреставрировано и передано музею для воссоздания интерьеров типичного иркутского дома среднего достатка рубежа XIX-XX вв. Дополнительно филиал включает подразделение, размещенное в отдельно стоящем здании постройки XIX в. Подразделение именуется «Музей чая» и содержит экспозицию, рассказывающую о чаеторговой истории Иркутска и всего восточносибирского региона, его контактов с Китаем и Монголией. Чайная торговля была одним из ключевых аспектов исторического развития Иркутска и оказывала значительное влияние на повседневную жизнь иркутского общества, таким образом, экспозиции купеческого интерьера Музея городского быта и Музея чая тесно взаимосвязаны. Обзор избранных коллекций и отдельных предметов, представленных в постоянных экспозициях и на некоторых временных тематических выставках, демонстрировавшихся в этих музеях, позволяет получить впечатление о том, как материальные свидетельства повседневной жизни могут работать в качестве музейных объектов и служить целям популяризации краеведческих знаний. В то же время, анализируя фонды музеев Восточной Сибири в целом, можно убедиться, что многие из этих предметов, сохранившиеся до наших дней, представляют собой весьма информативные источники по культуре городского быта XIX — начала XX вв.

К сожалению, фонды музеев экспонируются далеко не в полном объеме, поэтому важно обратить внимание на публикуемые каталоги музейных коллекций. Хотя имеется ряд содержательных изданий такого рода [1; 2], но они явно не охватывают все богатство культурно-бытовых коллекций восточносибирских и, в частности, иркутских музеев. В связи с этим, представляется важным отметить необходимость издания каталогов и путеводителей по экспозициям, представляющим историю повседневности восточносибирских городов, в том числе и по интерьерам иркутского Музея городского быта. Однако, как это часто происходит с выставками в российских региональных музеях, для коллекций Музея городского быта не публиковались каталоги, и данная проблема требует принятия соответствующих мер в ближайшем будущем, однако решение не может быть достигнуто исключительно самостоятельными усилиями музейных сотрудников. Для развития публикационной активности музеев требуются комплексные действия, в том числе, и на административном уровне.

В постоянную экспозицию Музея городского быта включены пять комнат: гостиная, столовая, кабинет, будуар и детская. Экспозиция детской и тематическая выставка «Мужское образование в Иркутске в конце XIX — начале XX вв.», представленная в 2010 г., отразили историю домашнего обучения и институционального образования для детей из иркутских городских семей указанного периода. Среди представленных экспонатов были некоторые книги и периодические издания для детей, такие как журнал «Задушевное слово», научно-популярные приложения к журналу «Нива», руководства и учебники по каллиграфии, географии, гигиене, математике и другим учебным дисциплинам, религиозная литература (1890-е — 1910-е гг.) [3, Инв. ОС 327, ОС 211а, ОС 238, ОС 1740, ОС 271–1, ОС 273–6, ОС 275–12, ОС 573–1, ОС 271–2]. Также выставлялись письменные принадлежности и некоторые фотографии учащихся (1910-е гг.) [3, Инв. ОС 143–26, ОС 1586, ОС 4–1, ОС 275–5, ОС 143–25, ОС 275–3, ОС 273–5, ОС 143–30, ОС 38–15, ОС 4–8]. Наибольший интерес представляют тетради и дневник, показывающий количество и темы уроков на каждый день и существовавшую систему школьных оценок. Кроме того, следует выделить стереоскоп и фотографические карточки к нему с видами различных пейзажей, природных явлений и других стран, использовавшиеся на занятиях по географии в качестве учебных пособий (начало XX в.) [3, Инв. ОС 460–20, ОС 323].

В Музее городского быта был организован цикл временных выставок под названием «История одного предмета», который предполагал, что каждая выставка в цикле должна представлять эволюцию какого-либо бытового объекта на протяжении определенного исторического периода. В рамках этого цикла в 2012 г. были представлены выставки «Шкатулка», «Кабинетная скульптура» и «Чашка и подстаканник». На первой из них демонстрировались различного вида и предназначения шкатулки, изготовленные в разных декоративных техниках, российского, китайского и японского происхождения. Таким способом предполагалось отразить моду на ориентальную стилистику в восточносибирской повседневной культуре (1890-е — начало XX в.) [3, Инв. ОС 2359–53, ОС 1662–13, ОС 674–12, ОС 465–204, ОС 1631–23, ОС 733–4, ОС 1749–1, ОС 1047–2, ОС 184–1, ОС 1970–1, ОС 1692–2, ОС 1662–2, ОС 735–5]. Следующая выставка в этом цикле была посвящена металлическим и фарфоровым статуэткам и скульптурам, служившим для украшения гостиных, будуаров и кабинетов. Эти фигурки могли также выполнять функции ваз, подсвечников, карандашниц и пресс-папье (1890-е — середина XX в.) [3, Инв. OC 1862, OC 1631, OC 1311, OC 2427–23, 2427–24, 2171–8]. Эти две выставки отразили типичный подход к украшению восточносибирского купеческого городского интерьера конца XIX — начала XX вв., который подразумевал эклектичное сочетание европейского и азиатского влияния.

Третья выставка из того же цикла относилась как к Музею городского быта, так и к Музею чая. На ней были представлены чайные чашки, стаканы, подстаканники, чайники и другие предметы, связанные с сервировкой чайного стала и восточносибирской традицией чаепития XIX-XX вв. Хотя выставка включала некоторые предметы советского времени, они не упоминаются здесь, т. к. выходят за рамки рассматриваемой темы. Из предметов, относящихся к XIX — началу XX вв. на выставке были представлены деревянные пиалы, использовавшиеся чаеторговцами, путешествовавшими через Монголию, фарфоровая чайная посуда центральных российских и региональных сибирских фабрик, самовары, подстаканники [3, Инв. ОС 1842–17, ОС 1339–8, ОС 2041–1, ОС 2145–2, ОС 2145–3, ОС 466–4, ОС 628–8, ОС 2131, ОС 1613–6, ОС 744–4, ОС 744–5, ОС 1641–5, ОС 1871–1]. Также на выставке экспонировались несколько металлических банок и деревянных упаковочных ящиков для чая, призванных продемонстрировать не только как проходило чаепитие, но и какие сорта чая предпочитали иркутяне столетие назад [3, Инв. ОС 344–2, ОС 674–9, ОС 1692–3]. Три упомянутые выставки проходили в интерьерах гостиной и столовой, постоянная экспозиция которых также включает ряд характерных экспонатов, отражающих специфику восточносибирской бытовой культуры [3, Инв. ОС 295–1, ОС 27–45, ОС 2937–1, ОС 2742]. Выставка скульптуры также задействовала интерьеры мужского кабинета, в постоянной экспозиции которого представлены вещи из обихода преуспевающего купца [3, Инв. ОС 1117–1, ОС 490].

Необычные аспекты повседневной жизни отразила выставка «Жестяная упаковка конца XIX — середины XX вв.», организованная в 2013 г. На этой выставке были представлены различные виды жестяной тары (1890-е — 1910-е гг.) для сладостей, производства известных российских фабрик «Абрикосова сыновья», «Эйнем», «Сиу и Кº», «Каргин и Савинов», «Жорж Борман» и др. [3, Инв. ОС 700–5, ОС 2157–1, ОС 2740–1, ОС 1778–5, ОС 2401–16, ОС 1672–1, ОС 2681, ОС 3020–5, ОС 344–9, ОС 1900–3, ВС 2791–4, ОС 2954–4], и для других пищевых продуктов — чая, меда, рыбных консервов, муки [3, Инв. ОС 2953, ОС 2620–8, ОС 344–3, ОС 2620–7, ОС 344–1, ОС 2469–1]. Так же были представлены упаковки для косметических средств: мыла, пудры, зубного порошка, крема, вазелина, талька [3, Инв. ОС 1692–4, ОС 1662–24, ОС 344–19, ОС 788–2, ОС 492–1, ОС 2427–5, ОС 674–8, ОС 344–21, ОС 344–7]. Основная идея этой выставки состояла в том, чтобы показать образцы упаковки рядом с копиями рекламы соответствующих продуктов, печатавшейся в «Сибирском торгово-промышленном календаре» (конец XIX — начало XX вв.). Таким образом, посетители имели возможность видеть, какие потребительские товары были распространены в Восточной Сибири в этот исторический период, как они рекламировались, насколько богат был ассортимент магазинов и сколько стоил тот или иной конкретный продукт. Выставка жестяной упаковки демонстрировалась в интерьерах гостиной, столовой и будуара. В постоянную экспозицию последней комнаты включены предметы, сопровождавшие женскую повседневность [3, Инв. ОС 2329, ОС 3038].

Временная выставка «Визит: Иркутский гостевой этикет на рубеже XIX-XX вв»., представленная в 2012 г., была подготовлена специально, чтобы продемонстрировать коллекцию визитных карточек, хранящуюся в Музее истории города Иркутска [3, Инв. ОС 1586–2, ОС 937–4, ОС 1948–1, ОС 2214–2, ОС 2214–3, ОС 937–5, ОС1277–10, ОС 937–1, ОС 937–3, ОС 2214–1, ОС 1950–2]. Также на выставке экспонировались визитные аксессуары, такие как вечерние сумочки, шляпки, зонтики и т. п. [3, Инв. ОС 2779, ВС 1777, ОС 2439–6, ОС 2687–2, ОС 3031, ОС 2843, ОС 2359–46, ОС 1754–3]. Последняя выставка, на которой следует остановиться, называлась «Игровой досуг иркутян в конце XIX — начале XX вв.» Она была организована в 2013 г. и рассказывала о традиционном времяпрепровождении иркутской городской семьи среднего достатка в указанный период.

Опыт проведения экскурсий по временным выставкам и постоянным экспозициям Музея городского быта и Музея чая (в первую очередь, основная экскурсия «Повседневная жизнь иркутян конца XIX — начала XX вв.») подтвердил, что погружение в реконструированное бытовое пространство является более информативным и более понятным для посетителя. Узнавание предметов, аналоги которых, возможно, хранятся и у старших поколений его родственников или сопровождали его детство, помогает воспринимать историю региона через чью-либо личную или семейную историю. Процесс подготовки упомянутых выставочных проектов показал, что наиболее эффективным является представление краеведческой информации через историю повседневности жителей региона, чтобы обеспечить возможность взаимодействия с реальностью ушедшей, но оставившей след в музейных предметах. Кроме того, это позволяет продуктивно сочетать в рамках музейной работы экспозиционно-выставочную и научно-исследовательскую деятельность с целью более глубокого изучения социально-культурных процессов, т. к. информация, получаемая из музейных источников, это не просто сухие факты, но осязаемые свидетельства протекавшей жизни.

 

Литература:

 

1.                 Сибирский портрет XVIII — начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы: Альбом / Вступ. ст. е.С. Зубрий, Л. Н. Снытко, А. Д. Фатьянов. Авт.- сост. Л. Н. Снытко. СПб., 1994. 172 с.

2.                 Чайный путь в коллекциях музеев Бурятии. Улан-Удэ, 2011. 72 с.

3.                 Фонды Музея истории города Иркутска

Основные термины (генерируются автоматически): городской быт, XIX-XX, выставка, Восточная Сибирь, конец XIX, Музей чая, начало, предмет, повседневная жизнь, чайная торговля.

Ключевые слова

межкультурная коммуникация, городской быт, Восточная Сибирь, музейная деятельность

Похожие статьи

Восточносибирская купеческая чаеторговля второй половины XIX...

Городской быт Восточной Сибири XIXначала XX вв.... Также рассмотрена деятельность структурного подразделения Музей чая, в котором представлена история восточносибирской купеческой чаеторговли и ее влияния на городскую повседневность.

Потенциал проекта экскурсионного маршрута по зданиям...

Он существует в рамках Музея городского быта, филиала Музея истории города Иркутска.

Также посещение Музея чая может выполнять функцию вводной части более обширной экскурсии, повествуя о становлении российской чайной торговли и предпосылках выделения...

Шелк и торговля в Туркестане (конец XIXначало XX в.)

В результате завоевания царской Россией и превращения края в рынок сбыта российских товаров производители, занятые в сфере ремесленного производства понесли значительные убытки.Россия начала политику вывоза сырья в том числе шелка из Туркестана...

Чайная утварь как художественный объект в традиции «Тяною»...

Красоту предметов чайной церемонии можно оценить, любуясь как отдельными предметами чайного набора – чашей

Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан.

«Чай дождевой воды»: чай, собранный в период с конца мая по конец сентября в сезон дождей.

Одежда народов Сибири

К сожалению в настоящее время русский национальный костюм можно увидеть лишь в музее.

Модные щеголеватые дохи конца XIX в. шили из

Обутки — мужская и женская повседневная короткая обувь; в Сибири — нарицательное название всякой повседневной короткой обуви.

Китайская чайная церемония | Статья в журнале «Молодой ученый»

Но по- настоящему чай начали ценить и пить в 19 веке, заваривая его в знаменитых самоварах [3].

Еще до того как чай стал широко использоваться в повседневной жизни, было

Маленькая изящная посуда, замысловатые предметы чайной утвари, тихая музыка создают...

Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской губернии...

Кискидосова Т. А. Повседневная жизнь горожан Енисейской губернии во второй половине XIX-начале XX века. Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», ООО «Кооператив «Журналист». — 2012. — 312 с.

Взгляды губернских журналистов на российскую повседневность...

Ключевые слова: повседневная жизнь, провинциальная журналистика, периодическая печать, юмористический альманах, публицистика, интеллигенция.

Особое место, как в столичной, так и в провинциальной периодике конца XIXначала XX века занимала сатирическая пресса...

Материальное благосостояние сельского ветеринарного...

Материальное благосостояние сельского ветеринарного персонала Западной Сибири в конце XIXначале ХХ в. Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце XIXначале XX века.

Похожие статьи

Восточносибирская купеческая чаеторговля второй половины XIX...

Городской быт Восточной Сибири XIXначала XX вв.... Также рассмотрена деятельность структурного подразделения Музей чая, в котором представлена история восточносибирской купеческой чаеторговли и ее влияния на городскую повседневность.

Потенциал проекта экскурсионного маршрута по зданиям...

Он существует в рамках Музея городского быта, филиала Музея истории города Иркутска.

Также посещение Музея чая может выполнять функцию вводной части более обширной экскурсии, повествуя о становлении российской чайной торговли и предпосылках выделения...

Шелк и торговля в Туркестане (конец XIXначало XX в.)

В результате завоевания царской Россией и превращения края в рынок сбыта российских товаров производители, занятые в сфере ремесленного производства понесли значительные убытки.Россия начала политику вывоза сырья в том числе шелка из Туркестана...

Чайная утварь как художественный объект в традиции «Тяною»...

Красоту предметов чайной церемонии можно оценить, любуясь как отдельными предметами чайного набора – чашей

Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан.

«Чай дождевой воды»: чай, собранный в период с конца мая по конец сентября в сезон дождей.

Одежда народов Сибири

К сожалению в настоящее время русский национальный костюм можно увидеть лишь в музее.

Модные щеголеватые дохи конца XIX в. шили из

Обутки — мужская и женская повседневная короткая обувь; в Сибири — нарицательное название всякой повседневной короткой обуви.

Китайская чайная церемония | Статья в журнале «Молодой ученый»

Но по- настоящему чай начали ценить и пить в 19 веке, заваривая его в знаменитых самоварах [3].

Еще до того как чай стал широко использоваться в повседневной жизни, было

Маленькая изящная посуда, замысловатые предметы чайной утвари, тихая музыка создают...

Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской губернии...

Кискидосова Т. А. Повседневная жизнь горожан Енисейской губернии во второй половине XIX-начале XX века. Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», ООО «Кооператив «Журналист». — 2012. — 312 с.

Взгляды губернских журналистов на российскую повседневность...

Ключевые слова: повседневная жизнь, провинциальная журналистика, периодическая печать, юмористический альманах, публицистика, интеллигенция.

Особое место, как в столичной, так и в провинциальной периодике конца XIXначала XX века занимала сатирическая пресса...

Материальное благосостояние сельского ветеринарного...

Материальное благосостояние сельского ветеринарного персонала Западной Сибири в конце XIXначале ХХ в. Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце XIXначале XX века.