Библиографическое описание:

Гаврилова Е. А. Культурный туризм как фактор развития Оренбургской области [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 201-203.

В статье рассмотрены подходы к пониманию культурного туризма. Представлена модель организации туристической деятельности, основанная на достижении культуротворческого эффекта.

Ключевые слова: культурный туризм; культурная среда; культурно-семантическое пространство; социально-культурное проектирование.

В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Динамика социокультурных процессов отличается интеграцией различных форм инициирования культурной активности населения, среди которых важное место занимает культурный туризм.

Новое понимание культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия расширяет перспективы культурного туризма как фактора регионального развития в условиях глобализации.

Исследование эволюции понятия культурного туризма свидетельствует о его динамичном развитии. Культурный туризм понимается как:

- познание национальной культуры страны посещения [2, с. 3];

- относительно самостоятельный элемент человеческого бытия, как социально- культурное явление [1, с. 7];

- как процесс ознакомления с «чужой» культурой и ее осмысления [3, с. 6].

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» (гл. II, т.4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма. В этой связи приобретает особое значение развитие культурного туризма в Российской Федерации, в частности, в регионах [5, с. 8].

Многообразие подходов к интерпретации культурного туризма делают весьма затруднительной попытку единственно правильного определения культурного туризма. В этой связи выделяют два основных подхода к рассмотрению анализируемого явления: технический подход; концептуальный подход.

Первый подход представляет концепцию, основывающуюся на понятии культуры как продукта. Второй подход описывает мотивы, лежащие в основе данного вида туризма, и объясняет стремление людей к посещению культурных объектов.

Культурный туризм может быть охарактеризован как сложный социокультурный феномен, обеспечивающий непосредственный контакт человека с культурно-историческим наследием, создающий особое социокультурное пространство сопричастности участников туристских программ к мировым духовным процессам, сконцентрированным в культурных локусах, достопримечательностях, памятниках, разнообразных экскурсионных объектах.

Исследование понятия культурного туризма выявило его структуру и состав элементов: задачи, факторы, проблемы.

Основными задачами культурного туризма являются: возможность удовлетворения разнообразных досуговых запросов и инкультурации его участников через актуализацию исторической памяти; расширение культурного кругозора в отношении историко-культурных традиций, обычаев, нравов, материальной культуры народов других местностей; формирование гуманистического мышления и мировоззрения; формирование культурной компетентности участников туристического процесса; адаптация и социализация личности через усвоение культурных форм; выявление положительного и отрицательного в опыте прошлого, определяющего в значительной мере ментальность нации; создание новых «точек роста» культурной политики в регионах [3, с. 9].

К проблемам культурного туризма подходят с различных позиций. Первая позиция выдвигает проблемы управления и финансирования культуры, другая позиция выражается в том, что к культурному туризму подходят как к одному из возможных видов туризма, использующему потенциал территории [6]. Немаловажной проблемой считается несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры и гостиничной базы международным стандартам; слабость рекламной деятельности в организации маршрутов; отсутствие предварительной подготовки участников экскурсий к знакомству с предстоящими туристскими объектами. У многих организаторов маршрутов отсутствуют продуманные культурные ориентиры по отношению к планируемым туристским программам.

Культурный туризм как явление широкое и разноплановое имеет множество взаимосвязей с различными видами туризма. Мы предполагаем следующие взаимосвязи культурного туризма. Культурный туризм взаимосвязан с познавательным туризмом, событийным, сельским, этнокультурным, экотуризмом, видеотуризмом, театрализованным, религиозным, компьютерным туризмом.

Фактором развития культурного туризма является исторический и культурный потенциал посещаемой страны, уровень организации доступа к нему для всех интересующихся, бытовой комфорт проживания туристов [4, с. 3].

В число объектов культурного туризма входят культурно-историческое наследие (исторические территории, архитектурные сооружения, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники, обряды, выступления фольклорных коллективов) и актуальная культура сегодняшнего дня.

Оренбургская область обладает огромным потенциалом самобытных и ярких памятников истории и культуры. В настоящее время Министерством молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области учтено 2633 объекта культурного наследия. В единую сеть государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства Оренбургской области входят порядка 2,5 тысяч учреждений. В том числе: 983 библиотеки; 2 государственных, 11 муниципальных и 27 народных музеев; 7 профессиональных театров; государственная филармония (в составе 10 коллективов); 68 детских учреждений дополнительного образования; Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей.

Оренбуржье представляет собой уникальное в этническом плане образование, на просторах которого сформировалась одна из наиболее сложных полиэтнических систем, отличающихся разнообразием этносоциальных элементов, пространственно-географическими расселениями, своеобразием этноисторической культуры. Для многонационального Оренбуржья, где проживает 119 национальностей, характерно стремление этнических групп к возрождению, сохранению и развитию самобытных национальных культур, уникальных национальных традиций, обычаев и обрядов.

Своеобразным символом этнокультурного взаимодействия народов, проживающих в Оренбургской области, стал уникальный, единственный в России культурный комплекс «Национальная деревня». Это парк-музей, в котором представлены русское, украинское, татарское, казахское, башкирское, мордовское, чувашское, белорусское, армянское и немецкое национальные подворья. В каждом из них открыты музеи истории, культуры и быта, библиотеки, кафе национальных блюд. Проект получил международную премию «Лидеры Туриндустрии – 2007».

Единственными уцелевшими от старого Оренбурга и самыми древними в городе сооружениями являются гостиный и меновой двор, нижняя часть колокольни и каменное одноэтажное здание бывшей таможни. Ранее гостиный двор предназначался для зимней торговли, а меновой двор - для летней. В настоящее время памятником прежней постройки гостиного двора остается только его южная стена, прочие же стены перестроены в торговые магазины. В гостиный двор ведут четверо ворот, над западными воротами возвышается старинная башня. Внутри гостиного двора имеется 68 торговых помещений, кладовых и лавок.

Спуск к реке Урал в Оренбурге, набережная, памятник Чкалову, подвесной пешеходный мост являются визитной карточкой Оренбурга. Под правым берегом Урала находится детский железнодорожный вокзал, от которого точно по расписанию отправляются поезда, которые обслуживаются детьми.

Культурно-историческое наследие Оренбургской области можно использовать в культурно-познавательных, туристических целях.

Организация туристской деятельности, основанная на достижении «культуротворческого эффекта», по мнению Кировой М.С., включает в себя следующие этапы: социально-культурная диагностика особенностей участников будущего туристского маршрута; разработка сценариев туристских маршрутов; моделирование предполагаемых маршрутов; проведение собственно туристской программы; организация общения туристов по окончании маршрута.

Конкретному туристическому маршруту должна предшествовать его тщательная культурологическая проработка как виртуальной реальности, рассматриваемой в качестве опережающей образно-информационной, семантической модели будущего эстетического проживания туристами новых впечатлений, информации. В этом случае объекты культуры осваиваются как «узнавание» туристом своего «запроса» на информацию и более глубокое постижение сведений об объектах туристской деятельности, полученных на подготовительной стадии туристской программы.

К туристской деятельности применяются технологии социокультурного проектирования – это означает необходимость проектирования особой культурной среды, формирующей социально-значимый опыт освоения культурных ценностей в процессе туристского маршрута, проектирование культурно-семантического пространства.

Под культурной средой Д.А.Шевченко понимает набор социальных факторов: социальные институты, идеи, ценности, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов, правил и норм поведения различных групп общества. Д.А Шевченко определяет, что технология социально-культурного проектирования – компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, выработка целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработка путей и средств достижения поставленных целей. Проект является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих сложившимся нормам.

Кирова М.С. рассматривает культурно-семантическое пространство как структуру, в которой индивид воспринимает, классифицирует, сравнивает, оценивает культурные объекты или их характеристики [3, c. 18].

Культурный туризм требует специально организованной культурологической подготовки человека перед выездом в путешествие и мотивации на исследование чужого опыта с целью освоения позитивных составляющих тура. Для более успешной подготовки используют виртуальный тур, позволяющий потребителям туристических услуг ознакомиться с любым туристическим маршрутом, пройти по маршруту виртуально.

Моделирование предполагаемых маршрутов в виде специализированных просветительных мероприятий, дискуссий, художественно-эстетических программ формируют образ будущего путешествия с учетом индивидуальных запросов и особенностей туристов.

Туристская программа предполагает наличие в любом туристском маршруте обязательного сопоставления «своей» культуры с «другой».

Проведение туристской программы способствует возникновению неформальной общности участников маршрута через необходимые интеракции, развивающие чувство сопричастности с осваиваемыми туристскими объектами в процессе туристской программы.

При разработке проектов туристской деятельности предусматривается организация общения участников по окончании маршрута, обсуждение полученных впечатлений, рефлексию полученной информации в процессе туристского маршрута; разработку планов, программ, связанных с дальнейшими туристскими маршрутами.

Культурный туризм – это уникальная возможность совершенствования образа жизни различных групп населения, повышения качества собственной жизни через изучение культурного опыта жителей различных мест, культурных достопримечательностей, культурных традиций и достижений.


Литература:
  1. Афонин Г.И. Туризм как социально-культурное явление. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 24.00.01 – «Бухгалтерский учет, статистика». К., 2006г.- 169 с.

  2. Богданова А.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов по культурному туризму. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 - М., 2009.- 26 c.

  3. Кирова М.С. Технологии организации культурного туризма / А.В Каменец, М.С. Кирова – М.: Мосиздатинвест, 2006. - 128 с.

  4. Красная С.А. Культурный туризм как перспективное направление развития современного туризма //С.А. Красная, Вестн. Мос. гос. ун-та культуры и искусств.-2006.-№4.-С.125-128.

  5. Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: по состоянию на 01.03.07: включая изменения, вступающие в силу с 01.03.07/ ISBN: 5-379-00051-7, ISBN13: 978-5-379-00051-6, СУИ.-2007.-31с.

  6. Никишин Н.А. Культурный туризм как технология управления региональным развитием / Н.А. Никишин. - Режим доступа: http:// www.culturalmanagement.ru


Основные термины (генерируются автоматически): культурного туризма, Культурный туризм, туристской деятельности, Оренбургской области, понятия культурного туризма, туристской программы, туризма Оренбургской области, пониманию культурного туризма, основах туристской деятельности, перспективы культурного туризма, проблемам культурного туризма, развитие культурного туризма, интерпретации культурного туризма, определения культурного туризма, задачами культурного туризма, взаимосвязи культурного туризма, развития культурного туризма, объектов культурного туризма, организации культурного туризма, туристского маршрута.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос