Проблемы разработки стратегии реструктуризации промышленных предприятий в нестабильных рыночных условиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)

Статья просмотрена: 651 раз

Библиографическое описание:

Гусева, Т. И. Проблемы разработки стратегии реструктуризации промышленных предприятий в нестабильных рыночных условиях / Т. И. Гусева, Н. В. Некрасова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 91-95. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/340/ (дата обращения: 18.04.2024).

В связи с возникшими проблемами в Российской экономике понятно, что в ближайшее время будет сложный период, связанный со спадом в экономике и переоценкой стоимости активов. На фоне снижения спроса на российский экспорт, глобальной переоценки рисков, оттока капитала, кризиса ликвидности в банковском секторе и на рынке недвижимости, увеличивается количество банкротств предприятий и растет доля предприятий, нуждающихся в реструктуризации. Интеграционные процессы в виде сделок по слияниям и поглощениям перемещаются от ограниченного круга крупных национальных корпораций в сегмент среднего и малого бизнеса. С другой стороны, последствия кризиса могут оказаться и положительными для предприятий в долгосрочном периоде, если они приведут к оздоровлению финансовой системы, развитию импортозамещающих производств и созданию предприятий с высоким уровнем добавленной стоимости. Именно процессы реструктуризации в условиях мировой финансовой нестабильности являются фактором долгосрочного успеха и повышения конкурентоспособности предприятий. Реструктуризация предприятий в зарубежной практике осуществляется в целях «реанимации» неэффективных предприятий путем перераспределения собственности к наиболее преуспевающим в своей отрасли конкурентам. Эти операции призваны оздоровить экономику при условии соблюдения антимонопольного законодательства и предпринимательской этики.

В кризисных условиях приобретает актуальность реструктуризация путем сокращения масштаба предприятия, так как очень крупные предприятия не могут быстро адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. Подобная проблема часто возникает в связи с существованием так называемых «непрофильных» активов. Необходимой в таком положении мерой является проведение реорганизации общества путем выделения (с сохранением юридического лица – носителя торговой марки) или разделения (с предварительным переводом прав на торговую марку на подконтрольную компанию). Разделение может выражаться в создании дочерних предприятий, развитии сети малых предприятий-сателлитов, реализующих вспомогательные функции. Хорошо известен принцип реструктуризации, в соответствии с которым имущество и риски должны быть разнесены по разным юридическим лицам, т.е. бизнес структурируется так, чтобы компании-владельцы имущества не вели хозяйственной деятельности, а компании-трейдеры соответственно не владели имуществом. Факторами, ограничивающими возможность реструктуризации, здесь выступают численность персонала и зависимость местного бюджета от налоговых поступлений с предприятия, структура собственности (степень концентрации, доля участия государственных и муниципальных органов), структура имущества (возможность разделения имущественного комплекса на части без существенных затрат) и др.

Таким образом, как в случае укрупнения предприятия, так и в случае разукрупнения зачастую создаются интегрированные структуры, классифицировать которые возможно по изменению состава юридических лиц, по степени утраты самостоятельности ведения хозяйственной деятельности в структуре и в зависимости от юридического статуса. В процессе создания таких объединений как ассоциации и союзы, картели, консорциумы, синдикаты, холдинги, концерны, тресты и финансово-промышленные группы состав юридических лиц сохраняется [1]. В отличие от перечисленных форм интеграции, реорганизация промышленных предприятий в форме слияния и присоединения всегда предполагает сокращение юридических лиц. Промышленные картели, консорциумы и ассоциации (союзы) предполагают объединение с сохранением самостоятельности, а синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты – объединение в форме реорганизации (слияния или присоединения) с потерей самостоятельности ведения хозяйственной деятельности в структуре. На основе такого разграничения можно судить о степени взаимосвязанности и имущественного контроля над участниками интеграционных структур. В зависимости от юридического статуса холдинги, консорциумы, картели, финансово-промышленные группы, концерны и тресты не связаны с образованием юридического лица, а промышленные синдикаты, ассоциации (союзы) и объединения в форме реорганизации (слияние или присоединение) относятся к объединениям, имеющим статус юридического лица [2].

Рассматривая предприятие как микроэкономическую систему, основной причиной кризисных явлений можно назвать не только циклическое развитие рыночной экономики, но и циклическое развитие самих предприятий. Кризисы отражают несовпадение ритмов развития конкретного предприятия с ритмами развития макросистем. Циклический характер развития предприятия означает смену фаз и стадий ее движения в пространстве и времени, которое сопровождается усилением или потерей определенных свойств. На микроуровне цикличность принимает форму жизненного цикла предприятия, в рамках которого объясняются причины нестабильного функционирования субъектов предпринимательства. Признание нелинейного и цикличного развития социально-экономических процессов делает любой кризис a priori обусловленным. В этой ситуации любое предприятие фактически неизбежно будет переживать периоды подъема и спада деловой активности, что вызывает необходимость предвидения этих периодов и возможного смягчения их последствий за счет диагностики, предварительного анализа и своевременной реструктуризации предприятий.

Актуальность обеспечения устойчивости развития предприятия предопределяет необходимость реализации стратегии, согласующейся с текущей стадией жизненного цикла предприятия (рис. 1).

Рис. 1. Кривая жизненного цикла предприятия с учетом стратегий развития

Разнообразие общих стратегий [3, 4], которые определяют для организации способ развития, может быть сведено к трем основным типам: стратегии роста, стабильности и сокращения. Характеризовать тот или иной тип стратегии позволяет ряд количественных критериев, таких как доля рынка, объем продаж, стоимость активов бизнеса и т.д. Описание стратегий развития с учетом взаимосвязи со стадиями развития предприятии приведено в табл. 1.

Таблица 1

Особенности формирования стратегии развития предприятия с учетом фаз жизненного цикла компании

Стратегия развития

Цели

Характеристика

Фаза жизненного цикла

Роста

Выживаемость в условиях конкурентной борьбы, увеличение объема выручки и рост прибыли

У предприятия присутствует достаточный внутренний потенциал, факторы внешней среды благоприятны для его развития. Есть два варианта реализации стратегии роста: внутренне развитие либо внешний рост. Внутреннее развитие подразумевает совершенствование бизнеса и реализацию скрытых «внутренних» резервов. Внешний рост предусматривает развитие интеграционных процессов

Зарождение, рост, зрелость

Стабильности

Сохранение конкурентной позиции на рынке, поддержание приемлемых объемов продаж, сокращение издержек

Возможны два варианта: либо наличие внутреннего потенциала и неблагоприятная для предприятия внешняя среда, либо при благоприятном внешнем окружении недостаток внутренних возможностей. Она применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, а также предприятиями, удовлетворенными своим положением. Вариантами реализации стратегии стабильности могут быть: защита положения на рынке, переориентация деятельности, диверсификация и интеграция

Зрелости

Сокращения

Избежание банкротства

Возможна при недостатке внутреннего потенциала и неблагоприятной внешней среде. К различным вариантам стратегии сокращения прибегают, когда показатели деятельности имеют тенденцию к ухудшению, при экономическом спаде или просто для выживания предприятия.

Спад


Наиболее точный, но и более трудоемкий метод идентификации жизненного цикла основан на построении математических моделей динамики отчетных данных пред­приятия о производстве и реализации с уче­том сезонных колебаний спроса, темпов инфляции. На первом этапе анализа следует использовать аналоговую модель – график зависимости объемов реализации от времени – и приближенно оценить, какие этапы жизненного цикла уже пройдены и на каком этапе находится изучаемый объект в настоящее время. На втором этапе анализа следует проверить гипотезу, кото­рая будет выдвинута на первом этапе, путем построения регрес­сионных моделей.

Кривые жизненного цикла товаров (ЖЦТ), предприятий, отраслей в конкретных случаях могут существен­но различаться, поэтому подбор математической модели – фун­кции, описывающей жизненный цикл в целом, как правило, зат­руднителен. В связи с этим каждый этап жизнен­ного цикла анализируют отдельно. Используются линейные модели, а также модели полиномов второй и третьей степени (табл. 2) [5]. Такой анализ может быть далее дополнен получением нелинейной модели, описывающей весь этап жизненного цик­ла в целом. Для идентификации используют только адекватные модели, из которых выбирается модель, имеющая наивысший уровень детерминации.

Таблица 2

Функции движения стоимости бизнеса

Стадии жизненного цикла предприятия

Функциональное описание динамики продаж

Функциональное описание динамики стоимости бизнеса

с позиции доходного подхода

с позиции сравнительного подхода на базе мультипликатора Цена/Выручка (Мв)

Зарождения

Ускорения роста

Замедления роста

Зрелости

Спада

V – стоимость бизнеса;
CFt – денежный поток в году t;
Bt – объем продаж в году t;
k1 – среднее отношение фактического уровня денежного потока к объему продаж;
hCF – отношение фактических платежей по налогу на прибыль к денежному потоку;
k2 – отношение инвестиций в поддержание и развитие бизнеса к объему продаж в нем;
a, b, c – эмпирические коэффициенты.

Для каждой стадии жизненного цикла работы предприятия пос­троена матрица взаимозависимости направлений стратегии развития и стадий жизненного цикла предприятия (табл. 3). Использование матрицы происходит следующим образом: по вертикали, в первом столбце, выбирается стадия жизненного цикла рассматриваемого предприятия. Затем по горизонтали, где располагаются стадии жизненного цикла, выбирается предприятие определенной стадии развития, и на пересечении столбцов и строк образуется ячейка с указанием наиболее приоритетных направлений стратегии развития [6].

Таблица 3

Матрица взаимозависимости направлений стратегии развития и стадий жизненного цикла предприятия

Стадии развития

Предприятие 2

Зарождение

Рост

Зрелость

Спад

Предприятие 1

Зарождение

Стратегия роста

Стратегия роста

Стратегия роста / стабильности

-

Рост

Стратегия роста

Стратегия роста

Стратегия роста / стабильности

-

Зрелость

Стратегия роста / стабильности

Стратегия роста / стабильности

Стратегия роста / стабильности

-

Спал

-

-

-

Сокращение


Любое предприятие должно стремиться иметь кривую своего жизненного цикла с максимально продленной стадией стабильности (см. рис. 1). Однако реально такой вариант развития предприятия невозможен. Увязав жизненный цикл предприятия и циклические колебания рыночной системы, можно заметить, что за время жизненного цикла предприятия могут смениться несколько раз стадии роста и спада и соответственно стратегии роста и сокращения (рис. 2).

Рис. 2. Связь жизненного цикла предприятия и колебаний рыночной системы

Тип реструктуризации зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности предприятия и ресурсов, которыми оно располагает. Установление зависимостей между причинами, стратегиями, необходимыми подходами и видами реструктуризации предприятия позволит создать конкретные методики решения практических проблем реструктуризации предприятий.


Литература:

  1. Дорожкин, А.В. Управление рисками интеграционной деятельности металлургических предприятий: автореферат дис. ... канд. экон. наук / А.В. Дорожкин. – Челябинск: ЮУрГУ, 2008. – 23 с.

  2. Федосеев, А.В. Исследование и оценка эффективности интеграции промышленных предприятий: автореферат дис. … канд. экон. наук / А.В. Федосеев. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – 24 с.

  3. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – СПб: Питер, 1999. – 338 с.

  4. Стратегии бизнеса: аналитический справочник. Под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г.Б. Клейнера. – Москва, «КОНСЭКО». – 1998. – 586 с.

  5. Субботина, Н.В. Управление инновационными процессами на промышленном предприятии по показателям стоимости бизнеса: автореферат дис. … канд. экон. наук / Н.В. Субботина. – Челябинск: ЮУрГУ, 2007. – 25 с.

  6. Руденко, А.М. Совершенствование механизма управления оптимизацией финансовых ресурсов / А.М. Руденко, М.Е. Кулагина // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 8. – С. 31–36.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегия роста, жизненный цикл, жизненный цикл предприятия, предприятие, денежный поток, стадий развития, хозяйственная деятельность, юридическое лицо, внешний рост, внешняя среда.

Похожие статьи

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО...

Цепь этих стадий в экономической литературе получила название «Жизненного цикла организации».

Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации.

Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия

инвестиционная стратегия, инвестиционная деятельность, инвестиционная стратегия предприятия, внешняя среда, инвестиционная деятельность организации, общий период формирования, предприятие...

Жизненный цикл технологической компании по модели Адизеса

Жизненный цикл организации — это совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Одна из наиболее известных концепций жизненного цикла организации принадлежит Ицхааку Адизесу [3].

Жизненный цикл компании как критерий формирования...

На протяжении своего жизненного цикла любая компания последовательно проходит определенные стадии своего развития, начиная с рождения и заканчивая смертью.

Роль и значение жизненных циклов предприятия

Жизненный цикл технологической компании по модели Адизеса. Жизненный цикл организации — это совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Особенности менеджмента компании на различных этапах ее...

внешняя среда, государственное управление, жизненный цикл, организационная структура, предприятие, различная стадия роста бизнеса, разработанная политика, система управления.

Сравнение возможностей и применимости различных моделей...

Ключевые слова: конкурентные стратегии, стратегии поведения, конкурентная среда, жизненный цикл организации.

Интерес вызывает выделение данных позиций на разных этапах жизненного цикла организации (ЖЦО) [5, с. 120], (рис.1).

Стратегическое управление финансовыми потоками в цепях...

во-первых, жизненный цикл предприятия и его продукции. На разных стадиях жизненного цикла предприятия и его продукции формируются не только разные объемы денежных потоков, но и их виды.

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития...

Необходимо исследование внутренней и внешней среды предприятия, анализ действующих стратегий. Решение проблемы дальнейшего развития возможно при разработке стратегии устойчивого развития предприятия.

Похожие статьи

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО...

Цепь этих стадий в экономической литературе получила название «Жизненного цикла организации».

Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации.

Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия

инвестиционная стратегия, инвестиционная деятельность, инвестиционная стратегия предприятия, внешняя среда, инвестиционная деятельность организации, общий период формирования, предприятие...

Жизненный цикл технологической компании по модели Адизеса

Жизненный цикл организации — это совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Одна из наиболее известных концепций жизненного цикла организации принадлежит Ицхааку Адизесу [3].

Жизненный цикл компании как критерий формирования...

На протяжении своего жизненного цикла любая компания последовательно проходит определенные стадии своего развития, начиная с рождения и заканчивая смертью.

Роль и значение жизненных циклов предприятия

Жизненный цикл технологической компании по модели Адизеса. Жизненный цикл организации — это совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Особенности менеджмента компании на различных этапах ее...

внешняя среда, государственное управление, жизненный цикл, организационная структура, предприятие, различная стадия роста бизнеса, разработанная политика, система управления.

Сравнение возможностей и применимости различных моделей...

Ключевые слова: конкурентные стратегии, стратегии поведения, конкурентная среда, жизненный цикл организации.

Интерес вызывает выделение данных позиций на разных этапах жизненного цикла организации (ЖЦО) [5, с. 120], (рис.1).

Стратегическое управление финансовыми потоками в цепях...

во-первых, жизненный цикл предприятия и его продукции. На разных стадиях жизненного цикла предприятия и его продукции формируются не только разные объемы денежных потоков, но и их виды.

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития...

Необходимо исследование внутренней и внешней среды предприятия, анализ действующих стратегий. Решение проблемы дальнейшего развития возможно при разработке стратегии устойчивого развития предприятия.