Модернизация экономики: интересы и цели стейкхолдеров компании
Автор: Чмель Светлана Юрьевна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 6832 раза
Библиографическое описание:
Чмель, С. Ю. Модернизация экономики: интересы и цели стейкхолдеров компании / С. Ю. Чмель. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 150-154. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3131/ (дата обращения: 16.11.2024).
Основной целью современной модернизации экономики России является необходимость в укреплении ее конкурентоспособности для радикального технологического прорыва и интеграции в мировую экономику. Модернизация направлена на совершенствование институциональной, технологической, финансовой и управленческой сфер деятельности отраслей, корпораций и предприятий и затрагивает интересы всех стейкхолдеров компании. Однако, в силу неизбежных отличий в интересах и целях, стейкхолдеры могут стать и становятся препятствием на пути модернизации. Поиск причин разногласий и конфликтов и выявление путей гармонизации интересов и целей стейкхолдеров для минимизации рисков, исходящих из их несогласованности, являются актуальной научной и практической задачей.
Устранить препятствия на пути модернизации компании автор предлагает следующим образом: 1.выявить препятствия модернизации в компании; 2.оценить уровни и продолжительность интересов стейкхолдеров; 3.разработать программу мотивации стейкхолдеров для превращения краткосрочных интересов в долгосрочные.
Целью управления стейкхолдерами для устранения препятствий к модернизации следует выбрать создание мотивационных стимулов для перевода краткосрочных интересов в долгосрочные. Для этого необходимо выявить интересы каждой группы стейкхолдеров, их уровень и степень долгосрочности, а также демотивирующие факторы и разработать программу мотивации для формирования долгосрочных интересов. Инициатором этой работы может стать любая группа стейкхолдеров, имеющая наиболее высокий уровень интереса к модернизации.
В обобщенном смысле интерес представляет собой мотив, побуждающий индивида к действию. Интерес может быть слабым, сильным, неявным, краткосрочным, долгосрочным. Каждый стейкхолдер имеет свои интересы в компании, которые могут быть экономическими, социальными и смешанными. Под экономическими интересами понимают объективные мотивы деятельности людей, отражающие их место в системе общественного производства. Интерес социальный – это направленность мотивации и целеполагания, обусловленная социальным статусом индивидов, групп и слоев, их отношением к власти и распределению доходов. В таблице 1 представлены характеристики основных групп стейкхолдеров, уровень заинтересованности в модернизации которых влияет на ее реализацию и эффективность.
Таблица 1
Интересы и цели стейкхолдеров компании в ее модернизации
Стейк-холдер |
Интерес/ мотив |
Уровень интереса |
Продолжи-тельность интереса |
Цель |
Собственники |
|
Высокий |
От краткосрочного до среднесрочного |
|
Финансирующие группы |
Превышение прибыли с кредита над другими источниками дохода |
Высокий |
Краткосрочный |
|
Руковод-ство компании |
|
Высокий |
От краткосрочного до среднесрочного |
|
Сотрудники |
Стабильная работа с достойным доходом, безопасными условиями труда и возможностью карьерного и профессионального роста |
Высокий |
Долгосрочный |
|
Клиенты, поставщики |
|
Высокий |
От краткосрочного до долгосрочного |
|
Общество и отдельные общественные институты |
|
Высокий |
Долгосрочный |
|
Государство |
|
Высокий |
Долгосрочный |
|
Выявлено, что на различие уровней интереса к модернизации влияет неравномерность развития различных подсистем компании и феномен «разноскоростной» инерции ментальности [3]. Из таблицы 1 видно, что у основных стейкхолдеров, принимающих решения в области модернизации (собственников и финансовых групп), преобладают краткосрочные финансовые интересы. Очевидно, что обладание властью и финансовыми ресурсами не является безусловным условием интереса к модернизации, так как для модернизации необходимы немалые средства, которые являются собственностью владельцев, а риск их потери или неэффективного использования является демотиватором модернизации. От этой группы стейкхолдеров также исходит угроза продажи бизнеса в любое время при условии выгодности сделки. Кроме того, демографический фактор влияет на интересы собственников и Россия стоит на пороге нового передела собственности в связи с достижением большинством владельцев возраста 50 лет [1]. Возможными вариантами передела собственности могут стать: преобразование компании в корпорацию с распыленным владением (выбор крупнейших компаний); продажа бизнеса (высокая вероятность); построение родового бизнеса; передача бизнеса в благотворительный фонд. Только в случае построение родового бизнеса необходим стратегический подход. В остальных случаях в современной российской экономике стратегические планы не играют существенной роли.
В то же время, отсутствие права собственности, недостаточная финансовая обеспеченность и неуверенность в своем будущем являются более долгосрочными стимулами к устойчивому развитию компании, которое в современной экономике может обеспечить модернизация. Потому работникам должна быть выгодна модернизация. Она способствует повышению безопасности труда, реализации долгосрочных карьерных и жизненных планов. Клиенты и поставщики также стремятся к созданию и укреплению долгосрочных отношений, а местное сообщество и государство заинтересованы в устойчивом развитии компании для стабильности и безопасности в обществе и успешной реализации социальным программ.
Схема причинно-следственных связей препятствий к модернизации (рис.1) демонстрирует, что наличие у стейкхолдера собственности и власти, сопутствующей наличию собственности, является самым сильным препятствием модернизации компании. Поэтому мотивация должна быть направлена на повышение интереса собственников к долгосрочному развитию бизнеса.
Рис. 1. Схема причинно-следственных связей препятствий к модернизации
Полагаем, что главным аргументом против модернизации является нежелание упустить выгоду от высокого текущего спроса на продукцию капиталоемких производств. В то же время, удовлетворение долгосрочных интересов работников и бизнес-партнеров не рассматривается собственниками как стратегическая задача, а сила интереса государства недостаточно велика. Необходимо найти инструмент стимулирования принятия собственниками решения о модернизации. Им может стать усиление роли совета директоров (СД) путем введения в его состав независимых директоров.
В результате анализа состава советов директоров (СД) российских компаний выявлено, что многие из них весьма далеки от необходимых стандартов, так как во многих из них: СД слишком мал или не разнообразен по составу; в состав СД входят только топ-менеджеры компании; в составе СД мало или нет независимых директоров [2]. Тем не менее, независимые директора могут стать оппонентами собственникам в отстаивании программ модернизации, а директора-иностранцы, имеющие опыт и авторитет на зарубежных рынках капитала, технологий, товаров и услуг, могут принести существенную пользу российской модернизации, одна из основных целей которой заключается в диверсификация производства для ухода от сырьевой экономики к высокотехнологичным производствам. Принципами успешной работы совета директоров являются: преданность компании и делу; преобладание независимых директоров (до 60%); стратегический подход; прозрачность и открытость.
Что касается сотрудников компании, то у них может наблюдаться максимальный интерес к модернизации, так как состояние современных рынков труда и жилья не способствует легкой смене работы и места жительства. Поэтому надежная и стабильная работа с достойной зарплатой становится сильным мотивом к модернизации.
Неотъемлемым элементом механизма реализации программы модернизации является поиск и/или создание долгосрочных конкурентных преимуществ, необходимых для реализации опережающей и революционной моделей модернизации компании, подразумевающей коренные изменения в идеологии, менеджменте, производстве. Главная задача – «создать высокотехнологичную конкурентоспособную отечественную промышленность, способную эффективно и в сжатые сроки реализовывать инновационные идеи» [4], устойчиво конкурировать с зарубежными компаниями [5], обеспечить инновационный прорыв. Работники компании могут стать как локомотивом, так и тормозом модернизации, поэтому их мотивация требует разработки особого подхода.
Согласно исследованию, проведенному среди сотрудников 21 предприятия [3], в трудовых коллективах преобладает тип экономического работника, работающего хорошо, когда ему хорошо платят (47 %). Психологический (чувствительный к психологическому воздействию), этический (восприимчивый к методам морального воздействия) и социальный (ориентированный на карьеру, власть, престиж) типы работников составляют соответственно 16 %, 16 % и 13 %. Креативный тип, стремящийся к творчеству и поэтому наиболее ценный для реализации задач модернизации, составил лишь 8 % от общего числа работников. При грамотном подходе к управлению персоналом препятствий с его стороны можно избежать. Задачей менеджмента в рамках мотивации работников к модернизации становится создание и укрепление корпоративной культуры, вовлечение персонала в планирование и осуществление модернизации компании путем использования его творческого потенциала. Отметим, что на вопрос об оценке уровня корпоративной культуры по шкале от очень высокого до очень низкого 52 % респондентов оценили этот уровень как посредственный, 34 % - как высокий и 14 % - как низкий [3].
Исходя из вышеизложенного, алгоритм мотивации стейкхолдеров компании к модернизации может быть представлен в виде схемы (рис.2).
Рис. 2. Алгоритм мотивации стейкхолдеров компании к модернизации.
Таким образом, в результате исследования выявлено, что основным препятствием модернизации часто является отсутствие стратегического мышления у собственников компании. Чтобы долгосрочные цели преобладали над краткосрочными, в компании необходимо наличие стейкхолдеров, противодействующих собственникам при принятии решений в области модернизации вследствие их высокого интереса к ней. Такими силами могут выступать государство и советы директоров с независимыми директорами в их составе. Для устранения препятствий и ускорения модернизации российских компаний предложен алгоритм мотивации стейкхолдеров компании к модернизации.
Литература:
Королев В. Россия стоит на пороге нового передела собственности http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/1704877/
Майкл А. Таппан, Модернизация российской экономики и положительная роль, которую могут сыграть в этом процессе независимые директора-иностранцы http://www.rsrrussia.com/pdf/ModernizationoftheRussianEconomy-RUS.pdf
Корель Л.В. Российские промышленные предприятия в зеркале многовекторной концепции модернизации: социологический ракурс // Регион: экономика и социология. - 2010. - N 4. - С.167-186.
Модернизация российской экономики: структурный потенциал / Отв. ред. – Н.И. Иванова, науч. рук. – Ю.В. Куренков. – М.:ИМЭМО РАН, 2010. – 228 с.
Принуждение к инновациям: стратегия для России. Сборник статей и материалов / Под ред. В.Л. Иноземцева. — Москва, Центр исследований постиндустриального общества, 2009. — 288 с.