В статье рассматриваются особенности образовательного туризма в качестве дидактических условий для построения образовательно-познавательных траекторий в рамках повышения квалификации педагогических кадров.
Ключевые слова: образовательный туризм, повышение профессиональной квалификации, компетенция, междисциплинарный принцип.
В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчеркивается, что одной из важнейших функций образования является развитие способности сосуществовать в едином мировом пространстве, находить стимулы для продуктивного сотрудничества на основе взаимного уважения. На настоящем этапе развития казахстанской системы образования формируется направление формы повышения квалификации профессиональных кадров через организацию туров учебно-познавательного характера, организуемых с целью достижения задач программ и проектов образовательного и развивающего назначения.
Развитие и поддержание профессиональных культурно-образовательных связей обусловлено появлением, новых подходов к формированию условий образовательной среды с целью культурного обмена и профессионального взаимодействия. Образовательный туризм является средством активизации творческой деятельности и ориентирован на повышение профессиональных компетенций через удовлетворение образовательных потребностей.
Социально-педагогическая эффективность образовательного туризма обусловлена просветительской деятельностью в рамках потребностно-направленного подхода: через реализацию духовно-нравственных, гуманистических, социально-коммуникативных потребностей участников. В работах зарубежных исследователей (Л. И. Гурье [1], Г. П. Долженко [2] и др.) представлен опыт образовательной деятельности в сфере туризма.
Образовательный туризм как подсистема образования выполняет функции: личностно-деятельностную (направленность на развитие личных профессиональных умений участников через вовлечение в деятельность и приобщение к познанию) профессионально-творческую (ориентация на развитие способностей и удовлетворение потребностей и интересов участников), социально-коммуникативную (направленность на построение профессионального диалога между заинтересованными участниками и партнерами, реализация делового обмена через качественное кадровое обеспечение) интеллектуально-образовательную (создание условий для профессионального развития участников через активные формы учебной деятельности), культурно-познавательную (вовлечение участников в культуроформирующую деятельность через социальную и культурную интеграцию), рекреационно-оздоровительную (создание условий для восстановления эмоционально-психологического и физического состояния участников через активные виды оздоровления и отдыха), досугово-развлекательную (вовлечение участников в активные коллективные формы проведения досуга).
Образовательный туризм обладает неограниченным учебно-развивающим потенциалом, однако, является малоизученным сегментом в системе образования и туризме: не проведена классификация форм образовательного туризма в соответствии с функциональными признаками, не структурированы потребностно-потребительские и образовательно-познавательные компоненты содержания, не выработана классическая модель образовательного туризма как подсистема образования.
В настоящее время вопрос организации и управления сферой образовательных услуг посредством туризма теоретически не разработан, отсутствует определение образовательного туризма как самостоятельной системной экономической категории.
Такое положение предполагает проектирование и реализацию организационно-экономической управленческой модели с определением учебно-методического и производственного функционирования.
Основанием для проектирования организационно-экономической модели следует считать нормативный документ, определяющий стандарт профессиональных компетенций: «Об утверждении профессиональных стандартов по педагогическим специальностям технического и профессионального образования» (Приказ МОН РК № 373 от 13.09.2013 года) [3]. В качестве содержательных компонентов профессиональных стандартов обозначены ведущие знания, умения, навыки, личные и профессиональные компетенции:
– определяет требования к знаниям и зависит от объема и сложности используемой информации;
– определяет требования к умениям и зависит от множественности способов решения профессиональных задач;
– умеет определять масштабы профессиональной деятельности;
– понимает цену возможной ошибки для организации, отрасли и ее социально-экономических последствий.
Необходимость построения образовательной модели предполагает выделение совокупности организационных и педагогических мероприятий для их реализации. Поэтому, организационно-экономическую управленческую модель туристского образования определяют совокупность принципов функционирования модели образования и организационно-педагогических условий [4].
Дидактические условия для построения образовательных траекторий в рамках образовательного туризма представляют собой единство целей и задач обучения, содержания, методов и средств обучения, которые в совокупности формируют целостную педагогическую технологию [5].
- Заявленная цель образования предопределяет результат. Формируется стратегия образовательного процесса.
- Определяется показатель общего объема знаний, навыков и профессиональных компетенций.
- Определяются структура учебной нагрузки по профессиональным областям с учетом методологических особенностей и в рамках междисциплинарного подхода.
- Определяется комплекс междисциплинарных дисциплин в контексте интеграции научных и профессиональных знаний.
- Формируется условный аудиторный фонд и учебное время в рамках образовательных программ.
- Определяются методические формы, методы и средства обучения.
- Выстраивается образовательный процесс с учетом допустимой интенсивности.
- Формируется квалификационный состав педагогической команды.
- Организуется контроль качества образования.
- Обеспечивается непрерывность образовательного процесса.
Построение модели образовательного туризма основывается на основных принципах: общезначимости, целостности, междисциплинарной интеграции, гуманизации, функциональности и доступности.
Повышение профессиональной квалификации в рамках образовательного туризма служит в качестве мотивации для профессионального роста и формирования профессионального самосознания. Неформальность образовательного процесса обусловливает взаимосвязь участников и способствует раскрытию индивидуальности, и творческих возможностей посредством многокритериальной оценки профессионализма.
Значение принципа междисциплинарности является системообразующим при формировании дидактической основы при построении междисциплинарных связей, широко представленных в образовательном туризме. Принцип междисциплинарности способствует познанию проблем современности посредством изучения образовательных задач.
Таким образом, образовательная модель должна представлять собой целостную систему, имеющую структуру и функции, отражающие взаимосвязи познания, учения и профессионально-культурного обмена. В условиях междисциплинарного обучения у участников формируются исследовательские навыки, развивается концептуальное мышление, повышается мировоззренческий потенциал, что, в целом, способствует профессиональному самосовершенствованию.
Литература:
- Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т, –– Казань, 2004. — 212с.
- Долженко Г. П. Опыт разработки классификации современного российского туризма. http://www.intacadem.ru/statji/dolzhenko-g.p.-opyt-razrabotki-klassifikatsii-sovremennogo-rossiyskogo-turizma.html
- «Об утверждении профессиональных стандартов по педагогическим специальностям технического и профессионального образования» (Приказ МОН РК № 373 от 13.09.2013 года).
- Стратегия развития российской системы управления образованием в области туризма. Диссертация. Воронцова М. Г. http://geum.ru/ec-aref/strategiya-razvitiya-rossiyskoy-sistemy-upravleniya-obrazovaniem-v-oblasti-turizma.php
- Современные технологии туристического образования. Суслова И. А. Вестник Луганского национального Университета им.Тараса Шевченко. Серия: Педагогические науки.- 2009.-№ 10 (173). — с.117–121