Инновации в формировании стратегии информационного менеджмента на предприятии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Стороженко, В. В. Инновации в формировании стратегии информационного менеджмента на предприятии / В. В. Стороженко. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/94/5326/ (дата обращения: 19.04.2024).

Рассматриваются инновационные параметры, формирующие стратегию информационного менеджмента на предприятии.

Ключевые слова: стратегия информационного менеджмента на предприятии, инновации в стратегии информационного менеджмента.

Йозеф Шумпетер в начале 20-го века отметил, что обновление товаров, услуг и технологий становится главным инструментом конкуренции на локальных и глобальных рынках. К началу 21-го века ресурсы знаний и информационные ресурсы по значимости и стоимости стали более важными, чем материальные ресурсы. Сегодня мировая экономика стала новой экономикой знаний, информации и инноваций.

Международный опыт в сфере информационного менеджмента нашел свое отражение в CobiT (сокращение от Control Objectives for Information and Related Technology «Задачи информационных и смежных технологий»). CobiT разработан Ассоциацией по аудиту и контролю информационных систем (ISACA). ISACA — международная ассоциация, объединяющая профессионалов в области аудита информационных технологий (ИТ), ИТ — консалтинга, управления ИТ — рисками и информационной безопасности. Основной задачей ассоциации является разработка и формализация единых эффективных подходов к оценке и управлению ИТ — процессами и ИТ — системами. Организацией ISACA разработано и поддерживается четыре сертификации в области ИТ. Сертификация нацелена на профессионалов, занимающихся планированием, внедрением, поддержкой и улучшением системы информационного менеджмента в организациях.

CobiT представляет собой пакет открытых документов, около 40 международных и национальных стандартов и руководств в области управления информационными технологиями, аудита ИТ и безопасности ИТ. Создатели стандарта провели анализ и оценку и объединили лучшее из международных технических стандартов, стандартов управления качеством, аудиторской деятельности, а также из практических требований и опыта.

В CobiT детально описаны цели и принципы управления, объекты управления, чётко определены все ИТ — процессы компании и требования к ним, описан возможный инструментарий для их реализации. В описании ИТ — процессов приведены рекомендации по управлению ИТ — безопасностью. Кроме того, CobiT вводит целый ряд показателей для оценки эффективности реализации системы управления ИТ, которые часто используются аудиторами ИТ — систем. В их число входят показатели качества и стоимости обработки информации, характеристики её доставки получателю, показатели, относящиеся к субъективным аспектам обработки информации. Оцениваются показатели, описывающие соответствие компьютерной ИТ — системы принятым стандартам и требованиям, достоверность обрабатываемой в системе информации, её действенность, общепринятые показатели информационной безопасности.

Информационный менеджмент по CobiT можно представить в следующем ступенчатом виде: стратегии, политики, стандарты, процедуры. Стратегии выстраивают ИТ — процессы по бизнес-целям. Политики ИТ описывают методы достижения целей в рамках стратегий. Стандарты ИТ являются метриками для политик ИТ. Процедуры ИТ регламентируют работы для исполнителей. CobiT отвечает всем потребностям практики, сохраняя независимость от конкретных производителей, технологий и платформ.

Различные подходы к созданию стратегии и принципов формирования информационного менеджмента на предприятии рассматриваются авторами: Чараевым Г., Авдошиным С., Эриашвили Н., Проваловым В., Костровым А. Анализ данных работ позволяет сделать вывод о том, что авторы, во многом, не учитывают изменения внешней среды информационных технологий. Вместе с тем, современные изменения внешней среды информационных технологий приводят к необходимости изменить стратегию формирования информационного менеджмента на предприятии.

Развитие мобильных технологий привело к широкому распространению мобильных устройств (сотовые телефоны, смартфоны, ноутбуки, нетбуки, планшетные компьютере) и беспроводных технологий доступа к ресурсам сети Интернет (GPRS, 3G, 4G, Wi-Fi); у сотрудников предприятий появился доступ к мобильному контенту в любом месте и в любое время (электронная почта, информационные ресурсы, корпоративные приложения, мобильные платежи, интерактивные карты). Процесс глобализации и развитие сети Интернет привели к необходимости анализировать огромные массивы данных и визуализировать эти данные для получения воспринимаемых человеком результатов. В таблице 1 предложено описание новых параметров, формирующих стратегию информационного менеджмента на предприятии.

Таблица 1

Новые параметры, формирующие стратегию информационного менеджмента на предприятии

п/п

Название новых параметров, формирующих стратегию информационного менеджмента на предприятии

Описание новых параметров, формирующих стратегию информационного менеджмента на предприятии

1

Использование мобильных технологий

1.      Интеграция мобильных технологий в бизнес-процессы предприятия для ускорения обмена данными и получения конкурентных преимуществ:

-       обмен документами (Пример: Salesforce Collaboration Cloud позволяет удаленным сотрудникам обмениваться сообщениями, организовывать групповые обсуждения, обмениваться файлами);

-       интеграция стационарных, мобильных и VOIP систем связи для создания единой сети офисных и мобильных телефонов с короткой нумерацией (Пример: Fixed Mobile Convergence);

-       обеспечение безопасности данных посредством системы управления мобильными устройствами (Пример: Mobile Device Management), шифрования данных и использования виртуальной частной сети (Пример: Virtual Private Network);

2.      Виртуализация рабочих мест и облачные вычисления (Примеры: Windows Server AppFabric, Cloud Services Brokerage, Amazon Elastic Compute Cloud):

-       удаленные сотрудники получают доступ к корпоративным приложениям (Пример: Sales Cloud — CRM-система, которая позволяет специалистам по продажам компании-подписчика вести данные о потенциальных клиентах, выставлять им счета, проводить маркетинговые кампании, анализировать и сегментировать клиентскую базу);

-       информация предприятия хранится на внешних серверах и временно сохраняется на клиентских мобильных устройствах;

-       ресурсы одного сервера подразделяются на виртуальные машины с установленными на них приложениями, причем с ними могут работать одновременно многие пользователи;

3.      Аналитические системы на базе облачных технологий:

-       управление клиентским опытом (Пример: Customer Experience Management) — приложение, позволяющее компаниям анализировать поведение мобильного клиента в Сети на основе просмотра работы его мобильных приложений; статистический и поведенческий анализы сосредоточены на конечных мобильных пользователях при доступе к цифровым услугам с помощью их беспроводных устройств;

-       мониторинг социальных сетей на предмет упоминания бренда, компании, продуктов; анализ общественного мнения (Пример: Salesforce Social Marketing Cloud);

-       создание онлайн чата на сайте компании для записи в CRM данных клиента, которые он ввел в форму чата, и историю чата между посетителем и оператором для увеличения продаж за счет индивидуального подхода к клиенту (Пример: Salesforce Social Marketing Cloud с сервисом RusTalk);

2

Автоматизация процессов

1.      Автоматизация бизнес-процессов:

—   интеграция аудио, видео, GPS данных, поступающих с внешних мобильных устройств, в информационную инфраструктуру предприятия для отражения актуальной информации в бизнес-процессах предприятия в режиме реального времени;

—   создание мобильного офиса для руководителя для осуществления контроля и управления бизнес-процессами из любой точки мира в режиме реального времени с помощью процессно-ориентированных мобильных приложений;

2.      Интеллектуальные информационные системы управления контентом компании (Пример: платформа Metasonic Suite) обеспечивают безопасный доступ к большим объемам корпоративных данных, консолидацию корпоративных данных, анализ и удобное наглядное представление его результатов, включая:

—   построение хранилищ данных;

—   обработку запросов;

—   выпуск отчетов;

—   оперативный анализ данных (OLAP);

—   интеллектуальный анализ данных, включающий совокупность методов обнаружения в них ранее неизвестных, нетривиальных знаний для принятия решений (Data Mining);

—   поиск знаний в базах данных (Пример: Knowledge Discovery in Databases, KDD);

—   рассылку отчетов как внутри, так и вне организации;

—   возможность динамически связывать бизнес — объекты из одного источника, например, из одной базы данных с базами данных других источников.

3

Анализ и визуальное представление данных

1.      Фиксация событий.

2.      Управления данных (сортировка, объединение и разбиение наборов данных, преобразование, перекодировка и удаление переменных).

3.      Исследовательский анализ данных (Exploratory Data Analysis) и моделирование данных (нахождение зависимостей и тестирование гипотез).

4.      Визуальное кодирование данных (визуализация параметров данных: времени, пропорций, связей, иерархии; создание диаграмм).

5.      Большие данные или Big Data (методы обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов для получения воспринимаемых человеком результатов).

1.      6. Инфографика (визуализация соотношения предметов и фактов во времени и пространстве).

В настоящее время не только высокотехнологичные разработки, но и успешная операционная деятельность любых компаний зависит от показателей информационного менеджмента — конфиденциальности, целостности и доступности информации. Использование мобильных технологий и автоматизация бизнес-процессов обеспечивают быстрое получение данных и знаний, своевременный обмен ими, что необходимо для принятия верных управленческих решений. Визуальное представление данных позволяет руководителю предприятия работать с данных огромных объёмов, оперативно используя результаты очистки первичных данных, моделирования данных и тестирования гипотез.

Литература:

1.                   Официальный сайт «Международной организации по стандартизации (ИСО)». Режим доступа: http://www.iso.org (дата обращения: 20.02.2014).

2.                   Официальный сайт «Ассоциации по аудиту и контролю информационных систем». Режим доступа: http://www.isaca.org/knowledge-center/cobit/Pages/Overview.aspx (дата обращения: 20.02.2014).

3.                   Официальный сайт компании Salesforce.com. Режим доступа: http://www.salesforce.com (дата обращения: 03.03.2014).

4.                   Официальный сайт Роберта Кабакова. Режим доступа: http:// www.statmethods.net (дата обращения: 05.03.2014).

5.                   Чараев Г., Посевин Д., Организационно-информационный менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2013. 136 с.

6.                   Авдошин С., Песоцкая Е. Информатизация бизнеса. Управление рисками. М.: ДМК Пресс, 2011. 176 с.

7.                   Чараев Г., Эриашвили Н., Ординарцев И., Барикаев Е., Рассолов И., Васильева К., Ельчанинов М., Боярская И. Информационный менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2012. 360 с.

8.                   Провалов В. Информационные технологии управления. М.: Флинта, 2010. 376 с.

9.                   Костров А. Основы информационного менеджмента. М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. 528 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационный менеджмент, ISACA, данные, предприятие, стратегия, управление ИТ, визуальное представление данных, внешняя среда, информационная безопасность, реальное время.

Ключевые слова

стратегия информационного менеджмента на предприятии, инновации в стратегии информационного менеджмента

Похожие статьи

Архитектура информационной системы предприятий

информационная система, информационные технологии, менеджмент предприятия, архитектура ИС, клиент-сервер, система Intranet, OLAP.

Технология организации хранения данных в информационной... Ключевые слова: информационная система, ресурсы данных...

Значение обеспечения информационной безопасности...

Ключевые слова: информационная безопасность, бизнес, управление рисками, инновации, защита информации.

В настоящее время очень важно, чтобы стратегия обеспечения безопасности ориентировалась на приоритеты бизнеса и основывалась на современных...

Значимость информационных систем в деятельности...

Информационные системы занимают важное место при выделении данных из громадного потока различных информационных ресурсов о среде предприятия, как внутренней, так и внешней, что помогает повышать результативности работы в целом...

Факторы, влияющие на эффективность управления...

Ключевые слова: управление ИБ, Политика информационной безопасности, экономическое обоснование, внутренний аудит.

Ключевые слова: внешний аудит, внутренний аудит, экономическая безопасность предприятия, система внутреннего контроля.

Современные информационные системы для проведения...

Для этого рекомендуется внедрение информационной технологии обработки данных, которая будет достаточно гибкой, и сможет работать на основе выбранных программных продуктах, в зависимости от этапа стратегического анализа. Для анализа внешней среды, на наш взгляд...

Основы менеджмента в виртуальной бизнес-среде...

информационное общество, власть, управление, знание, внешняя среда, дальнейшее развитие, инновационный кластер, информационное манипулирование, меткое высказывание, общественная жизнь.

Менеджмент рисков информационной безопасности как...

Менеджмент риска информационной безопасности. информационная безопасность, уровень риска, процесс управления, риск, угроза, актив, таблица, уязвимость актива, таблица оценки ущерба, вероятность реализации...

Информационные технологии управления компанией...

Ключевые слова: управление, информационные технологии, менеджмент, хозяйственная деятельность, информационно-технологические системы.

Информационная среда расширяется, усложняются процессы, увеличивается сложность функционирования ИТ-систем...

Организации мониторинга функционирования корпоративных...

В классе систем управления информационной инфраструктурой различные ИТ-компании предлагают комплексные решения

Уровень оперативного мониторинга отвечает за получение в режиме реального времени данных о функционировании элементов ИТ-инфраструктуры...

Похожие статьи

Архитектура информационной системы предприятий

информационная система, информационные технологии, менеджмент предприятия, архитектура ИС, клиент-сервер, система Intranet, OLAP.

Технология организации хранения данных в информационной... Ключевые слова: информационная система, ресурсы данных...

Значение обеспечения информационной безопасности...

Ключевые слова: информационная безопасность, бизнес, управление рисками, инновации, защита информации.

В настоящее время очень важно, чтобы стратегия обеспечения безопасности ориентировалась на приоритеты бизнеса и основывалась на современных...

Значимость информационных систем в деятельности...

Информационные системы занимают важное место при выделении данных из громадного потока различных информационных ресурсов о среде предприятия, как внутренней, так и внешней, что помогает повышать результативности работы в целом...

Факторы, влияющие на эффективность управления...

Ключевые слова: управление ИБ, Политика информационной безопасности, экономическое обоснование, внутренний аудит.

Ключевые слова: внешний аудит, внутренний аудит, экономическая безопасность предприятия, система внутреннего контроля.

Современные информационные системы для проведения...

Для этого рекомендуется внедрение информационной технологии обработки данных, которая будет достаточно гибкой, и сможет работать на основе выбранных программных продуктах, в зависимости от этапа стратегического анализа. Для анализа внешней среды, на наш взгляд...

Основы менеджмента в виртуальной бизнес-среде...

информационное общество, власть, управление, знание, внешняя среда, дальнейшее развитие, инновационный кластер, информационное манипулирование, меткое высказывание, общественная жизнь.

Менеджмент рисков информационной безопасности как...

Менеджмент риска информационной безопасности. информационная безопасность, уровень риска, процесс управления, риск, угроза, актив, таблица, уязвимость актива, таблица оценки ущерба, вероятность реализации...

Информационные технологии управления компанией...

Ключевые слова: управление, информационные технологии, менеджмент, хозяйственная деятельность, информационно-технологические системы.

Информационная среда расширяется, усложняются процессы, увеличивается сложность функционирования ИТ-систем...

Организации мониторинга функционирования корпоративных...

В классе систем управления информационной инфраструктурой различные ИТ-компании предлагают комплексные решения

Уровень оперативного мониторинга отвечает за получение в режиме реального времени данных о функционировании элементов ИТ-инфраструктуры...