Конкурентоспособность сельского хозяйства в условии вступления Узбекистана в ВТО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Муминов, У. М. Конкурентоспособность сельского хозяйства в условии вступления Узбекистана в ВТО / У. М. Муминов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/251/ (дата обращения: 17.12.2024).

Соглашения ВТО являются основной современной системы многостороннего регулирования международной торговли, которая была создана в результате переговоров Уругвайского раунда.

При присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя определенные обязательства. Можно выделить два главных направления этих обязательств.

1. Обязательства, связанные с необходимостью приведения национального законодательства и практики его применения в соответствии с нормами и правилами ВТО.

2. Согласования в ходе переговоров индивидуальных обязательств-условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг.

С этими направлениями принятия обязательств могут быть связаны и основные экономические последствия присоединения страны к ВТО. Поэтому анализ последствий присоединения был сосредоточен на: исследований последствий изменения законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО, как в отношении отражения общих принципов, так и выполнения конкретных требований в области применения инструментов торговой политики; исследовании последствий принятия обязательств по доступу на рынок товаров и услуг; исследовании возможностей использования механизмов защиты внутреннего рынка в случае демпинга или применения иностранных субсидий.

Таким образом, последствия принятия обязательств в рамках процесса присоединения могут носить как качественный характер – например, изменения законодательства, так и количественный – например, динамика и соотношение производства и импорта, которые могут быть наблюдаемы и оценены статистически.

Анализ возможных обязательств в области изменения законодательства и применения правил торговли в целом показывает, что следование нормам и правилам ВТО не создаст существенных негативных экономических последствий. Применение принципов национального режима и режима национальной безопасности (РНБ) возможно и способно привести некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

Однако, возможные затруднения будут компенсированы благодаря повышению транспарентности, более высокой предсказуемости действий властей и устранению неоправданных ограничений на рынке.

Обязательства в области применения национального режима также могут касаться практики применения косвенных налогов при импорте – НДС и акцизов. Возможные изменения порядка взимания этих налогов могут сказаться на размерах поступлений в бюджет, однако они практически не скажутся на размерах импорта и условиях конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке.

Налагаемые в рамках норм и правил ВТО ограничения в использовании ряда нетарифных инструментов регулирования импорта, также не приведут, как представляется, к заметным экономическим последствиям, т.е. в настоящее время применения таких инструментов не практикуется широко, а в действующее законодательство уже ставит для него известные рамки. В первую очередь это относиться к применению таких инструментов, как лицензирование и количественные ограничения.

Обязательства в рамках ВТО могут затронуть также практику применения таможенных налогов и сборов. В данном случае возможные экономические последствия для импорта будет зависит в основном от того, каким образом будут устанавливаться и применяться такие сборы, т.к. правила ВТО предусматривают лишь их взаимосвязь с фактическими расходами таможенных органов на осуществление таможенных процедур.

Таким образом, страна- член самостоятельно может определить порядок их установления и взимания на основе этого правила.

В целом содержательное выполнение норм и правил ВТО в данной области не приведет к принципиальными изменениям механизмов регулирования торговли, а также не вызывает заметного роста импорта и резкого изменения условий конкуренции иностранных и узбекских товаров на внутреннем рынке. Таким образом, выполнение обязательств в области обеспечения соответствия внутреннего законодательства нормам и правилам ВТО и следования ограничениям в отношении использования нетарифных инструментов не приведет к заметным отрицательным последствиям для развития производства.

Напротив, изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности узбекских предприятий за счет устранения некоторых излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности, а также увеличения уровня транспарентности законодательства и мер регулирования.

Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках экономических реформ, ибо данной процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и повышении степени прозрачности всего законодательства.

Основные последствия, которые могут возникнуть в данной области можно суммировать следующим образом.

Во-первых, это упрощение процедур, связанных с ввозом и доступом иностранных товаров на рынок. Имеется в виду предусмотрение возможность более жесткого контроля над соблюдением технических требований и более жесткой ответственности за их нарушение.

Во-вторых, это применения принципов ВТО – недискриминация минимизация обременительных процедур и расходов. Эти меры по всей вероятности приведут к снижению административного давления на предпринимателей на внутреннем рынке. А поскольку объем производства и реализации местных товаров существенно больше, чем импортных, логично ожидать некоторого повышения конкурентоспособности тех узбекских предприятий, которые смогут снизить затраты на выполнение обязательных требований.

В-третьих, речь идет о более последовательной унификация технических требований, а Узбекистане и международных стандартов, руководств и рекомендаций. Благодаря выравниванию условий применения мер административного регулирования в Узбекистане и конкурирующих странах (т.к. страны-конкуренты Узбекистана на мировом рынке практически все являются членами ВТО) устраняются возможные элементы искусственного снижения конкурентоспособности местных товаров из-за существование элементов дискриминации и необоснованных ограничений во внутреннем законодательстве. В целом эффект от упрощения и гармонизации системы технического регулирования может проявится в следующем:

-упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия, ускорение оборачиваемости средств,

-повышение конкурентоспособности продукции за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований,

-повышение инвестиционной привлекательности экономики,

-снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля над соблюдением требований,

-уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы технического регулирования.

Узбекистан по многим видам сельхозпродукции является нетто-экспортером. Исходя из этого, присоединения к ВТО способствуют расширению географии рынка экспорта, следовательно, увеличению объема производства. Основными экспортными сельскохозяйственными продуктами являются хлопка – волокна, по которому Узбекистан имеет товаров своё место в международном рынке. В Узбекистане потенциальные возможности увеличения объема экспорта плодоовощных культур больше, которое используются в недостаточной мере. Преимущества узбекских товаропроизводителей в этом рынке, высокая вкусовая качества, ранние сроки созревания возможности выхода внешнему рынку со свежим, сущенным и переработанном виде.

Анализы показывает, что в ближайшее перспективе даже при присоединении к ВТО и принятии обязательства в рамках присоединении тенденция развития импорта по продовольственным товаром к качественным изменениям не приведут. Это объясняется тем, что структура импорта особого изменения претерпит, так как импортируемые товары в основном являются те товары, которые не производятся в Узбекистане.

Может произойти некоторые количественные изменения вызванное увеличением численности населения и совершенствованием структуры питания.

Расширение рынка экспорта сельхозпродуктов и повышение качества продукции (внешний рынок требует сертифицированных продуктов, это относится и к внутреннему рынку), способствует увеличению объема производства и доходность продуктов. Так как увеличение объема экспорта потребует развития инфраструктуры плодоовощного субсектора, увеличится объем переработки, сушки и длительного хранения, следовательно наравне с созданием добавленной стоимости повысится уровень занятости и доходности сельского населения.

Можно сказать, что диверсификация структуру посевов и увеличение площадей посева бобовых и масличных культур в начальной стадии приведет к снижению объема импорта этих видов продукции, а в дальнейшем переходит на экспорт продукции этих культур.

Это способствует более полному использовании экспортного потенциала аграрного сектора страны. В настоящее время основную долю экспорта агропродукции составляет хлопковое волокно, и экономика республики является чувствительным к изменениям цен на хлопковое волокно в международном рынке. Необходимо рассмотреть возможности снижения уровня такой зависимости. В этом плане расширение структуру экспорта сельскохозяйственной продукции является важным подспорьем.

Известно, что в рамках Соглашения по сельскому хозяйству предусматривается предоставление специального и дифференцированного режима по отношению развивающемся и слаборазвитым странам.

В частности развивающимся странам разрешается иметь ставку «де минимакс» в размере 10%. Наиболее принципиальным моментом является возможность предоставления субсидий сельскому хозяйству развивающихся стран в качестве составной части программы развивающихся стран, которые не подлежат обязательством по сокращению.

Чтобы попасть в разрез развивающихся стран, где предел субсидирование сельского хозяйства составляет 10% , бюджетные ассигнования сельского хозяйства за три года перед вступлением в ВТО должен быть свыше 5%.

Учитывая, что основной экспортный товар «хлопок-волокно» является сельскохозяйственным товаром, а рамках данного Соглашения, необходимо в расчете Агрегатного измерения поддержки (АИП) включить все субсидии, предусмотренные в Соглашении, в целях получения выгодного условия в области внутренней поддержки и экспортных субсидий.

В области применения мер защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, компенсационные и защитные меры) основные трудности будут связаны с необходимостью обеспечения юридической и процедурной чистоты и четкости применения мер при повышении активности и увеличении масштабов их использования. При этом возникает потребность в дополнительных расходах, как на уровне частных компаний, так и государства, а также дополнительных инвестицией в создание юридической и консультационной инфраструктуры, подготовку кадров соответствующей квалификации.

Таким образом, отрицательных последствий влияющих на направление и темпы развития экономики отрасли незначительные. Тем не менее, данный вопрос требует глубокого изучения с учетом различных сценариев, которые могут, возникнут после вступления в ВТО.

Поэтому мы ограничились рассмотрением общей ожидаемой ситуации при присоединения республики в ВТО.

Необходимо отметить, что главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий либерализации доступа на рынок и принятие иных обязательств является проведение сбалансированной и рациональной политики, прежде всего в отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в деятельности республиканских предприятий, формирование здоровой справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри республиканской экономики. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членство в ВТО.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний рынок, правило ВТО, Узбекистан, сельское хозяйство, ВТО, обязательство, товар, внешний рынок, внутреннее законодательство, международный рынок.