Тема деофшоризации российской экономики стала особенно актуальной в последнее время. Не секрет, что уход российский капитала за границу происходит сразу по нескольким основаниям: там выгодно регистрировать собственность, имеются значительные налоговые привилегии, эффективны судебные разбирательства, лучшие условия для размещения акций. Обострение ситуации привело к тому, что призывы нашего политического руководства прекратить выводить деньги за границу стали сопровождаться конкретными действиями. 12 декабря 2012 года Президент РФ В. В. Путин, выступая с ежегодным посланием перед Федеральным Собранием России, объявил курс на «деофшоризацию» экономики. Началась и практическая борьба с коррупцией, которая тесно связана с офшоризацией. Это свидетельствует о новом этапе антиофшорной политики России и порождает определенные позитивные ожидания.
Офшорные зоны (в буквальном переводе с английского «off share» - «вне границ») – это особый класс свободных экономических юрисдикций, которые обеспечивают:
1) возможность существенно снизить налоговые и иные платежи
2) комфортную правовую среду для организации и ведения бизнеса, включая упрощенные условия административного и финансового надзора
3) возможность анонимно проводить финансовые операции и скрыть конечных выгодополучателей (реальных бенефициаров) офшорных компаний
Далеко не все экономические единицы, находящиеся в офшорной юрисдикции, можно назвать офшорами. Говоря об офшорах, мы имеем в виду конкретные корпоративные структуры (компанию, банк, фонд и т. д.), пользующаяся офшорными преимуществами и законодательством. Офшорными преимуществами пользуются только специальные структуры, созданные иностранными инвесторами, получающими доход из-за рубежа и занимающиеся коммерческой деятельностью в данной офшорной юрисдикции. Основная же масса корпоративных структур офшорных юрисдикций не может использовать такие налоговые льготы.
Деятельность оффшорных компаний строится на основе международного права, согласно которому компания является юридическим лицом и всю свою деятельность ведет по законам страны, где она зарегистрирована. Законодательства офшорных юрисдикций позволяют полностью или частично освобождать от налогообложения фирмы и компании, которые принадлежат иностранцам. Тем самым, видны цели создания офшоров.
Во-первых, офшор используют как своеобразный сейф. Российские предприниматели имеют возможность разместить свои денежные средства в банках более надежных государств.
Во-вторых, одной из самых актуальных целей является минимизация налоговых затрат. В данном случае традиционное налогообложение обычно заменяется ежегодным сбором.
Третьей причиной привлекательности офшоров считается конфиденциальность, закрытость коммерческой информации такой компании. Так, если регистрировать компанию в России, всю информацию о владельце, об основных показателях фирмы можно узнать из годовых отчетов компании. Тем временем, в офшоре собственники и отчетность работы компании не раскрываются.
Кроме выше названного, привлекательность деятельности в офшорной зоне объясняется ускорением финансовых потоков и сделок, обеспечение их надежности, упрощение документооборота. Офшорные компании дают большие возможности на мировых финансовых рынках, что позволяет открывать кредиты в любых банках мира, предоставлять услуги, которые закрыты или просто отсутствуют на внутреннем рынке.
Помимо легальных офшоров, деятельность которых по умолчанию отслеживается государством, существуют инструменты и механизмы по нелегальному оттоку капитала из страны посредством офшорных компаний. Офшорные схемы, используемые российским бизнесом, могут быть различными. Здесь условно можно выделить три направления в зависимости от цели: снижение налогообложения, сокрытие сведений о владельцах и вывод капитала за границу.
Классическую схему использования офшоров для снижения налогов можно представить так: российская компания производитель продает товары (нефть, металлы, лес и т. д.) фирме, зарегистрированной в офшоре, по заниженной цене, которая затем перепродает их конечным покупателям по реальной рыночной цене. Таким образом, основная прибыль от сделки оседает на счетах офшорной компании.
Схема, позволяющая скрыть активы, также достаточно проста: акции российского предприятия передаются компании, зарегистрированной в офшорной зоне. В результате владельцем предприятия становится иностранная фирма, а реальный российский хозяин предприятия избавлен от необходимости устраивать постоянные собрания акционеров и нести риски, связанные с возможными судебными разбирательствами, рейдерскими захватами и др.
Для вывода капиталов офшоры также являются практически идеальным вариантом, тем более в условиях негативного отношения солидных западных банков к российским деньгам. Для этого нужно просто создать офшор, заключить с ним любой финансовый договор, например, «на бумаге» взять у него заем и по условиям этого договора регулярно переводить ему реальные деньги. Затем, деньги, накопленные на счете в офшоре, будет гораздо проще перевести на счет в солидном банке. [5]
Тем самым мы видим, что офшорный бизнес выгоден их владельцам и приносит им немалую прибыль. Однако это же, в свою очередь, крайне негативно отражается на всей экономике страны в целом. Среди негативных факторов можно отметить обескровливание бюджета в условиях серьезных рисков снижения его доходов, угроза национальной безопасности страны, дисбаланс экономики и вялая активность инвестиционного рынка страны.
В нашей стране сама постановка задачи деофшоризации российской экономики говорит о её высокой степени офшоризации.
Значительная часть крупных частных компаний России контролируются холдинговыми центрами, инкорпорированными в юрисдикциях, входящих в офшорные финансовые сети. Так, из 50 крупнейших российских компаний рейтинга «Эксперт-400», с совокупной выручкой 16 трлн. руб., 46 %(т. е. 23 компании) либо зарегистрированы в офшорах, либо в спарринг-офшорных юрисдикциях, откуда контролируется от 40 % до 90 % акций таких компаний, либо там находится центр прибыли, либо центр принятия решений. [3]
Большая часть торговли российской нефтью, металлами и зерном идут через швейцарских трейдеров, которые используют спецрежимы офшорного типа.
По оценкам экспертов консалтинговой компании Boston Consulting Group, стоимость принадлежащих российским миллионерам финансовых активов, размещенных в офшорах на конец 2008 г., составляла 38 % общей стоимости всех их активов. Для сравнения соответствующие показатели у Японии и США составляли 2–3 %, по миру в целом — менее 8 %. [2]
Доля оффшорных зон в импорте и экспорте прямых инвестиций в России в десятки раз выше по сравнению с другими государствами. Так, во Франции и Германии доля офшоров в накоплении прямых инвестиций заграницей составляет 2,3 % и 1,9 % соответственно. Доля Кипра в РФ в экспорте прямых инвестиций составляла более 40 %, других оффшорных зон — от 15 % до 20 %. [4]
Таким образом, по экспертным данным, только из-за прямого использования легальных возможностей минимизации налогообложения российская экономика в 2011 году потеряла не менее 50 млрд долл., что составляет 2,5 % от ВВП страны. Однако, учитывая ещё и огромный ущерб, связанный с нелегальным оттоком капитала, можем с уверенностью утверждать, что эта цифра гораздо выше.
Всё вышесказанное подтверждает необходимость проведения активной политики по деофшоризации экономики. В настоящее время стоит вопрос в выборе мер и методов разрешения данной проблемы.
Многие эксперты считают, что закрытие офшоров в значительной степени благоприятно отразится на состоянии бюджета страны и экономики в целом. Так, российские предприниматели, не имея возможности вывозить капитал за границу, начнут вкладывать денежные средства в проекты внутри страны, заниматься модернизацией отечественной экономики, наращивать производство и завоевывать новые рынки сбыта.
Однако также нужно понимать, что офшоры- это важный элемент функционирования экономики. Они нужны крупному бизнесу, который ориентирован на внешние рынки, так как предоставляет возможность получения кредитов и необходимых инвестиций за рубежом. Схемы минимизации налогообложения повышают конкурентоспособность российских компаний. Использование офшоров служит защитой от рейдерских захватов силовыми структурами и криминалом. Также важным аргументом сторонников офшоров является утверждение, что в настоящее время заработанный капитал не может быть эффективно использован в российской экономике.
Тем самым, меры государства по деофшоризации экономики не должны быть основаны на жестких запретах. Это понимает и наше правительство. Так, Президент РФ отметил, что меры, предпринимаемы государством в этом направлении, «должны быть цивилизованными и ориентироваться на улучшение инвестиционного климата». Владимир Путин объявил три основных направления работ:
1. административное сотрудничество между налоговыми органами государств
2. совершенствование гражданского законодательства, которое должно стать эффективным для защиты прав собственности
3. принятие мер по улучшению инвестиционного климата в России. [1]
К настоящему моменту принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям», значительная часть нововведений которого касается борьбы с незаконными схемами вывода капиталов в офшоры. Здесь ужесточается контроль за оборотом наличных денег, осложняется деятельность фирм-однодневок и расширяются полномочия налоговых органов по доступу к банковской тайне и оперативным действиям (прежде всего, блокировке счетов). Также вводится понятие «бенефициарный владелец» и требование банков устанавливать конечных владельцев фирм-клиентов. Помимо этого, Министерство финансов подготовило законопроект, который вводит стимулирующую меру по раскрытию бенефициаров: 30-процентные налоги на дивиденды и на доход с облигаций. В качестве ещё одной меры, которая уже применяется — на государственные инвестиции могут рассчитывать только компании, зарегистрированные в России.
Это лишь первые шаги политики по деофшоризации экономики нашей страны, они носят фрагментарный и не всегда последовательный характер. В качестве мер по ослаблению офшоризации России могут быть предложено следующее:
1) Улучшение условий ведения бизнеса в стране, превалирование притягивающих капитал в Россию факторов над отталкивающими. Здесь в первую очередь необходимо решить комплекс проблем, затрагивающих защиту частной собственности стабильность законов, избыточную налоговую нагрузку, развитие финансовой инфраструктуры.
2) Гармонизация ставок налогообложения в России и в офшорах за счет переноса центра тяжести налогового стимулирования в российскую юрисдикцию. Здесь предлагается ликвидировать или снизить налоговые льготы для корпоративных структур, инкорпорированных за рубежом и повысить соответствующие налоговые льготы в российской юрисдикции.
3) Заключение соглашений по обмену налоговой информации с офшорными юрисдикциями. Наличие данных соглашений позволит сформировать актуальную и достоверную картину офшорной деятельности компаний России. Эффективно здесь было бы наладить сотрудничество с США, через банки которых проходит более 70 % трансакций в мире, а также со Швейцарией, Великобританией, Люксембургом, Кипром.
4) Усиление ответственности за несоблюдение налогового законодательства, связанное с деятельностью офшоров. Одновременно должны быть осуществлены меры по усилению взаимодействия налоговых и правоохранительных органов, так как большинство выявленных налоговых правонарушений остаются без налоговой оценки.
5) Принятие действенных мер в антикоррупционной политике. Коррупция как порождает отток денег, так и подпитывается офшорными капиталами.
6) Повысить эффективность контроля за трансфертным ценообразованием, который является одним из каналов легального и нелегального оттока капитала в офшоры.
7) Продолжить жесткое преследование фирм-однодневок, усилить требования о раскрытии информации о конечных бенефициарах зарубежных компаний, ведущих свою деятельность в России.
8) Идеологическое обоснование офшоризации, использование офшоров должно считаться «неприличным», как это принято в цивилизованных странах.
Таким образом, есть различные возможности для деофшоризации российской экономики. Добиться полной деофшоризации, как это показывает опыт наиболее успешных оншорных стран, невозможно, так как в мире развертывается острая конкуренция не только за инвесторов, но и за налогоплательщиков. Однако даже сокращение вдвое вывода из России потенциальных налоговых доходов позволило бы увеличить на 2 % темпы роста ВВП и значительно сократить отток капитала из страны.
Литература:
1. Кудишина Н. «Деофшоризация России: что ожидает российский бизнес?» [Электронный ресурс] — Режим доступа.- URL:http://www.consulco.ru/files/download/qtnlu.pdf
2. Никитчук И. И. «Закрытие оффшорных зон» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nkoperm.ru/17210-mnogie-ekspertyekonomisty.html
3. Обухова Е., Огородников Е. Пора возвращаться с островов // Эксперт. 2013. № 4.
4. Пономарев И. Россия: пределы деофшоризации [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gradient-alpha.ru/ru/press/publication/10857/.
5. Суров С. П., Штогрин С. И. «Оффшоры — угроза национальной безопасности России» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.bardaks.ru/news/offshory_ugroza_nacionalnoj_bezopasnosti_rossii/2013–03–02–726