Особенности планирования расходов местных бюджетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кондрина, А. А. Особенности планирования расходов местных бюджетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства / А. А. Кондрина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/505/ (дата обращения: 19.04.2024).

Местное самоуправление организуется для обеспечения жизнедеятельности населения. При этом местные бюджеты являются общественными фондами, сформированными для выполнения данной задачи. Фактически местные бюджеты формируются за счет средств самого населения муниципального образования и трансфертов из бюджетов вышестоящего уровня. Ввиду значительного объема расходов, которые необходимо осуществлять для обеспечения жизнедеятельности населения, органам местного самоуправления следует эффективно использовать сформированные фонды денежных средств. Поэтому повышается важность планирования расходов с целью их оптимизации. Качественное планирование объема предоставляемых муниципальных услуг и их финансового обеспечения может способствовать экономному и результативному расходованию средств местных бюджетов.

Несмотря на внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, при планировании местных бюджетов часто применяется планирование расходов «от достигнутого», то есть в качестве базы применяются расходы прошлых лет, скорректированные на коэффициенты, отражающие условия следующего года. Таким образом, планирование расходов большинства местных бюджетов по-прежнему осуществляется недостаточно эффективно.

Использование бюджетирования, ориентированного на результат, в муниципальных образованиях имеет свою специфику по сравнению с региональным уровнем. Причинами этому служат как гораздо меньшие масштабы большинства местных администраций, так и организационные сложности (необходимость реализации муниципальной реформы, требующей значительных кадровых и материальных ресурсов). Вместе с тем его внедрение является актуальной задачей на муниципальном уровне, так как по отношению к бюджетным услугам, оказываемым в рамках решения вопросов местного значения (озеленение территории, вывоз мусора, благоустройство городских поселений и т.п.), общественный контроль достижения результатов может быть весьма эффективным[1].

Одной из главных проблем, стоящих перед органами местного самоуправления, является планирование расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и др. Специфика жилищно-коммунального хозяйства состоит в его многопрофильности, многоотраслевой структуре, которая требует соответствующих организационно-правовой и экономической основ [2, с.4].

Жилищно-коммунальное хозяйство является важной отраслью народного хозяйства страны, в рамках которой выделяются следующие подотрасли:

  • жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;

  • водоснабжение и водоотведение;

  • коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);

  • городской транспорт;

  • информационное хозяйство;

  • внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;

  • санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);

  • зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);

  • гостиничное хозяйство;

  • бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.);

  • уличное освещение.

Бюджетный процесс всегда начинается с планирования расходов, поскольку в них отражаются цели органов власти любого уровня. Планирование расходов местного бюджета целесообразно определить как одну из составных частей деятельности органов власти соответствующего уровня, заключающуюся в обоснованной разработке планов на конкретный промежуток времени, определяющих будущее состояние экономической системы муниципального образования в соответствии с его потребностями.

В наиболее общем смысле, планирование расходов на жилищно-коммунальное хозяйство – это определение с использованием специальных методов бюджетного планирования объема финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения функционирования подотраслей жилищно-коммунального хозяйства.

Поскольку планирование является процессом, постольку основной его составляющей будет временной фактор, то есть сроки планирования. В Таблице 1 достаточно наглядно представлены формы планирования расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и их содержание. Разделение планирования на три основные формы позволяет придать этому процессу комплексный и целенаправленный характер, обеспечивает согласованность действий всех его участников.

Таблица 1

Формы планирования расходов бюджета в сфере жилищно-коммунального хозяйства и их содержание

Форма планирования расходов

Содержание

Долгосрочное (стратегическое)

более 7 лет

Определение приоритетов развития и приоритетов финансирования (например, Федеральная целевая программа «Жилище»)

Среднесрочное (тактическое)

3-7 лет

Инвестиционные проекты

Краткосрочное (оперативное)

1-2 года

Определение, исходя из приоритетов развития и инвестиционных проектов, объема расходов на инвестирование и текущих расходов на финансовый год

Наиболее важным с точки зрения реализации целей деятельности органов местного самоуправления является этап долгосрочного планирования расходов, поскольку именно на этапе определяются правовые и организационные основы жилищной политики, ее приоритетные направления и отрабатываются механизмы реализации.

Основные методы, применяющиеся при планировании бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство:

- нормативный (нормативно-тарифный);

- метод индексации;

- плановый метод.

Под нормативным методом планирования расходов понимается расчет объема бюджетных ассигнований на основе нормативов, утвержденных в соответствующих муниципальных актах, по формуле:

БА=n*K, где (1)

БА – объем бюджетного ассигнования;

n – норматив расходов на одного условного носителя расходного обязательства (части расходного обязательства);

K – планируемая (прогнозируемая) численность условных носителей расходного обязательства (ед.) в соответствующем году.

Метод индексации расчета бюджетных ассигнований заключается в расчете бюджетных ассигнований путем индексации на уровень инфляции (иной коэффициент) объема бюджетных ассигнований текущего финансового года, по формуле:

БА=R*t, где (2)

БА – объем бюджетного ассигнования;

R – объем расходов в году, предшествующем планируемому;

t – коэффициент индексации или изменения объема расходов в планируемом году по сравнению с предыдущим годом.

Использование нормативно-тарифного метода и метода индексации широко распространено при планировании бюджетных расходов на оплату коммунальных расходов, содержание муниципальных бань, наружное освещение, организацию отлова безнадзорных животных и др.

Под плановым методом понимается расчет объема бюджетных ассигнований в соответствии с показателями, указанными в муниципальном правовом акте (муниципальной долгосрочной программе, муниципальной ведомственной программе, договоре, соглашении) либо в соответствии со сметной стоимостью объекта или стоимостью основных средств. При данном методе планирования корректировка бюджетных ассигнований не только необязательна, но и нежелательна. Его применение ограничивается планированием бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности.

К сожалению, указанные методы планирования не предполагают необходимости фактического осуществления контроля за направлением расходования средств, полученных в качестве оплаты оказанных жилищно-коммунальных услуг. Поэтому в перспективе контроль за использованием бюджетных средств должен быть заменен контролем за объемами и качеством предоставленных услуг. В настоящее время существуют два объективных препятствия к отмене такого контроля:

-наличие норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, предполагающих утверждение и казначейский контроль за исполнением смет бюджетных учреждений по расходам;

-отсутствие отлаженных процедур контроля за объемом и качеством предоставленных жилищно-коммунальных услуг[1].

Таким образом, совершенствованию планированию бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство должен содействовать постепенно осуществляемый переход к формированию местных бюджетов на основе муниципальных минимальных социальных стандартов, определяемых как необходимым объемом постоянных бюджетных расходов, так и объемом расходов, требуемым для повышения качества жилищно-коммунальных услуг.


Литература:
  1. Временные методически рекомендации по реструктуризации бюджетной сферы и повышения эффективности расходов региональных и местных бюджетов: (Краткая концепция реструктуризации государственного и муниципального сектора и повышения эффективности бюджетных расходов на региональном и местном уровнях)/ Отв. Ред.: И.В. Стародубровская.- М.: ИЭПП, 2007.-182 с. – (М-во финансов РФ. Международный банк реконструкции и развития. Проект «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне»).

  2. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2009. – 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): жилищно-коммунальное хозяйство, планирование расходов, местное самоуправление, расход, расходное обязательство, бюджетное ассигнование, метод индексации, муниципальное образование, обеспечение жизнедеятельности населения, плановый метод.

Похожие статьи

Анализ и меры оптимизации расходов бюджета Российской...

жилищно-коммунальное хозяйство, планирование расходов, местное самоуправление, расходное обязательство, расход, бюджетное ассигнование, муниципальное образование, плановый метод, метод индексации...

Особенности планирования и исполнения бюджета...

местное самоуправление, бюджетный процесс, муниципальное образование, Российская Федерация, местный бюджет, бюджетный учет, бюджетный кодекс, расход бюджетов, исполнение бюджета, Россия.

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального...

4) Жилищно-коммунальное хозяйство. 5) Образование.

Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,51% - в...

Особенности планирования и исполнения бюджета...

Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ

В целях повышения результативности бюджетных расходов в рамках ограниченности ресурсов требовался иной, более эффективный метод планирования расходов бюджетов.

Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности)...

Характеристика финансового состояния налогового и бюджетного...

жилищно-коммунальное хозяйство, планирование расходов, местное самоуправление, расходное обязательство, расход, бюджетное ассигнование, муниципальное образование, плановый метод, метод индексации...

Анализ формирования доходов и расходов местного бюджета...

Ключевые слова: анализ, бюджет муниципального образования, доходы, расходы, исполнение местного бюджета, муниципальное образование «город Грозный».

Жилищно-коммунальное хозяйство.

Реализация государственных и муниципальных программ...

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ Оренбургской области на 2014 год составили 67,95 млрд

- жилищно-коммунальное хозяйство; - управление государственными финансами и государственным долгом.

Источники финансирования сферы ЖКХ как сдерживающий...

Бюджетные средства в жилищно-коммунальное хозяйство поступают в виде дотаций

Понижение роста расходов на содержание ЖКХ во многом зависит от правильной организации процесса эксплуатации.

местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство...

...местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство, РФ, Российская Федерация, общий принцип организации, деятельность управляющих компаний, сфера ЖКХ, жилищно-коммунальная сфера

Реализация реформы ЖКХ в муниципальном образовании.

Похожие статьи

Анализ и меры оптимизации расходов бюджета Российской...

жилищно-коммунальное хозяйство, планирование расходов, местное самоуправление, расходное обязательство, расход, бюджетное ассигнование, муниципальное образование, плановый метод, метод индексации...

Особенности планирования и исполнения бюджета...

местное самоуправление, бюджетный процесс, муниципальное образование, Российская Федерация, местный бюджет, бюджетный учет, бюджетный кодекс, расход бюджетов, исполнение бюджета, Россия.

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального...

4) Жилищно-коммунальное хозяйство. 5) Образование.

Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,51% - в...

Особенности планирования и исполнения бюджета...

Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ

В целях повышения результативности бюджетных расходов в рамках ограниченности ресурсов требовался иной, более эффективный метод планирования расходов бюджетов.

Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности)...

Характеристика финансового состояния налогового и бюджетного...

жилищно-коммунальное хозяйство, планирование расходов, местное самоуправление, расходное обязательство, расход, бюджетное ассигнование, муниципальное образование, плановый метод, метод индексации...

Анализ формирования доходов и расходов местного бюджета...

Ключевые слова: анализ, бюджет муниципального образования, доходы, расходы, исполнение местного бюджета, муниципальное образование «город Грозный».

Жилищно-коммунальное хозяйство.

Реализация государственных и муниципальных программ...

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ Оренбургской области на 2014 год составили 67,95 млрд

- жилищно-коммунальное хозяйство; - управление государственными финансами и государственным долгом.

Источники финансирования сферы ЖКХ как сдерживающий...

Бюджетные средства в жилищно-коммунальное хозяйство поступают в виде дотаций

Понижение роста расходов на содержание ЖКХ во многом зависит от правильной организации процесса эксплуатации.

местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство...

...местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство, РФ, Российская Федерация, общий принцип организации, деятельность управляющих компаний, сфера ЖКХ, жилищно-коммунальная сфера

Реализация реформы ЖКХ в муниципальном образовании.