Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой мотивации
Автор: Киченко Вадим Алексеевич
Рубрика: 13. Экономика труда
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, апрель 2013)
Статья просмотрена: 3328 раз
Библиографическое описание:
Киченко, В. А. Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой мотивации / В. А. Киченко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/76/3716/ (дата обращения: 22.11.2024).
Статья посвящена исследованию проблеме современного менеджмента — трудовой мотивации на предприятии. В данной статье сделана попытка объединения и анализа основных теорий о понятии мотивация, проведен анализ отечественных и зарубежных авторов, решавших проблему представленной тематики.
Ключевые слова: мотивация, потребности, мотивы, управление трудом.
Исследование проблем понятия мотивации возникли очень давно. Предпосылки к исследованию управления трудом можно косвенно рассмотреть около 4000 лет до н. э., возможно первыми управленцами столкнувшимися с понятием мотивации стали египтяне. Далее проблему управления трудом можно увидеть в истории Китая около 1100 лет до н. э. Научному же изучению причин активности человека положили великие мыслители древности, такие как Гераклит, Сократ, Аристотель и другие философы. За весь период исследования данной проблемы процесс трансформации понятия «мотивация» прошел большие изменения. Наглядно это можно просмотреть в приведенной ниже таблице, которая описывает временные рамки, авторов, основные мысли и труды, связанные с понятием мотивация.
Таблица 1
Динамика изменения подходов к мотивации
Время |
Автор |
Основные отличия |
С 535 г. до н. э. |
Гераклит Эфесский |
— анализировал побудительные силы, потребности и влечения человека. — основополагающим стало, что потребности определяются условиями жизни человека. |
470–399 гг. до н. э. |
Сократ |
— утверждал, что человек должен поступать таким образом, чтобы в результате его действий получаемое удовольствие превышало страдания. |
384–322 гг. до н. э. |
Аристотель Стагирский |
— полагал, что стремления человека к чему либо, тесно взаимосвязаны с поставленной целью. — стремления человека зависят потребностей и чувств удовлетворения и неудовлетворения. — описывает четыре различные вида причин, побуждающих к действию: движущая, целевая, формальная и материальная. |
1401–1464 |
Николай Кузанский |
— идея перехода от религиозных основ мотивации, к мотивации, основывающейся на рациональных целях человека. — описывает идеал свободного и благородного человека, воплощающего в себе сущность мировой природной гармонии. |
1596–1650 |
Рене Декарт |
— говорил о спонтанности волевого импульса и выдвигал в качестве важнейшего побуждения влечение, которое при осознанности его становится желанием, а так же рассматривал его как относящееся и к телу, и к душе. |
1583–1645 |
Гуго Гроций |
— детально обосновал необходимость наказаний. По его мнению, без наказаний «несправедливости будет становиться все больше»: «Необходимо как можно скорее отнять привлекательность у порока, чего нельзя достигнуть иначе, как отняв у сладости приятность каким-нибудь последующим страданием». |
1588–1679 |
Томас Гоббс |
— считал стремления к самосохранению и собственной выгоде основными нравственными побуждениями и рассматривал «благо» предметом влечений и желаний. |
1632–1677 |
Бенедикт Спиноза |
— считал, что аффективность, страстность, мотивационная направленность и напряженность должны рассматриваться с объективной точки зрения. |
1723–1789 |
Поль Анри Гольбах |
— потребности являются движущим фактором человеческой воли и умственной активности. |
1723–1790 |
Адам Смит |
— говорил о применение принципа специализации к промышленным рабочим. — разработал концепцию контроля. — немаловажным считал расчет оплаты труда. |
1773–1836 |
Джеймс Милл |
— анализ и общение человеческой мотивации. |
1809–1882 |
Чарльз Дарвин |
— первый шаг в поведенческом и мотивационном сближении живых существ, показал, что у человека и животных имеется множество общих форм поведения, в особенности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов. |
1841–1925 |
Генри Файоль |
— разработал систему вознаграждения персонала. «Оплата труда должна быть справедливой и приносить удовлетворение и работнику и работодателю». — «Порядок» — обеспечивает соответствие работника своему месту. Кроме хорошего подбора персонала, он предполагает еще и точное количественное равновесие управляющих и управляемых. Когда человек видит на своем заводе большое количество людей в администрации и ощущает свое полное бессилие повлиять на сокращение, мотивация снижается. |
1856–1939 |
Зигмунд Фрейд |
— придавал основную роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. |
1817–1904 |
Дж. Уотсон |
— мотивы поведения понимаются как причина телесных реакций организма в ответ на внешние воздействия. Это выражено в известной формуле «стимул — реакция». |
1900–1910 |
Артур Шопенгауэр |
— «Четыре принципа достаточной причины» — доказывает иллюзорность свободы воли. Интеллект позволяет человеку подняться на высшую ступень причинности — мотивацию, обусловливающую его действия не механическим толчком, органической раздражимостью или наглядными представлениями, а понятиями, способными сохранять прошлое и предвосхищать будущее. Развитие интеллекта расширяет круг понятий и, следовательно, мотивов, но не влияет на их выбор. Поведение предопределено «эмпирическим характером» человека. |
1871–1938
1842–1910 |
Уильям Мак-Дугалл Уильям Джеймс |
— полагали, что поведение мотивируют инстинктивные желания. В труде «Основы психологии» Джеймс представляет перечень основных двенадцати инстинктивных желаний человека. Мак-Дугалл в свою очередь расширил и усовершенствовал этот перечень. — доказали, что человеческие желания многогранны. — были первыми влиятельными психологами, которые разработали всеохватывающую теорию основных человеческих желаний. |
1856–1915 |
Фредерик Тейлор |
— максимизация прибыли работодателя в сочетании с повышением благосостояния его работников. Необходимость в создании условий труда, при которых работник был бы заинтересован работать быстрее и качественнее. — ввел понятие «урок» как форму оплаты труда. «Урок» представляет собой строго определенное ежедневное задание, норму выработки (по аналогии со школьными уроками). |
1861–1919 |
Генри Гант |
— занимался разработками в области методики премиальной оплаты, составившего карты-схемы для производственного планирования (получившие, его имя — так называемые гантт-схемы), а также внесшего вклад в разработку теории лидерства. — делал акцент на социальной ответственности бизнеса и менеджмента, имеющих широкие обязательства перед обществом. |
1868–1924 1878–1972 |
Френк и Лилиан Гилберет |
— разработали элементы научной организации труда на уровне отдельных движений и операций. — предложили тщательно разработанные модели прогрессивной заработной платы для мотивации работников. |
1868–1933 |
Мэри П.Фоллет |
— построенная философия менеджмента, основывалась на индивидуальной мотивации. |
1880–1949 |
Элтон Мэйо |
— основной труд «теория человеческих отношений» из которой можно выделить три главных вывода: у людей присутствует потребность принадлежать своей рабочей группе, на производстве существуют различные формальные и неформальные группы (которые основываются на дружеских взаимоотношениях и общих интересах) и любую неформальную группу можно использовать в интересах предприятия, воздействуя на всю группу через одного работника тем самым увеличивая производительность труда. |
1890–1947 |
Курт Левин. |
— теория получившая название «динамической теории личности». По мнению автора, основанием человеческой активности в любых ее формах являются потребности. Причем понимание потребностей является более широким по сравнению с более ранними представлениями в психологии, связанными главным образом с биологическими, врожденными потребностями. |
1897–1967 |
Гордон Олпорт |
— развил общую концепцию личности, противостоящую психоанализу, бихевиоризму, «гормической» психологии По нению автора личность — это динамическая организация внутри индивида особых мотивационных систем, привычек, установок и личностных черт, которые определяют уникальность его взаимодействия со средой, прежде всего социальной. — мотивация человека к развитию себя через достижение важных перспективных целей. Такая мотивация подразумевает рост, а не снижение уровня напряжения. |
1904–1990
|
Беррес Фредерик Скиннер |
— рассматривал мотивацию как циклический процесс научения, в котором последствия поведения в прошлом влияют на последующие действия человека. — поведение может быть управляемо, уточнено и изменено благодаря определенным изменениям в системе поощрений и наказаний. |
1906–1964 |
Дуглас МакГрегор |
— Выделил одиннадцать факторов полностью зависящих от руководителя. На основе данных факторов сформировал два различных подхода к управлению «теория X» и «теория Y» Авторитарный стиль управления для работников, основополагающий на постоянном контроле, и только под принуждением «Теория X». Тип работников, которые сами мотивируют себя в потребности трудиться и находить внутреннее удовлетворение в труде, правда, если для этого созданы необходимые условия относилось к «Теория Y». |
1908–1970 |
Абрахам Маслоу |
— Сформировал иерархию потребностей в которой выделил пять уровней: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности (как физической, так и экономической); 3) потребность в любви, принадлежности (социальные потребности); 4) потребность в уважении, признании; 5) потребность в самовыражении. Если удовлетворены потребности низших уровней, то для мотивации сотрудника к труду надо активизировать следующий, более высокий уровень потребностей. |
1923–2000 |
Фредерик Герцберг |
— основной труд «Психологическая теория мотивации». Основывается на том, что на рабочем месте, наряду с определёнными факторами, которые вызывают удовлетворение от работы, в то же время, существуют отдельные наборы факторов, которые вызывают неудовлетворённость от работы. |
1932 — н.в. |
Виктор Врум |
— разработал теорию ожиданий рассматривает человека как рациональное существо, которое стремится к получению максимальной выгоды путем ограниченных затрат своей энергии. Основные положения теории ожидания сводятся к следующему: мотивированность человека к затрате определенных усилий на выполнение заданий зависит от ожидания, т. е. от вероятности того, что существует взаимосвязь результатов труда и его оплаты, а также от валентности, т. е. ценности ожидаемого вознаграждения. — мотивация поведения сотрудника определяется тремя факторами 1) силой уверенности в том, что конкретные действия приведут к конкретному результату; 2) силой уверенности в том, что конкретный результат приведет к конкретному вознаграждению; 3) привлекательностью или приемлемостью вознаграждения. |
1943 — н.в. |
Уильям Оучи |
— заключается в отождествлении работником себя с нанявшей его фирмой. В Японии этому способствует система пожизненного найма, дух коллективизма и доверия между служащими и с руководством, (это происходит через такие формы общения как утренние митинги, цеховые собрания, собрания малых групп, собрания кружков качества, коллективные туристские поездки, спортивные соревнования и др.). В результате у японского служащего формируется убеждение, что от него лично, от его работы зависит судьба фирмы или компании. — забота о каждом сотруднике организации, качестве трудовой жизни, привлечение сотрудников к групповому принятию решений. |
Представленный анализ теорий показывает, что процесс трансформации понятия мотивация проходит большие изменения. Например, в девятнадцатом веке мотивацию рассматривали, как психологический индивидуальный процесс. Начиная с двадцатого века понятие «мотивация» стало тесно связываться с понятием «потребности», так же с двадцатого века мотивация начинает применяться конкретно на предприятии. В наше время существует множество современных теорий мотивации, решающие самые различные проблемы на предприятиях, теории становятся узконаправленными, индивидуальными.
Несмотря на представленное многообразие теорий и концепций мотивации, можно сказать, что мотивация персонала не стоит на месте, она продолжает развиваться и совершенствоваться. Так как, прежде всего, изменяется внешняя среда, изменяются экономические отношения и отношения людей к труду. Зная то, что движет человеком к выполнению какой-либо деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему методов управления персоналом, актуальную в современное время.
Литература:
Н. В. Кузнецова, История менеджмента: Издательство дальневосточного университета Владивосток — 2001 г. с. 15
Дэкерс, Л. Мотивация: теория и практика: расшир. курс. — М.: ГроссМедиа, 2007.
Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 1992. — 702 с.