Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)

Дата публикации: 02.06.2014

Статья просмотрена: 9343 раза

Библиографическое описание:

Осипова, Е. С. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов / Е. С. Осипова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5748/ (дата обращения: 19.04.2024).

Статья дает понять, какое влияние оказывает начисление и уплата региональных налогов и сборов на экономическое обеспечение субъекта, за счет каких источников формируются доходы регионального бюджета, применение особого льготного режима.

Ключевые слова: налогообложение, налоговые льготы, особая экономическая зона, налоговая модель.

Региональные налоги непосредственно влияют как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан и играет не последнюю роль в формировании доходной части регионального бюджета. Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования исчисления и уплаты данных налогов является важнейшим элементом налогового законодательства.

Рост российской экономики напрямую зависит от развития регионов. Главным качественным показателем эффективности развития региона в целом — является улучшение социального развития региона.

Социально-экономическое положение регионов во многом зависит от географического положения территорий, наличия природных и трудовых ресурсов, отраслевой структуры производства. При отсутствии или недостатке ресурсов в регионе обеспечить достойное проживание граждан на территории возможно в основном за счет развития производства.

Региональная налоговая система является составной частью общегосударственной налоговой модели. Они генетически и структурно связаны между собой. Но региональная система налогообложения привязана к потребностям обслуживаемого региона и его производственно-финансовому потенциалу.

Экономический рост и наращивание темпов производства в регионах является источником удовлетворения многообразных потребностей населения, помимо имеющегося природно-ресурсного потенциала субъекта, а с помощью системы налогообложения возможно осуществить распределение имеющегося и произведенного народного богатства. Поэтому от содержания региональной налоговой политики зависят во многом масштабы производимых материальных благ в регионах, инвестиционная и предпринимательская активность, сокращение или рост занятости, уровень доходов или качество жизни населения, а также возможность развития непроизводственной и социальной сфер территорий.

Каждый вид налогового платежа был закреплен за бюджетом определенного уровня. Это разделение действует и в настоящее время.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений [5,с.6].

Региональные налоги аккумулируются в региональных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций. Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди которых следующие:

-          закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т. д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений;

-          аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня;

-          часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть «местных средств», по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная);

-          выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней;

-          самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т. е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов [5,с.12].

В Российской Федерации доля региональных налогов в формировании бюджетов субъектов РФ незначительна, формирование указанных бюджетов во многом определяется отчислениями от федеральных налогов (таблица 1).

Таблица 1

Структура поступлений основных администрируемых доходов по уровням бюджета РФ за январь-ноябрь 2013 года

Администрируемые доходы

Поступило в консолидированный бюджет РФ

В том числе

Млн. руб.

В % к соответствующему периоду предыдущего года

В федеральный бюджет

В консолидированный бюджет Самарской области

Млн. руб.

В % к соответствующему периоду предыдущего года

Млн. руб.

В % к соответствующему периоду предыдущего года

Всего поступило доходов

261 404,1

101,7

124 137,4

103,2

137 266,7

100,3

Налог на прибыль

38 686,1

85,4

4 529,2

122,5

34 156,9

82,1

НДФЛ

39 197,0

112,1

Х

Х

39 197,0

112,1

НДС

50 026,2

100,0

50 026,2

100,0

Х

Х

Акцизы

53 314,8

111,1

13 937,7

131,8

39 377,1

105,3

Налог на имущество физических лиц

367,9

132,3

Х

Х

367,9

132,3

Налог на имущество организаций

12 625,2

109,6

Х

Х

12 625,2

109,6

Транспортный налог

2 265,6

113,4

Х

Х

2 265,6

113,4

Земельный налог

4 776,0

107,3

Х

Х

4 776,0

107,3

НДПИ

55 168,4

100,0

55 097,6

100,0

70,8

128,9

Остальные налоги и сборы

4 971,0

92,0

546,7

62,6

4 424,3

97,7

Учитывая незначительную долю региональных налогов в общей структуре налоговых доходов и заинтересованность регионов в увеличении налоговой базы по федеральным налогам, субъекты Федерации в настоящее время вступают в конкурентные отношения с федеральным центром за соответствующую базу того или иного налога, что является негативным проявлением бюджетной централизации.

Именно в ходе бюджетного планирования в РФ устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.

Сегодня уровень доходов региональных бюджетов находиться в прямой зависимости от положений федерального законодательства, которое направлено на централизацию финансовых ресурсов на федеральный уровень. При этом особенность доходной части региональных бюджетов — высокая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов. Преобладающая часть региональных и местных налогов занимают имущественные налоги. Они целенаправленно не включаются в систему федеральных налогов, поскольку объем налоговых доходов, мобилизуемых в процессе налогообложения объектов имущества, значительно проигрывает по сравнению с налоговыми поступлениями от обложения выручки, дохода (прибыли) или операции по реализации. Поэтому возникает диспозиция, вследствие которой основными собственными налоговыми доходами субъекта, являются налоги, взимаемые с имущества.

Региональные власти заинтересованы в предложении привлекательных налоговых условий для потенциальных инвесторов, так как это связано с созданием новых рабочих мест и расширением источников налоговых поступлений в местный бюджет, что положительно будет сказываться на социальной обеспеченности граждан. Таким образом, устанавливая различные региональные ставки налогов и региональные льготы субъекты создают возможность налоговой конкуренции между собой за инвестиции.

В ряде регионов созданы специальные экономические зоны, в которых действует особый льготный налоговый режим.

Так, например, в Самарской области на территории муниципального района Ставропольский в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 621 от 12 августа 2010 года создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти».

На первые 5 лет резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного и транспортного налогов. Налог на имущество составит 0 % в течение первых 10 лет. Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Самарской области, для резидентов ОЭЗ «Тольятти» снижена до 0 % и будет действительна до конца 2018 года с последующим постепенным увеличением [4].

Так же в Тольятти создан инновационный бизнес-инкубатор, который должен обеспечить благоприятные условия для развития инновационного предпринимательства в сфере автомобилестроения и машиностроения.

Эффективность бюджетных доходов возрастает с увеличением степени децентрализации вследствие того, что на конкретной территории предпринимается больше усилий при мобилизации своих собственных доходов, чем при сборе налогов исключительно для правительства.

Решение этого вопроса лежит в области совершенствования налогового законодательства. Необходима фискальная децентрализация, то есть наделение количественно и качественно налоговыми полномочиями субъектов. Наличие большого количества собственных доходных источников и прав по управлению ими, при их незначительной роли, не позволяет говорить о финансовой независимости бюджетов субъектов РФ [3].

Для улучшения финансового положения субъектов РФ, обеспечения устойчивого экономического роста нужно:

-          совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства РФ в области расширения фискальных полномочий региональных органов;

-          увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ (по региональным налогам необходимо установить ставки в пределах интервала, определенного в соответствии с федеральным законодательством, причем, если ставка не установлена, она взимается по максимальному интервалу; именно такой механизм стимулирует региональные власти проводить оптимальную бюджетную политику; целесообразно закрепить на федеральном уровне социальный перечень льгот (пенсионерам по старости, всем категориям инвалидов, общественным организациям инвалидов, участникам Великой Отечественной войны и др.), который может быть только расширен регионом с учетом финансового положения субъекта РФ за счет собственных доходов. Установление перечня льгот, учитывающих специфику регионального развития и способствующих улучшению бизнес-климата в регионе, и их отмену необходимо рассматривать как компетенцию региональных властей; финансирование указанных льгот также должно осуществляться за счет собственных доходных источников; тем самым, повышая заинтересованность региональных властей в развитии экономики, привлечении инвестиций, размещении на территории субъекта РФ производственных комплексов. При этом указанная выше компетенция по установлению и отмене перечня льгот должна определяться федеральным законодательством, а сам перечень — законами субъектов Российской Федерации о налогах;

-          во избежание значительного снижения уровня финансовой обеспеченности регионов необходимо закрепить нормами федерального законодательства ограничения на предоставление налоговых льгот в денежном выражении в зависимости от размера соответствующего регионального бюджета).

Основной принцип построения финансовых отношений, включая налоговые, в регионах должен сводиться к реализации органической связи с развитием производства продукции (работ, услуг), с активностью предпринимательской деятельности, т. е. опосредованному налоговому воздействию на поведение субъектов хозяйствования.

На формирование финансовой базы регионов оказывают негативное влияние процессы, происходящие в экономике страны: снижение темпов производства, низкая рентабельность многих отраслей и производств (за исключением сырьевых отраслей), значительная доля убыточных предприятий, неплатежи предприятий, дебиторская задолженность, что приводит к налоговой задолженности. Динамика налоговой задолженности также характеризует эффективность налоговой модели, т. е. чем больше задолженность, тем больше проблем в этой сфере, и она нуждается в реформировании [7, с.9].

Социально-экономические условия в России привели к необходимости ориентации налогово-бюджетной политики не только на фискальные цели, но и на решение задач, обеспечивающих стабильный экономический рост, базирующейся прежде всего на росте производства, инновационный процесс и социальную ориентацию экономики путем постепенного снижения налогового бремени в реальном секторе экономики, создание стимулов инвестиционной активности, благоприятствование предпринимательской деятельности, социально-справедливое налогообложение доходов граждан. Финансовые, в том числе налоговые, отношения в регионах должны быть органически увязаны с производственно-инвестиционным потенциалом территорий, что формирует созидательный импульс для регионального социально-экономического развития.

Региональная финансовая политика является частью социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях региональной финансовой системы и выполнению социально-экономических программ развития, ставящая своей целью достижение экономического благополучия данной территории

Осуществляя налоговую политику в пределах своих полномочий, региональные власти могут оказывать поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, осуществление которых позволяет решать проблемы социально-экономического и финансового развития субъекта федерации.

Проведение продуманной налоговой политики является одним из необходимых условий достижения экономического роста, так как непосредственно влияет на экономическую активность хозяйствующих субъектов. Стимулирование экономической активности должно привести, с одной стороны, к росту налоговых доходов бюджета, с другой — к увеличению объема негосударственных инвестиций, что позволит решить ряд социально-экономических задач, стоящих перед регионом.

В этой связи налоговая политика, проводимая региональными органами власти, местным самоуправлением, является одним из инструментов достижения устойчивого экономического роста.

Литература:

1.         Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2.         Налоговый кодекс РФ (с изменениями и дополнениями).

3.         Федеральный закон от 27.07.2006г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть 1 и часть 2 НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

4.         Постановление Правительства Российской Федерации № 621 от 12 августа 2010 года

5.         Прохорова, Н. А. Использование экономико-юридической информации при различных формах контроля [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. — 2011.- № 15. — С. 157–164.

6.         Прохорова, Н. А. К вопросу об определении сущности налогового риска [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013.-№ 5 (31). — С. 118–121.

7.         Прохорова, Н. А. Проблемы взаимодействия бухгалтерского учета и налогового учета [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова //Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 10.-№ 3. — С. 50–58.

Основные термины (генерируются автоматически): налог, доход, бюджет, региональный бюджет, Российская Федерация, Самарская область, соответствующий период, доходная часть, налоговая задолженность, налоговая модель.

Ключевые слова

налоговые льготы, налогообложение, особая экономическая зона, налоговая модель., налоговая модель

Похожие статьи

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской...

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет.

Налоговые поступления как источник доходной части бюджета... К ним относятся имущественные налоги, налог на...

Резервы роста налоговых доходов региона | Статья в журнале...

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной... Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет, Россия, федеральный бюджет, бюджетная система, налоговая система, уплата налогов.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет.

Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов.

Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов...

Ключевые слова: налоги, государственный бюджет, корреляционно-регрессионный анализ, доходы Российской Федерации. Основное звено финансовой системы — государственный бюджет, объединяющий все финансовые категории.

Значение налога на доходы физических лиц в формировании...

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет. Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета...

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

налоговая политика, бюджетная политика, муниципальное образование, местный бюджет, Российская Федерация, направление, региональный уровень, сельское поселение, Ивановская область, бюджетная система. К вопросу о роли местных бюджетов в...

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

налогообложение, местные налоги, налоговая система, бюджет, доходы бюджета, налоговая политика. Формирование доходной базы местного бюджета (на примере бюджета Суджанского района Курской области).

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской...

Состав налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016гг. [1,2] в млрд. руб.

федеральный бюджет, трлн рублей, Российская Федерация, Резервный фонд, расходная часть, оптимизация расходов, достижение сбалансированности, внутренний рынок...

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет.

Похожие статьи

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской...

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет.

Налоговые поступления как источник доходной части бюджета... К ним относятся имущественные налоги, налог на...

Резервы роста налоговых доходов региона | Статья в журнале...

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной... Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет, Россия, федеральный бюджет, бюджетная система, налоговая система, уплата налогов.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет.

Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов.

Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов...

Ключевые слова: налоги, государственный бюджет, корреляционно-регрессионный анализ, доходы Российской Федерации. Основное звено финансовой системы — государственный бюджет, объединяющий все финансовые категории.

Значение налога на доходы физических лиц в формировании...

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет. Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета...

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

налоговая политика, бюджетная политика, муниципальное образование, местный бюджет, Российская Федерация, направление, региональный уровень, сельское поселение, Ивановская область, бюджетная система. К вопросу о роли местных бюджетов в...

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

налогообложение, местные налоги, налоговая система, бюджет, доходы бюджета, налоговая политика. Формирование доходной базы местного бюджета (на примере бюджета Суджанского района Курской области).

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской...

Состав налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016гг. [1,2] в млрд. руб.

федеральный бюджет, трлн рублей, Российская Федерация, Резервный фонд, расходная часть, оптимизация расходов, достижение сбалансированности, внутренний рынок...

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет.