Этапы технологии разработки стратегии развития вуза | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

II международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 5620 раз

Библиографическое описание:

Маслова, Л. Д. Этапы технологии разработки стратегии развития вуза / Л. Д. Маслова, Е. Б. Гаффорова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2628/ (дата обращения: 16.12.2024).

Для адаптации, выживания и развития в новых условиях высшие образовательные учреждения должны постоянно отслеживать состояние рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на этом рынке, а также применять методы прогнозирования развития рынка, разрабатывать альтернативные варианты своего будущего поведения в зависимости от изменения внешней среды, т.е. использовать стратегические подходы к регулированию своей производственно-хозяйственной деятельности.

Высшее учебное заведение является предприятием особого типа – предприятием по подготовке специалистов в тех или иных областях деятельности. Поэтому основные, типичные этапы технологии разработки стратегии развития предприятия взяты за основу и адаптированы для высшего учебного заведения как предприятия особого типа.

На основе анализа источников [1, 2] выделен ряд этапов технологии разработки стратегии развития ВУЗа. Следует отметить, степень проработки данного вопроса в научной литературе достаточно поверхностна, существует много расхождений относительно последовательности, содержания этапов. В настоящей статье приведены и проанализированы следующие этапы технологии разработки стратегии развития образовательного учреждения:

  1. Формирование миссии ВУЗа.

  2. Определение целей развития и критериев их достижения.

  3. Общая диагностика состояния и тенденций. Анализ внешней и внутренней среды функционирования ВУЗа. Выделение ключевых проблем.

  4. Формирование стратегических альтернатив (путей и проектов решения выявленных проблем).

  5. Анализ вариантов и выбор оптимального варианта стратегического развития.

  6. Реализация стратегии.

  7. Оценка реализации стратегии.

Структурированные результаты анализа технологии разработки стратегии развития ВУЗа и выявленные при этом проблемы представлены в таблице 1.

Применительно к высшему учебному заведению миссия – это ясно сформулированное, побуждающее к действию, емкое изложение перспективного видения образа вуза, принципов и способов продвижения к этому идеалу [3]. Миссия выполняет мобилизующую и объединяющую функции, она должна быть краткой и выразительной. Смысл миссии в управленческой практике определяется несколькими позициями.


Таблица 1

Технология и потенциальные проблемы разработки стратегии развития ВУЗа

Входные данные

Этапы технологии разработки стратегии

Выход процесса

Стратегические методы реализации этапа

Потенциальные проблемы реализации этапа

Сфера деятельности, основные услуги, целевая аудитория, географическое размещение деятельности, мировоззрение ВУЗа (стратегические ориентиры), основные убеждения, взгляды

Определение миссии

Сформулированная, документально оформленная миссия ВУЗа

Модель Абеля, модель Виссема, модель «8 меморандумов»

Отсутствие общего подхода к формированию миссии и целей; субъективный подход; использование классических инструментов стратегического менеджмента без учета специфики ВУЗа

Миссия ВУЗа

Установление стратегических целей

Краткосрочные и долгосрочные цели, удовлетворяющие принципу «SMART» (конкретные, измеримые, достижимые, ориентированные на конкретные действия и определенные во времени)

Дерево целей

Информация о состоянии внутренних процессов ВУЗа, процессов макро- и микроокружения; статистические данные

Диагностический этап – анализ внешней и внутренней среды

Сильные и слабые стороны ВУЗа, возможности (конкурентные преимущества) и угрозы внешней и внутренней среды

PEST-анализ, SWOT-анализ, самооценка

Отсутствие действующей практики анализа внешней и внутренней среды ВУЗа (учет отзывов работодателей)

Данные анализа внешней и внутренней среды

Формирование стратегических альтернатив

Список стратегических альтернатив (вариантов развития ВУЗа)

Аналитические, экспертные методы; матричный подход

Отсутствие оценки с точки зрения соответствия стратегических альтернатив поставленным целям, миссии организации

Стратегические альтернативы

Анализ и выбор оптимального варианта стратегического развития

Стратегия развития вуза (стратегический план)

Ситуационный и матричный подходы

Стратегия развития ВУЗа

Реализация стратегии

Достигнутые стратегические цели. Отчет о реализации стратегии

Управление бюджетом, MBO, мотивация

Отсутствие технологии управления мероприятиями по достижению поставленных целей

Стратегия, цели, миссия, данные о состоянии внешних и внутренних процессов

Оценка стратегии

Данные о соответствии/несоответствия стратегии целям организации; направления по совершенствованию деятельности

Сбалансированная система показателей; традиционная оценка (соотношение затрат и результатов); оценка стратегии как инвестиционного проекта

Недостаточность информации для анализа (о качестве образовательных услуг, востребованности выпускников на основе отзывов работодателей)

Во-первых, миссия дает обществу, государству, рынку труда, науке общее представление о том, что собой представляет вуз, к чему он стремится, какие средства и способы он готов применить для достижения своих целей. Во-вторых, миссия способствует единению вузовского сообщества, формированию корпоративного духа. Миссия способствует установлению вполне определенного климата, т.к. через нее до каждого сотрудника доводятся основные ценности и принципы управления и функционирования вуза. В-третьих, миссия создает благоприятные возможности для эффективного управления развитием вуза, т.к. в ней определены приоритеты, ценности и общий подход к организации функционирования вуза как целостной саморазвивающейся системы [4]. Именно на основе миссии вуза вырабатываются все остальные цели вуза, которые направлены на обеспечение непрерывности его развития.

Однако существует опасность, что, даже отвечая выше перечисленным условиям, миссия останется очень общей и абстрактной, не учитывающей специфику высшего образовательного учреждения. В условиях ограниченности ресурсов, нестабильности заказчиков, конкуренции необходимым становится определение стратегических направлений и целей деятельности вуза.

Второй этап заключается в определении целей развития и критериев их достижения. Существуют следующие виды целей развития вуза:

1. Внешняя цель (можно назвать ее рыночной, поскольку вуз поставляет специалистов на рынок трудовых ресурсов) может заключаться в росте востребованности выпускников на рынке труда. Подцелями рыночной цели могут быть следующие:

  • рост числа выпускников, работающих по специальности (критерий - доля выпускников, работающих по специальности);

  • рост среднего дохода выпускников вуза (критерий - уровень среднего дохода выпускников);

  • повышение рейтинга вуза среди вузов близкого профиля (критерий - величина рейтинга).

2. Внутренняя цель – повышение эффективности и качества учебного процесса. Отметим, что уровень эффективности (качества) учебного процесса естественно оценивать по уровню системы управления учебным процессом, то есть по выполнению определенных требований к системе управления учебным процессом, а в более широком плане – к системе управления вузом в целом.

В качестве основных подцелей могут быть выделены следующие [1]:

  1. Повышение эффективности и качества управления учебным процессом, то есть оптимизации и регламентации процедур планирования и контроля учебного процесса.

  2. Повышение эффективности и качества самого учебного процесса, что включает в себя определенный набор требований к информационному обеспечению учебного процесса, учебно-методическим комплексам и т.д.

  3. Улучшение материального обеспечения учебного процесса (определенный набор требований к оснащению учебно-научных лабораторий, аудиторий, вычислительного центра и т.д.).

  4. Финансовая цель – стабилизация и последующий рост финансового обеспечения вуза. Основным критерием является бюджет вуза, включающий как государственное финансирование, так и доходы от собственной деятельности (платное обучение, выполнение хозяйственных договоров и т.д.).

  5. Социальная цель – рост уровня жизни преподавателей и студентов.

Третий этап технологии разработки стратегии вуза предполагает общую диагностику состояния, тенденций и выделение ключевых проблем. Диагностический этап выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии и обеспечивает реальную оценку собственных ресурсов и возможностей и глубокое понимание внешнего конкурентного окружения. Следует отметить, что для реализации данного этапа технологии разработки стратегии необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций, таким образом, потенциальной проблемой реализации диагностического этапа выступает отсутствие специфики ВУЗа и образовательных услуг в действующей практике анализа. Зачастую, отсутствие такой информации как отзывы работодателей о качестве образовательных услуг, анализ рыночной информации о востребованности выпускников значительно искажает результаты анализа внешней и внутренней среды образовательного учреждения, а следовательно, влияет негативным образом на качество реализации дальнейших этапов технологии разработки стратегии развития ВУЗа.

Дальнейшим этапом в технологии является формирование, анализ стратегических альтернатив и выбор оптимального варианта стратегического развития. выбор стратегии развития является весьма значимым и ответственным этапом стратегического менеджмента. Осмысленный и обоснованный выбор стратегии требует определения критериев ее эффективности. Однако выбор единственной доминантной стратегии не всегда является оправданным, поскольку приходится сталкиваться с частым изменением внешних условий функционирования и развития. Поэтому в современной социально-экономической ситуации многие предпочитают сценарную стратегию, предполагающую наличие и проигрывание нескольких сценариев стратегического развития в зависимости от изменения комплекса внешних и внутренних условий. Такие сценарии могут зависеть от многого: от государственной политики в области высшего образования, стабильности бюджетного финансирования, планов социально-экономического развития регионов, от участия высшей школы в международных интеграционных процессах и т.д. [5].

Для заключительных этапов – реализации и оценки стратегии – отсутствие технологии управления мероприятиями по достижению поставленных целей является значительной проблемой при реализации стратегии, а недостаточность входной информации о качестве образовательных услуг, востребованности выпускников на основе отзывов работодателей может существенно повлиять на качество осуществления этапа оценки стратегии развития ВУЗа.

Подводя итог, следует отметить, что основными проблемами реализации технологии разработки стратегии являются использование классических инструментов стратегического менеджмента без учета специфики ВУЗа, отсутствие общего подхода к осуществлению этапа, недостаточность информации для анализа.


Литература:

  1. Бабкин, В.Ф. Основные этапы технологии разработки стратегии развития вуза / В.Ф. Бабкин [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Воронежский государственный архитектурно-строительный университет. – Режим доступа: URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ /2001/02/babkin.pdf.

  2. Батьковский, М.А., Вдовцов, А.А., Холод, Л.Л. Разработка финансовой стратегии высшего учебного заведения / М. А. Батьковский, А. А. Вдовцов, Л. Л. Холод [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task= view&id=561.

  3. Алтунина, В.В. Формирование миссии как часть брендинга в условиях стратегического развития вуза / В.В. Алтунина [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – «Европейская бизнес-школа Калининград». – Режим доступа: URL: http://www.teoria-practica.ru/-4-2011/pedagogics/ altunina.pdf.

  4. Акинфиева, Н.В. Формирование миссии в российских вузах: возможности, ограничения, проблемы / Н.В. Акинфиева [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – ИДПО Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. – Режим доступа: URL: http://www.sgu.ru/files/nodes/46640/Akinfieva.pdf.

  5. Титова, Н.Л. Результаты стратегического развития российских вузов за 1999 – 2005 гг. / Н.Л. Титова [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Проект «Мониторинг стратегий развития организаций системы высшего профессионального образования для выявления и распространения успешных управленческих решений» (ГУ-ВШЭ, 2006 г., по заказу Министерства высшего образования и науки РФ). – Режим доступа: URL: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/ applied_research/document656.shtml.


Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, внутренняя среда, реализация стратегии, стратегическое развитие, высшее учебное заведение, диагностический этап, общий подход, оптимальный вариант, оценка стратегии, стратегический менеджмент.

Похожие статьи

Принципы разработки стратегии инновационного развития предприятия

Процессы документирования системы менеджмента качества в вузе: разработка и основные этапы

Цели и пути повышения эффективности образовательного процесса в вузе

Принципы формирования маркетинговой стратегии предприятия

Принципы реализации процесса становления гражданской позиции студентов университета

Актуальные вопросы интеграции науки и образования в вузе

Особенности и возможности стратегического развития регионов в Республике Казахстан

Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Формирование и реализация стратегии развития организации в современных условиях функционирования на отраслевом рынке

Похожие статьи

Принципы разработки стратегии инновационного развития предприятия

Процессы документирования системы менеджмента качества в вузе: разработка и основные этапы

Цели и пути повышения эффективности образовательного процесса в вузе

Принципы формирования маркетинговой стратегии предприятия

Принципы реализации процесса становления гражданской позиции студентов университета

Актуальные вопросы интеграции науки и образования в вузе

Особенности и возможности стратегического развития регионов в Республике Казахстан

Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Формирование и реализация стратегии развития организации в современных условиях функционирования на отраслевом рынке