Автор: Калинина Наталья Михайловна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, апрель 2013)

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Калинина Н. М. Эволюция интегрированного контроллинга как концепции и философии экономического управления организацией [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 90-92.

В 1990-х гг. в России появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление — контроллинг. Повышенный интерес к данному явлению со стороны отечественных ученых, научных работников, преподавателей вузов, руководителей предприятий, менеджеров всех уровней управления, предпринимателей обусловлен не только новым для российского управления и непривычно звучащим термином, но и теми впечатляющими результатами, которые получены благодаря применению принципов контроллинга в экономике западных стран.

С эволюцией контроллинга тесно связано развитие его основных концепций. Первая концепция контроллинга с ориентацией на бухгалтерский учет возникла в 1930-е гг. и ассоциировала контроллинг с управленческим учетом [3]. В основу этой концепции положено использование данных бухгалтерского учета, представленных в денежных единицах, в процессе управления и принятия управленческих решений. Основное внимание данной концепции сосредоточено на использовании методов и моделей управленческого учета для получения необходимой информации о деятельности предприятия в целом.

Появление в 1970–1980-х гг. второй концепции контроллинга с ориентацией на управленческую информационную систему обусловлено бурным развитием компьютерной техники и информационных технологий. В рамках данной концепции контроллинг понимается как информационное обеспечение процесса управления и принятия управленческих решений, осуществляемое с использованием информационно-компьютерных систем [3]. Указанная концепция предполагает применение системного подхода как для моделирования самих объектов контроллинга, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки, используя в управлении наряду с бухгалтерской качественную и количественную информацию, получаемую непосредственно от структурных единиц предприятия.

В 1990-х гг. получила распространение концепция контроллинга с ориентацией на управление, согласно которой контроллинг является функцией поддержки руководства посредством координации действий внутри управленческой системы, разбиваемой на ряд подсистем [3]. В рамках данной концепции выделяют две группы — с ориентацией на планирование и контроль и с ориентацией на систему управления в целом.

На практике названные концепции, как правило, комбинируются. При этом выделим следующие возможные концептуальные комбинации контроллинга и факторы, обуславливающие данные сочетания. Первое концептуальное сочетание — информационно-ориентированный контроллинг с акцентом на бухгалтерский учет — характерно для предприятий, не имеющих четко обозначенного информационного поля; основным поставщиком информации выступает бухгалтерский учет; организационного оформления контроллинга еще не состоялось; относительная устойчивость условий и характеристик внешней среды; поддержка управленческих решений, имеющих количественную природу. Вторая комбинация — информационно-ориентированный контроллинг с акцентом на планирование и контроль — возникает при наличии следующих условий: высокий уровень развития и интеграции процессов планирования и контроля; налаженный механизм сбора управленческой информации, включающей помимо количественных показателей качественные характеристики деятельности; применение информационных технологий в управлении; неустойчивость характеристик внешней и внутренней среды. Третье концептуальное сочетание — информационно-ориентированный контроллинг с акцентом на систему управления в целом — кроме вышеназванных предполагает наличие такой группы факторов, как: возникновение сложных организационных структур; территориальное обособление структурных подразделений; динамизм и неопределенность среды. Наличие множества концепций контроллинга свидетельствует, с одной стороны, о сложности данного явления, а с другой — о существовании определенного потенциала развития контроллинга как системы, хотя, по мнению некоторых исследователей, перспективы этого развития не вполне ясны [2].

Вместе с тем современный этап развития контроллинга характеризуется наличием в зарубежной и отечественной экономической литературе идеи о двойственности этой концепции: контроллинг трактуется не только как технология, но и как философия управления. Акцентируя внимание на философском аспекте исследуемого явления, многие авторы отмечают, что контроллинг является философией и образом мышления руководителей, ориентированных на эффективное функционирование и развитие предприятия в долгосрочной перспективе [3]. В качестве основных постулатов философии контроллинга выступают: примат рентабельности деятельности предприятия над ростом объемных показателей; рост объемов бизнеса предприятия (организации) оправдан лишь при сохранении прежнего уровня или росте эффективности; мероприятия по обеспечению роста доходности не должны повышать допустимые для конкретных условий функционирования предприятия уровни рисков [4; 6]. Однако, несмотря на кажущуюся простоту и универсальность предлагаемой трактовки философской направленности концепции контроллинга, последняя ограничивается преимущественно фиксацией изменений в образе мышления современных менеджеров и, следовательно, неадекватно отражает подлинную суть происходящего. Поэтому, принимая во внимание особенности современного этапа развития контроллинга, проанализируем сложившуюся ситуацию и выявим особенности интегрированного контроллинга как философии управления. Отправной точкой наших рассуждений будем считать утверждение о необходимости пересмотра устоявшихся концепций и потребности в совершенно новых подходах к управлению в мире «постоянно бурлящей воды» [1]. Высокие темпы изменений, сложность, новизна, опасность и постоянный вызов со стороны современного окружающего мира породили конкретный временной процесс, позволяющий осмыслить деятельность системы управления и обозначенный как «контролируемая система метауправления», которая в свою очередь представляет надстройку над системой управления и ничего общего не имеет с традиционным методом работы менеджеров: диагноз — план — выполнение — оценка [1]. Заметим, что фактически речь идет о контроллинге, хотя сам автор избегает употребления данного термина. Динамичность окружающего мира опрокидывает привычные представления менеджеров и ставит под сомнение правильность существующего типа мышления. «Этот привычный для нас образ мыслей, не изменявшийся веками, прекрасно подходил к условиям относительно стабильного образа жизни, когда идеи и концепции жили дольше, чем люди, а сегодня он уже не соответствует быстро меняющемуся миру, которому постоянно требуются новые идеи и нестандартные решения» [5, с.11]. Действительно, изменчивость и непредсказуемость современной среды хозяйствования выдвинули идею о необходимости нового подхода к управлению, и, как следствие, потребности в изменении сознания, новом образе мышления менеджеров, соответствующем происходящим преобразованиям в системе управлении. В этом контексте интегрированный контроллинг можно рассматривать как своеобразную философию, в рамках которой происходит трансформация традиционного сознания и характерного для него образа мышления в сознание нового типа, или «ву-вей». Такой тип сознания, идеальный для функционирования в сложных системах, подыскивает такие действия, которые хорошо подходят к данной ситуации, гармонично сочетаются с ней и с сознанием человека, а также позволяют добиться слаженности в каждом мероприятии [1]. К тому же в настоящее время мы часто слышим о необходимости повышения эффективности управления. Для традиционно мыслящих управленцев эффективность представляется как стремление к достижению желаемого предела, а с позиции сознания «ву-вей» эффективность — это, прежде всего, поддержание равновесия системы [1]. Таким образом, интегрированный контроллинг можно понимать как философию управления современным предприятием, связанную с переходом к иному восприятию реального мира посредством нового образа управленческого мышления, предполагающего поиск гармонии с окружением и стремящегося к поддержанию равновесия в системе управления.


Литература:

  1. Вейлл П. Искусство менеджмента: Пер. с англ. / Питер Б. Вейлл. — М.: Сирин, 2002. — 203 с.

  2. Гусева И. Б. Проблемы становления и развития контроллинга в России / И. Б. Гусева // Проблемы теории и практики управления. — 2005. — № 6. — С. 80–84.

  3. Калинина Н. М. Интегрированный контроллинг: теория и практика (монография). — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. — 216 с.

  4. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. — 2-е изд. / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 256с

  5. Мелик-Еганов Г. Инструменты творческого мышления / Г. Мелик-Еганов, М. Зайкина // Менеджмент сегодня. — 2004. — № 2. — С. 11–13.

  6. Фалько С. Г. Контроллинг: национальные особенности — российский и американский опыт / С. Г. Фалько, Кейт А. Рассел, Л. Ф. Левин // Контроллинг в России. — 2002. — № 1. — С. 2–8

Основные термины (генерируются автоматически): интегрированного контроллинга, концепции контроллинга, внедрения интегрированного контроллинга, развития контроллинга, информационно-ориентированный контроллинг, управления промышленными экономическими, задачи внедрения интегрированного, практику управления промышленными, концепция контроллинга, бухгалтерский учет, Эволюция интегрированного контроллинга, промышленными экономическими системами, управленческих решений, направленности концепции контроллинга, решении задачи внедрения, Методика формирования центров, принятия управленческих решений, интерпретация концепции контроллинга, систему управления, особенности интегрированного контроллинга.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос