Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Образовательный туризм как технология повышения профессиональных компетенций

18. Туризм
02.07.2020
148
Поделиться
Библиографическое описание
Царевская, И. Л. Образовательный туризм как технология повышения профессиональных компетенций / И. Л. Царевская. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/376/15977/.


В статье рассматриваются особенности образовательного туризма в качестве дидактических условий для построения образовательно-познавательных траекторий в рамках повышения квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова: образовательный туризм, повышение профессиональной квалификации, компетенция, междисциплинарный принцип.

В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчеркивается, что одной из важнейших функций образования является развитие способности сосуществовать в едином мировом пространстве, находить стимулы для продуктивного сотрудничества на основе взаимного уважения. На настоящем этапе развития казахстанской системы образования формируется направление формы повышения квалификации профессиональных кадров через организацию туров учебно-познавательного характера, организуемых с целью достижения задач программ и проектов образовательного и развивающего назначения.

Развитие и поддержание профессиональных культурно-образовательных связей обусловлено появлением, новых подходов к формированию условий образовательной среды с целью культурного обмена и профессионального взаимодействия. Образовательный туризм является средством активизации творческой деятельности и ориентирован на повышение профессиональных компетенций через удовлетворение образовательных потребностей.

Социально-педагогическая эффективность образовательного туризма обусловлена просветительской деятельностью в рамках потребностно-направленного подхода: через реализацию духовно-нравственных, гуманистических, социально-коммуникативных потребностей участников. В работах зарубежных исследователей (Л. И. Гурье [1], Г. П. Долженко [2] и др.) представлен опыт образовательной деятельности в сфере туризма.

Образовательный туризм как подсистема образования выполняет функции: личностно-деятельностную (направленность на развитие личных профессиональных умений участников через вовлечение в деятельность и приобщение к познанию) профессионально-творческую (ориентация на развитие способностей и удовлетворение потребностей и интересов участников), социально-коммуникативную (направленность на построение профессионального диалога между заинтересованными участниками и партнерами, реализация делового обмена через качественное кадровое обеспечение) интеллектуально-образовательную (создание условий для профессионального развития участников через активные формы учебной деятельности), культурно-познавательную (вовлечение участников в культуроформирующую деятельность через социальную и культурную интеграцию), рекреационно-оздоровительную (создание условий для восстановления эмоционально-психологического и физического состояния участников через активные виды оздоровления и отдыха), досугово-развлекательную (вовлечение участников в активные коллективные формы проведения досуга).

Образовательный туризм обладает неограниченным учебно-развивающим потенциалом, однако, является малоизученным сегментом в системе образования и туризме: не проведена классификация форм образовательного туризма в соответствии с функциональными признаками, не структурированы потребностно-потребительские и образовательно-познавательные компоненты содержания, не выработана классическая модель образовательного туризма как подсистема образования.

В настоящее время вопрос организации и управления сферой образовательных услуг посредством туризма теоретически не разработан, отсутствует определение образовательного туризма как самостоятельной системной экономической категории.

Такое положение предполагает проектирование и реализацию организационно-экономической управленческой модели с определением учебно-методического и производственного функционирования.

Основанием для проектирования организационно-экономической модели следует считать нормативный документ, определяющий стандарт профессиональных компетенций: «Об утверждении профессиональных стандартов по педагогическим специальностям технического и профессионального образования» (Приказ МОН РК № 373 от 13.09.2013 года) [3]. В качестве содержательных компонентов профессиональных стандартов обозначены ведущие знания, умения, навыки, личные и профессиональные компетенции:

– определяет требования к знаниям и зависит от объема и сложности используемой информации;

– определяет требования к умениям и зависит от множественности способов решения профессиональных задач;

– умеет определять масштабы профессиональной деятельности;

– понимает цену возможной ошибки для организации, отрасли и ее социально-экономических последствий.

Необходимость построения образовательной модели предполагает выделение совокупности организационных и педагогических мероприятий для их реализации. Поэтому, организационно-экономическую управленческую модель туристского образования определяют совокупность принципов функционирования модели образования и организационно-педагогических условий [4].

Дидактические условия для построения образовательных траекторий в рамках образовательного туризма представляют собой единство целей и задач обучения, содержания, методов и средств обучения, которые в совокупности формируют целостную педагогическую технологию [5].

  1. Заявленная цель образования предопределяет результат. Формируется стратегия образовательного процесса.
  2. Определяется показатель общего объема знаний, навыков и профессиональных компетенций.
  3. Определяются структура учебной нагрузки по профессиональным областям с учетом методологических особенностей и в рамках междисциплинарного подхода.
  4. Определяется комплекс междисциплинарных дисциплин в контексте интеграции научных и профессиональных знаний.
  5. Формируется условный аудиторный фонд и учебное время в рамках образовательных программ.
  6. Определяются методические формы, методы и средства обучения.
  7. Выстраивается образовательный процесс с учетом допустимой интенсивности.
  8. Формируется квалификационный состав педагогической команды.
  9. Организуется контроль качества образования.
  10. Обеспечивается непрерывность образовательного процесса.

Построение модели образовательного туризма основывается на основных принципах: общезначимости, целостности, междисциплинарной интеграции, гуманизации, функциональности и доступности.

Повышение профессиональной квалификации в рамках образовательного туризма служит в качестве мотивации для профессионального роста и формирования профессионального самосознания. Неформальность образовательного процесса обусловливает взаимосвязь участников и способствует раскрытию индивидуальности, и творческих возможностей посредством многокритериальной оценки профессионализма.

Значение принципа междисциплинарности является системообразующим при формировании дидактической основы при построении междисциплинарных связей, широко представленных в образовательном туризме. Принцип междисциплинарности способствует познанию проблем современности посредством изучения образовательных задач.

Таким образом, образовательная модель должна представлять собой целостную систему, имеющую структуру и функции, отражающие взаимосвязи познания, учения и профессионально-культурного обмена. В условиях междисциплинарного обучения у участников формируются исследовательские навыки, развивается концептуальное мышление, повышается мировоззренческий потенциал, что, в целом, способствует профессиональному самосовершенствованию.

Литература:

  1. Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т, –– Казань, 2004. — 212с.
  2. Долженко Г. П. Опыт разработки классификации современного российского туризма. http://www.intacadem.ru/statji/dolzhenko-g.p.-opyt-razrabotki-klassifikatsii-sovremennogo-rossiyskogo-turizma.html
  3. «Об утверждении профессиональных стандартов по педагогическим специальностям технического и профессионального образования» (Приказ МОН РК № 373 от 13.09.2013 года).
  4. Стратегия развития российской системы управления образованием в области туризма. Диссертация. Воронцова М. Г. http://geum.ru/ec-aref/strategiya-razvitiya-rossiyskoy-sistemy-upravleniya-obrazovaniem-v-oblasti-turizma.php
  5. Современные технологии туристического образования. Суслова И. А. Вестник Луганского национального Университета им.Тараса Шевченко. Серия: Педагогические науки.- 2009.-№ 10 (173). — с.117–121
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
образовательный туризм
повышение профессиональной квалификации
компетенция
междисциплинарный принцип

Молодой учёный