Методика SWOT-анализа для обеспечения маркетинговой безопасности хозяйствующего субъекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 декабря, печатный экземпляр отправим 9 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жигулина, Н. С. Методика SWOT-анализа для обеспечения маркетинговой безопасности хозяйствующего субъекта / Н. С. Жигулина, Л. А. Ефимова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/355/15530/ (дата обращения: 26.11.2020).



В статье рассмотрена методика и практика применения SWOT-анализа, как инструмента обеспечения маркетинговой безопасности хозяйствующего субъекта, специализирующегося на производстве молока (кроме сырого) и молочной продукции.

Ключевые слова: методика, SWOT-анализ, маркетинговая безопасность, хозяйствующий субъект.

Так как «важнейшей особенностью агропромышленного комплекса является взаимосвязь между отраслями, объединяющими производство, осуществляющими переработку и реализацию произведенной продукции» [1] — обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса является актуальной задачей, требующей изучения как на отраслевом уровне, так и на уровне каждого хозяйствующего субъекта, каждой организации.

«Как и любой другой вид деятельности, маркетинговая деятельность в агропромышленном комплексе преследует свои цели, для достижения которых хозяйствующим субъектам необходимо решать взаимосвязанные задачи, основываясь на специфике сельскохозяйственного производства» [2].

Повышение финансовых результатов производственно-экономической деятельности хозяйствующего субъекта обуславливает необходимость увеличения объемов продажи производимой продукции посредством правильной организации маркетинговой деятельности на основе применения методических подходов маркетингового анализа с целью обеспечения маркетинговой безопасности.

Методические подходы основаны на теоретических подходах к понятию. Репьев А. и Беловолов А. определяют «маркетинговую безопасность хозяйствующего субъекта» как «составной элемент экономической безопасности, сохраняющий и увеличивающий прибыль хозяйствующего субъекта за счет правильной настройки клиент-маркетинга и повышения клиентоориентированности сотрудников» [6].

В условиях конкурентной борьбы, нестабильности рынков и меняющейся маркетинговой среды для принятия правильных управленческих решений хозяйствующие субъекты используют различные методические инструменты маркетингового анализа.

Интегрированным методом анализа внутренней и внешней среды хозяйствующего субъекта является SWOT-анализ, на основе которого изучаются сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны, возможности (Opportunities) и угрозы (Threats) [4].

Крючков В. Н. при анализе конкретных ситуаций определил базовые стратегии матрицы, внес вклад в теоретико-методологические основы SWOT-анализа [3]. Решение проблем в области региональной экономики с помощью матрицы SWOT-анализа можно найти у А. В. Скалон [7]. Павлов К. В., Андреева И. Г. применяли SWOT-анализ для построения стратегии регионов Российской Федерации [5].

Оценка анализируемых категорий позволит обосновать отделу маркетинга необходимые управленческие решения по обеспечению маркетинговой безопасности хозяйствующего субъекта. Сопоставление факторов характеризует баланс сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, возможностей и угроз.

Практика применения SWOT-анализа рассмотрена на примере хозяйствующего субъекта, специализирующегося на производстве молока (кроме сырого) и молочной продукции (таблица 1).

Таблица 1

Методика SWOT-анализа вдеятельности хозяйствующего субъекта

Сильные стороны (S):

Слабые стороны (W):

 широкий ассортимент продукции (творожки; мягкий сыр, сливочные сыры, твороженные сыры, легкий сыр, зерненный творог, вплавленные сыры);

 высокое качество продукции (продукция отмечена орденом «Слава России», золотой медалью «Лучшая молочная продукция России», сертификатом качества «Экологичный продукт», золотой медалью «Конкурса качества продукции сыроделия и маслоделия» и Золотой медалью конкурса «Молочная гордость России»);

 поддержание оптимальных цен на продукцию;

 информативный сайт с каталогом продукции;

 участие в выставках;

 большой опыт работы (85 лет на российском рынке производится сыр);

 отлаженная сбытовая сеть (рынки сбыта расположены в пяти федеральных округах России: ЦФО, СЗФО, ЮФО, СКФО, ПФО);

 гибкая ценовая политика (проведение акций, скидок);

 известность среди заводов-производителей, как одного из крупнейших в России;

 наличие квалифицированных специалистов на руководящих должностях служб маркетинга и логистики с высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности в области маркетинга не менее 5-ти лет;

 близость к транспортной магистрали;

 установившиеся партнерские отношения с поставщиками на взаимовыгодных условиях;

 большие объёмы продаж (в 2015–2017 гг. — 3383,1; 4461,3 и 4193,5 млн. руб. соответственно).

 высокие цены по некоторым ходовым позициям по сравнению с основными конкурентами;

 наличие дебиторской задолженности (1287981 тыс. руб. в 2015 г., 1302766 в 2016 г., 1242135 тыс.руб. в 2017 г.);

 дефицит финансовых средств для производства сыра;

 недостатки в рекламной политике (отсутствие рекламных роликов, дефицит уличной рекламы);

 неустойчивое финансовое положение (бухгалтерский баланс не является абсолютно ликвидным; уровень риска банкротства по модели Таффлера — 1,35 свидетельствует о «зеленой зоне» финансовой устойчивости); в результате диагностики неплатежеспособности (банкротства) выявлена низкая вероятность банкротства)

Возможности (O):

Угрозы (T):

 привлечение новых клиентов в лице розничных и оптовых магазинов (например: Лента супермаркет, METRO, O’KEЙ);

 введение в ассортимент новых товарных линий;

 вытеснение товаров-заменителей;

 развитие региональных продаж;

 развитие новых экономичных технологий производства, обуславливающих снижение себестоимости производимой продукции;

 привлечение перспективных клиентов посредством проведения различных акций;

 увеличение рентабельности, контроль над затратами

 большое количество конкурентов по отдельным видам продукции;

 снижение цен конкурентами привлечёт часть клиентов;

 появление новых видов продукции;

 понижение цен конкурентами

 повышение цен на сырьё сократит прибыльность и вызовет необходимость повышать цены;

 низкий спрос на товар;

 потеря доверия покупателей;

 потеря имиджа

Изучив сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и угрозы, можно сделать вывод, сильные стороны хозяйствующего субъекта достаточные для предотвращения возможных угроз маркетинговой безопасности. Для получения дополнительных конкурентных преимуществ хозяйствующему субъекту, используя сильные стороны, необходимо реализовать следующие возможности:

 осуществлять активный поиск клиентов за счет распределения функций между менеджерами по активному поиску клиентов;

 привлекать новых клиентов за счет обеспечения специальных условий — подбор наиболее «ходового» ассортимента;

 развивать региональные продажи за счет командировок сотрудников с целью поиска новых клиентов и развития имеющихся;

 внедрять систему по управлению дебиторской задолженностью для снижения просрочки и увеличения скорости оборачиваемости средств;

 ввести программы по стимулированию сбыта.

Перечисленные направления позволят снизить угрозы маркетинговой безопасности:

 проведение мониторинга цен конкурентов, рационально корректировать условия работы для клиентов;

 проведение мониторинга продукции конкурентов для выявления слабых сторон и преимуществ собственного ассортимента;

 совершенствование эффективности стратегии сбытовой деятельности.

При поведении SWOT–анализа следует опасаться угроз обеспечения маркетинговой безопасности, усугубленных слабыми сторонами:

 потеря прибыли за счет неэффективной сбытовой деятельности;

 переход клиентов к конкурентам за счет неэффективных условий для клиентов.

На основе сильных сторон, воспользовавшись возможностями, можно решить главный вопрос — увеличить прибыль и оборот по продажам. Также проведенный анализ позволяет разработать следующие рекомендации для дальнейшего развития:

 определять маркетинговые цели и разрабатывать маркетинговый план, что позволит оптимизировать необходимые ресурсы (например, расходы на маркетинговую деятельность);

 определять периодичность проведения маркетинговых исследований, формат сбора и предоставления маркетинговой информации, необходимой для принятия правильных управленческих решений;

 разработать рекламные акции, что может поспособствовать привлечению потенциальных покупателей;

 ежемесячно выделять средства для проведения рекламных мероприятий;

 совершенствовать сайт, наладить обратный контакт с покупателями (например, выделить раздел для отзывов, комментариев или для опроса), что позволит собрать сведения и улучшить качество продукции;

 для повышения эффективности продаж регулярно отслеживать спрос и анализ за ассортиментом продукции;

заключать договора с сетевыми магазинами, где производимая продукция еще не продается, что позволит увеличить рынки сбыта.

Таким образом, методика SWOT-анализа является универсальной, простой и доступной, позволяет определиться с выбором наиболее оптимальной маркетинговой стратегии хозяйствующего субъекта. Эффективность применения SWOT-анализа заключается в том, что он позволяет провести стратегическое планирование, т. е. разработать эффективную маркетинговую стратегию, обеспечив маркетинговую безопасность организации. Разработанная маркетинговая стратегия позволит выявить проблемы, найти способы их решения в сфере маркетинга и обеспечит прибыльность деятельности хозяйствующего субъекта, обеспечив экономическую безопасность в целом. Поэтому проводить его рекомендуется регулярно и квалифицированно.

Литература:

  1. Ефимова Л. А. Правовые основы и перспективы развития агрохолдингов в России // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. — 2015. — № 2. — С. 92–102.
  2. Жигулина Н. С., Ефимова Л. А. Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития // Молодой ученый. — 2019. — № 46. — С. 376–380.
  3. Крючков В. Н. Методологические аспекты SWOT-анализа // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2005. — № 10. — С. 41–49.
  4. Оборин М. С. Метод SWOT-анализа для изучения маркетинговой среды санитарно-курортного комплекса региона // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Туризм как фактор модернизации экономики и развития регионов». — Йошкар-Ола: Приволжский государственный технологический университет, 2015. — С. 297–303.
  5. Павлов К. В., Андреева И. Г. Использование SWOT-анализа для разработки стратегии развития экономики на разных уровнях управленческой иерархии // Экономика промышленности. — 2010. — № 1. — С. 30–39.
  6. Репьев А., Беловолов А. Маркетинговая безопасность в системе управления организацией // Материалы Всероссийской научно-практической конференция «Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России». — Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — С. 135–140.
  7. Скалон А. В. Малый город: SWOT-анализ проблемного поля // Региональные исследования. — 2009. — № 6. — С. 9–18.
Основные термины (генерируются автоматически): хозяйствующий субъект, маркетинговая безопасность, маркетинговая деятельность, агропромышленный комплекс, производимая продукция, сторона, дебиторская задолженность, маркетинговый анализ, молочная продукция, экономическая безопасность.

Ключевые слова

методика, хозяйствующий субъект, SWOT-анализ, маркетинговая безопасность

Похожие статьи

Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития

Продукция сельского хозяйства относится к категории продукции первой необходимости

Пустуев А. Л., Ахтарьянова А. Г., Медведев А. Н. Маркетинговая деятельность аграрных

Агропромышленный комплекс ( АПК ) — включает в себя определенный ряд отраслей...

Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях

Целью работы является раскрытие сущности и роли маркетинговой деятельности на предприятиях. Постановка проблем. Актуальным вопросом для различной деятельности предприятий разных стран является планирование и организация маркетинговой исследований.

Выявление проблемных областей маркетинговой деятельности...

В данной статье рассмотрена низкая эффективность маркетинговой деятельности или ее отсутствие как одна из причин снижения экономической эффективности предприятий. Выделены проблемные области маркетинговой деятельности предприятий сферы малого...

Теоретические аспекты управления сбытом сельскохозяйственной...

Таким образом, основная часть хозяйствующих субъектов АПК функционирует в условиях

Определение параметров рынка сельскохозяйственной продукции и связанного с ними

Прогноз сбыта - исходный пункт в планировании деятельности предприятия в современных...

Методические и методологические аспекты анализа...

Методические и методологические аспекты анализа конкурентоспособности предприятий и продукции АПК.

Понятие конкурентоспособности предприятия по производству и переработке животноводческой продукции включает большой комплекс экономических характеристик...

Теоретические аспекты дебиторской задолженности, её...

Дебиторская задолженность — категория, используемая в разных сферах, что

Проведённый анализ существующих подходов к определению дебиторской задолженности

Признак своевременность погашения актуален при анализе уровня ликвидности и платежеспособности...

Место и роль маркетинга в деятельности предприятия

Маркетинговая деятельность предприятия состоит в комплексном изучении рынка с целью

на свой продукт со стороны рынка. Комплекс маркетинга формируют так называемые 4 и 7

Таким образом, маркетинговая деятельность предприятия способствует рациональному...

Маркетинговая стратегия как механизм обеспечения...

Стратегия в организациях существует на разных уровнях: на корпоративном, на бизнес-единиц, на функциональном уровнях. Маркетинговые стратегии представляют собой комплекс приоритетов стратегического характера...

Роль системы внутреннего контроля задолженности...

На сегодняшний день экономическим субъектам хозяйствования предоставлен самостоятельный выбор рынков сбыта продукции и

Следует подчеркнуть, что если система внутреннего контроля дебиторской и кредиторской задолженности построена грамотно, то...

Похожие статьи

Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития

Продукция сельского хозяйства относится к категории продукции первой необходимости

Пустуев А. Л., Ахтарьянова А. Г., Медведев А. Н. Маркетинговая деятельность аграрных

Агропромышленный комплекс ( АПК ) — включает в себя определенный ряд отраслей...

Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях

Целью работы является раскрытие сущности и роли маркетинговой деятельности на предприятиях. Постановка проблем. Актуальным вопросом для различной деятельности предприятий разных стран является планирование и организация маркетинговой исследований.

Выявление проблемных областей маркетинговой деятельности...

В данной статье рассмотрена низкая эффективность маркетинговой деятельности или ее отсутствие как одна из причин снижения экономической эффективности предприятий. Выделены проблемные области маркетинговой деятельности предприятий сферы малого...

Теоретические аспекты управления сбытом сельскохозяйственной...

Таким образом, основная часть хозяйствующих субъектов АПК функционирует в условиях

Определение параметров рынка сельскохозяйственной продукции и связанного с ними

Прогноз сбыта - исходный пункт в планировании деятельности предприятия в современных...

Методические и методологические аспекты анализа...

Методические и методологические аспекты анализа конкурентоспособности предприятий и продукции АПК.

Понятие конкурентоспособности предприятия по производству и переработке животноводческой продукции включает большой комплекс экономических характеристик...

Теоретические аспекты дебиторской задолженности, её...

Дебиторская задолженность — категория, используемая в разных сферах, что

Проведённый анализ существующих подходов к определению дебиторской задолженности

Признак своевременность погашения актуален при анализе уровня ликвидности и платежеспособности...

Место и роль маркетинга в деятельности предприятия

Маркетинговая деятельность предприятия состоит в комплексном изучении рынка с целью

на свой продукт со стороны рынка. Комплекс маркетинга формируют так называемые 4 и 7

Таким образом, маркетинговая деятельность предприятия способствует рациональному...

Маркетинговая стратегия как механизм обеспечения...

Стратегия в организациях существует на разных уровнях: на корпоративном, на бизнес-единиц, на функциональном уровнях. Маркетинговые стратегии представляют собой комплекс приоритетов стратегического характера...

Роль системы внутреннего контроля задолженности...

На сегодняшний день экономическим субъектам хозяйствования предоставлен самостоятельный выбор рынков сбыта продукции и

Следует подчеркнуть, что если система внутреннего контроля дебиторской и кредиторской задолженности построена грамотно, то...