В статье анализируется государственно-частное партнерство в инновационной сфере, институты Российской Федерации, которые поддерживают инновационную деятельность.
Ключевые слова:государственно-частное партнерство, ГЧП, инновации, инновационная сфера, институты РФ, Сколково, РВК.
Эффективность современных экономических систем определяется способностью создавать, хранить, внедрять новшества. Новшество — это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности. Новшества могут представлять собой открытия, патенты, изобретения, товарные знаки, технологии, производственный или управленческий процесс, ноу-хау и т. п.
Спустя почти 100 лет термин «инновация» претерпел небольшие изменения. В российском законодательстве термин «Инновация» закреплен в Федеральном законе № 127 «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно данному закону, «инновация» — это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [1].
В XXI веке прирост производительности труда и ВВП в развитых странах обеспечивается в основном за счет выпуска и реализации наукоёмкой продукции и услуг. Инновационный процесс из «точечного» экономического явления постепенно превратился в доминанту экономического развития.
Востребованность инновационного пути развития отечественной экономики стала более ясной с наступлением кризиса 2008 года, когда возникли проблемы на традиционном для России сырьевом рынке.
На мировом рынке наукоёмкой продукции удельный вес принадлежит США — 36–40 %, Японии — около 30 %, Германии — 16 %, Китаю — 6 %, России — 0,3–0,5 %. К сожалению, в России лишь 8 % роста ВВП достигается за счет инновационного сектора. Сегодня доля инновационно-активных предприятий по России составляет 8,5 %, а для 100 крупных (с годовым оборотом свыше 100 млн долл.) компаний этот показатель равен 39 % [2].
Необходимость же государственно-частного партнерства в инновационной сфере вызвана тем, что сама инновационная деятельность не является предпринимательской в чистом виде. Государство должно выступать в роли гаранта доли риска, особенно на первых стадиях инновационного процесса.
Можно выделить пять направлений, обеспечивающих развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере:
1. предоставление госгарантий на привлечение бизнесом займов на внедрение наукоёмких технологий;
2. постановка на баланс результатов научных исследований на базе реализации инновационных и инвестиционных проектов;
3. субсидирование, за счёт бюджетов всех уровней, части затрат бизнеса на НИОКР;
4. передача созданной научно-технической продукции в счёт погашения долгов бизнес-структур перед государством;
5. комерционализация инновационной продукции на внутреннем и внешних рынках.
Финансовый вопрос является несомненно самым сложным в инновационном бизнесе. Государство через свои институты должно поддерживать инновационных предпринимателей. К несчастью, зачастую (в 60–70 % случаев в США и в 90–95 % — в России) им приходится выживать за счет внутренних ресурсов (средств учредителей) и бесплатных внешних источников (в западной литературе используется термин «3F: Family, Friends, Fools», т. е. «семья, друзья и дураки»). Другие источники — гранты и средства вузов, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий. Крупнейшие банки-кредиторы малого и среднего, в том числе инновационного бизнеса — Сбербанк России, Уралсиб, «Возрождение», а также Российский банк развития. В России в 87 % случаев разработка новых продуктов ведется за счёт собственных средств компании. 18 % компаний использовали средства РВК и «Роснано» [3].
Причины, ограничивающие кредитование инновационных компаний в России: отсутствие спроса на инновационную продукцию, недостаточность правового обеспечения привлечения ресурсов инновационными компаниями, низкая конкурентоспособность наших инновационных продуктов.
Основные направления государственно-частного партнерства в инновационной сфере:
1. участие государства в развитии системы венчурного финансирования;
2. государственно-частное финансирование различных программ инновационной направленности, государственный заказ на иследования и разработки;
3. государственное содействие становлению институтов современного рынка инноваций, центров трансфера технологий, патентования и защиты прав собственников интеллектуального продукта.
Государство за последние годы активно инициировало формирование системы финансовых институтов развития (госкорпорация «Банк Развития», Инвестиционный фонд Российской Федерации), а также институтов развития инновационной экономики (ОАО «Российская венчурная компания», фонд «Сколково», ОАО «Роснано», Автономная некоммерческая организация «Агенство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», а также государственная некоммерческая организация «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», госкорпорации «Ростехнологии», «Роснано», «Росатом»), которые базируются на принципах ГЧП. Среди вышеперечисленных институтов, необходимо выделить ОАО «РВК» и фонд «Сколково», т. к. они играют первостепенную роль в поддержание малого инновационного бизнеса на территории Российской Федерации.
ОАО «РВК» — государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы [4].
ОАО «РВК» было создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года № 838-р. Основные цели деятельности ОАО «РВК» — стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Компания исполняет роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института развития отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации.
Инновационный центр «Сколково» — это строящийся современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. Это российская «Кремниевая долина». 28.09.2012 года был издан Федеральный закон № 224 «Об инновационном центре «Сколково». Проект создания Инновационного Центра реализуется Фондом «Сколково» (полное название — Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новый технологий). Миссия Фонда «Сколково» — создание экосистемы, формирование благоприятных условий для инновационного процесса: ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов будут работать над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в пяти приоритетных направлениях: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии и телекоммуникации, биомедицинские технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
Любая инновационная компания, занимающаяся исследовательской деятельностью по одному из пяти приоритетных направлений, может получить статус участника проекта, подав заявку в Фонд «Сколково». Фонд рассматривает разработки, направленные на решение актуальных проблем, стоящих перед обществом, и ориентированные преимущество на глобальный рынок. Заявку соискателя ждёт рассмотрение в профильной экспертной коллегии. В панель аккредитованных экспертов входят как российские, так и иностранные учёные, инвесторы и предприниматели, которые осуществляют оценку на предмет научной и коммерческой состоятельности проектов. Статус Участника предусматривает ряд льгот и преференций:
1. содействие в поиске и привлечении венчурного капитала;
2. возможность целевого финансирования в форме грантов до 300 млн. рублей при условии соинвестиций от 25 % до 75 % в зависимости от стадии развития проекта;
3. доступ к высокотехнологическому исследовательскому оборудованию в пределах инфраструктуры, создаваемой в «Сколково», а также скидка на приобретение ПО;
4. получение широкого перечня необходимых услуг для более эффективного осуществления хозяйственной деятельности, услуг в области защиты результатов интеллектуальной деятельности, информационной и PR-поддержки;
5. упрощенная процедура найма иностранных сотрудников.
К настоящему времени в Фонд «Сколково» поступило более 4000 заявок, 861 компания стали Участниками, одобрено 176 грантов на сумму в 8,6 млрд. рублей.
Один из самых известных афоризмов английского философа, и государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона является: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед». В результате анализа данной темы можно сделать вывод, что в настоящий момент Российская Федерация использует все доступные инструменты для избежания «бед». В качестве «средств» всё чаще используется институт государственно-частного партнерства. В государственном аппарате понимают вызовы XXI века, и множество усилий и средств выделяется ежегодно на борьбу с ними. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [5] 3,7 миллиарда рублей будет потрачено на поддержку проектов, отобранных президентской комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики. Подводя итог, необходимо отметить, что государство все чаще прибегает к практике государственно-частного партнерства в инновационной сфере.
Литература:
1. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // «Российская газета», N 167, 03.09.1996.
2. Любимцева С. Инновационная трансформация экономической системы. // Экономист. — № 9–2008
3. Федюкин И., Горбань М., Шапочка Е., Кострома Л., Гуриев С. Инновационный бизнес: Что такое инновации. // Ведомости — 18 июня 2010 г.
4. URL:http://www.rusventure.ru/ru/company/brief/
5. ФЗ от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // «Российская газета», № 283, 07.12.2012.