Автор: Шептухина Любовь Ивановна

Рубрика: 15. Региональная экономика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)

Дата публикации: 05.02.2014

Статья просмотрена: 1979 раз

Библиографическое описание:

Шептухина Л. И. Творческие индустрии и городское развитие в ХХI веке [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 174-176.

В последние десятилетия многие западные города столкнулись с острыми кризисами. Это было обусловлено двумя процессами: во-первых, перемещением промышленных предприятий в страны с более дешевой рабочей силой; во-вторых, массовой миграцией сельского населения в города. Эффективным способом решения накопившихся проблем стало развитие в городах культурных и творческих индустрий. Эта новая тенденция в развитии городов и отдельных стран была отмечена многими исследователями из самых разных областей в конце 1990-х годов. И она уже не подходила под определение «информационное общество». В частности, многие специалисты отметили, что на развитие городов стали оказывать активное влияние творческие виды деятельности. Возникло понимание, что в ближайшем будущем основой экономики станет творчество.

Термин «креативная (творческая) экономика» впервые был введен в оборот журналом Business Week в 2000 году [1, с. 3]. В этом же году в Англии появилась книга специалиста по городскому развитию Чарлза Лэндри «Креативный город» [2], которая впоследствии была опубликована и в России. В ней пропагандировалось объединение творческих ресурсов людей и сообществ для формирования экономически и социально благополучной городской среды.

В 2001 г. Джон Хокинс отметил, что в центре понятия «креативная экономика» лежат «творческие индустрии» или «креативные индустрии» (creative industries) [3, с. 10], которые в настоящее время включаются в так называемый четвертичный сектор экономики, специализирующийся на производстве и распространении знаний, информации и экономически успешных продуктов, имеющих определенную культурную ценность. Именно четвертичный сектор сегодня является одним из ключевых в экономике крупнейших мегаполисов мира, в частности, мировых и международных городов.

Творческие индустрии — это сектор экономики, создающий продукты на основе творчества и культурных ресурсов. Они включают музыку, изобразительные и исполнительские искусства, кино, моду, ремесла, литературу и издательское дело, рекламу, дизайн, архитектурное проектирование, интернет и мультимедиа [4, с. 67–68].

Одной из первых стран, уделивших им пристальное внимание на правительственном уровне, была Великобритания, которая и сегодня является признанным мировым лидером по степени их развития. В 1998 г. в составе Правительства Великобритании был учрежден Департамент культуры, медиа и спорта (DCMS). Первым результатом его деятельности стало официально закрепленное в этом же году определение понятия «творческие индустрии», которое до сих пор является наиболее известным и общепринятым: «Творческие индустрии — это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [4, c. 9].

Понятие «творческие индустрии» не является окончательно устоявшимся. Существует определенная вариативность его толкования различными исследователями и практиками. Так, например, в Гонконге, в этот термин включены азартные игры, образование, спорт, туризм и консалтинговые услуги. Понятие, принятое в Финляндии, включает парки аттракционов и рекреационную деятельность. Общим во всех определениях творческих индустрий является то, что они предполагают деятельность, которая основана на сочетании и взаимопроникновении творческого и коммерческого начал, культуры и экономики, предпринимательства и искусства. Как считает Р. Флорида, они возникают в результате деятельности креативного класса и сами воспроизводят креативный класс [5, с. 17].

Именно творческие индустрии дают высочайшие показатели роста в постиндустриальной экономике, одновременно являясь наиболее инновационными. Согласно доклада DCMS «Креативная Британия. Новые таланты для новой экономики» (2008 г.) 78 % креативных фирм этой страны являются инновационными. Новая или усовершенствованная продукция составляет 52 % в товарообороте фирм креативной индустрии, против 40 % у фирм других секторов. Княгинин В. Н., директор фонда «Центр стратегических разработок Северо-Запад» (г. Санкт-Петербург), отмечает, что «в недалеком будущем Великобритания может стать МИРОВЫМ КРЕАТИВНЫМ ХАБОМ — зоной культурных обменов» [6, с. 69].

В современных условиях концепция творческих индустрий распространилась очень широко во всем мире и является сегодня одной из самых популярных инновационных идей, имеющих отношение, как к культуре, так и к экономике. Появление новой, постиндустриальной экономики, «экономики знаний» существенно изменило отношение к творческой деятельности и производству культурных продуктов. То, что раньше считалось затратным, второстепенным, стало мощным производительным ресурсом. Более того, творческие индустрии сегодня — один из приоритетов экономического развития развитых стран Европы и Америки [7, с. 77]. В ХХI веке программы их развития активно разворачиваются в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Самым доходным бизнесом в этих странах стало производство новых идей. Так, если в 1950-е годы самыми прибыльными компаниями в мире были Ford, Standard Oil и General Electric, в 2000-е годы это AOL Time Warner, Disney, News Corporation, Bertelsmann и Microsoft [4, с. 68]. Таким образом, творческий подход становится залогом конкурентоспособности в любой деятельности.

Принципиально новая теория общественного развития, основанная на понимании творчества как ведущего фактора развития постиндустриальной экономики, способствовала возникновению новых подходов и в управлении городом. В урбанистической политике ее сегодня рассматривают как один из мощных факторов роста, создающих новые рабочие места и способствующих возрождению города, обновлению его индивидуальности. Примеры из опыта Манчестера, Хельсинки, а также и других традиционно-индустриальных городов показывают, что в современном городе они становятся ключевым фактором оздоровления городской экономики.

Флорида Р. в своем исследовании «Города и креативный класс в Азии» (2011 г.) [8, с. 3] отмечает, что в развитии креативной экономики в последние годы преуспели и страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. В совокупности они обеспечивают почти три четверти всех мировых инноваций, несмотря на то, что в них проживает всего лишь 9 % численности населения мира. Они являются высокоурбанизированными территориями с самой высокой плотностью населения в мире: здесь находятся четыре из пяти самых больших мега-регионов мира. Развитие городов этих стран нацелено на креативную экономику. Так, самая высокая доля креативного класса сконцентрирована в Сингапуре — 47,3 % (это выше, чем в любой другой стране мира). В Австралии его доля чуть ниже — 44,5 %, Новой Зеландии — 40,1 %, Малайзии — 25 %, на Филиппинах — 20 %. (для сравнения: в Канаде представителей креативного класса — 40,8 %, а в Америке — всего лишь чуть свыше 35 %).

Творческие индустрии, являясь ядром креативной экономики, обладают мультипликативным эффектом — они придают новые импульсы развития как смежным отраслям, так и в целом городской экономике и городской среде. Слияние современных творческих и экспериментальных подходов, типичных для искусства и предпринимательства, порождает инновационные, эффективные идеи в области бизнеса. Способность творческих индустрий создавать стиль и разрабатывать дизайн в сочетании с навыками маркетинга помогает преобразовывать более крупные производства, позволяя им выдержать становящуюся все более глобальной конкуренцию. Именно поэтому взаимосвязь между секторами культуры и производства в XXI веке признана основным источником экономического роста и конкурентоспособности территорий.

Как считает В. Н. Княгинин, «креативная деятельность — ключ к инновационной экономике. В нынешних условиях без коммуникации и атмосферы творчества никакие инновации невозможны. В практике пространственного развития это такие же ключевые понятия как демография и экономика» [6, с. 73].

Многие мировые города, в частности, Нью-Йорк, Париж, Лондон, процветают именно благодаря развитию творческих индустрий. В Российской Федерации о необходимости государственной и муниципальной поддержки творческих индустрий начали говорить в начале 2000-х годов. В 2004 году при участии Института культурной политики (ИКП), был создан Координационный совет по развитию творческих индустрий. В этом же году в г. Санкт-Петербурге было зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица Некоммерческое партнерство «Центр развития творческих индустрий». Его создание стало возможным благодаря проекту «Партнерство по развитию творческих индустрий», в котором приняли активное участие правительства городов Санкт-Петербурга, Хельсинки и Манчестера. В г. Москве с 2004 г. работает Агентство «Творческие индустрии».

Помимо Санкт-Петербурга это направление стали осваивать также в городах Москве, Тольятти, Екатеринбурге и некоторых регионах — Карелии, Московской, Архангельской и Рязанской областях, где организованы консультационные агентства, работающие на развитие творческих индустрий, культурного туризма, информационных технологий [7, с. 79–80]. Их миссия — обучать лидеров, претворять в жизнь творческие идеи, проекты, мечты. Функциями агентств культурного развития в этих городах являются: консультирование руководителей проектов, бизнес-организаций, органов власти; создание проектов, привлечение общественного мнения, создание и вывод продуктов на рынок, управление организацией, людьми, финансами; сопровождение проектов и их лидеров на долгосрочной основе; проведение картирования территорий, ресурсов, ценностей; разработка творческих проектов и программ культурного развития.

Уже давно признано, что в процессе реструктуризации экономики малое предпринимательство играет особую роль. Оно становится двигателем развития городов и в период кризиса. Малые независимые предприятия и фирмы (химчистки, парикмахерские, прачечные, ремонтные мастерские и другие предприятия сферы услуг) создают рабочие места, удовлетворяя первоочередные потребности жителей города. Они обеспечивают доход людям, работающим на этих предприятиях, что вдыхает жизнь в переживающие упадок районы. С другой стороны, малые предприятия, тесно связанные с культурой, — такие как галереи, арт-кафе, дизайнерские студии, салоны мод и пр. — неповторимы, имеют свое лицо, создают особую атмосферу и обслуживают не только местных жителей, но и приезжих, привлекая в город дополнительные средства. Туризм, основанный на традиционных культурных достопримечательностях города, но поддержанный и расширенный благодаря малым предприятиям, работающим в сфере культуры, стал новым источником доходов в ряде городов и помог заполнить вакуум, образовавшийся в результате сокращения традиционных производств.

Гибкость малых компаний, их способность чутко реагировать на тенденции рынка дает им возможность выживать, приспосабливаясь к переменам, а способность создавать новое, что является основой их существования, может внести значительный вклад в модернизацию устаревшей крупной промышленности. Опыт совсем недавнего прошлого доказывает, что среда малого предпринимательства обретает совершенно новое измерение в городах, где активно развивается современное искусство. Хорошие художественные школы и интенсивная, обращенная к современности артистическая жизнь создают благоприятную почву для экспериментов в области дизайна и стиля, которые, в свою очередь, становятся такими же обязательными компонентами для успешного производства, как оригинальное содержание и сценарий для мультимедийного и телекоммуникационного бизнеса.

Таким образом, именно через призму культуры надо рассматривать сегодня городское развитие. В этом смысле творческие индустрии являются источником инноваций, они делают как культуру, так и экономику города конкурентоспособными. В их сфере традиционная мощь классической культуры объединяется с «добавленной ценностью», создаваемой предпринимательским умением, и использующим новые знания талантом работы с электронными и иными современными средствами коммуникации.

Литература:

1.         The Creative Economy // Business Week (Special double issue: The 21st century corporation), august 28, 2000. P.1–5.

2.         Лэндри, Ч. Креативный город. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2005.

3.         Howkins J. The Creative Economy. NY.: The penguin press, 2001. — 288 р.

4.         Зеленцова, Е., Гладких, Н. Творческие индустрии: теории и практики. — М.: «Классика — XXI», 2010. — 240 с.

5.         Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2005. — 432. с

6.         Княгинин, В. Н. Культурная революция в пространстве города // 60 параллель. — 2009, № 2 (33). — С. 68–77.

7.         Шептухина Л. И. Творческие индустрии как сектор новой экономики города / Л. И. Шептухина // Мир современной науки. — 2012. — Т. 4. — С. 76–83.

8.         Florida, R. Cities and the Creative Class in Asia // The Atlantic cities. Nov. 17, 2011. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.theatlanticcities.com/authors/richard-florida/. [Дата обращения 10.10.2013].

Основные термины (генерируются автоматически): творческих индустрий, развитию творческих индустрий, творческие индустрии, «творческие индустрии», определениях творческих индустрий, творческих индустрий», концепция творческих индустрий, развитие творческих индустрий, Способность творческих индустрий, поддержки творческих индустрий, сектор экономики, Творческие индустрии, креативной экономики, постиндустриальной экономики, культурных и творческих индустрий, «Центр развития творческих, развитию творческих индустрий», индустрии туризма, объединение творческих ресурсов, четвертичный сектор экономики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос