Кластеры как фактор инновационного развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Смирнова Ю. В. Кластеры как фактор инновационного развития [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/396/ (дата обращения: 26.09.2018).

Мировой опыт развитых стран убедительно доказывает как эффектив­ность, так и неизбежную закономерность возникновения разного вида класте­ров. В последние десять лет формирование кластеров стало важной частью го­сударственной политики в области регионального развития во многих странах мира. За рубежом в настоящее время кластеры являются одним из действенных инструментов развития малых и средних предприятий. В последние десятилетия вопросы деятельности кластеров вызывают растущий интерес экономистов и органов государственного управления в разных странах. Бурное развитие технологий, логистики, средств транспорта привело к тому, что передача информации, движение финансо­вых потоков стали практически мгновенным, а транспортировка грузов —дешевой и быстрой. В связи с этим важнейшими факторами достижения и удержания превосходства над конку­рентами становятся не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию сетевых структур — кластеров. Анализ зарубежного опыта кластеризации экономики показал, что в современных условиях термин «кластер» является одним из наиболее популярных при обсуждении перспектив развития экономик большинства стран мира.

В настоящее время однозначного понимания термина «кластер» не существует, а используемые определения совершенствуются по мере развития.

В научной литературе используются 3 перечисленные далее определения, каждое из которых подчеркивает основные черты рассматриваемых нами структур. Согласно им, кластеры являются:

-регионально ограниченными формами экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанных к тем или иным научными учреждениям;

-вертикальными производственными цепочками, узко определенными секторами, в которых осуществляющие смежные этапы производственного процесса структуры (например, последовательность «поставщик – производитель – сбытовик – клиент») составляют ядро. В частности, под данное определение попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

-имеющие высокую степень интеграции отраслевыми объединениями или совокупностями структур с еще более высоким уровнем агрегации.[1,с.232]

В классическом понима­нии, сформулированным М. Портером, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций определённой сферы, характери­зующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.[2,с.896]

Руднева П.С. рассматривает кластер как группу географически лока­лизованных взаимосвязанных компаний, поставщиков обору­дования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодо­полняющих друг друга и усиливающих конкурентные преиму­щества отдельных компаний и кластера в целом [3].

Различные зару­бежные трактовки термина «кластер» приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные аспекты в понимании термина «кластер»

Автор

Определение понятия «кластер»

Schmitz [4,с.64-69].



Кластер – группа предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в тесной близости друг к другу.

Swann and Prevezer [5].


Кластеры - группы фирм в пределах одной отрасли, расположенные в одной географической области.

Porter [6].



Кластер - географически близкая группа связанных компаний и взаимодействующих институтов в специфической области, объединенная общностями и взаимодополнениями.

Elsner [7].



Кластер – группа фирм, которые функционально связаны как вертикально, так и горизонтально.

Steiner and Hartmann [8].


Кластер – ряд связанных и взаимодополняющих фирм общественных, частных и полуобщественных исследовательских институтов и институтов развития.

Bergman and Feser [9].


Кластер - группа коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, для которых членство в группе является важным элементом индивидуальной конкурентоспособности каждого члена фирмы.

Haag [10].


Кластер - индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальному подходу.

Andersson et al. [11].


Кластеризация в общем виде определяется как процесс совместного расположения фирм и других действующих лиц внутри концентрированной географической области, кооперации вокруг определенной функциональной ниши и установлении тесных взаимосвязей и рабочих альянсов для усиления их коллективной конкурентоспособности.

Анализ представленных определений свидетельствует, что основ­ной целью кластеризации является формирование эффективной эконо­мической среды путем повышение качества производимой продукции, экономии различных видов ресурсов (производственных, информацион­ных) и создания инноваций.

Систематизация существующих в экономической науке позволила нам выделить и перечислить присущие кластерной системе особенности:

1.Преимущественно территориальный подход к созданию. Географический масштаб формируемого кластера может варьироваться в зависимости от целей и состава предприятий – участников;

2.Множественность субъектов хозяйствования, имеющих общую сферу деятельности (отраслевую принадлежность);

3.Кооперация участников, основанная на устойчивых, долговременных хозяйственных связей и наличии общих экономических интересов;

4.Инновационная направленность совместной деятельности;
5.У членов кластера существует полная самостоятельность при принятии решений, выступающая основой конкуренции;

6.По отношению к внешней среде кластер воспринимается и функциони­рует как единый организм;

7.В развитии кластера, в зависимости от его масштаба, самое непосредст­венное участие принимают государственные органы власти соответствующего уровня.

Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиаль­ных характеристик, которые могут рассматри­ваться в качестве стартовых предпосылок для их формирования.

1. Наличие конкурентоспособных предприятий. Ключевым условием для развития кластера является нали­чие конкурентоспособных на рынке предприятий в кластере. В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: относительно высокий уровень производительности компаний и секторов, входящих в кластер; высокий уровень экспорта продукции и услуг; высокие экономические показатели деятельности компаний (такие как прибыльность, акционерная стои­мость).

2. Наличие в регионе конкурентных преимуществ для
развития кластера.
Например, выгодное географическое положение; доступ к сырью; наличие специализированных людских ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализи­рованных учебных заведений и образовательных программ, специализированных организаций, проводящих НИОКР, не­обходимой инфраструктуры и другие факторы.

3. Географическая концентрация и близость. Ключевые участники кластеров находятся в географичес­кой близости друг к другу и имеют возможности для активного взаимодействия. Географический масштаб может варьиро­ваться от типа и особенностей кластера и охватывать один или несколько регионов государства.

4. Широкий набор участников и наличие «критической
массы».
Кластер может состоять из компаний, производящих ко­нечную продукцию и услуги, как правило, экспортируемые за пределы региона, системы поставщиков комплектующих, обо­рудования, специализированных услуг, а также профессио­нальных образовательных учреждений, НИИ и других поддер­живающих организаций. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уро­вень занятости на предприятиях и в секторах, входящих в кластер.

5. Наличие связей и взаимодействия между участниками
кластеров
. Эти связи могут иметь различную природу, включая формализованные взаимоотношения между головной компанией и поставщиками, между самими постав­щиками, партнерство с поставщиками оборудования и специа­лизированного сервиса; связи между компаниями, ВУЗами и НИИ в рамках сотрудничества при реализации совместных НИОКР и образовательных программ. Контакты между компа­ниями малого и среднего размера могут быть связаны также с координацией их усилий по коллективному продвижению това­ров и услуг на существующие и новые рынки [12].


Литература:

1.Лаврикова, Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в эко­номическом пространстве региона. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. – 232 с.;

2.Портер Майкл. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран /Майкл Портер.-М.: Междунар.отношения, 1993. - 896 с.;

3.Руднева, П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс] // Экономика регио­на. 2007. №18. Ч. 2 (декабрь) Режим доступа: http://journal.vlsu.ru;

4.Schmitz, Hubert (1992), On the Clustering of Small Firms’, in Rasmussen, J., H. Schmitz andM.P. van Dijk (eds.), ‘Flexible specialization: a new view on small industry, IDS Bulletin (Special Issue), 23(3):64-69;

5.Swann G. M. P., Prevezer M. and Stout, D., eds., The Dynamics of Indus­trial Clustering: International Comparisons in Computing and Biotechnology. Oxford: Oxford University Press, 1996;

6.Porter, M.E. On Competition. Cambridge, Mass.: Harvard Business School Press, 1998;

7.Elsner, W. An industrial policy agenda 2000 and beyond: Experience, The­ory and Policy. Bremen Contributions to Institutional and Social-Economics (Eds.) Biesecker, A./ Elsner, W./ Grenzdorffer, K., No 34, 1998;

8.Steiner, M. and Hartmann, Looking for the Invisible: Material and Immaterial Dimensions of Clusters, Paper presented at the Regional Studies Associa­tion Annual Conference on ‘Regionalising the Knowledge Economy’, No­vember 21, London 2001;

9.Bergman, E.M. and Feser, E.J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications / Е. М. Bergman, E. J. Feser. Regional Re­search Institute, WVU., - 1999;

10.Хааг Д. цит. по Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности кластеров в странах с переходной экономикой. http. // www.kkrsu.edukg/vestnik/v31a15.html;

11.Andersson, Thomas, Sylvia Schwaag Serger, Jens Sorvik, and Emily Wise Hansson. The Cluster Policies Whitebook. International Organisation for Knowledge Economy and Enterprise Development, Malmo 2004;

12.Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tpprf.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): кластер, сектор, предприятие, наличие, компания, развитие кластера, поставщик оборудования, друг друга, географический масштаб, услуга.

Похожие статьи

кластер, сектор, предприятие, наличие, компания, развитие...

Кластеры как фактор инновационного развития. кластер, сектор, предприятие, наличие, компания, развитие кластера, поставщик оборудования, друг друга, географический масштаб, услуга. Анализ мирового опыта формирования территориальных...

Кластер как основа управления промышленными предприятиями

Кластер – это объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных

Региональный (локальный) кластер – это группа географически сконцентрированных компаний из одной или смежных отраслей и поддерживающих их...

Классификация кластеров предприятий | Статья в журнале...

кластер, предприятие, промышленный кластер, ядро кластера, сетевой агент, кластерная структура, структура, участник кластера, связь, конечный продукт.

Кластеры как фактор инновационного развития. Кластер - географически близкая группа связанных компаний и...

Стратегия развития отраслевого кластера | Статья в журнале...

В более узком смысле под кластером понимают группу расположенных в достаточной географической близости взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих и услуг, научно-исследовательских институтов...

кластер, сектор, предприятие, наличие, компания, развитие...

Кластеры как фактор инновационного развития. кластер, сектор, предприятие, наличие, компания, развитие кластера, поставщик оборудования, друг друга, географический масштаб, услуга. Похожие статьи.

О сущности экономического понятия «кластер» | Статья в журнале...

1) кластер — это географическая концентрация конкурирующих и сотрудничающих взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в

2) наличие развитых смежных отраслей, поддерживающих работу кластера

Теоретический анализ концепта экономического кластера

Портер определял кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [5].

Оценка факторов, определяющих границы кластерообразования...

Географический масштаб может варьироваться от типа и особенностей кластера и может охватывать

Одним из ключевых факторов успеха для развития кластеров является наличие рабочих

кластерная политика, субъект кластеризации, подход, лесной сектор, кластер...

Анализ мирового опыта формирования территориальных...

2) кластер — это группа географически близких взаимосвязанных компаний и связанных с ними.

С учётом вышесказанного кластерный подход к развитию территорий стал быстро. Каждый сектор кластера, действуя в рамках одной общей, согласованной цели, получает свои...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

кластер, сектор, предприятие, наличие, компания, развитие...

Кластеры как фактор инновационного развития. кластер, сектор, предприятие, наличие, компания, развитие кластера, поставщик оборудования, друг друга, географический масштаб, услуга. Анализ мирового опыта формирования территориальных...

Кластер как основа управления промышленными предприятиями

Кластер – это объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных

Региональный (локальный) кластер – это группа географически сконцентрированных компаний из одной или смежных отраслей и поддерживающих их...

Классификация кластеров предприятий | Статья в журнале...

кластер, предприятие, промышленный кластер, ядро кластера, сетевой агент, кластерная структура, структура, участник кластера, связь, конечный продукт.

Кластеры как фактор инновационного развития. Кластер - географически близкая группа связанных компаний и...

Стратегия развития отраслевого кластера | Статья в журнале...

В более узком смысле под кластером понимают группу расположенных в достаточной географической близости взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих и услуг, научно-исследовательских институтов...

кластер, сектор, предприятие, наличие, компания, развитие...

Кластеры как фактор инновационного развития. кластер, сектор, предприятие, наличие, компания, развитие кластера, поставщик оборудования, друг друга, географический масштаб, услуга. Похожие статьи.

О сущности экономического понятия «кластер» | Статья в журнале...

1) кластер — это географическая концентрация конкурирующих и сотрудничающих взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в

2) наличие развитых смежных отраслей, поддерживающих работу кластера

Теоретический анализ концепта экономического кластера

Портер определял кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [5].

Оценка факторов, определяющих границы кластерообразования...

Географический масштаб может варьироваться от типа и особенностей кластера и может охватывать

Одним из ключевых факторов успеха для развития кластеров является наличие рабочих

кластерная политика, субъект кластеризации, подход, лесной сектор, кластер...

Анализ мирового опыта формирования территориальных...

2) кластер — это группа географически близких взаимосвязанных компаний и связанных с ними.

С учётом вышесказанного кластерный подход к развитию территорий стал быстро. Каждый сектор кластера, действуя в рамках одной общей, согласованной цели, получает свои...

Задать вопрос