Библиографическое описание:

Палей Т. Ф. Краудсорсинг, как средство повышения эффективности системы управления вузом и инфраструктурного развития [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 140-142.

Краудсорсинг (от англ. crowd - "толпа" и sourcing - "использование ресурсов") - понятие сравнительно новое, оно означает передачу отдельных функций неопределённому кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора. Впервые это слово использовал в 2006 году журналист Джефф Хауи в статье The Rise of Crowdsourcing для журнала Wired [1]. Хотя коллективный способ решения проблем применялся и ранее. В 1714 г. правительство Англии установило приз за нахождение точного способа определения долготы на море, вместо того, чтоб оплатить соответствующие изыскания какому-то одному ученому. 350 лет понадобилось миру на то, чтобы сообща доказать теорему Ферма (которая гласит, что любой квадрат можно разложить на два целых квадрата, а вот куб на два куба – уже нет, ни с четвертой степенью этого не сделаешь, ни с пятой). При всей кажущейся простоте доказать это оказалось очень трудно, но сделать это пыталось огромное количество людей. И удалось это только в 21 веке математику из Принстона Э.Уайлсу [6]. В своей книге «Мудрость толпы» [2] Джемс Шуровески в 2004 г. утверждал, что толпа может оказаться умной при соблюдении ряда условий: она должна быть многообразной (состоять из независимых друг от друга людей), децентрализованной и иметь возможность выразить в итоге единое мнение. В собственной статье в журнале Wired Хауи доказывал, что группы любителей, которые работают над какой-то задачей, чаще всего могут выдавать наилучшие результаты, чем профессионалы. Специалисты, даже наиболее умные, постоянно будут более ограничены своими «ментальными моделями», чем тысячи энтузиастов. Да и где гарантия, что профессионалы в какой-нибудь области не обременены теми же предрассудками, что и любители.

Впервые концепцию совместного создания благ предложили в 2000 г. Прахалад (C. K. Prahalad) и Рамасвами (Venkat Ramaswamy). Но значение этого термина шире понятия краудсорсинга и включает в себя, например, взаимодействие между потребителем и поставщиком медицинских или образовательных услуг, наёмным работником и работодателем. Краудсорсинг позволяет агрегировать информацию, опыт, мнения, прогнозы, предпочтения и оценки [4]. В зависимости от используемой технологии сетевых действий можно выделить (см. таблицу 1):


Таблица 1

Содержание краудсорсинга


простое голосование за различные варианты предлагаемых решений

комментирование

предложение вариантов

неограниченный круг участников

ограниченный круг экспертов

краудголосование

+

-

-

+

-

краудсторминг

+

+

+

-

+

краудслаппинг

-

+

-

+

-


Краудсорсинг как новый метод управления, применение которого стало возможным в условиях интенсивного развития информационно-коммуникативных технологий, вызывает закономерный интерес, но при этом обладает как достоинствами, так и недостатками.

К несомненным достоинствам относится возможность сравнительно недорого, а порой и бесплатно, получить много хороших идей или готовых решений проблем бизнеса и гос. управления от людей из толпы. В качестве примеров можно привести коллективный дизайн футболок (компания Threadless), создание слоганов (Slogan Slingers), решение проблемы очередей (Сбербанк). С помощью краудсорсинга фирмы проводят PR-компании (Coca-cola), демонстрируют свою корпоративную социальную ответственность (Сбербанк).

Часто краудсорсинг применяется при оптимизации решений по размещению объектов инфраструктуры. Благодаря облачным технологиям, массы недовольных обывателей превращаются в единую информационную сеть и коллективное сознание "умного города". Новое явление электронной демократии (http://e-democratia.ru/) призвано устранять инфраструктурные и социальные проблемы на муниципальном уровне.

Среди недостатков краудсорсинга стоит отметить, что краудсорсинг не всегда выгоден. Для эффективного применения этого метода необходимы: минимизация накладных расходов и сопутствующих издержек по коммуникации с каждым отдельным потребителем или потребительскими группами, ведь по оценке генерального директора краудсорсингового агентства Crowd Agency Михаила Шаврова [3], процент стоящих идей (креативных, но при этом и рациональных), которые компании получают из народа, достаточно небольшой - 5-10%. Кроме того, при краудсорсинге нельзя четко контролировать сроки исполнения, утечку информации.

В настоящее время, когда российские вузы в условиях глобализации, растущей конкуренции на рынке образования вынуждены соответствовать новым высоким требованиям, предъявляемым к качеству образовательных услуг и исследовательской деятельности, не вызывает сомнения необходимость обновления и совершенствования систем управления вузов, направленных на развитие инициативности и предпринимательства. При этом незаменимым инструментом «обратной связи» с рынком выступает краудсорсинг. Его применение позволит достичь согласования интересов всех стейкхолдеров вуза, интеграции вуза в международное информационное пространство, привлечения необходимых человеческих, инновационных и инвестиционных ресурсов для повышения эффективности управленческих решений, комфортности условий обучения и работы в вузе, распространения знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации, стимулирования развития научно-исследовательских комплексов и наукоемкого аутсорсинга.

Например, Московский государственный гуманитарный университет имени Шолохова решил использовать краудсорсинг для собственного развития. На сайте GosDiscuss для общественного обсуждения выложена программа развития университета, которую предлагается комментировать всем желающим — студентам и просто читателям. То же самое в ближайшее время планирует сделать Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики [5].

Краудсорсинг подходит вузам даже лучше, чем другим организациям. Во-первых, краудсорсинг идеально вписывается в модель университета. Студенты хотят обучаться, писать материалы, взаимодействовать [5], более того они являются экспертами в вопросах организации процесса обучения, а также получают реальный практический опыт решения поставленных задач, у них повышается ощущение степени участия в жизни сообщества. Участие в подобных проектах является весомым плюсом в будущем резюме студента. Современные тенденции диктуют необходимость приведения в соответствие качества подготовки выпускников вузов требованиям экономики знаний, которые заключаются в том, что выпускник должен не только обладать набором необходимых знаний, но и умением генерировать их в течение всей жизни, умением ориентироваться в сложных проблемных ситуациях.

Краудсорсинг в студенческой среде можно использовать не только с целью совершенствования университетских бизнес-процессов, у студенческой аудитории огромный потенциал генерации креативных идей. По легенде в 1988 году на встрече со студентами Иллинойского университета Стив Джобс и Стив Возняк задали вопрос: «Каким вы видите компьютер будущего?». Именно из ответов студентов и появился образ того, что в будущем назовут IPad. После компании потребовалось 20 лет на то, чтобы воплотить идеи студентов в жизнь.

Мотивацией участия в проектах краудсорсинга и краудсторминга является самореализация, лидерство, признание со стороны коллег, желание улучшить качество товаров, работ, услуг [4]. Мотивационным фактором участия в краудсорсинге также является вовлеченность в принятие управленческих решений с последующим обсуждением их последствий.

Алгоритм аутсорсинга приведен на рис. 1.

Рис. 1. Алгоритмы аутсорсинга (составлено автором по материалам [4].

Эффективность краудсорсинга бывает креативной (количество новых идей), коммерческой (сэкономленные средства в результате внедрения предложений), стоимостной (рост стоимости бренда), временной (сокращение времени, потраченного на сбор данных), ресурсной (экономия ресурсов), пространственной (географическая экспансия).

При применении краудсорсинга в вузе или иной организации следует конкретизировать задачу, разбить ее на подзадачи и в целях экономии средств использовать, по возможности, сообщество, осведомленное в сути вопроса. Например, для разработки логотипа задействовать студентов-художников, слогана – журналистов, к решению финансовых проблем привлечь студентов экономического отделения, проблемы стратегического развития поручить студентам-менеджерам и т.п.


Литература:

  1. Jeff Howe (June 2006). «The Rise of Crowdsourcing». Wired. http://www.wired.com/wired/archive/14.06/crowds.html.

  2. Джеймс Шуровьески. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум влияет на бизнес, экономику, общество и государство// Издательство: Вильямс. 2007 г. 304 с.

  3. Тихонова А. Хождение в народ дает бизнесу новые идеи/ Режим доступа:
  4. www.dp.ru/a/2012/09/03/Hozhdenie_v_narod/ 4.09.2012

  5. Коробова А. Международные технологии краудсорсинга для развития инновационных кластерных зон. //Российский внешнеэкономический вестник, №№ 2, 3 - 2012 год.

  6. Попова А. Почему краудсорсинговая модель может быть полезна для ВУЗов? 2011 г. Режим доступа: www.goslyudi.ru/blog/apopova/73000
  7. 6.Зернес С.П. Великие научные курьезы//М.: ЗАО Издательство Центрополиграф, 2011. – 318 с.



Основные термины (генерируются автоматически): повышения эффективности, повышения эффективности системы, системы управления, эффективности системы управления, способ повышения эффективности, повышения эффективности сельскохозяйственного, эффективности сельскохозяйственного производства, системы управления затратами, Новые системы управления, средство повышения эффективности, повышения эффективности управленческих, повышения эффективности управления, Методы повышения эффективности, инструмент повышения эффективности, направления повышения эффективности, городского округа г, Московский государственный, Режим доступа, управленческих решений, управления персоналом.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос