Семантическая общность древнего искусства: от палеолита до уральских писаниц | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Археология

Опубликовано в

II международная научная конференция «История и археология» (Пермь, май 2014)

Дата публикации: 29.04.2014

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Карелин В. Г. Семантическая общность древнего искусства: от палеолита до уральских писаниц [Текст] // История и археология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/117/5581/ (дата обращения: 20.08.2018).

«Весь мир смотрит на то, на что смотрю я, но никто не видит того, что я вижу»

Ламенис

Около полутора веков прошло с того времени, когда Marcelino de Sautuola впервые открыл пещерную живопись в Альтамире. За время, прошедшее со дня открытия палеолитического искусства, в Западной Европе обнаружено более 300 пещер с различными изображениями. Найдены артефакты искусства каменного века трех форм: рисунки, гравировки, рельефная скульптура. При этом произведения палеолитического искусства обнаружены как в темных пещерах, так и на открытом воздухе (под освещенными скальными навесами). Установлено, что тематика изображений в пещерах и освещенных местах одинакова. Проблеме интерпретации значения и смысла изображений искусства каменного века посвящены многочисленные публикации. Высказаны более десятка гипотез смысла палеолитического искусства (эстетическое удовольствие, тотетизм, охотничья магия, фетишизм, анимизм, культ предков, нейропсихология и др.

На фоне обилия конкретных описательных материалов древнекаменного искусства и упомянутых гипотез у ряда исследователей звучат пессимистические высказывания. Ларичев В. Е. отмечает, что постичь содержательную сторону образов искусства каменного века «никак не удается» и не предложено «ничего достойного внимания». Clottes J. утверждает, что «бесполезно искать смысл в древнекаменном искусстве». Jonson P. однозначно пишет о том, что цель мадленского искусства «мы не знаем, и мы никогда не узнаем».

Тем не менее, некоторые исследователи предложили, думается, весьма перспективную идею о возможной роли пещерной живописи как коммуникативной системы. Leroi-Gourhan A. высказал гипотезу о том, что изображения животных в пещерах были не просто образами реальных животных, но и символами некоторых идей, сформулированных человеком каменного века. По его мнению организация изображений в пещерах представляет четко оформленную семантическую систему, предназначенную для коммуникации между людьми палеолита [1]. Sauvet G. считал, что палеолитическое искусство является знаковой системой, своего рода языком, который служил для коммуникации между людьми посредством своеобразного визуального канала, отличного от обычной речи [2]. Однако, упомянутые авторы не смогли раскрыть конкретные коды и содержательные формы декларируемой ими коммуникационной системы, ограничившись общими соображениями о религиозных обрядах, проводимых в пещерах, и записи мифов (мифографии) в форме образов искусства.

Ранее в нашей работе [3] было показано, что в период неолита на Среднем и Южном Урале функционировала знаковая система на писаницах (рисунки, исполненные охрой на прибрежных скалах), которая в виде знаков содержала информацию об удобных местах переходов из долины одной реки в другую, соседнюю, через перевальный участок, их разделяющий. При этом значительно сокращалось расстояние в направлении север юг вдоль Уральского хребта с использованием таких перевальных участок по сравнению с маршрутом, проложенным по соседним рекам единой речной системы. Таким образом на Урале в неолитическое время древний человек использовал своеобразную путеуказательную знаковую визуальную коммуникативную систему, элементы которой являлись маркерами, указателями при передвижении в пространстве. Более того, в другой нашей работе [4] комплексная визуальная фигура, состоящая из полутора десятка знаков и расположенная на писанице на скале «Двуглазый Камень» на реке Нейва, идентифицирована как древняя схема (карта) верховьев реки Нейва.

Естественно возникает вопрос: была ли такая система писаниц изобретением уральского человека или она (система) была привнесена из далеких краев и из глубоких времен палеолита? Была ли уральская знаковая система лишь модификацией какой-то более ранней системы? Ответ на последний вопрос — положительный, по следующим обстоятельствам. В обоих системах использовались одинаковые материалы для нанесения изображений на однотипные каменные (скальные) места. И там и тут элементами изображений являлись животные, знаки и человек. В западно-европейском палеолите фигурирует ряд животных: мамонт, бизон, лошадь, олень, тур, носорог, лев, медведь и др. В уральском неолите на писаницах встречается меньшее количество животных — мамонт, олень, медведь, утка и др. На Урале широко использовались знаки в форме треугольника в виде нескольких модификаций. Два соприкасающихся треугольника, с основаниями расположенными на общей линии, визуально символизировали две горы и понижение (перевал), расположенный между ними. Простой треугольник с дополнительными линиями, треугольник без основания (в виде углообразного знака) также являлись на писаницах символом перевала. Знаки в виде треугольника и в форме углообразного знака имеют место и в искусстве палеолита. Криволинейные знаки в форме дуг с изгибом, расположенным в верхней или нижней части дуги, встречаются и в западно-европейском искусстве палеолита и на уральских неолитических писаницах. На последних знаки в виде дуг символизировали направление движения от писаницы в сторону перевала. Знак в виде дуги с изгибом, расположенным в верхней части дуги, символизировал южное направление (в сторону максимально высокого положения солнца при его движении по дневной солнечной дуге). Знак в виде дуги, с изгибом, расположенным в нижней части дуги, символизировал северное направление (в сторону, противоположную предыдущему знаку). Пара таких знаков составляли бинарную оппозицию. И в западно-европейском искусстве и на уральских писаницах встречаются немногочисленные изображения человека. При этом в обоих случаях человек изображался в упрощенном геометризованном схематическом виде, без морфологических особенностей.

На основании вышеизложенного можно высказать следующее общее соображение.

Западно-европейское палеолетическое искусство и уральские писаницы имеют не малое число совпадающих элементов изобразительных систем. Поэтому можно предположить, что палеолитическое искусство было также коммуникативной системой, служащей для передачи информации с рекомендациями о перемещении в пространстве.

Рассмотрим далее элементы изобразительной системы западно-европейского палеолитического искусства с точки зрения высказанного предположения о коммуникативной информации о передвижении в пространстве.

Среди образов животных в искусстве палеолита наиболее интригующим является мамонт. Наши длительные рассуждения о том, какой элемент или комплекс элементов в изображении мамонта мог быть наиболее информативным, привел нас к мысли о том, что таким элементом является линия седловины между затылком головы и горбом спины мамонта. В этой линии человек эпохи палеолита увидел визуальное сходство с географическим комплексом — перевал, расположенный между двумя горами. В образном восприятии окружающего мира мышление древнего человека совместило указанный географический комплекс (перевал) по подобию с частью абриса верхней линии головы — спины мамонта, в результате чего мамонт стал восприниматься символом перевального участка, «говорящим» о том, что от места изображения мамонта следует направиться к перевалу.

Можно полагать, что аналогичный способ — вычленение характерной части абриса животного по подобию с каким-либо предметом или понятием окружающего мира — человек эпохи палеолита использовал и в изображении других животных.

Характерная линия горба бизона древнему человеку показалась подобной дугообразной линии дневного движения солнца по небосводу и стала восприниматься как южное направление движения на перевал. А само изображение бизона стало символизировать именно южное направление. Весьма характерной частью лошади является ее голова, ориентированная вниз. Нижняя линия морды лошади представляет собою кривую линию в виде дуги, изгиб которой расположен в нижней части. В восприятии древнего человека такая линия была противоположной линии горба бизона. И тогда эта линия морды лошади стала символизировать направление противоположное линии движении солнца по дневному небосводу — то есть северное направление. А собственно изображение лошади стало символом северного направления.

Из сказанного видно, что центром символического содержания, выражаемого фигурами вышеуказанных животных, были отдельные части тела таких животных: у мамонта седловина между головой и горбом, у бизона — горб на спине, у лошади — морда. Поэтому, естественно, со временем, вместо полной фигуры этих животных стали изображать только те части тела, которые и несли символическое содержание животных. Так, например, вместо полной фигуры мамонта стали изображаться: 1. линия хобот-голова-спина (Юшар, Комбарель II, Фон-де-Гом, Кавэй а Куз), 2. линия хобот-голова (Труа Фрер, Руффиньяк), 3. линия голова-спина (Улен). Вместо полной фигуры бизона стали изображаться: 1. передняя часть (Марсеулас), 2. голова бизона (Пеш-Мерль, Ляско), 3. голова и горб бизона (Бернифаль). Вместо полной фигуры лошади стали изображаться: 1. передняя часть лошади (Портель), 2. голова и верхняя часть туловища лошади (Рокамадур), 3. только одна голова (Пеш-Мерль, Ляско) и иногда несколько голов лошадей (Гаргас — 2, Шове — 4, Хаувет — 4). Как следует из описанного достаточно было отразить главный смысловой элемент фигуры животного, а остальные детали тела животного уже не имели существенного значения.

Логично предположить, что совместное изображение мамонта и лошади или мамонта и бизона, будет составлять законченное информационное сообщение: «перевал на севере» или «перевал на юге». Таких примеров в палеолитическом искусстве Франции находится немалое количество. Прежде всего, отметим сочетание пары «мамонт-лошадь» в искусстве малых форм, по материалам Абрамовой З. А. [5]. На длинном навесе Ложери-От, расположенном на правом берегу реки Везер, была найдена плоская плитка известняка, на одной стороне которой нанесена гравюра двух силуэтов мамонтов, наложенных одна на другую, а на другой стороне плитки — голова лошади. Среди сотни гравированных плакеток, плиток и блоков известняка, найденных при раскопках грота Ла Марш, найден блок известняка, на котором находится гравировка целой фигуры мамонта и на той же плоскости около хобота мамонта изображена голова лошади. На скальном навесе Ла Коломбьер найдена галька, на одной стороне которой выгравирован силуэт лошади, а на другой стороне — почти полная фигура мамонта. В этих случаях изображение пары животных (мамонт — лошадь) имеет одинаковое символическое содержание: «перевал — север».

Изображения пары «мамонт — лошадь» часто встречаются в пещерном настенном искусстве: примеры приводятся по материалам Абрамовой З. А. [6]. Имеют место следующие комбинации:

-        лошадь расположена по отношению к мамонту рядом (Плакард, Комбарель I, Пижонье), под мамонтом (Фон-де-Гом) и над мамонтом (Комбарель I);

-        две лошади расположены под мамонтом (Бернифаль) или рядом с мамонтом (Майенна-Сьянс);

-        лошадь находится рядом с двумя мамонтами (Дез-Увертюр);

-        лошадь изображена между двумя мамонтами (Кавэй и Куз);

-        и самый любопытный вариант: лошадь изображена непосредственно на теле мамонта (Фон-де-Гом, Комбарель I, Арси-сюр-Кюр).

Во всех названных случаях, особенно в последнем, пара животных «мамонт-лошадь» символически передает визуальный смысл — «перевал-север».

Аналогичные примеры имеются и для пары «мамонт-бизон»:

-        мамонт и рядом голова бизона (Бернифаль);

-        бизон расположен под или над одним или двумя мамонтами (Руффиньяк, Фон-де-Гом, Бернифаль);

-        между двумя бизонами изображен мамонт (Фон-де-Гом);

-        и самый любопытный вариант: совмещение изображений мамонта и бизона (Рок аукс Сорсирс, Фон-де-Гом, Комбарель I, Дез-Увертюр).

В этих вариантах пара животных «мамонт-бизон» отражают символический смысл — «перевал-юг».

Не вызывает сомнения, что коммуникативная система с использованием изображений животных во времени совершенствовалась. Появились рисунки других животных: носорог (был символом крутого островершинного пика), олень, медведь, и др. Со временем появились знаки. Интересен тот факт, что знаки оказались нанесенными непосредственно на фигуру животного. Так, например, в пещере Руффиньяк на изображении мамонта нанесены знаки: треугольник («глаз»), дуга с верхним изгибом («бровь» и на холке мамонта). Вероятно эти знаки могли быть нанесены позднее на уже существующее изображение мамонта.

В заключении еще одно соображение. Большинство пещер с рисунками во французском департаменте Дордонь расположены по склонам Центрального массива, представляющего систему известняковых плоскогорий с отдельными высокими горами. Район изобилует скалами, в большинстве случаев имеющими вид серии пластов с вертикальными расщелинами. Именно такие скалы древний человек, вероятно, и изображал в виде знаков, которые ныне исследователи именуют тектиформами. Такие знаки помогали отыскивать конкретные места при передвижении по местности.

Изложенную выше гипотезу о коммуникативной форме палеолитического искусства в виде символического содержания, передающего информацию о путях и направлениях перемещения древнего человека в пространстве, целесообразно принять для дальнейших проработок.

Литература:

1.      Leroi-Gourhan A. Prehistoire de l'art occidental. Paris: Mazenod.1965. 480р.

2.      Sauvet G. La communication graphique paleolithque // Antropologie. 1988. Т.92. № 1. Р. 3–15.

3.      Карелин В. Г. Путеводная гипотеза семантики уральских писаниц // Наскальное искусство в современном обществе. Т.2.Кемерово:2012. С.37–44.

4.      Карелин В. Г. Каменная «картосхема» верховьев реки Нейвы // Девятые Татищевские чтения. Екатеринбург. 2012. с.329–334.

5.      Абрамова З. А. Каталог изображений мамонта в европейском палеолитическом искусстве малых форм // Strarum plus, В эпоху мамонтов. № 1. 2003–2004. С.23–67.

6.      Абрамова З. А. Каталог изображений мамонта в палеолитическом настенном искусстве Европы // Strarum plus, В эпоху мамонтов. № 1. 2003–2004. С.68–113.

Основные термины (генерируются автоматически): древний человек, палеолитическое искусство, мамонт, знак, каменный век, лошадь, вид дуги, коммуникативная система, животное, северное направление.

Похожие статьи

Исполины древностимамонты

В наш век развитой науки и технического прогресса человечество стремится заглянуть не только в будущее, но и при помощи достижений современной науки

Цельнастоящей работы: изучение истории уникальных находок останков древних животныхмамонтов.

Визуальный язык картографии: эволюция графического образа...

Эволюция визуальных характеристик коммуникативных знаков...

Так, уже в Древней Греции (II век до н. э.) был известен шифр. Несмотря на значительные различия, все семиотические системы объединяются понятием «знак» — материальный объект с.

Орнамент — один из древних видов искусства

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита.

Изобразительный орнамент включает в себя конкретный рисунок человека, животных, растений

Все виды вышеперечисленных знаков традиционного орнамента несут в себе определённую информацию.

История появления мезенской росписи. Загадки народного...

Орнамент — один из древних видов искусства | Статья в журнале...

Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного

Для азиатских культур древности и средних веков характерным видом орнамента были арабеск.

История возникновения орнамента

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира.

За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды

Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в...

Использование памятников археологии в организации...

Отмечает то, что с одной стороны трудности эти вызваны отсутствием у учащихся системы представлений о древней и

В пещерах комплекса обнаружены орудия труда и предметы быта людей каменного и бронзовых веков, оружие и украшения, черепки керамических сосудов.

Глиптика и сфрагистика Древней Маргианы бронзового века

Искусство бронзового века особое явление в развитии общечеловеческой культуры.

Культ неба и небесных тел занимает важное место в системе древних верований.

Эта главная тема встречается и на каменных амулетах, и на медно-бронзовых печатях.

История обско-угорских народов в контексте многообразия культур

Время появления первых людей на севере Западной Сибири — одна из нерешенных проблем древнейшей истории.

Из представителей животного мира были мамонт, шерстистый носорог, бизон, северный олень, лошадь и сайгак, пещерный медведь, тигролев, гиена.

Сравнительный анализ культур Востока и Запада | Молодой ученый

С древних времен люди и ученые сравнивали культуру Востока и культуру Запада.

Различные виды искусства синтезируются, “перетекают” один в другой.

Новые веяния гармонично встраиваются в существующую систему.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Исполины древностимамонты

В наш век развитой науки и технического прогресса человечество стремится заглянуть не только в будущее, но и при помощи достижений современной науки

Цельнастоящей работы: изучение истории уникальных находок останков древних животныхмамонтов.

Визуальный язык картографии: эволюция графического образа...

Эволюция визуальных характеристик коммуникативных знаков...

Так, уже в Древней Греции (II век до н. э.) был известен шифр. Несмотря на значительные различия, все семиотические системы объединяются понятием «знак» — материальный объект с.

Орнамент — один из древних видов искусства

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита.

Изобразительный орнамент включает в себя конкретный рисунок человека, животных, растений

Все виды вышеперечисленных знаков традиционного орнамента несут в себе определённую информацию.

История появления мезенской росписи. Загадки народного...

Орнамент — один из древних видов искусства | Статья в журнале...

Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного

Для азиатских культур древности и средних веков характерным видом орнамента были арабеск.

История возникновения орнамента

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира.

За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды

Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в...

Использование памятников археологии в организации...

Отмечает то, что с одной стороны трудности эти вызваны отсутствием у учащихся системы представлений о древней и

В пещерах комплекса обнаружены орудия труда и предметы быта людей каменного и бронзовых веков, оружие и украшения, черепки керамических сосудов.

Глиптика и сфрагистика Древней Маргианы бронзового века

Искусство бронзового века особое явление в развитии общечеловеческой культуры.

Культ неба и небесных тел занимает важное место в системе древних верований.

Эта главная тема встречается и на каменных амулетах, и на медно-бронзовых печатях.

История обско-угорских народов в контексте многообразия культур

Время появления первых людей на севере Западной Сибири — одна из нерешенных проблем древнейшей истории.

Из представителей животного мира были мамонт, шерстистый носорог, бизон, северный олень, лошадь и сайгак, пещерный медведь, тигролев, гиена.

Сравнительный анализ культур Востока и Запада | Молодой ученый

С древних времен люди и ученые сравнивали культуру Востока и культуру Запада.

Различные виды искусства синтезируются, “перетекают” один в другой.

Новые веяния гармонично встраиваются в существующую систему.

Задать вопрос