Образовательный туризм как технология повышения профессиональных компетенций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Царевская, И. Л. Образовательный туризм как технология повышения профессиональных компетенций / И. Л. Царевская. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/376/15977/ (дата обращения: 19.01.2021).



В статье рассматриваются особенности образовательного туризма в качестве дидактических условий для построения образовательно-познавательных траекторий в рамках повышения квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова: образовательный туризм, повышение профессиональной квалификации, компетенция, междисциплинарный принцип.

В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчеркивается, что одной из важнейших функций образования является развитие способности сосуществовать в едином мировом пространстве, находить стимулы для продуктивного сотрудничества на основе взаимного уважения. На настоящем этапе развития казахстанской системы образования формируется направление формы повышения квалификации профессиональных кадров через организацию туров учебно-познавательного характера, организуемых с целью достижения задач программ и проектов образовательного и развивающего назначения.

Развитие и поддержание профессиональных культурно-образовательных связей обусловлено появлением, новых подходов к формированию условий образовательной среды с целью культурного обмена и профессионального взаимодействия. Образовательный туризм является средством активизации творческой деятельности и ориентирован на повышение профессиональных компетенций через удовлетворение образовательных потребностей.

Социально-педагогическая эффективность образовательного туризма обусловлена просветительской деятельностью в рамках потребностно-направленного подхода: через реализацию духовно-нравственных, гуманистических, социально-коммуникативных потребностей участников. В работах зарубежных исследователей (Л. И. Гурье [1], Г. П. Долженко [2] и др.) представлен опыт образовательной деятельности в сфере туризма.

Образовательный туризм как подсистема образования выполняет функции: личностно-деятельностную (направленность на развитие личных профессиональных умений участников через вовлечение в деятельность и приобщение к познанию) профессионально-творческую (ориентация на развитие способностей и удовлетворение потребностей и интересов участников), социально-коммуникативную (направленность на построение профессионального диалога между заинтересованными участниками и партнерами, реализация делового обмена через качественное кадровое обеспечение) интеллектуально-образовательную (создание условий для профессионального развития участников через активные формы учебной деятельности), культурно-познавательную (вовлечение участников в культуроформирующую деятельность через социальную и культурную интеграцию), рекреационно-оздоровительную (создание условий для восстановления эмоционально-психологического и физического состояния участников через активные виды оздоровления и отдыха), досугово-развлекательную (вовлечение участников в активные коллективные формы проведения досуга).

Образовательный туризм обладает неограниченным учебно-развивающим потенциалом, однако, является малоизученным сегментом в системе образования и туризме: не проведена классификация форм образовательного туризма в соответствии с функциональными признаками, не структурированы потребностно-потребительские и образовательно-познавательные компоненты содержания, не выработана классическая модель образовательного туризма как подсистема образования.

В настоящее время вопрос организации и управления сферой образовательных услуг посредством туризма теоретически не разработан, отсутствует определение образовательного туризма как самостоятельной системной экономической категории.

Такое положение предполагает проектирование и реализацию организационно-экономической управленческой модели с определением учебно-методического и производственного функционирования.

Основанием для проектирования организационно-экономической модели следует считать нормативный документ, определяющий стандарт профессиональных компетенций: «Об утверждении профессиональных стандартов по педагогическим специальностям технического и профессионального образования» (Приказ МОН РК № 373 от 13.09.2013 года) [3]. В качестве содержательных компонентов профессиональных стандартов обозначены ведущие знания, умения, навыки, личные и профессиональные компетенции:

– определяет требования к знаниям и зависит от объема и сложности используемой информации;

– определяет требования к умениям и зависит от множественности способов решения профессиональных задач;

– умеет определять масштабы профессиональной деятельности;

– понимает цену возможной ошибки для организации, отрасли и ее социально-экономических последствий.

Необходимость построения образовательной модели предполагает выделение совокупности организационных и педагогических мероприятий для их реализации. Поэтому, организационно-экономическую управленческую модель туристского образования определяют совокупность принципов функционирования модели образования и организационно-педагогических условий [4].

Дидактические условия для построения образовательных траекторий в рамках образовательного туризма представляют собой единство целей и задач обучения, содержания, методов и средств обучения, которые в совокупности формируют целостную педагогическую технологию [5].

  1. Заявленная цель образования предопределяет результат. Формируется стратегия образовательного процесса.
  2. Определяется показатель общего объема знаний, навыков и профессиональных компетенций.
  3. Определяются структура учебной нагрузки по профессиональным областям с учетом методологических особенностей и в рамках междисциплинарного подхода.
  4. Определяется комплекс междисциплинарных дисциплин в контексте интеграции научных и профессиональных знаний.
  5. Формируется условный аудиторный фонд и учебное время в рамках образовательных программ.
  6. Определяются методические формы, методы и средства обучения.
  7. Выстраивается образовательный процесс с учетом допустимой интенсивности.
  8. Формируется квалификационный состав педагогической команды.
  9. Организуется контроль качества образования.
  10. Обеспечивается непрерывность образовательного процесса.

Построение модели образовательного туризма основывается на основных принципах: общезначимости, целостности, междисциплинарной интеграции, гуманизации, функциональности и доступности.

Повышение профессиональной квалификации в рамках образовательного туризма служит в качестве мотивации для профессионального роста и формирования профессионального самосознания. Неформальность образовательного процесса обусловливает взаимосвязь участников и способствует раскрытию индивидуальности, и творческих возможностей посредством многокритериальной оценки профессионализма.

Значение принципа междисциплинарности является системообразующим при формировании дидактической основы при построении междисциплинарных связей, широко представленных в образовательном туризме. Принцип междисциплинарности способствует познанию проблем современности посредством изучения образовательных задач.

Таким образом, образовательная модель должна представлять собой целостную систему, имеющую структуру и функции, отражающие взаимосвязи познания, учения и профессионально-культурного обмена. В условиях междисциплинарного обучения у участников формируются исследовательские навыки, развивается концептуальное мышление, повышается мировоззренческий потенциал, что, в целом, способствует профессиональному самосовершенствованию.

Литература:

  1. Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т, –– Казань, 2004. — 212с.
  2. Долженко Г. П. Опыт разработки классификации современного российского туризма. http://www.intacadem.ru/statji/dolzhenko-g.p.-opyt-razrabotki-klassifikatsii-sovremennogo-rossiyskogo-turizma.html
  3. «Об утверждении профессиональных стандартов по педагогическим специальностям технического и профессионального образования» (Приказ МОН РК № 373 от 13.09.2013 года).
  4. Стратегия развития российской системы управления образованием в области туризма. Диссертация. Воронцова М. Г. http://geum.ru/ec-aref/strategiya-razvitiya-rossiyskoy-sistemy-upravleniya-obrazovaniem-v-oblasti-turizma.php
  5. Современные технологии туристического образования. Суслова И. А. Вестник Луганского национального Университета им.Тараса Шевченко. Серия: Педагогические науки.- 2009.-№ 10 (173). — с.117–121
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный туризм, образовательный процесс, компетенция, образовательная модель, организационно-экономическая управленческая модель, профессиональная квалификация, рамка, средство обучения.

Ключевые слова

компетенция, образовательный туризм, повышение профессиональной квалификации, междисциплинарный принцип

Похожие статьи

Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при...

Ключевые слова: модульная образовательная программа, компетенции, модуль, «Бэквард-дизайн».

– на третьем этапе определяется в соответствии с поставленными целями обучения вся образовательная деятельность (технологии и методы обучения, методы контроля и т. д...

Образовательный туризм как инновационный метод...

Сегодня, к сожалению, образовательный туризм все больше ассоциируется только с

Профессионально-обучающие туры предлагают освоение престижных и модных профессий

5. Образовательный туризм и его роль в обучении иностранным языкам [Эл. ресурс] / Режим...

Особенности моделирования профессиональной подготовки...

Модели и моделирование в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы рассматриваются в исследованиях Н

Модель (от лат. modulus — мера, образец) — система объектов или знаков, воспроизводящая наиболее существенные свойства системы-оригинала.

Создание модели управления инновационными процессами...

Управление инновационными образовательными организациями, находящимися одновременно в режиме функционирования и развития, должно быть также инновационным, включать в себя новые организационные структуры управления и выполнять новые управленческие функции.

Модульный подход как основа проектирования образовательного...

2) образовательные программы и действующие рабочие учебные планы приведены в соответствие с европейскими стандартами, базируются на параметрах кредитной системы обучения; в рабочих учебных планах произведен пересчет казахстанских кредитов в кредиты...

Компетентностный подход в профессиональной подготовке...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание, качество подготовки...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

данной образовательной программы становится освоение студентом определенного количества профессиональных компетенций, а средством их формирования может выступать модуль, являющийся самостоятельной единицей системы образования.

Структурно-функциональная модель методической...

Проектировочная компетенция — способность и готовность на основе анализа инновационной образовательной среды образовательного учреждения конкретизировать цели обучения в технологической карте урока, цикле уроков, выстроить учебные действия учащихся по ходу...

Компетентностный подход: фундаментальные положения и их...

Российские образовательные стандарты были приведены в соответствие с базовыми

Компетенция — совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков и способов

Рассмотрим в качестве примера профессиональные компетенции ПК 4–7 в рамках...

Похожие статьи

Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при...

Ключевые слова: модульная образовательная программа, компетенции, модуль, «Бэквард-дизайн».

– на третьем этапе определяется в соответствии с поставленными целями обучения вся образовательная деятельность (технологии и методы обучения, методы контроля и т. д...

Образовательный туризм как инновационный метод...

Сегодня, к сожалению, образовательный туризм все больше ассоциируется только с

Профессионально-обучающие туры предлагают освоение престижных и модных профессий

5. Образовательный туризм и его роль в обучении иностранным языкам [Эл. ресурс] / Режим...

Особенности моделирования профессиональной подготовки...

Модели и моделирование в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы рассматриваются в исследованиях Н

Модель (от лат. modulus — мера, образец) — система объектов или знаков, воспроизводящая наиболее существенные свойства системы-оригинала.

Создание модели управления инновационными процессами...

Управление инновационными образовательными организациями, находящимися одновременно в режиме функционирования и развития, должно быть также инновационным, включать в себя новые организационные структуры управления и выполнять новые управленческие функции.

Модульный подход как основа проектирования образовательного...

2) образовательные программы и действующие рабочие учебные планы приведены в соответствие с европейскими стандартами, базируются на параметрах кредитной системы обучения; в рабочих учебных планах произведен пересчет казахстанских кредитов в кредиты...

Компетентностный подход в профессиональной подготовке...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание, качество подготовки...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

данной образовательной программы становится освоение студентом определенного количества профессиональных компетенций, а средством их формирования может выступать модуль, являющийся самостоятельной единицей системы образования.

Структурно-функциональная модель методической...

Проектировочная компетенция — способность и готовность на основе анализа инновационной образовательной среды образовательного учреждения конкретизировать цели обучения в технологической карте урока, цикле уроков, выстроить учебные действия учащихся по ходу...

Компетентностный подход: фундаментальные положения и их...

Российские образовательные стандарты были приведены в соответствие с базовыми

Компетенция — совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков и способов

Рассмотрим в качестве примера профессиональные компетенции ПК 4–7 в рамках...