Библиографическое описание:

Муминов У. М. Конкурентоспособность сельского хозяйства в условии вступления Узбекистана в ВТО [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 104-107.

Соглашения ВТО являются основной современной системы многостороннего регулирования международной торговли, которая была создана в результате переговоров Уругвайского раунда.

При присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя определенные обязательства. Можно выделить два главных направления этих обязательств.

1. Обязательства, связанные с необходимостью приведения национального законодательства и практики его применения в соответствии с нормами и правилами ВТО.

2. Согласования в ходе переговоров индивидуальных обязательств-условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг.

С этими направлениями принятия обязательств могут быть связаны и основные экономические последствия присоединения страны к ВТО. Поэтому анализ последствий присоединения был сосредоточен на: исследований последствий изменения законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО, как в отношении отражения общих принципов, так и выполнения конкретных требований в области применения инструментов торговой политики; исследовании последствий принятия обязательств по доступу на рынок товаров и услуг; исследовании возможностей использования механизмов защиты внутреннего рынка в случае демпинга или применения иностранных субсидий.

Таким образом, последствия принятия обязательств в рамках процесса присоединения могут носить как качественный характер – например, изменения законодательства, так и количественный – например, динамика и соотношение производства и импорта, которые могут быть наблюдаемы и оценены статистически.

Анализ возможных обязательств в области изменения законодательства и применения правил торговли в целом показывает, что следование нормам и правилам ВТО не создаст существенных негативных экономических последствий. Применение принципов национального режима и режима национальной безопасности (РНБ) возможно и способно привести некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

Однако, возможные затруднения будут компенсированы благодаря повышению транспарентности, более высокой предсказуемости действий властей и устранению неоправданных ограничений на рынке.

Обязательства в области применения национального режима также могут касаться практики применения косвенных налогов при импорте – НДС и акцизов. Возможные изменения порядка взимания этих налогов могут сказаться на размерах поступлений в бюджет, однако они практически не скажутся на размерах импорта и условиях конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке.

Налагаемые в рамках норм и правил ВТО ограничения в использовании ряда нетарифных инструментов регулирования импорта, также не приведут, как представляется, к заметным экономическим последствиям, т.е. в настоящее время применения таких инструментов не практикуется широко, а в действующее законодательство уже ставит для него известные рамки. В первую очередь это относиться к применению таких инструментов, как лицензирование и количественные ограничения.

Обязательства в рамках ВТО могут затронуть также практику применения таможенных налогов и сборов. В данном случае возможные экономические последствия для импорта будет зависит в основном от того, каким образом будут устанавливаться и применяться такие сборы, т.к. правила ВТО предусматривают лишь их взаимосвязь с фактическими расходами таможенных органов на осуществление таможенных процедур.

Таким образом, страна- член самостоятельно может определить порядок их установления и взимания на основе этого правила.

В целом содержательное выполнение норм и правил ВТО в данной области не приведет к принципиальными изменениям механизмов регулирования торговли, а также не вызывает заметного роста импорта и резкого изменения условий конкуренции иностранных и узбекских товаров на внутреннем рынке. Таким образом, выполнение обязательств в области обеспечения соответствия внутреннего законодательства нормам и правилам ВТО и следования ограничениям в отношении использования нетарифных инструментов не приведет к заметным отрицательным последствиям для развития производства.

Напротив, изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности узбекских предприятий за счет устранения некоторых излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности, а также увеличения уровня транспарентности законодательства и мер регулирования.

Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках экономических реформ, ибо данной процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и повышении степени прозрачности всего законодательства.

Основные последствия, которые могут возникнуть в данной области можно суммировать следующим образом.

Во-первых, это упрощение процедур, связанных с ввозом и доступом иностранных товаров на рынок. Имеется в виду предусмотрение возможность более жесткого контроля над соблюдением технических требований и более жесткой ответственности за их нарушение.

Во-вторых, это применения принципов ВТО – недискриминация минимизация обременительных процедур и расходов. Эти меры по всей вероятности приведут к снижению административного давления на предпринимателей на внутреннем рынке. А поскольку объем производства и реализации местных товаров существенно больше, чем импортных, логично ожидать некоторого повышения конкурентоспособности тех узбекских предприятий, которые смогут снизить затраты на выполнение обязательных требований.

В-третьих, речь идет о более последовательной унификация технических требований, а Узбекистане и международных стандартов, руководств и рекомендаций. Благодаря выравниванию условий применения мер административного регулирования в Узбекистане и конкурирующих странах (т.к. страны-конкуренты Узбекистана на мировом рынке практически все являются членами ВТО) устраняются возможные элементы искусственного снижения конкурентоспособности местных товаров из-за существование элементов дискриминации и необоснованных ограничений во внутреннем законодательстве. В целом эффект от упрощения и гармонизации системы технического регулирования может проявится в следующем:

-упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия, ускорение оборачиваемости средств,

-повышение конкурентоспособности продукции за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований,

-повышение инвестиционной привлекательности экономики,

-снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля над соблюдением требований,

-уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы технического регулирования.

Узбекистан по многим видам сельхозпродукции является нетто-экспортером. Исходя из этого, присоединения к ВТО способствуют расширению географии рынка экспорта, следовательно, увеличению объема производства. Основными экспортными сельскохозяйственными продуктами являются хлопка – волокна, по которому Узбекистан имеет товаров своё место в международном рынке. В Узбекистане потенциальные возможности увеличения объема экспорта плодоовощных культур больше, которое используются в недостаточной мере. Преимущества узбекских товаропроизводителей в этом рынке, высокая вкусовая качества, ранние сроки созревания возможности выхода внешнему рынку со свежим, сущенным и переработанном виде.

Анализы показывает, что в ближайшее перспективе даже при присоединении к ВТО и принятии обязательства в рамках присоединении тенденция развития импорта по продовольственным товаром к качественным изменениям не приведут. Это объясняется тем, что структура импорта особого изменения претерпит, так как импортируемые товары в основном являются те товары, которые не производятся в Узбекистане.

Может произойти некоторые количественные изменения вызванное увеличением численности населения и совершенствованием структуры питания.

Расширение рынка экспорта сельхозпродуктов и повышение качества продукции (внешний рынок требует сертифицированных продуктов, это относится и к внутреннему рынку), способствует увеличению объема производства и доходность продуктов. Так как увеличение объема экспорта потребует развития инфраструктуры плодоовощного субсектора, увеличится объем переработки, сушки и длительного хранения, следовательно наравне с созданием добавленной стоимости повысится уровень занятости и доходности сельского населения.

Можно сказать, что диверсификация структуру посевов и увеличение площадей посева бобовых и масличных культур в начальной стадии приведет к снижению объема импорта этих видов продукции, а в дальнейшем переходит на экспорт продукции этих культур.

Это способствует более полному использовании экспортного потенциала аграрного сектора страны. В настоящее время основную долю экспорта агропродукции составляет хлопковое волокно, и экономика республики является чувствительным к изменениям цен на хлопковое волокно в международном рынке. Необходимо рассмотреть возможности снижения уровня такой зависимости. В этом плане расширение структуру экспорта сельскохозяйственной продукции является важным подспорьем.

Известно, что в рамках Соглашения по сельскому хозяйству предусматривается предоставление специального и дифференцированного режима по отношению развивающемся и слаборазвитым странам.

В частности развивающимся странам разрешается иметь ставку «де минимакс» в размере 10%. Наиболее принципиальным моментом является возможность предоставления субсидий сельскому хозяйству развивающихся стран в качестве составной части программы развивающихся стран, которые не подлежат обязательством по сокращению.

Чтобы попасть в разрез развивающихся стран, где предел субсидирование сельского хозяйства составляет 10% , бюджетные ассигнования сельского хозяйства за три года перед вступлением в ВТО должен быть свыше 5%.

Учитывая, что основной экспортный товар «хлопок-волокно» является сельскохозяйственным товаром, а рамках данного Соглашения, необходимо в расчете Агрегатного измерения поддержки (АИП) включить все субсидии, предусмотренные в Соглашении, в целях получения выгодного условия в области внутренней поддержки и экспортных субсидий.

В области применения мер защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, компенсационные и защитные меры) основные трудности будут связаны с необходимостью обеспечения юридической и процедурной чистоты и четкости применения мер при повышении активности и увеличении масштабов их использования. При этом возникает потребность в дополнительных расходах, как на уровне частных компаний, так и государства, а также дополнительных инвестицией в создание юридической и консультационной инфраструктуры, подготовку кадров соответствующей квалификации.

Таким образом, отрицательных последствий влияющих на направление и темпы развития экономики отрасли незначительные. Тем не менее, данный вопрос требует глубокого изучения с учетом различных сценариев, которые могут, возникнут после вступления в ВТО.

Поэтому мы ограничились рассмотрением общей ожидаемой ситуации при присоединения республики в ВТО.

Необходимо отметить, что главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий либерализации доступа на рынок и принятие иных обязательств является проведение сбалансированной и рациональной политики, прежде всего в отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в деятельности республиканских предприятий, формирование здоровой справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри республиканской экономики. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членство в ВТО.

Основные термины (генерируются автоматически): сельского хозяйства, рамках ВТО, внутреннем рынке, ВТО страна-кандидат, условиях вступления, изменения законодательства, области применения, господдержки сельского хозяйства, применения мер, развития сельского хозяйства, принятия обязательств, направлений господдержки сельского, увеличению объема производства, направления развития сельского, технических требований, внутреннего рынка, системы технического регулирования, защиты внутреннего рынка, приоритетных направлений господдержки, мер регулирования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос