Библиографическое описание:

Шарф А. А. Инновации в торговле: основные проблемы и пути их решения [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 31-33.


В настоящее время российская экономика взяла курс на инновационное развитие, что находит свое отражение в средствах массовой информации, производственной, управленческой, образовательной, торговой и других сферах. Инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из условий модернизации национального хозяйства, перехода к новой, постиндустриальной стадии развития и воспринимается в качестве необходимого атрибута рыночных экономических отношений.

В современных условиях хозяйствования предприятия просто обязаны быстро адаптироваться ко всем происходящим изменениям и использовать последние в целях реализации своих конкурентных преимуществ и дальнейшего развития.

Применительно к торговле, одним из механизмов преодоления давления со стороны конкурентов может быть использование различных видов инноваций. Но следует принять во внимание тот факт, что не все торговые предприятия идут на их внедрение.

В связи с этим попробуем осветить те основные проблемы, которые не позволяют предприятиям торговли в полной мере вводить в свою деятельность инновации: настороженность в восприятии инноваций и боязнь связанных с ними рисков; неприятие инноваций как способа развития предприятия и экономики в целом; отсутствие инновационной инфраструктуры.

Полагаем, что первопричиной таких проблем является несовершенство правового регулирования инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации, поскольку на сегодняшний день не существует единого нормативного документа, в котором было бы закреплено одновременно и понятие инноваций, и их особенности, и их виды. В Постановлении Правительства РФ от 24.07.1998 N 832 "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы" дано определение инноваций, согласно которому «инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [1]. Но данная трактовка носит достаточно общий характер и характерна для любой отрасли народного хозяйства, в которой данные инновации находят применение (строительство, транспорт, связь, энергетика).

Обращаясь к региональному законодательству, можно отметить, что, например, в Законе Омской области от 13.07.2004 № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области» вообще не дается определения термину «инновации». Но, тем не менее, Постановлением Правительства Омской области от 11.04.2007 № 43-п была разработана программа внедрения инновационных технологий, которая называется «Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года». Целью Концепции является «создание и развитие единой системы инновационной инфраструктуры на территории Омской области, обеспечивающей устойчивое сбалансированное экономическое развитие Омской области за счет создания условий для увеличения инновационного уровня и конкурентоспособности производств, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки» [2]. Согласно данной Концепции, основными организациями инновационной инфраструктуры Омской области могут стать: сеть бизнес-инкубаторов, корпоративное высшее учебное заведение, технопарк, инновационно-инвестиционные и венчурные фонды, центры трансфера технологий. Таким образом, Правительство Омской области начало пытаться внедрять инновационные технологии, не подготовив предварительно бизнес-сообщество. Отсюда вытекает вторая причина вышеуказанных проблем: неосведомленность представителей бизнеса со стороны органов власти.

Возникает вопрос: как в таком случае руководителям предприятий и потенциальным инвесторам ориентироваться в вопросах, связанных с инновационной деятельностью?

Инновации могут существенно отличаться друг от друга в зависимости от положенных в основу классификации параметров. В настоящее время существуют подходы к формированию классификаций инноваций, но они практически не учитывают в себе отраслевой, а именно, торговой, составляющей.

Вообще, независимо от того, в какой отрасли осуществляются инновации, все их можно условно разделить на 3 основные группы:

  1. инновации в товарах и услугах (разработка новых видов товаров и услуг);

  2. инновации в процессах (разработка новых способов производства и реализации товаров и услуг);

  3. инновации в бизнесе (разработка новых способов ведения деятельности).

Экономист Бовин А.А. выделяет инновации технологические и коммерческие. Технологические связаны с изменением физических свойств товара в процессе производства, например, введение новых ингредиентов, использование нового производственного процесса для получения новых изделий. К коммерческим инновациям относятся изменения в способах организации, сбыта и коммуникаций в процессе реализации товара. Для торговой сферы данное направление будет выражаться в новом дизайне упаковки товара, в новом способе рекламы и подачи товара потребителю. Такие инновации связаны с движением товара от производителя к потребителю.

В свою очередь, Э.Блондо выделил 7 типов инноваций в розничной торговле (радикальные, пошаговые, социальные, технические, революционные, локальные и архитектурные). По сути, приведенная им типология инноваций в торговле больше может считаться перечнем, но не классификацией, поскольку в ней не усматриваются классификационные признаки.

В связи с этим, в целях определения роли инновационных процессов в деятельности современных торговых организаций, необходимо все имеющиеся типы и виды инноваций в торговле сгруппировать в соответствии с классификационными признаками. На наш взгляд, следует различать инновации по виду деятельности торгового предприятия: инновации в оптовой торговле и в розничной торговле. Такое деление обусловлено особенностями ведения деятельности как оптовых, так и розничных организаций.

В зависимости от технологии внедрения инновации в торговле подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации используют новые полуфабрикаты и ингредиенты для изготовления принципиально новых продуктов и товаров. Процессные предусматривают использование новых методов производства товаров за счет внедрения нового оборудования.

По источникам финансирования инновации подразделяются на финансируемые за счет прямых и косвенных источников. К прямым источникам относятся банковские кредиты, привлеченные средства частных инвесторов, средства от продажи свободных активов, патентов и лицензий, а также собственные средства организаций торговли. Косвенным источником, как правило, является приобретение оборудования по договору лизинга.

По типу новизны инновации можно разделить на новые для торговой отрасли и новые для конкретного торгового предприятия. Инновации, касающиеся торговой отрасли в целом, связаны с появлением новых форм и видов торговли. Среди часто встречающихся можно отметить следующие формы торговли: сетевая торговля, электронная торговля, дистанционная торговля, торговля в виде прямых продаж.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение инноваций в торговле – это набор определенных процессов, которые происходят внутри торгового предприятия и приводят к повышению конкурентоспособности предприятия, росту производительности труда и увеличению прибыльности.

Но для создания нового и модернизации действующего оборудования, освоения новых технологий, насыщения потребительского рынка востребуемыми товарами необходим приток средств. Основу ресурсного обеспечения инновационной деятельности составляют инвестиции, отсутствие которых делает процесс создания и внедрения нововведений невозможным. Поэтому в качестве третьей причины недостаточного уровня освоения инноваций торговыми предприятиями, можно назвать неразвитость механизмов финансирования инновационной деятельности.

Итак, обозначенные нами проблемы предполагают решение следующих основных задач:

  1. Совершенствование правового регулирования отношений в инновационной сфере, что позволит повысить правовую культуру участников отношений.

  2. Разработка единого методологического подхода к определению понятия инноваций в торговле и их классификации.

  3. Обеспечение информационной прозрачности инновационной деятельности с помощью проведения выставок-ярмарок в рамках содействия внедрения инноваций в торговлю, выпуск информационных и рекламных материалов, продвижение инновационных проектов до предприятий.

  4. Консолидация финансовых средств инвесторов, привлечение потенциальных инвесторов к финансированию инноваций.

  5. Подготовка специалистов для реализации инновационных проектов. Сотрудников следует стимулировать к активному участию в проектах по подготовке и внедрению инноваций. Без системного подхода к усилению мотивационной составляющей, без формирования нужного отношения к поставленным задачам и без поддерживающей инновации организационной культуры невозможно будет добиться успехов.


Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 № 832 "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".

  2. Постановление Правительства Омской области от 11.04.2007 № 43-п «О Концепции развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года».

  3. Закон Омской области от 13.07.2004 № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области».

  4. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: Учебное пособие / А.А.Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. – М.: Омега-Л, 2006. – 296 с.

  5. Блондо Э. Инновации в розничной торговле // Бизнес-журнал. – 2005. - № 4. – С. 15-19.



Основные термины (генерируются автоматически): инновационной деятельности, Омской области, инновационной инфраструктуры, «Об инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры, территории Омской, инновационной политики Российской, 527-ОЗ «Об инновационной, концепции инновационной политики, территории Омской области, определение инноваций, розничной торговле, инновационной инфраструктуры Омской, Правительства Омской области, результат инновационной деятельности, отсутствие инновационной инфраструктуры, территории Омской области», системы инновационной инфраструктуры, «Концепция развития инновационной, финансирования инновационной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle