В Москве с 2003 г. успешно функционирует ОАО «Учебно-тренинговая гостиница», которое было создано Распоряжением Правительства Москвы № 44 – РП от 15 января 2003 г. Предприятие работает, как обычная гостиница, но дополнительно на ее материально-технической базе проходит профессиональная переподготовка, повышение квалификации специалистов туристских и гостиничных организаций города Москвы, производственная практика студентов учебных заведений, специализирующихся на подготовке кадров для индустрии гостеприимства. В туристско-гостиничном комплексе города трудится около 25 тысяч человек и вопросы качественной подготовки кадров постоянно находятся в центре внимания городских структур. Следует отметить, что в Москве более 100 учебных заведений занимаются подготовкой специалистов для индустрии гостеприимства и их число постоянно растет.
Несмотря на серьезную работу, проводимую сотрудниками гостиницы по подготовке кадров для туристско-гостиничной индустрии города, важным направлением их деятельности является выполнение производственных планов, установленных Советом директоров ОАО «Учебно – тренинговая гостиница». Основным видом деятельности Акционерного общества, как отмечено в Уставе, является деятельность по оказанию услуг размещения, предоставление собственных нежилых помещений в аренду под офисы, что в целом обеспечивает финансовую самостоятельность гостиницы и позволяет осуществлять учебно-тренинговый процесс. Ниже приводятся данные о работе гостиницы, как акционерного общества.
Выручка гостиницы составила:
в 2005 г. – 13 млн. 231 тыс. рублей;
в 2006 г. – 47 млн. 56 тыс. рублей;
в 2007 г. – 62 млн. 863 тыс. рублей;
в 2008 г. – 73 млн. 124 тыс. рублей.
Чистая прибыль:
в 2006 г. – 2 млн. 431 тыс. рублей;
в 2007 г. – 2 млн. 707 тыс. рублей;
в 2008 г. – 2 млн. 959 тыс. рублей.
По итогам 2006 г. городу выплачено дивидендов – 1 млн. 216 тыс. рублей.
По итогам 2007 г. городу выплачено дивидендов – 1 млн. 354 тыс. рублей.
По итогам 2008 г. городу выплачено дивидендов – 1 млн. 479 тыс. рублей.
В 2009 г. гостиница работала без убытков, дав незначительную прибыль.
Таблица 1
Структура и объем выпускаемой продукции (работ, услуг) в денежном выражении в динамике за 2006 – 2008 гг.
№ п/п |
Наименование работ, услуг |
Обороты за период, руб. | ||
2006 год |
2007 год |
2008 год | ||
1. |
Предоставление помещений в аренду, в т.ч.: |
10 945 091,83 |
15 479 278,31 |
19 598 190,95 |
|
телефонные переговоры |
154 934,93 |
184 725,15 |
144 747,06 |
2. |
Вознаграждение по договору поручения |
125 182,42 |
36 747,82 |
14 359,78 |
3. |
Гостиничные услуги, в т.ч.: |
44 256 114,96 |
58 367 196,09 |
66 377 594,43 |
|
бронь |
1 291 553,75 |
1 419 792,50 |
1 381 700,00 |
|
доп. гост. услуги |
11 680,00 |
20 470,00 |
13 270,00 |
|
завтраки |
1 933 160,00 |
1 936 740,00 |
1 695 000,00 |
|
проживание |
40 959 661,21 |
54 953 453,59 |
63 274 864,43 |
|
телефонные карты |
60 060,00 |
36 740,00 |
12 760,00 |
4. |
Образовательные услуги |
199 600,00 |
295 600,00 |
295 600,00 |
|
Итого |
55 525 989,21 |
74 178 822,22 |
86 285 745,16 |
Следует отметить, что в 2008 – 2009 гг. в связи с кризисными явлениями, наблюдавшимися в экономике, в гостинице сократилось количество размещенных гостей, а так же наблюдался отток арендаторов.
Таблица 2
Загрузка ОАО «Учебно-тренинговая гостиница» в 2005 – 2009 гг.
Месяц |
2005 г. (% загрузки) |
2006 г. (% загрузки) |
2007 г. (% загрузки) |
2008 г. (% загрузки) |
2009 г. (% загрузки |
Январь |
32,58 |
53,09 |
48,16 |
49,43 |
24,56 |
Февраль |
59,09 |
65,67 |
78,15 |
75,42 |
61,69 |
Март |
54,78 |
66,90 |
72,33 |
72,12 |
49,17 |
I квартал |
48,63 |
62,16 |
66,48 |
65,57 |
43,60 |
Апрель |
68,29 |
65,28 |
81,24 |
81,82 |
55,07 |
Май |
56,44 |
59,40 |
64,62 |
66,16 |
50,49 |
Июнь |
67,49 |
53,74 |
56,88 |
65,01 |
29,81 |
II квартал |
63,88 |
61,22 |
67,51 |
70,57 |
44,38 |
Полугодие |
56,39 |
61,72 |
66,91 |
68,11 |
44,21 |
Июль |
54,63 |
54,56 |
54,75 |
47,50 |
29,76 |
Август |
56,49 |
63,39 |
65,64 |
49,16 |
29,02 |
Сентябрь |
70,81 |
76,79 |
74,02 |
81,94 |
63,12 |
III квартал |
60,13 |
64,83 |
64,27 |
58,55 |
40,63 |
Октябрь |
69,58 |
85,06 |
85,04 |
90,22 |
59,52 |
Ноябрь |
64,90 |
82,39 |
81,71 |
73,28 |
48,06 |
Декабрь |
54,12 |
55,45 |
66,32 |
71,36 |
55,62 |
IV квартал |
63,40 |
74,66 |
77,74 |
77,64 |
54,28 |
Год |
62,72 |
65,64 |
68,82 |
68,21 |
45,71 |
Из таблицы 2 видно, что загрузка гостиницы в 2009 г. резко снизилась, по сравнению, с 2007-2008 гг. Несомненно, это сказалось на полученной прибыли предприятия. Автор статьи, работая в гостинице, участвовал в подготовке различных аналитических материалов для Департамента имущества г. Москвы, т.к. 100% акций предприятия находились в собственности г. Москвы. Резкое уменьшение выручки объяснялось следующими причинами:
- снижен туристический поток (въездной и внутрироссийский), так как значительная часть гостей, поселяющихся в гостинице, прибывает в Москву со служебными целями, и, с их слов, известно, что организации, направляющие работников в командировки, оптимизируя расходы в условиях экономической нестабильности, значительно снижают интенсивность поездок сотрудников;
- сократились сроки пребывания гостей;
- снизилось количество тургрупп;
- снизился объем заявок на размещение гостей на ближайшие месяцы (основная часть гостей приезжает, не бронируя номера заранее);
- уменьшены доходы от предоставления дополнительных услуг;
- снижены цены на гостиничные услуги (предприятие не имеет возможности увеличить стоимость услуг, чтобы быть конкурентноспособным, так как гостиничные предприятия, работающие на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы и предоставляющие услуги в «бюджетном» сегменте рынка (например, гостиницы «Байкал», «Турист» и другие аналогичные), значительно снизили цены на гостиничные услуги);
- нестабильная ситуация на рынке недвижимости (уход, смена арендаторов, низкие цены на аренду – гостиница вынуждены снижать стоимость аренды, чтобы соответствовать ставкам, действующим на рынке недвижимости, и не растерять оставшихся арендаторов).
В гостинице была разработана антикризисная программа, в ее подготовке участвовал автор статьи. Ниже приводятся «Основные направления антикризисной программы на 2009 год ОАО «Учебно-тренинговая гостиница»:
- Ежедневный мониторинг заполняемости гостиницы, анализ причин отказов от поселений и аннуляций ранее забронированных мест.
- Осуществлять систематический анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности гостиницы. Еженедельно подводить по оперативным данным итоги доходов и расходов предприятия.
- Расширение перечня туристических фирм, заинтересованных в размещении своих клиентов. Оформление договорных отношений с вновь привлекаемыми турфирмами.
- Инициативный выход непосредственно на оргкомитеты выставок, конференций и других коллективных мероприятий с целью предложения гостиничных услуг.
- Проведение гибкой ценовой политики гостиницы, введение тарифа выходного дня, разнообразных скидок на группы, на длительность проживания и другие виды бонусных программ, направленных на поддержание спроса на гостиничные услуги.
- Продвижение корпоративного сайта гостиницы www.education-hotel.ru.
- Размещение информации о гостинице на сайтах международных систем бронирования и турфирм, специализирующихся на въездном туризме.
- Целенаправленная рассылка информации о деятельности гостиницы на предприятия СНГ.
- Участие предприятия в едином стенде гостиниц Москвы на международных туристических биржах, выставках и ярмарках.
- Размещение информационного материала о гостинице в адресно-телефонных справочниках («Бизнес Адрес», «Адрес Москва», «Все отели России» и пр.).
- Введение в практику гостиницы расширенного перечня дополнительных и сопутствующих платных услуг. Это будет направлено как на повышение привлекательности гостиницы, так и на увеличение доходов предприятия.
- Принять меры по максимально возможной экономии статей прямых и непроизводственных расходов в составе себестоимости услуг (телефонная и мобильная связь, подписные периодические издания, затраты на содержание учебных помещений, оргтехники и т.д.).
- Снизить до разумно допустимых размеров затраты на обновление инвентаря, имущества, техники, предметов мебели, оборудования, постельного белья и принадлежностей, штор и т.д. в гостиничных номерах.
- Приостановить ранее намечавшиеся работы по капитальному ремонту гостиничных номеров и служебных помещений. По возможности обходиться легким косметическим ремонтом.
- Разработать программу экономии фонда заработной платы и, как следствие, начислений на него. Достижение указанной цели возможно по следующим направлениям:
- сокращение общей численности работающих в гостинице сотрудников;
- предоставление внеочередных неоплачиваемых отпусков части персонала предприятия;
- ограничение роста должностных окладов у сотрудников, продолжающих трудовую деятельность.
- Организовать финансовое планирование сроком на один месяц вперед. Для этого разрабатывать кризисный бюджет гостиницы, финансовое прогнозирование результатов хозяйственной деятельности, детальный анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
- Обеспечить ежедневную информацию о состоянии финансов гостиницы, контроль поступления денег в банк от клиентов, проживающих по безналичному расчету.
- Принять меры по строжайшей экономии энергоресурсов, затрат на освещение, отопление, холодное и горячее водоснабжение.
- В настоящее время в гостинице сформирована постоянно действующая рабочая комиссия по выработке и применению мер, направленных на преодоление кризисных явлений. Состав этой комиссии: генеральный директор (председатель), главный бухгалтер, первый заместитель генерального директора, коммерческий директор.
Примечание:
- в настоящих условиях кризисных ожиданий руководство предприятия сконцентрирует особое внимание на обеспечении выручки, доходов предприятия. Будет направлять все усилия на их сохранение и минимизирование потерь. Следующим направлением работы администрации гостиницы будет последовательная работа по оптимизации расходов и затрат.
- Совершенно очевидно, что в каждый конкретный период времени (в режиме текущего дня) руководством гостиницы будут приниматься решения, соответствующие обстановке, внешним факторам. В этой связи, антикризисная программа и, соответственно, действия гостиницы будут постоянно совершенствоваться, уточняться и видоизменяться, подчиняясь развитию ситуации, как в экономике города, так и в гостиничной отрасли.
Вопросы управления гостиницей в условиях нестабильной экономики постоянно обсуждались на рабочих совещаниях руководителей подразделений, с учетом производственной деятельности предприятия, вносились необходимые изменения и дополнения. Ход выполнения антикризисного плана анализировался на регулярных совещаниях топ-менеджеров гостиницы, вносились необходимые коррективы с учетом ситуации на рынке гостиничных услуг. Каждый день поступала информация по экономике и состоянию дел в трудовом коллективе. Руководство гостиницы ежеквартально отчитывалось перед мэрией Москвы о ходе выполнения антикризисного плана. Ниже приводится один из таких отчетов, в подготовке которого принимал участие автор статьи.
ОАО «Учебно-тренинговая гостиница» докладывает о выполнении плана антикризисных мероприятий за 9 месяцев 2009 года.
В гостинице действует рабочая комиссия по выработке и применению мер, направленных на преодоление кризисных явлений. Комиссия особое внимание уделяет вопросам обеспечения выручки, а также оптимизации расходов и затрат.
В практическом плане в гостинице выполнялись следующие мероприятия.
- Проводится ежедневный мониторинг заполняемости гостиницы, анализ причин отказа от поселений и аннуляций ранее забронированных мест.
- Анализируются результаты финансово-хозяйственной деятельности гостиницы. По оперативным данным еженедельно подводятся итоги доходов и расходов предприятия.
- Оформлены на текущий год договорные отношения с туристическими фирмами для размещения их клиентов в гостинице. Привлечены к сотрудничеству новые туристические фирмы.
- Установлен контакт непосредственно с оргкомитетами выставок, конференций и других коллективных мероприятий с целью предложения гостиничных услуг.
- Проводится гибкая ценовая политика. В гостинице введены: тариф выходного дня, разнообразные скидки (на группы, на длительность проживания) и другие виды бонусных программ, направленные на поддержание спроса на гостиничные услуги.
- В период минимальной загрузки расселение гостей идет на специально выделенных этажах, свободный этаж «замораживается», что позволяет сокращать производственные расходы.
- Поддерживается корпоративный сайт гостиницы www.education-hotel.ru
- Информация о гостинице размещалась на сайтах международных систем бронирования и турфирм, специализирующихся на въездном туризме.
- Выполняется целенаправленная рассылка информации о деятельности гостиницы на предприятия стран СНГ.
- Гостиница принимала участие в едином стенде гостиниц Москвы на международных туристических выставках.
- Информационный материал о гостинице размещался в адресно-телефонных справочниках («Бизнес Адрес», «Адрес Москва», «Все отели России» и пр.).
- В практику гостиницы введен расширенный перечень дополнительных и сопутствующих платных услуг. Это направлено как на повышение привлекательности гостиницы, так и на увеличение доходов предприятия.
- Приняты меры по максимально возможной экономии статей прямых и непроизводственных расходов в составе себестоимости услуг (телефонная и мобильная связь, подписные периодические издания, затраты на содержание учебных помещений, оргтехники и т.д.).
- Снижены до разумно допустимых размеров затраты на обновление инвентаря, имущества, техники, предметов мебели, оборудования, постельного белья и принадлежностей, штор и т.д. в гостиничных номерах.
- Отложены ранее намечавшиеся работы по капитальному ремонту гостиничных номеров и служебных помещений. При необходимости проводится легкий косметический ремонт.
- Организовано финансовое планирование предприятия сроком на один месяц вперед. Для этого определяется кризисный бюджет гостиницы, финансовое прогнозирование результатов хозяйственной деятельности, детальный анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
- На основе ежедневной информации о состоянии финансов гостиницы проводится контроль поступления денег в банк от клиентов, проживающих по безналичному расчету.
- Приняты меры по строжайшей экономии энергоресурсов, затрат на освещение, отопление, холодное и горячее водоснабжение.
Следует отметить, что антикризисное управление гостиницей способствовало обеспечению получения выручки, доходов предприятия, оптимизировались расходы, исключались финансовые потери, полностью сохранен гостиничный номерной фонд. При этом выполнялась важнейшая задача: сохранение квалифицированных кадров сотрудников. В гостинице сокращение персонала не проводилось, обеспечивались в полном объеме социальные гарантии членам трудового коллектива. Антикризисная программа и, соответственно, действия администрации гостиницы постоянно совершенствовались, уточнялись и видоизменялись, подчиняясь развитию ситуации, как в экономике города, так и в гостиничной отрасли. Кроме того, была успешно выполнена задача по практической подготовке кадров для индустрии гостеприимства на материально-технической базе предприятия. В учебно-тренинговой гостинице постоянно бывали преподаватели московских учебных заведений, готовящих кадры для туристско-гостиничной отрасли, приезжали делегации региональных средств размещения для ознакомления с опытом работы коллектива предприятия в условиях посткризисного периода, особенностями практической подготовки кадров для турфирм и гостиниц.