Необходимость развития кластерных отношений в автомобилестроительной отрасли Самарской области
Автор: Фролова Оксана Юрьевна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)
Дата публикации: 29.01.2014
Статья просмотрена: 234 раза
Библиографическое описание:
Фролова, О. Ю. Необходимость развития кластерных отношений в автомобилестроительной отрасли Самарской области / О. Ю. Фролова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4955/ (дата обращения: 17.12.2024).
Современная экономика диктует участникам рынка новые условия и ставит новые задачи. Покупатель становится более требовательным, а конкуренция – жесткой. Отсутствие тесного сотрудничества разных субъектов рынка, институтов науки и образования, а также органов государственной власти ведет к тому, что ассортимент предоставляемых товаров и услуг не соответствует требованиям покупателя, а существующая система нормативно-правового регулирования не обеспечивает качественной организации партнерских отношений между субъектами экономики. Данная ситуация увеличивает техническое и экономическое отставание от более развитых стран и регионов. В связи с этим возникает острая необходимость в некотором специфическом способе взаимодействия организаций, который позволит им производить качественную и востребованную продукцию и в то же время не утратит движущей силы конкуренции. Такой формой взаимодействия является кластер.
В переводе с латинского слово «cluster» обозначает гроздь, созвездие. Именно так метафорически можно изобразить данную форму сотрудничества. Кластер – это партнерское объединение компаний, организаций и институтов, работающих по одной тематике, расположенных в пределах доступности друг к другу – на расстоянии двух-трех-часовой поездки не машине. Расстояние указано неслучайно, оно имеет большое значение. Когда говорят о том, что кластер – это особая форма сотрудничества, важно отметить, что речь идет также о сотрудничестве конкурентов. На формированиесвязей между участниками кластера уходит около четырех-пяти лет. Эти связи основаны не только и не столько на сотрудничестве, но главным образом и на доверии. А для этого необходимы личные долгосрочные контакты и, как следствие, возможность контактировать.
Основой кластера является наука. Прогресс не стоит на месте, поэтому новые разработки устаревают все быстрее, в результате чего возникает необходимость модернизации и очередных научно-практических проектов.
Цели и потребности кластера определяют разнообразный состав его участников. Предприятия различных масштабов обеспечивают производство продукции одной отрасли, от поставки сырья и материалов до создания готовой продукции. Университеты и образовательные учреждения, а также исследовательские центры и лаборатории являются научными центрами и базой для новых разработок, а также готовят специалистов, необходимых кластеру. Органы власти обеспечивают правовую и иные вилы поддержки, которые необходимы для развития устойчивых связей внутри кластера. Также участниками являются различные финансовые институты, объекты культуры, профессиональное сообщество средства массовой информации. Таким образом, кластер собирает не менее 130 участников на ограниченной местности.
Однако просто наличие всех участников на одной территории не является показателем наличия кластера. Кластер существует только тогда, когда о нем говорят в стране и за рубежом. Именно эта известность – показатель того, что взаимодействие участников является эффективным, а продукция – конкурентоспособной. Так примерами успешных кластеров могут быть IT-кластер Кремниевой долины (Калифорния, США), MedicalValley (Дания-Швеция) и множество других.
Еще одно важное свойство кластера – он действует как магнит, то есть привлекает как целевую аудиторию, так и кластеры других направлений. Именно поэтому на территории расположения кластера всегда развита инфраструктура и созданы все для жизни и роста людей, которые в нем задействованы.
Таким образом, становится понятно, что подобная глобальная система не возникает на пустом месте. Кластер создается там, где уже есть все предпосылки, которые существовали в данном регионе исторически. И для того, чтобы кластер занял устойчивое положение необходимо порядка десяти – двенадцати лет.
Партнерство в устойчивом и эффективном действующем кластере выполняет широкий ряд функций, от информационной до распределительной.
Чаще всего именно информационная функция является основной. Цель каждого предприятия, входящего в кластер, обеспечить партнеров наиболее полной и достоверной информацией о своей деятельности. Это является важной частью как формального, так и неформального взаимодействия и построения доверительных отношений. Также любое предприятие должно иметь свободный доступ к аналогичной информации о своих партнёрах.
Координационная функция проявляется в корректировке и координации направлений деятельности предприятий согласно целям развития кластера в целом: производство совместного товара и развитие общих проектов, совместные усилия участников, направленные на освоение новых рынков и стратегии сбыта продукции.
Представительские функции обеспечивают связи с организациями и предприятиями вне кластера, главным образом формируя представление о кластере у потенциальных потребителей как в стране, так и за рубежом.
Консультативная функция служит развитию организаций и укреплению связей между ними. Это обеспечивается посредством проведения различного рода мероприятий, позволяющих организациям получить помощь юридического, экономического или организационного характера. Такой формой мероприятий могут быть семинары, форумы или научные конференции.
Распределительная функция обеспечивает распределение и перераспределение ресурсов и доступа к факторам производства. Эффективное распределение ресурсов служит базой для отбора наиболее конкурентоспособных предприятий и служит мощным стимулом развития.
В России в последние годы понятие кластера стало звучать все чаще. В 2013 году 13 инновационных территориальных кластеров получили финансирование из федерального бюджета. В их число вошли инновационный территориальный Аэрокосмический кластер Самарской области, ядерно-инновационный кластер г. Димитровграда Ульяновской области, биофармацевтический кластер Новосибирской области, кластер радиационных технологий Санкт-Петербурга, кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубна и другие. Власти осознают необходимость данной структуры, поэтому все чаще проводятся мероприятия, направленные на выявление кластеров и разработку эффективных программ сотрудничества. Одним из таких мероприятий стала программа «Молодежь и кластеры», проведенная в Самарской области под эгидой правительства. В частности был затронут вопрос автомобильного кластера Самарской области. В рамках данной программы был проведен социологический опорос населения. Жителям Самарской области был заданы два вопроса: «Вы знаете, что такое кластер?» и «Хотите ли вы, чтобы в Самарской области развивался кластер?». В подавляющем большинстве случаев ответы были следующими: «Не знаем», «Не надо». Такое положение вещей по большей части и является причиной того, что кластер не развивается: люди не знают, а от незнания возникает естественная реакция – инертность.
Тем не менее, автомобильный кластер в Самарской области существует, по крайней мере, для тех, кто в нем задействован. Первой предпосылкой для его возникновения стал запуск Волжского автомобильного завода в 1970 году. Именно того на территории возникла потребность в сырье, материалах и автокомпонентах для функционирования автогиганта. Как следствие стали востребованы специалисты определенных технических направлений, что дало толчок для развития образовательных учреждений и научно-исследовательских центров. В результате возникновения большого числа предприятий различного масштаба, стали возникать и новые финансовые институты. Благодаря столь стремительным темпам роста числа организацией стала развиваться экономика и инфраструктура региона.
На данный момент в регионе эффективно функционируют более 100 предприятий-производителей автокомпонентов, включая 19 предприятий города Димитровграда, территориально расположенного в Ульяновской области и 6 крупнейший автосборочных заводов, в том числе лидер отечественного автопрома ОАО «АвтоВАЗ». Подготовку компетентных кадров обеспечивают более 20 профильных образовательных учреждений по 26 техническим направлениям подготовки. Бесперебойную работу предприятий обеспечивает большое количество компаний, предоставляющих весь спектр логистических услуг. Необходимо иметь ввиду, что в Тольятти активно ведётся обустройство Особой Экономической Зоны для строительства новых предприятий по производству автокомпонентов. Инженерное обеспечение новых разработок на данный момент осуществляют научно-исследовательские центры, а также высшие учебные заведения. Кроме того на стадии становления находится комплекс компетентцентров технопарка «Жигулёвская долина». На территории расположено более 100 банков, в том числе несколько дочерних организаций крупнейших международных банковских ассоциаций, таких как GE Capital и SocieteGeneraleGroup, около 150 лизинговых организаций и иных финансовых институтов, которые служат для проведения расчетов и в качестве источников финансирования[2, 3, 4]. Также на территории проводится огромное число тематических фестивалей, которые служат популяризации направления деятельности кластера.
Автомобильный кластер Самарской области производит все виды транспортной продукции, от автокомпонентов, резинотехнических и металлоизделий, электрооборудования до готовых автомобилей. Большая часть предприятий сосредоточена на производстве металлоизделий, электрооборудования и деталей интерьера (рис. 1).
Рис.1. Сегментарная структура предприятий-производителей автокомпонентов
Такой широкий спектр предлагаемых автокомпонентов неслучаен, ведь доля «АвтоВАЗа», основного потребителя данного вида продукции, на российском рынке составляет 18%. Однако на областном рынке автокомпонентов присутствуют пустые сегменты, такие как автостекло и автоэлектроника. Эти сегменты являются базой для создания новых предприятий, привлечения капитала, российского и иностранного, и создания новых рабочих мест. Проведенный анализ наглядно демонстрирует, что в Самарском регионе существует автомобильный кластер, но он имеет довольно малую известность. Причиной этому является ряд сдерживающих факторов.
Первый и самый главный сдерживающий фактор – отсутствие взаимодействия, как межотраслевого, так и между предприятиями прямого потока производства. Эта проблема касается не только Самарского региона, но и всей России в целом. Еще не развит в стране тот уровень социальной культуры, который позволяет эффективно взаимодействовать с конкурентами. У предпринимателей достаточно прочно утверждение, что они работают исключительно на себя, отсюда и соответствующая модель поведения.
Помимо того, до настоящего времени государство уделяло недостаточно много внимания на развитие кластеров, что в свою очередь не могло не сказаться на ситуации в целом. Поддержка государства оказывает значительноевлияние наформирование отношения к кластерному способу взаимодействия. Следует учесть, что цель государства – сформировать отношение участников к кластеру и создавать максимально комфортную среду для развития [5].
Таким образом был создан автомобильный кластер Восточной Германии по инициативе правительства пяти федеральных земель: Берлин-Бранденбург, Тюрингия, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония и Саксония-Анхальт. На настоящий момент в составе кластера находятся компании с мировым именем: BMW, DaimlerChrysler, Opel, Porsche, а также не менее известные научно-исследовательские и образовательные институты: Институт им. Фраунгофера, Технический университет Дрездена, Высшая школа торговли Лейпцига и другие [6].
Из мирового опыта видно, что формирование кластеров влияет на всю экономику страны в целом, а для России этот вопрос стоит особенно остро[5]. Наличие существенной доли автомобилестроения в структуре экономики страны, по мнению многих экспертов, характеризует уровень ее развития. К тому же производство автомобилей способствует активизации смежных отраслей — от металлургической до электронной (то есть возникает синергетический эффект) [1].Эффективно функционирующий автомобильный кластер Самарской области даст толчок экономическому развитию страны и региона.На данный момент есть все условия для того, чтобы развивать автомобильный кластер, есть необходимая база, поэтому следует приложить основные усилия на формирование цели деятельности и основных направлений. Кластер необходим для повышения конкурентоспособности и развития всей автомобильной промышленности региона и основным направлением деятельности следует обозначить налаживание эффективной коммуникации между участниками кластера. Все это позволит кластеру стать саморегулируемой и стабильной системой и даст толчок к достижению поставленных целей и выходу на международный рынок.
Литература:
1. Гарунович Е.О. Анализ современных тенденцией в развитии мирового автомобилестроения // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2012. № 4 (16). С. 173-177.
2. Павлова Е.В. Структура и динамика лизинговых операций//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 94-99.
3. Павлова Е.В. Снижение финансовых рисков лизинговых операций посредством производных инструментов // Вопросы экономики и права. 2011. № 40. С. 167-172.
4. Павлова Е.В. Хеджирование лизинговой деятельности фьючерсными и форвардными контрактами // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 151-155.
5. Павлова Е.В., Тупейко С.А. Анализ федерального бюджета российской федерации за 2009 -2011 года // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 155-158.
6. Шехтман А.Ю. Особенности развития автомобильных кластеров в посткризисный период // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013. № 1[27]. С. 161-171.