Формирование корпоративной культуры в социальных учреждениях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)

Дата публикации: 23.01.2014

Статья просмотрена: 2490 раз

Библиографическое описание:

Гринченко, У. Е. Формирование корпоративной культуры в социальных учреждениях / У. Е. Гринченко. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4872/ (дата обращения: 24.04.2024).

Существенные изменения в социально-экономической жизни страны привели к серьезным изменениям в подходах к управлению современными организациями и трудовыми объединениями. Повышение корпоративности профессионального мировосприятия работников — одно из свидетельств зависимости успешности управления от типа и уровня развития корпоративной культуры организации, от ее динамики, позитивных изменений в ее традициях, ценностях, идеологии и философии, поэтому современному руководителю необходимо владеть механизмами данных изменений и уметь грамотно их осуществлять [1, с.23].

Актуальность проблемы исследования механизма формирование корпоративной культуры укрепление социальных учреждений в современной системе управления противоречия:

-          между уровнем развития проблемы механизма развития корпоративной культуры и реалиями современной жизни, в которых осуществляется управленческая деятельность;

-          между уровнем профессиональной компетентности руководителей в вопросе реализации механизма развития корпоративной культуры;

-          между разработанными психологической наукой технологиями реализации руководителем механизма развития корпоративной культуры и конкретными способами осуществления данного механизма, применяемыми руководителями в управленческой практике.

Тема корпоративной культуры социальных учреждений особенно актуальна сегодня в России, учитывая активное развитие социальных учреждений. Система взаимоотношений, норм, микроклимат появляются в социальных учреждениях в том или ином виде. В будущем следует расширить сознательное формирование корпоративной культуры социальных учреждений.

Объект исследования: корпоративная культура социальных учреждений.

Предмет исследования: процесс формирования корпоративной культуры социального учреждения.

Целью работы является изучение формирование корпоративной культуры социальных учреждений и создание рекомендаций для социальных учреждений по развитию корпоративной культуры социальных учреждений.

Задачи исследования:

1.         Рассмотреть проблемы развития корпоративной культуры в современной России.

2.         Рассмотреть специфику корпоративной культуры общественных организаций.

3.         Провести анализ формирования корпоративной культуры в социальных учреждениях на примере реабилитационного центра «Росинка» в ПГТ Ахтырском.

Методы исследования:

Наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование, анализ.

Ключевой проблемой современной России является повышение общей культуры социально-экономического управления, развитие профессиональной идентичности через формирование корпоративной культуры современного общества.

Преобразования, происходящие сегодня в России — это не столько экономические преобразования, сколько преобразования типа культуры, существующей в обществе. Без изменения существующей корпоративной культуры в учреждениях со старыми ценностями, такими как дисциплина, иерархия и власть, зачастую невозможно создание новой системы управления с другими ценностями — участие, раскрытие личности и индивидуальный подход к личности сотрудника, творческое мышление. Управление развитием возможно только на основании корпоративной культуры, т. к. именно ценностные составляющие, а также отношение к ним будут определять его направление. Эффективность деятельности — основная цель любой корпорации, независимо от её организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности [1, с.22].

Понятие «социальное учреждение» используется в различных источниках в довольно широком смысловом диапазоне. Социальные службы — предприятия и учреждения, независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица [2, с.22].

Управленческие и организационные отношения тесно связаны между собой и представляют единое целое. Важной задачей социального управления и является поддержание целостности таких отношений, благодаря чему само социальное управление становится эффективней, а достижение целей быстрым и своевременным. Таким образом, система управления включает в себя взаимоотношение субъекта и объекта управления. Где субъект управления целенаправленно воздействует на объект, который в свою очередь контролирует выполнение управленческих решений и обеспечивает обратную связь, определяя, тем самым, целостность управленческих и организационных отношений, которые возникают в процессе управленческой деятельности. Сейчас характер социального управления существенно изменился, предпочтение отдаётся культурным, нравственным, научным регуляторам [,3 с.8].

Таким образом формирование эффективной корпоративной культуры — это тоже всегда процесс, который должен быть спланированным и организованным, должен контролироваться и мотивироваться. Очень важно, чтобы этот процесс не был односторонним, в него должны быть вовлечены сотрудники всех входящих в корпорацию организаций. Изменить культуру — значит изменить стереотипы, знания и умения сотрудников [4,с.15].

Итак, специфика развития корпоративной культуры социальных учреждений заключается в важности преобладания у сотрудников гуманистических ценностей в связи с особенностью деятельности. Также важны и общие, важные для любой корпоративной культуры ценности.

Становление системы ценностей социального работника может быть достигнуто путем целенаправленного обучения социальной работе, носящего тренинговый характер. В процессе данного обучения происходит оптимизация психологических оснований, определяющих эффективное становление и развитие ценностной системы социального работника.

Исследование было проведено на базе реабилитационного центра «Росинка» в ПГТ Ахтырском. В центре содержатся дети инвалиды, ДУчет, в возрасте от 3 до 18 лет.

Как и во многих современных организациях, в реабилитационном центре существует своя культура, которая включает в себя определенные нормы, ценности и т. д. Согласно результатам опроса сотрудников было выявлено, что в данном учреждении существуют ценности и нормы, общии для всех, но как таковая корпоративная культура если она и существует, то на ранней стадии развитии. Под корпоративной культурой персонал понимает дружеские взаимоотношения с коллегами, благоприятный психологический климат, вера в свои силы, групповую работу, возможности профессионального роста, материальные льготы и вознаграждения.

Для анализа корпоративной культуры этого социального учреждения использовались методы наблюдения, опроса, тестирования, анкетирования с дальнейшими обработкой и анализом собранной информации. По результатам анализа уровень организационной культуры средний, психологический климат в организации оптимальный, в коллективе дружественные отношения, налицо недостаток финансирования учреждения.

В ходе исследования мы определили:

1.      Ценности — цели:

-          сохранение культурных традиций через преемственность поколений на основе духовно-ценностной ориентации;

-          добросовестное и компетентное исполнение своих профессиональных обязанностей на основе личной ответственности за свои успехи и достижения в профессиональной сфере.

2.      Ценности-средства:

-          профессиональная карьера (успех, достижения, признание);

-          желание работать в выбранной профессиональной сфере;

-          достижение высокого социального статуса в коллективе;

-          признание и уважение других людей;

-          самооценка, самоуважение;

-          социальная активность;

-          здоровый образ жизни.

Данные ценности реализуются в конкретных корпоративных нормах и принципах:

1.      Постоянное развитие и совершенствование.

2.      Оптимизм.

3.      Взаимная поддержка, умение работать в команде.

4.      Ответственность.

5.      Профессионализм.

Определяются ценности организации поэтапно, на рефлексивной основе происходит принятие ценностей всем коллективом; формируется отношение к ним путем создание норм, правил, традиций; опора на корпоративную культуру становится основой управленческой деятельности реабилитационного центра.

На основании проведенного анализа можно сказать, что корпоративная культура реабилитационного центра «Росинка» в ПГТ Ахтырском находится на низком уровне развития и нуждается в совершенствовании, в частности посредством использования методов групповой работы, а также проведения внутреннего обучения.

В результате проведенного анализа развития корпоративной культуры в социальном учреждении на примере реабилитационного центра «Росинка» в ПГТ Ахтырском, мы можем дать следующие рекомендации по улучшению развития корпоративной культуры в социальных учреждениях:

1.         Проведение учебных программ не реже 1 раза в 3 месяца: тренинги на командообразование, стрессоустойчивость, на ассертивность.

2.         Проведение корпоративных праздников.

3.         Разработка мотивационных программ нематериального стимулирования труда.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели вопрос о развитии корпоративной культуры в социальных учреждениях. Мы рассмотрели проблемы развития корпоративной культуры в современной России.

Мы проанализировали развитие корпоративной культуры в социальных учреждениях на примере реабилитационного центра «Росинка» в ПГТ Ахтырском.

Корпоративная культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: это доминирующие моральные нормы в нем и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством ее сотрудников.

Мы считаем, что в будущем следует расширить сознательное формирование и постоянное изменение корпоративной культуры в соответствии окружающему миру, времени. Корпорация представляет динамичный, изменяющийся во времени организм, вопрос только в том, как контролируются эти изменения, хотя еще эффективней будет если положительные изменения в соответствии окружающему миру, времени будут изначально вложены, запрограммированы в корпоративную культуру; на наш это наиболее реалистичное направление развития корпоративной культуры и её изучения, требующего так же более конкретизированного научного аппарата.

В результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:

-          корпоративная культура является мощным инструментом в совершенствовании менеджмента современной организации;

-          корпоративная культура реабилитационного центра как социального учреждения развита на невысоком уровне и требует совершенствования.

Если организация не участвует в процессе формирования организационной культуры, не придает ей должного значения, то она обречена на провал, так как выжить в современных рыночных условиях организация может только с сильной сплоченной командой всего персонала, то есть с эффективной корпоративной культурой.

Литература:

1.                 Влияние корпоративных ценностей на развитие российской государственной службы // Сб. материалов X международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ. Москва. 2003.

2.                 Дугина О. Корпоративная культура и организационные изменения // Управление персоналом. — 2000 — № 12.

3.                 Уайт У. Организационный человек // Личность. Культура. Общество — 2002, Т.4, Вып.3–4 (13–14); 2003.

4.                 Спивак В. А. Корпоративная культура: Теория и практика СПб. [и др.]: Питер, 2001

Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная культура, реабилитационный центр, учреждение, социальное учреждение, современная Россия, управленческая деятельность, ценность, групповая работа, организационная культура, сознательное формирование.

Похожие статьи

Формирование и развитие корпоративной культуры...

корпоративная культура, культура власти, дошкольное образовательное учреждение, иерархический стиль, образовательное учреждение, организационная культура, OCAI, стратегия формирования, коллектив, интерес.

Формирование организационной культуры как фактора успеха...

организационная культура, социальная сфера., управление организацией.

Ключевые слова: управление, организация, корпоративная культура, организационная культура, ценности, ценностные ориентации

Корпоративная культура и ее особенности в России.

Организационная и корпоративная культура: концептуальные...

корпоративная культура, организационная культура, корпоративные ценности. Корпоративная культура и ее особенности в России. Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления.

К понятиям «организационная культура» и «корпоративная...

управление, организация, корпоративная культура, организационная культура, ценности, ценностные ориентации, обычаи, традиции.

организационная культура, понимание эффективности, корпоративная культура, культура организации, формирование, компания...

Проблемы формирования и развития организационной...

корпоративная культура, организационная культура, ценность, деятельность организации, член коллектива, система ценностей, подход, культура организации, культура, член организации.

Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты

управленческая культура, управленческая деятельность, культура, культура управления, управленческая культура руководителя, управление, профессиональная культура, ценность, социальный феномен, общая культура.

Формирование организационной культуры и достижение целей...

В центре внимания данной работы лежит анализ формирования организационной культуры и достижение целей организации на примере российских компаний. Ключевые слова: организационная культура, цели организации, современный менеджмент.

Корпоративная культура организации | Статья в журнале...

организационная культура, понимание эффективности, корпоративная культура, культура организации, формирование, компания, ценность, Корпоративный кодекс, внешняя среда, общественное развитие.

Корпоративная культура и ее особенности в России

К понятиям «организационная культура» и «корпоративная культура». Корпоративная культура и ее особенности в России. Формирование корпоративной культуры в социальных...

Похожие статьи

Формирование и развитие корпоративной культуры...

корпоративная культура, культура власти, дошкольное образовательное учреждение, иерархический стиль, образовательное учреждение, организационная культура, OCAI, стратегия формирования, коллектив, интерес.

Формирование организационной культуры как фактора успеха...

организационная культура, социальная сфера., управление организацией.

Ключевые слова: управление, организация, корпоративная культура, организационная культура, ценности, ценностные ориентации

Корпоративная культура и ее особенности в России.

Организационная и корпоративная культура: концептуальные...

корпоративная культура, организационная культура, корпоративные ценности. Корпоративная культура и ее особенности в России. Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления.

К понятиям «организационная культура» и «корпоративная...

управление, организация, корпоративная культура, организационная культура, ценности, ценностные ориентации, обычаи, традиции.

организационная культура, понимание эффективности, корпоративная культура, культура организации, формирование, компания...

Проблемы формирования и развития организационной...

корпоративная культура, организационная культура, ценность, деятельность организации, член коллектива, система ценностей, подход, культура организации, культура, член организации.

Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты

управленческая культура, управленческая деятельность, культура, культура управления, управленческая культура руководителя, управление, профессиональная культура, ценность, социальный феномен, общая культура.

Формирование организационной культуры и достижение целей...

В центре внимания данной работы лежит анализ формирования организационной культуры и достижение целей организации на примере российских компаний. Ключевые слова: организационная культура, цели организации, современный менеджмент.

Корпоративная культура организации | Статья в журнале...

организационная культура, понимание эффективности, корпоративная культура, культура организации, формирование, компания, ценность, Корпоративный кодекс, внешняя среда, общественное развитие.

Корпоративная культура и ее особенности в России

К понятиям «организационная культура» и «корпоративная культура». Корпоративная культура и ее особенности в России. Формирование корпоративной культуры в социальных...