Автор: Иванычев Павел Сергеевич

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, апрель 2013)

Статья просмотрена: 308 раз

Библиографическое описание:

Иванычев П. С. Государственные организации как объект исследования в системе социального управления [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 17-20.

В статье рассматриваются государственные организации (предприятия и учреждения) как объект исследования в системе социального управления. Обосновывается необходимость понимания организации как открытой системы. Внимание уделяется аспектам реализации социального управления посредством осуществления социальной функции управления государственными предприятиями и учреждениями.

Ключевые слова: государственная организация, социальное управление предприятиями и учреждениями, социальная функция управления.


Трансформационные процессы, происходившие в 90-е годы в России, инициировали внимание политических деятелей, бизнес-структур, общественности к феномену управления государственными организациями. Интенсивность развития рыночных процессов в РФ обусловило процессы регионализации отношений собственности, передачу имущественных прав на уровень отдельных субъектов государства, в связи этим, вопросы управления государственными организациями в регионе являются одним из важных аспектов политики повышения эффективности использова­ния государственного имущества. В настоящее время существуют объекты государственной собственности РФ, управление которыми предполагает арендные отношения, приватизационные процессы, куплю-продажу акций, а также отношения, возникающие по поводу владения, использования и распоряжения государственными организациями: федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями. Именно данные группы организаций осуществляют производство товаров и продукции, предоставляя населению социально значимые для общества товары (услуги) в различных сферах и отраслях экономики, в частности, в Тюменской области – это предприятия и учреждения сфер здравоохранения, культуры, СМИ, научно-производственные центры сельского хозяйства, геологии, нефти и газа, безопасности окружающей среды (более 400 предприятий и учреждений).

Анализ научной литературы по вопросам управления государственными организациями (предприятиями и учреждениями) [5] и реальной практики управления в Тюменской области [4] позволяет отметить, что на современном этапе развития социально-экономических отношений в данной области имеется проблема - не определены вопросы регулирования, связанные с социальным аспектом функционирования государственных предприятий и учреждений, и, как следствие, отсутствует механизм социального управления государственными организациями и не реализуется социальная функция управления в процессе деятельности государственных предприятий и учреждений.

Отмечается недооценка значения социального управления как одного из механизма совершенствования системы менеджмента, но, в то же время, наблюдается возрастающая роль социальной активности государственных организаций. Следовательно, недостаточное теоретическое осмысление, систематизация форм проявления социальной направленности деятельности государственных организаций, отсутствие методических подходов к оценке результатов социального управления и соответствующего организационного сопровождения предопределяет актуальность темы исследования, которая обусловлена фундаментальным и прикладным значением проблематики социального управления государственными организациями.

Изначально теоретики и практики управления (начало XX в.) рассматривали организацию как «замкнутую» систему, для которой характерна определенная стабильность целей, задач и условий деятельности; выделяя главный фактор успеха и конкурентоспособности — рост масштабов производства продукции и услуг; задача менеджмента состояла в рациональной организации производства, эффективном использовании всех видов ресурсов и росте производительности труда; основными источниками прибавочной стоимости являлись факторы производства и производительность труда рабочих. Следовательно, основа системы управления являлся контроль всех видов деятельности, функциональное разделение работ, нормы, стандарты и правила, обеспечивающие дисциплину, порядок и эффективное использование всех видов ресурсов.

Система взглядов в России, в течение 70 лет, определявшая развитие теории и практики управления, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики выступало всестороннее развитие личности. В соответствии с этим управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления, формируя моноцентрическую систему хозяйствования, где осуществлялось прямое управление предприятиями и учреждениями со стороны государства и ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, и, как следствие, жесткой системы распределения и связей между организациями. Эта система взглядов находила отражение в теоретических разработках и практике управления социалистическим производством.

Иная система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформирована в 70-80-е гг. XX в. (в следствие научно-технического прогресса и колоссальной концентрации научного и производственного потенциала) и понимание организации как «открытой» системы: рассматриваемой в единстве факторов внутренней и внешней среды, с ориентацией на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей, где источники прибавочной стоимости — люди, обладающие знаниями и создаются условия для реализации их потенциала. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых внутренняя рационализация производства ставится в зависимость от требований внешней среды, а, система управления, ориентированна на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и лидерский стиль руководства. Следовательно, система взглядов на управление хозяйствующими субъектами в переходный период (в 90-е гг. XX в. и начало XXI в), составляет новую современную парадигму управления, базируется на следующих положениях: децентрализация системы управления; переход к полицентрической системе хозяйствования; сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора; концепция управления организациями государственного и негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами.

Основное внимание в принципах управления организациями в настоящее время обращается на социальный аспект управления: предполагающей качество, сервис, нововведения, контроль ресурсов и персонала; видение организации, т.е. чёткое представление о том, какой она должна быть и своевременная реакция на изменения в окружающей среде; коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, и по горизонтали; формируется атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих, и применение методов работы с людьми, обеспечивающими их удовлетворенность работой; перед менеджерами ставится задача - умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т. п. Следовательно, на современном этапе развития России актуальной становится осуществление технологий социального управления государственными предприятиями и учреждениями. Социальное управление раскрывает представления о социальных целях общества и принципиальных механизмах её реализации в отношении разных объектов, в том числе и государственных организаций. Под социальным управлением В.Д. Граждан определяет реально социальную деятельность как совокупность изменений и преобразований, которую осуществляет социальная общность (группа людей) [2, С.107]; а, воздействие в процессе управления в обществе носит сознательный, следовательно, и социальный характер [3, С.9]. Итак, социальное управление - социальная деятельность в ходе управления образующая те изменения, которые имеют направленный, т.е. управляемый характер.

Социальное управление государственными организациями предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на систему управления (в целом и/или её отдельные элементы), где процессы и действия органов исполнительной власти, основанные на программно-целевом подходе обеспечивают, контролируют и регулируют деятельность людей и их коллективов государственных предприятий и учреждений, призванные регулировать социальные отношения. Управление данной социальной системой обозначает способность субъекта (руководителя) сделать динамику системы прогнозируемой и направляемой для обеспечения социального взаимодействия государственных организаций (предприятий и учреждений) с группами населения, местным сообществом, потребителями (реальными, потенциальными), партнёрами, поставщиками.

Определяя государственные предприятия как организацию, основные средства которого находятся в государственной собственности, управляемые либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления, различая унитарные организации как особую организационно-правовую форму, где права собственника имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; а, государственные учреждения как самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческой организации, созданной для выполнения функций некоммерческого характера, создаваемой для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (образование, медицина, органы управления, библиотеки, дома культуры, театры, дома для престарелых и др. т.д.), не являющейся собственником своего имущества, и на основе права оперативного управления имуществом распоряжаются в соответствии со сметой, выделяя бюджетные, автономные и казенные [1], определим, что под государственными организациями понимается совокупность государственных предприятий и государственных учреждений (бюджетных, автономных, казенных), где:

  • права собственника имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов;

  • имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, позволяющее владеть, пользоваться и распоряжаться;

  • созданы для осуществления государством своих функций (социальных, правоохранительных, экономических, управленческих, культурных), и являющиеся социально ориентированными.

Анализ теоретических положений в сфере управления государственными организациями и результаты социологического исследования, проведенного автором на базе Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права, позволяют выделить государственные организации как объект исследования в системе социального управления, детерминирует социальный аспект управления государственными организациями, предполагая выполнение социальных функций управления посредством реализации совокупности действий государственных органов власти в сфере управления государственными организациями (коммуникативных, экзистенциальных, референтных, оценочных) в интересах населения в ходе владения, пользования и распоряжения государственными предприятиями и учреждениями, на основе организации принципа социальной ориентации управления и обратной связи. Социальный аспект управления в процессе выполнения социальной функции управления государственными организациями нами представляется как обеспечение социального взаимодействия государственных организаций (предприятий и учреждений) со всеми заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнёрами, с группами населения и местным сообществом) посредством реализации создания социального паспорта государственных организаций. Систему информационно-аналитической базы деятельности государственных организаций в виде «Социального паспорта государственного предприятия/учреждения» в интерне-пространстве, необходимо понимать как инновационный инструмент менеджмента, заключающегося в оценке социальных отношений как внутри предприятия и учреждения, так и за его пределами, позволит своевременно получать информацию и объективно оценивать уровень социального управления государственными организациями непосредственно в регионе, а также иметь представление о состоянии социально-экономической ситуации.

Оптимизация и расширение каналов взаимного обмена информацией посредством усиления обратной связи между потребителями, поставщиками, партнёрами, местным сообществом и государственными организациями, органами исполнительной власти в сфере управления государственными предприятиями и учреждениями посредством Интернет-ресурсов позволит осуществлять широкое информирование общественности о деятельности организаций (в том числе, социальной направленности)., что и будет способствовать выполнению социальной функции управления государственными организациями.


Литература:

  1. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст]: федер. закон Рос. Федерации от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в последней ред. № 318-ФЗ от 01.12.2007 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2008.- № 1.; О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Текст]: федер. закон Рос. Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2010.- № 6.; О некоммерческих организациях [Текст]: федер. закон Рос. Федерации от 1 января 2003 г. № 131-ФЗ(с изменениями на 16 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2003.- № 1.

  2. Граждан, В.Д. Социальная деятельность и управление [Текст]/ В.Д. Граждан.- М.: Изд-во РАГС, 1989.- 129 с.

  3. Глущенко, Е.В. Теория управления. [Текст]/ Е.Е. Глущенко, К.В. Захарова, Ю.В. Тихонравов.- М.: Прогресс, 1997.- 176 с.

  4. Иванычева, Т.А. Социальные аспекты управления государственной собственностью РФ [Текст]/ Т.А. Иванычева, П.С. Иванычев: Монография. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» (ТГАМЭУП), 2010.-196 с.

  5. Конышев, В.А. Государственный сектор России в системе макроэкономического регулирования [Текст]/В.А. Конышев. - М.: Издательство «Экономика», 2004. - 518 c.; Балацкий, Е.В., Российская модель государственного сектора экономики [Текст]/ Е.В. Балацкий, В.А. Конышев.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.- 452 с.; Балацкий, Е.В. Государственный сектор экономики России в переходный период [Текст]/Е.В. Балацкий // Вестник Российской академии наук.- 1998. - №5. - С. 87–92.; Балацкий, Е.В. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования [Текст]/Е.В. Балацкий // Проблемы теории и практики управления.- 2001. - №1. - С. 31-41.; Кошкин, Л.И. О повышении эффективности управления государственной собственностью в природно-ресурсном секторе экономики [Текст]/Л.И. Кошкин// Менеджмент в России и зарубежом.- 2006.- №3. - С.86-94.; Плескачевский, В.С. Государство-собственник: резервы эффективности [Текст]/ В.С. Пдескачевский // Экономика и управление собственностью.-2009.- №4. - С.7-10.; Нежельский, А.В. Новые подходы к управлению государственным имуществом в РФ (информация о парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ 08.04.2008 г.) [Текст]/ А.В. Нежельский // Экономика и управление собственностью.-2008. - №2. - С. 62-67.

Основные термины (генерируются автоматически): управления государственными организациями, социального управления, социального управления государственными, управления государственными предприятиями, функции управления государственными, системе социального управления, государственных организаций, сфере управления государственными, практики управления, социальной функции управления, аспект управления, оперативного управления, социальная функция управления, органы государственной власти, управления организациями, социальный аспект управления, управления государственной собственностью, праве оперативного управления, Собрание законодательства Рос, Технология управления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос