Влияние организационной культуры на деятельность организации
Автор: Труфанов Александр Викторович
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)
Дата публикации: 23.12.2013
Статья просмотрена: 19868 раз
Библиографическое описание:
Труфанов, А. В. Влияние организационной культуры на деятельность организации / А. В. Труфанов. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 150-153. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4512/ (дата обращения: 16.12.2024).
Как свидетельствуют мировые тенденции развития теорий управления — организационная культура все чаще становится объектом управленческой деятельности. В настоящий момент времени существенно увеличилось количество работ по оценке воздействия организационной культуры на показатели эффективности деятельности предприятия, но в то же время теоретическая база сформирована не полностью, отсутствует признанная методика изучения культуры организации, и, наконец, существует угроза того, что изучение организационной культуры будет осуществляться исключительно в рамках теории управления персоналом, что приведет к выведению за рамки изучения влияния культуры организации на целый ряд важнейших характеристик организации.
Изначально интерес к организационной культуре был вызван вопросом, что именно дает возможность крупнейшим американским корпорациям быть столь эффективными и успешными.
Зарубежные исследователи уже давно исследуют вопрос влияния организационной культуры на развитие и деятельность организаций. Так, американцами Т. Питерсом и Р. Уотерманом выделены были основные черты организационной культуры, способствующие успеху:
1) решения принимаются даже в условиях нехватки информации;
2) центральным моментом организационной культуры является удовлетворённость потребителя;
3) поощрение самостоятельности и инициативности;
4) человек воспринимается как важнейшая ценность и актив организации;
5) руководители организации регулярно посещают управляемые ими объекты и непосредственно общаются с подчинёнными на местах их работы;
6) строгая ориентация на основную деятельность, диверсификация не поощряется;
7) простота организационной структуры, немногочисленный штат управления; сочетание гибкости (за счет минимума контроля и вмешательств руководства) и жёсткости (за счет общих ценностей) в организации [3].
В.Сате создал модель влияния организационной культуры, в рамках которой рассматривает влияние культуры на организационную жизнь через шесть процессов, при этом выделяя два уровня организационной культуры:
«1) Поверхностный — включает в себя образцы организационного поведения:
- принятие решений;
- контроль;
- коммуникации;
2) подповерхностный — состоит из ценностей:
- посвящённость организации;
- восприятие организационной среды;
- оправдание своего поведения [3].
Американским социологом Т.Парсонсом была разработана обобщенная модель взаимосвязи организационной культуры и результатов деятельности организации — модель AGIL. Выделив ряд функций социальной системы (в том числе организации), которые должны обязательно выполняться, чтобы иметь возможность выживания и достижения успеха (адаптация (Adaptation); достижение целей (Goal achievment); интеграция (Integration); легитимность (Legitimate)), исследователь указал, что ценности организации — наиболее важные средства выполнения вышеназванных функций.
Модель Т. Парсонса была развита Р. Квином и Дж. Рорбахом в их собственной модели, получившей название «Конкурирующие ценности и организационная эффективность», где влияние организационной культуры рассматривалось ими в трёх измерениях, названных конкурирующими ценностями: 1) Интеграция/Дифференциация; 2) Внутренний фокус/Внешний фокус; 3) Средства/Инструменты — Результаты/Показатели [3].
Интерес представляет модель влияния организационной культуры на эффективность организации, разработанная современным швейцарским исследователем Д.Дэнисоном. Заключается она в описании взаимосвязанного воздействия на эффективность организации четырех факторов организационной культуры: вовлеченности, согласованности, адаптивности и миссии.Вовлеченность — это состояние, при котором сотрудники чувствуют, что их деятельность тесно связана с целями организации, что они наделены полномочиями, что ценится работа в команде и приоритет отдается развитию человеческих способностей. Согласованность — высокий уровень интеграции и координации. Адаптивность — состояние, при котором организация гибко реагирует на требования покупателей, принимает риски, учится на своих ошибках и способна к изменениям. Миссия — описание целей и направлений стратегического развития организации исходя из сложившегося в организации представления о будущем [1].
В целом следует рассматривать влияние организационной культуры на деятельность организаций в единстве пяти направлений:
1) на процессы, протекающие в организации;
2) на структуру организации.
3) на поведение организаций;
4) на конкурентоспособность;
5) на общую результативность деятельности организаций.
Такой подход позволит учесть и проанализировать совокупное воздействие организационной культуры на фирму, включая все аспекты деятельности и жизни организаций, даст цельное его понимание [1].
Рассмотрим вышеуказанные направления подробнее. Очень доступно этот вопрос рассмотрен О. Г. Тихомировой. Воспользуемся ее разработками.
Влияние организационной культуры на процесс коммуникации и коммуникационную деятельность представлены в табл. 1 [3]
Таблица 1
Влияние организационной культуры на процесс коммуникации
Вид коммуникаций |
Показатели влияния организационной культуры |
|
По вертикали |
Сверху вниз (приказы, распоряжения, инструкции руководящего аппарата и т. п.) |
Формы контроля, иерархия управления, культура труда и отношений «начальник-подчиненный», значимость символов статуса, занимаемой должности |
Снизу вверх (обратная связь в ходе производства, реализации продукции; внесение рацпредложений и т. п.) |
Система диалога и связи с руководством, внесения рацпредложений; групповое принятие решений, генерирование идей |
|
По горизонтали |
Между подразделениями (через выполнение функций) |
Кооперация, сотрудничество, работа в команде, доступность ресурсов для всех подразделений, ротация |
Межличностные |
Правила поведения, требования к внешнему виду работников, трудовая этика |
|
Формальные (приказы, распоряжения, выполнение служебных обязанностей и функций и др.) |
Степень управленческого вмешательства, посещение руководством управляемых ими объектов, общение с подчиненными |
|
Неформальные (личные отношения между работниками, слухи, неформальные обычаи и т. п.) |
Легенды, истории, традиции, обычаи, легенды и т. д., распространенные в организации |
|
Для всех видов коммуникаций |
Специфический язык Однозначность восприятия и понимания информации Осуществление обратной связи |
Влияние организационной культуры на процессы принятия решений, карьеры и социализацииприведено в табл. 2 [3]
Таблица 2
Влияние организационной культуры на процессы карьеры и социализации
Процессы |
Направление и характер влияния |
Процесс принятия решений |
Формирует приоритет коллективного или индивидуального принятия решений |
Снимает неопределенность при принятии решений: даже если не хватает информации, организационная культура дает ответ на вопрос как поступить в той или иной ситуации |
|
Подвергает этической оценке цели, которые ставятся при принятии решения, альтернативные варианты решения, средства достижения цели |
|
Влияет на выбранный вариант решения, так как он должен соответствовать ценностям, целям организации и т. д. |
|
Устраняет проблему несоответствия принятого индивидом решения и его этических убеждений, так как этические нормы работника должны находится в соответствии с организационной культурой |
|
Процесс принятия решений |
Формирует отношение к организации: если работник лоялен к фирме, он будет стремиться, принимая решения, соблюсти интересы организации, работать на достижение ее целей |
Формирует внутриорганизационную мораль, рудовую этику, то есть отвечает на вопросы что можно, и что недопустимо при принятии и реализации решений |
|
Формирует знания работника, то есть повышает его компетентность в принятии решения |
|
Снимает необходимость в прямом и постоянном контроле, приказах и распоряжений, так как они компенсируются общей организационной культурой. Тем самым повышается возможность самостоятельного принятия решений |
|
Процесс карьеры |
Формирует отношение работников к карьере |
Устанавливает критерии для повышения (понижения) по службе |
|
Формирует отношение к социальному статусу, должности, к символам статуса |
|
Обеспечивает возможность карьерного роста для неизменных или умирающих специальностей за счет постоянного обучения, ротации |
|
Процесс социализации |
Ускоряет социализацию индивида за счет культурной адаптации |
Влияние организационной культуры на производственный и трудовой процессприведено в табл.3 [3].
Таблица 3
Влияние организационной культуры на производственный процесс и организацию трудовых процессов
Процесс |
Основные показатели влияния |
Производственный процесс |
Отношение работников к труду, к результату своей работы |
Культура производства (чистота производственных помещений и оборудования, налаженность инфраструктуры производства (складского, инструментального, ремонтного, транспортного и т. п. хозяйств), температура воздуха, запыленность производственных помещений, шум и т. п.) |
|
Производственный процесс |
Применяемая технология производства: насколько она является передовой, современной, экономичной, уровень ее сложности и т. п.; используемые машины и производственное оборудование на предприятии: каков состав парка оборудования, современность, уровень морального износа, какова структура парка оборудования и т. п. |
Производственная структура, наличие кооперации между рабочими местами и подразделениями, уровень специализации, на степень вовлеченности работников в весь производственный процесс и т. п. |
|
Проведение или отсутствие научных исследований и опытно-конструкторских разработок как первых стадий цикла «исследование-производство». |
|
Трудовой процесс |
Трудовая этика и дисциплина |
Культура организации трудового процесса (предоставление спецодежды, специального питания для рабочих, наличие мест релаксации во время Рабочего дня, музыкального фона и др.). |
|
Квалификация работающих на предприятии |
|
Уровень автоматизации и компьютеризации рабочих мест |
Взаимосвязь структуры организации и организационной культурыприведена в таблице 4 [3].
Таблица 4
Взаимосвязь структуры организации и организационной культуры
Характеристика организационной структуры |
Значение характеристики |
Возможный тип организационной культуры |
Тип структуры |
Функциональный |
Бюрократический, интровертный, коллективистский |
Матричный |
Инновационный, индивидуалистический, интровертный/экстравертный |
|
Иерархия |
Минимальная |
Инновационный, индивидуалистический, интровертный/экстравертный |
Максимальная |
Бюрократический, коллективистский, интровертный/экстравертный |
|
Централизация |
Централизованное управление |
Бюрократический, коллективистский |
Децентрализованное управление |
Инновационный, индивидуалистический |
|
Формализация (степень важности письменных распоряжений, правил) |
Высокое значение |
Бюрократический, интровертный, коллективистский |
Невысокое значение |
Инновационный, индивидуалистический, интровертный/экстравертный |
Влияние организационной культуры на организационное поведениепредставлено в табл. 5 [3]
Таблица 5
Влияние организационной культуры на организационное поведение
Основные показатели организационного поведения |
Основное направление влияния организационной культуры |
Поведение индивида в организации |
Правила, формы общения (формального и неформального), приоритетность личных или общих интересов, отношение работника к фирме, коллективизм или индивидуализм и др. |
Мотивация |
Преобладание внешней или внутренней мотивации, способы мотивации, поощрения, вознаграждения, повышения по службе и др. |
Социально-психологический климат |
Психологические условия труда, символы и значимость статуса, наличие и частота конфликтов и др. |
Групповое поведение |
Отношение к власти, особенности лидерства, принятые роли в коллективе и отношение к ним, сотрудничество между членами группы, ее иерархия, возможность группового принятия решения и др. |
Влияние организационной культуры на конкурентоспособностьорганизации проявляется в виде положительной репутации и привлекательного имиджа фирмы и производимого продукта (товара или услуги) среди потребителей, деловых партнеров, общественности [2].
В случае, когда организационная культура ориентирована на инновации, повышается трудовой потенциал работников, формируется интеллектуальная собственность организации, что и повышает конкурентоспособность фирмы за счет наличия уникальных разработок, технологий, продукции [2].
Итак, из всего вышеизложенного мы видим, что влияние организационной культуры на общую результативность деятельности организациискладывается из совокупности рассмотренных нами в статье направлений ее воздействия. В целом, процессы, структуры, поведение, уровень конкурентоспособности организации и формируют общую результативность ее деятельности. Поэтому можно сказать, что организационная культура так или иначе влияет на все характеристики результативности.
Литература:
1. Иванова, Т.Б., Журавлёва, Е. А. Корпоративная культура и эффективность предприятия [Текст]: Монография / Т. Б. Иванова, Е.А Журавлёва. — М.: РУДН, 2011. — 152 с.;
2. Макарченко М. А. Основные направления воздействия организационной культуры на эффективность деятельности предприятия (бизнес-коммуникаций) [Текст] / Макарченко М. А. // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2004. — № 3.-С.86–99. — С. 2004
3. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / О. Г. Тихомирова. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 151 с.