Финансовый механизм стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коптева, Е. П. Финансовый механизм стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия / Е. П. Коптева. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 100-104. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2508/ (дата обращения: 16.11.2024).

Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность приемов и методов, позволяющих реализовывать направления его финансовой политики, обеспечивать достижение поставленной цели.

Финансовый механизм СОФПП позволяет функционировать системе управления стоимостью бизнеса, обеспечиваю возможности ее максимизации.

Основу финансового механизма составляю пять элементов:

  1. финансовые методы;

  2. финансовые инструменты;

  3. правовое обеспечение;

  4. нормативное обеспечение;

  5. информационное обеспечение.

Финансовые методы представляют собой способ воздействия на финансовые отношения и финансовые ресурсы, с целью максимизации прибыли. Перечень финансовых методов, который можно встретить в современной экономической литературе, выглядит достаточно несистематизировано. Автор обобщил и сгруппировал финансовые методы, которые по назначению целесообразно классифицировать в группы.

В результате проведенного исследования, было установлено, что финансовые методы, позволяющие реализовывать СОФПП, можно разделить на шесть взаимосвязанных групп:

  • методы обработки информации;

  • методы перераспределения ресурсов предприятия;

  • методы привлечения ресурсов;

  • методы реструктуризации;

  • методы управления стоимостью;

  • методы обеспечения финансовых обязательств и предупреждения рисков.

На рисунке 1 представлена классификация финансовых методов согласно выделенным группам.

Полотно 1

Рис. 1. Классификация финансовых методов

Возможность реализации финансовых методов определяется наличием финансовых инструментов. Понимание сути финансовых инструментов также является, на наш взгляд, дискуссионным.

С одной стороны, в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление», под финансовыми инструментами понимается любой контракт, из которого возникает финансовый актив для одного предприятия и финансовое обязательство или инструмент капитального характера (т.е. связанный с участием в капитале) для другого предприятия. Другими словами, это любой документ, являющийся свидетельством долга, при продаже которого продавец обеспечивается финансированием. С помощью финансовых инструментов осуществляются любые операции на финансовом рынке. Их применение обеспечивает возможность привлечения дополнительного капитала, осуществление финансовых инвестиций, расчетов с контрагентами и т.д. Можно выделить первичные и вторичные (производные инструменты).

К первичным финансовым инструментам относятся: дебиторская и кредиторская задолженность по текущим операциям, кредиты, облигации, акции, векселя. Вторичные, или производные финансовые инструменты включают в себя финансовые опционы, фьючерсы и форварды, процентные и валютные свопы.

Таким образом, в основе финансовых инструментов лежат финансовые активы и обязательства.

Финансовые активы могут быть в виде денежных средств, контрактного права на получение денежных средств или другого финансового актива от другой компании, контрактного права обмена на финансовый инструмент с другой компанией, инструмент капитального характера другой компании.

Финансовое обязательство представляет собой любое контрактное обязательство, в том числе:

  • передать денежные средства или иной финансовый актив другой компании;

  • обменяться финансовыми инструментами с другой компанией на потенциально неблагоприятных условиях (вынужденная продажа дебиторской задолженности).

Другое понимание финансовых инструментов предполагает их рассмотрение как способа его воздействия на объект управления с целью его изменения для достижения намеченных результатов. Данный подход предполагает, что финансовый инструмент – это некое «приспособление», обеспечивающее реализацию финансовых методов.

Используя второй подход к рассмотрению сущности финансовых инструментов, мы провели их типологизацию согласно финансовым методам, которые они «обслуживают», результаты которой представлены в таблице 1.

Таблица 1

Типологизация финансовых инструментов финансового механизма СОФПП

Группа финансовых методов

Финансовые методы

Финансовые инструменты

Методы обработки информации

- финансовый анализ

- финансовые коэффициенты;

-абсолютные и относительные показатели;

- финансовый учет

- формы отчетности;

- регламенты учета;

- финансовое планирование

- плановые показатели;

- бюджетирование;

- финансовый контроль

- контрольные значения показателей;

- нормативные значения показателей;

- формирование системы оценочных индикаторов

- показатели деятельности предприятия

Методы перераспределения ресурсов

- методы формирования имущественного комплекса

- покупка имущества;

-продажа имущества;

- аренда, арендные ставки;

- лизинговые платежи, ставки по лизинговым кредитам

-рентабельность использования имущества;

- амортизация

- нормы амортизации

- ценообразование

- виды цен

- налогообложение

- виды налогов;

- ставки налогов;

- налоговый период;

- формы расчетов

- порядок расчетов за наличные;

- принципы организации безналичных платежей (платежными поручениями, платежными требованиями, аккредитивами, чеками, векселями)

- операции на финансовом рынке

- виды ценных бумаг;

- процентные ставки;

- уровень доходности;

- фондовые индексы;

Методы реструктуризации

- слияние
- поглощение
-дробление

- рыночная стоимость акций;

- восстановительная стоимость имущества;

- котировки акций на фондовой бирже;

- ликвидация
-банкротство

- ликвидационная стоимость имущества;

- финансовые коэффициенты;

- финансовые и инвестиционные планы

Методы привлечения ресурсов

- кредитование

- виды кредита;

- формы кредита;

- проценты (простые, сложные, аннуитет) по кредитам;

-сроки кредитования;

- инвестирование

- ставки дисконтирования;

- уровень доходности;

- денежные потоки;

- чистые доходы

- аренда

- арендные ставки;

- срок аренды

- лизинг

- срок лизинга;

-ставки по лизинговому кредиту;

- лизинговые платежи

- факторинг

- ставки по факторинговому кредиту;

- величина кредитуемой дебиторской задолженности;

- комиссия по факторингу

- толлинг

- цены на сырье и полуфабрикаты;

- цены на готовую продукцию

- ценные бумаги

- виды ценных бумаг (облигации, векселя);

- способ начисления процентов по долговым ценным бумагам;

- финансирование

- условия финансирования;

-сроки финансирования

Методы управления стоимостью

- оценка бизнеса

- подходы к оценке бизнеса;

- методы оценки бизнеса

- реструктуризация

- рыночная стоимость акций;

- восстановительная стоимость имущества;

- котировки акций на фондовой бирже;

- ликвидационная стоимость имущества;

- финансовые коэффициенты;

- финансовые и инвестиционные планы;

- управление материальными и нематериальными активами

- стоимость активов;

- стоимость гудвилла

- управление денежными потоками

- величина притоков;

-величина оттоков;

- величина денежных потоков;

- ставки дисконтирования денежных потоков;

- формирование системы ключевых показателей

- показатель стоимости бизнеса

Методы обеспечения финансовых обязательств и предупреждения рисков

- страхование

- страховые тарифы;

-виды страхования;

- хеджирование

- опционы;

-фьючерсы;

- форварды;

- свопы;

- залог

- залоговая стоимость;

- характеристики закладываемого имущества;

- сроки залога;

-резервирование

- порядок резервирования;

- величина резервных фондов;

- гарантийные обязательства

- срок гарантии;

- стоимость гарантии



Как видно из таблицы, реализация тех или иных методов требует набора преимущественно уникальных показателей.

Разработка и реализация СОФПП невозможны без соответствующего правового обеспечения. В его основе лежит действующее законодательство и нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяющие финансовые отношения предприятий с бюджетной системой, банками, страховыми компаниями, поставщиками и потребителями.

Основу правового обеспечения составляют:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральные законы;

  • Указы Президента Российской Федерации;

  • Постановления Правительства Российской Федерации;

  • Законы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Нормативное обеспечение включает в себя межведомственные и внутриведомственные инструкции и положения, положения, утвержденные высшим органом управления предприятия, приказы и распоряжения руководства предприятия.

Большое значение для организации эффективной СОФПП имеет формирование информационного обеспечения, так как процесс управления стоимостью требует постоянного принятия решений, осуществлять выбор из множества альтернативных направлений, определять наиболее существенные факторы, влияющие на стоимость. В выборе наиболее обоснованного решения, наряду с квалификацией управленческих кадров, важную роль играет своевременная и точная информация.

«С развитием информационных систем и технологий информация играет все большую роль и приобретает большое значение в финансовом управлении. При плохой системе информации состояние управления зависит от неизвестных обстоятельств, искаженных данных, а также от субъективных интересов сотрудников, когда руководителю докалывают не то, что действительно нужно. Интересы сотрудников аппарата, идущие вразрез с интересами организации, уничтожили не одну организацию. Степень информированности руководства влияет на адекватность оценки баланса интересов сотрудников и организации»1.

Для принятия обоснованных решений, связанных с разработкой и реализацией СОФПП необходим определённый массив информации, основу которого могут сформировать следующие данные:

  • о принятых и обоснованных целях деятельности компании;

  • о долгосрочной и краткосрочной стратегии, тактике руководства, принятой и реализуемой на данном этапе развития компании;

  • о состоянии макросреды, об основных событиях в ней, касающихся деятельности компании;

  • о состоянии и происходящих изменениях в микросреде;

  • о состоянии компании на текущий момент и прогноз развития на период планирования;

  • об основных предложениях по стратегическому партнерству и проведению хозяйственных операций.

Информационный массив, сформированный на основании указанных требований, позволяет образовать комплекс документов, в котором определяют:

  • состав документов или комплектов документов, формирующих комплекс документов;

  • содержание каждого документа, входящего в комплекты;

  • номенклатуру данных, входящих в документ;

  • периодичность формирования и представления документов.

Такой комплекс документов, ведущихся в компании для оценки ее состояния или принятия решений, может включать комплекты периодичной, постоянной, текущей, оперативной и прогнозной информации. В оперативном анализе и управлении используют еженедельную, ежедневную информацию, а так же экспресс-информацию, получаемую в режиме реального времени через информационные сети, системы и технологии.

Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что разработка и реализация стоимостно-ориентированной финансовой политики требует дополнительных усилий формированию финансового механизма предприятия.

1 Чернов В.А. Финансовая политика организации: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. М.И. Баканова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 247 с. – с.15.

Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, Российская Федерация, комплекс документов, финансовый актив, финансовый механизм, информационное обеспечение, капитальный характер, нормативное обеспечение, правовое обеспечение, финансовое обязательство.

Похожие статьи

Принципы формирования маркетинговой стратегии предприятия

Управление рисками финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием агентного моделирования и системной динамики

Оценка проектных рисков как важный фактор инвестиционной деятельности финансовых структур

Анализ кредитоспособности экономического субъекта на основе системы финансовых коэффициентов

Методы оценки и анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Методика оценки рыночного риска коммерческой организации

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов экономики

Определение, элементы воздействия и критерии оценки конкурентоспособности предприятия

Роль менеджмента в формировании технологической среды информационной системы предприятия

Анализ устойчивости финансового состояния предприятия с учетом воздействия внешних и внутренних факторов

Похожие статьи

Принципы формирования маркетинговой стратегии предприятия

Управление рисками финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием агентного моделирования и системной динамики

Оценка проектных рисков как важный фактор инвестиционной деятельности финансовых структур

Анализ кредитоспособности экономического субъекта на основе системы финансовых коэффициентов

Методы оценки и анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Методика оценки рыночного риска коммерческой организации

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов экономики

Определение, элементы воздействия и критерии оценки конкурентоспособности предприятия

Роль менеджмента в формировании технологической среды информационной системы предприятия

Анализ устойчивости финансового состояния предприятия с учетом воздействия внешних и внутренних факторов