Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Реформирование подоходного налога

9. Финансы, деньги и кредит
03.04.2014
32
Поделиться
Библиографическое описание
Кордюкова, В. А. Реформирование подоходного налога / В. А. Кордюкова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/94/5475/.

Подоходный налог — необходимое финансовое бремя, отягощающее каждого из нас, но социально-экономическая целесообразность которого общепризнана. Однако многие все же задаются вопросом: почему регулярно нужно отдавать часть заработанных собственным трудом денег в некую общую копилку? Но так называемая “копилка” — бюджет государства, олицетворяющий существенную сторону его финансового состояния. Чем она полнее, тем меньше нерешенных проблем в сфере здравоохранения, образования, обороноспособности, поддержки нетрудоспособных граждан, борьбы с преступностью. Подавляющий вес в формировании доходной части бюджета большинства стран мира имеют налоговые поступления. Налогообложение — даже более древний институт, чем деньги. Налоги воплощают в себе экономически выраженное существование государства, его хозяйственные потребности и общественные интересы. Социально-экономическое содержание дани, подати, налога заключается в том, что податные слои общества отдают часть созданного ими продукта в единую “корзину” для последующего общественно необходимого распределения и использования. По своей сути налоги как инструмент хозяйственной политики играют двоякую роль, выступая, с одной стороны, как источник дохода государства, а с другой — как мощный регулятор определенных хозяйственных и общественных отношений. Изменение ставки налогообложения может стимулировать или, наоборот, тормозить те или иные процессы, происходящие в обществе и во всех секторах экономики, включая денежно-кредитный [2, с.51].

Подоходный налог — прямой налог, уплачиваемый налогоплательщиками из своего дохода в государственный бюджет в порядке и размерах, установленных соответствующим законодательством. На протяжении последних пяти лет примерно десятую часть доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь составляет именно подоходный налог с физических лиц. При этом в экономически более развитых странах ОЭСР доля подоходного налога в бюджете в два-три раза весомее. Вместе с тем история изымания части средств (либо их товарного, трудового эквивалента), заработанных и созданных человеком, имеет давнюю и неоднозначную, иногда даже совершенно несправедливую историю.

До недавнего времени с 2010 года налог взимался в соответствии с прогрессивной шкалой налоговых ставок у источника дохода. В свое время введение прогрессивной шкалы мотивировалось принципом справедливости подоходного налогообложения: высокие доходы следует облагать налогом по более высоким ставкам, а малооплачиваемые слои населения должны платить в казну по относительно низким ставкам. Таким образом, назрела необходимость реформирования подоходного налога на основе пересмотра его ставок.

Решить эту задачу можно по-разному. Прогрессивность подоходного налогообложения при применении единой ставки достигается, во-первых, за счет того, что даже при одинаковых ставках для различных доходов сумма уплачиваемого налога всегда будет значительно большей для крупных доходов (например, при ставке 10 % сумма налога с 1 млн. Br составляет 100 тыс. Br, а с дохода в 100 тыс. Br — 10 тыс. Br), во-вторых, при помощи установления необлагаемого минимума дохода с тем, чтобы вывести из-под налогообложения низкооплачиваемые слои населения.

Плоская ставка подоходного налога наиболее проста для применения. Фактически нет необходимости в ежегодной подаче налоговых деклараций и контроле за достоверностью указанных в них сведений. Отпадает и проблема неизбежного при прогрессивной шкале ставок постоянного нарастания сумм уплачиваемого налога с начала и до конца года. Единая ставка обеспечивает также и меньшее влияние налога на выбор экономических решений. В большинстве государств сегодня используется прогрессивная налоговая шкала, но существует тенденция снижения предельных налоговых ставок. Можно сказать, что на Западе единый налог не прижился [4].

Таблица 1

Единая ставка налога в некоторых постсоциалистических странах

Государство

Действующая ставка, %

Год введения плоской шкалы

Эстония

26

1994

Литва

33

1994

Латвия

25

1995

Россия

13

2001

Сербия

14

2003

Украина

15

2004

Словакия

19

2004

Грузия

12

2005

Существенным преимуществом подоходного налога перед другими налогами является то, что существует прямая зависимость между способностью индивида расходовать (сберегать) денежные средства и его личным долгом поддерживать государство. Подоходный налог является важным источником поступлений в бюджет в большинстве развитых стран мира. Это так же неизбежно и для стран с переходной экономикой после окончательного их перехода к рынку. Кроме того, подоходный налог играет роль своеобразного стабилизатора, т. к. в годы высоких доходов размер взимаемого налога больше, чем в годы низких доходов [1].

Таблица 2

Рейтинг стран по уровню ставок подоходного налога

Позиция

Страна

Ставка подоходного налога, %

1

Бельгия

54

2

Финляндия

46,6

3

Германия

45

4

Дания

44,4

5

Италия

43

6

Франция

40

Власти неоднократно на протяжении более 12 лет подтверждали незыблемость 13-процентной плоской шкалы. В «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», одобренных правительством РФ 30 мая 2013 года, в очередной раз было заявлено, что в долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 %.

Однако в ноябре 2013 года уже президент Владимир Путин не исключил перехода в будущем к прогрессивной шкале подоходного налогообложения. Такая шкала была названа «более справедливой», хотя до этого, казалось бы, очевидная «справедливость» руководством страны не признавалась. Так что в России введение прогрессивной шкалы подоходного налогообложения, что называется, «в тренде». И это не рядовая, а ключевая мера в усилении фискальной нагрузки на богатых.

Результаты анализа, проведенного в Минэкономики и МНС, показали, что только введение плоской шкалы ставок на уровне 12 % с одновременным увеличением вдвое стандартных налоговых вычетов является оптимальным. За счет двукратного увеличения стандартных налоговых вычетов часть плательщиков, доходы которых не превышают 250 тыс. Br в месяц, фактически освобождается от налогообложения. Соответственно существенно снижается средняя фактическая ставка изъятий (для низкооплачиваемых — с 7 до 5,3 %, для плательщиков, чьи доходы не превышают 1000 тыс. Br в месяц, — с 9,8 до 8,3 %, при плоской ставке в размере 12 %). С прекращением налоговых вычетов для доходов свыше 1000 тыс. Br за счет расширения налоговой базы по доходам, облагаемым единой ставкой, значительно увеличиваются суммы налогов с высоких доходов. В результате основную часть налоговых поступлений (около 90 %) обеспечат средне- и высокодоходные группы населения. Общие налоговые поступления при ставке 12 % возрастут на 3 %. Кроме того, появляются реальные стимулы для легализации высоких доходов и существенно упрощаются процедуры расчета и сбора налога. За счет легализации доходов можно ожидать дополнительного прироста поступлений подоходного налога не менее чем на 10–15 %.

Таблица 3

Ставки подоходного налога в РБ [3]

Размер налоговой ставки

Вид дохода

12 %

Все виды доходов, за исключением доходов, для которых Кодексом предусмотрены иные ставки налога

9 %

Доходы, полученные: — физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам); — индивидуальными предпринимателями — резидентами Парка высоких технологий; — физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам)

15 %

Доходы, полученные от осуществления предпринимательской (частной нотариальной) деятельности.

В России на следующий год после введения плоской шкалы ставок подоходного налога в основном в результате легализации доходов поступления возросли на 46 % в номинальном и на 26 % в реальном выражении. Такие же последствия имели аналогичные реформы ставок подоходного налога в Литве, Эстонии, Украине и других странах с переходной экономикой.

Подоходному налогу, однако, присущи некоторые недостатки. Во-первых, это довольно сложные правила определения суммарного дохода и высокие прямые и косвенные издержки, связанные с его расчетом и сбором. Во-вторых, налогоплательщики довольно чувствительны к изменениям в подоходном законодательстве. В-третьих, подоходный налог оказывает негативное влияние на сбережения.

Практика применения данного налога в ряде стран показывает, что из налогооблагаемого дохода зачастую вычитаются отчисления в пенсионный фонд, расходы на медицинские услуги и страхование жизни, расходы на перемену места жительства и образование. Также почти всегда существует определенный минимум, не облагаемый подоходным налогом, в том числе и на каждого несовершеннолетнего члена семьи.

В целом можно отметить, что налоговая система не должна находиться в статическом состоянии при динамическом развитии всей белорусской социально-экономической модели. Очевидно, что пространство для маневра в сфере реформирования подоходного налогообложения имеется.

Основными целями совершенствования белорусской системы налогообложения должны стать: увеличение доли подоходного налога в доходах консолидированного бюджета за счет эффективной шкалы, расширение налоговой базы за счет стимула к легализации ныне выплачиваемых “конвертных” зарплат, снижение налоговой ставки по доходам от вторичной деятельности, повышение размера необлагаемого минимума и, по мере возможностей, проведение так называемой налоговой амнистии для вывезенного частного капитала. Правила функционирования налоговой системы должны стать предельно ясными и однозначными, налоговое администрирование прозрачным и менее затратным.

В то же время на переходном этапе всеобщих экономических преобразований, на котором республика в настоящее время продолжает находиться, целесообразно наличие некоторых льгот, особых преференций и специальных нормативов в системе налогообложения для защиты малообеспеченных слоев населения, молодых и многодетных семей. Кроме того, развитие механизма подоходного налога и системы налогообложения в целом актуально в рамках совершенствования экономических отношений, обеспечивающих решение задач стабильного роста всех секторов экономики. Относительно денежно-кредитного сектора это необходимо, прежде всего, для укрепления его ресурсного потенциала и более эффективного распределения ресурсов.

Литература:

1.                  12 стран с самыми высокими и самыми низкими налогами [Электронный ресурс] / Журнал для руководителей нового поколения National Business. — Волгоград, 2014. — Режим доступа: http://www.nb34.ru/stati11/mir/76–12-stran-s-samymi-vysokimi-i-samymi-nizkimi-nalogami.html — Дата доступа: 29.03.2014.

2.                  Золотарев, И. Подоходный налог в Беларуси: эволюция и совершенствование/ И. Золотарев // Банковский вестник. — 2006. — № 22. — С. 51–54.

3.                  Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Ставки подоходного налога — Минск, 2014. — Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/stavki-podohodnogo-naloga/. — Дата доступа: 26.03.2014.

4.                  Плоская шкала для подоходного налога // Сайт журнала “Экономическая газета” [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://neg.by/publication/2008_09_23_10326.html.- Дата доступа: 24.03.2014 г.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный