Библиографическое описание:

Велиев З. Т. Методологические основы фискального риска [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-33.

В статье рассматриваются формы и особенности фискального риска, а также изучаются ее теоретико-методологические основы.


Что такое фискальный риск? Наиболее полно отражает суть бюджетного риска следующее определение: бюджетный риск — это разновидность финансового риска, имеющего субъективно-объективную природу, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора альтернативного, управленческого решения в условиях бюджетного процесса, уникального для каждой институциональной единицы, который воспринимается как колебания распределения всех исходов по отношению к запланированным бюджетным показателям, под воздействием рискообразующих факторов [3].

А. Д. Шуваева, С. С. Тихонова для исследования бюджетного риска предлагают рассмотреть понятие финансового риска, под которым принято сегодня понимать риск, возникающий при движении потоков денежных средств и связанный с каким-либо активом; вероятность отклонения от запланированного результата, возможность получения не только убытков, но и дополнительной прибыли в результате осуществления какой-либо финансовой деятельности. В систему финансового риска включают множество видов рисков, связанных с ведением финансовой деятельности: кредитный, банковский, бюджетный, страховой, риск ликвидности, налоговый, инфляционный и т. д. [2].

Самым популярным для классификации фискальных рисков является матрица финансовых рисков, разработанная Ханной Полячковой-Брикси, подготовленная для некоторых стран, включая страны Южной Африки, Венгрию и Болгарию для идентификации рисков, а также корректировки политического курса. В некоторых случаях заполнение матрицы привело к пониманию некоторых значительных рисков, которые ранее не были известны [8]. В данном случае речь идет о фискальном риске, связанным с государственным долгом.

Ниже приведенная таблица показывает, что непредвиденный долг может быть как явным (признанным законом или договорами), так и скрытым, т. е. базирующимся на представлениях о роли и функциях правительства.

Оценка и обеспечение информацией о непредвиденных обязательствах и финансовых рисках могут играть важную роль в выработке политического курса, повышении осведомленности участников рынка и общественности.

Эта деятельность также может способствовать снижению расходов, связанных с этими рисками, или полному их предотвращению и лучшему пониманию долгосрочного финансового положения страны в целом.

Таблица 1

Классификация государственных долговых обязательств

Долги

Прямые — требования, базирующиеся на текущих событиях или продолжении текущей политики

Непредвиденные (условные) — требования, зависящие от будущих событий

Явный — правительственные обязательства, признанные согласно закону или договору

— иностранные и внутренние суверенные заимствования;

— обязательства по выплатам служащим

— гарантии по не суверенным заимствованиям;

— страховые программы (по банковским депозитам, в связи с наводнениями, военными рисками и т. д.)

Скрытый — ожидания возможных расходов, проистекающих от потенциальных «моральных» или «социальных» требований, основанных на текущей политике и/или общественном восприятии о роли правительства

— будущая текущая стоимость проектов государственных капиталовложений;

— будущие государственные пенсии (в противоположность пенсиям по государственной службе), если они не требуются законом;

— будущие расходы по здравоохранению, если они не требуются законом

— дефолт субнационального правительства или общественного или частного юридического лица по негарантированному долгу;

— расчистка долгов приватизированных отраслей промышленности;

— банкротство банков (за исключением расходов, обеспеченных страховой программой);

— инвестиционные потери негарантированных средств пенсионного фонда, фонда занятости, фонда социального страхования;

— дефолт центрального банка по его обязательствам (валютные контракты, стабильность платежного баланса и т. д.)


Итак, фискальный риск — это форма финансового риска, в большинстве случаев используемого правительством во время оценки бюджетной политики. Однако фискальный риск в некоторых случаях воспринимается как концепция, связанная с долговой устойчивостью.

Но, как было выше сказано, фискальный риск связан с управленческим решением в условиях бюджетного процесса. Это значит, что фискальный риск не может ограничиваться только лишь долговыми рисками. Долговой риск одна из форм бюджетного риска.


Литература:

  1. «Фискальная политика и управление нефтяными доходами», Нина Будина и Артур Радзвилл, 2001, Всемирный Банк;

  2. Бюджетный риск: сущность и проблемы, А. Д. Шуваева, С. С. Тихонова;

  3. Бюджетный риск в условиях финансового кризиса в российской экономике, C. Г. Аюпова, 2011;

  4. Contingent Government Liabilities A Hidden Fiscal Risk, Hanna Polackova, 1999;

  5. Disclosing Fiscal Risks in the Post-Crisis World, Greetje Everaert, Manal Fouad, Edouard Martin, and Ricardo Velloso, 2009, IMF;

  6. Fiscal management, edit by Anwar Shah, 2005;

  7. Fiscal risk index, 2005.

  8. www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2008/ACH200802161112/ACH200802161112_p_005.htm


1


Основные термины (генерируются автоматически): фискальный риск, финансового риска, бюджетного риска, условиях бюджетного процесса, фискального риска, бюджетного риска следующее, исследования бюджетного риска, разновидность финансового риска, форм бюджетного риска, понятие финансового риска, систему финансового риска, основы фискального риска, фискальный риск связан, бюджетный риск, форма финансового риска, особенности фискального риска, политического курса, риск ликвидности, Бюджетный риск, финансовой деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос