Совершенствование конкурентных преимуществ строительных фирм на основе модели «Конкурентного ромба» Портера | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, октябрь 2019)

Дата публикации: 10.09.2019

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Агаева К. А. Совершенствование конкурентных преимуществ строительных фирм на основе модели «Конкурентного ромба» Портера [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/344/15285/ (дата обращения: 17.09.2019).

Препринт статьи



Введение

Поскольку процесс глобализации продолжает стирать границы между государствами по всему миру и, тем самым делает рынок открытым для всех компаний, важность достижения конкурентных преимуществ в строительстве становится все более очевидной. В данной статье применяется «Конкурентный ромб» Портера для выявления эндогенных источников конкурентных преимуществ строительных предприятий на основе обширного качественного исследовательского подхода.

«Конкурентный ромб» состоит из следующей системы показателей: факторные условия, условия внутреннего спроса, родственные и поддерживающие отрасли, струк­тура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция [1].

Основными показателями, относящиеся к конкурентоспособности строительных предприятий, являются талантливые профессиональные ресурсы, накопленный опыт, связанный со спросом на жилье, особенно в проектировании и строительстве высотных зданий, а также давление со стороны как местной, так и глобальной конкуренции.

Строительный бум начала XXI-го века и, как следствие этого, возрастающий опыт проектирования и управленческие способности сделали Азербайджан одним из региональных лидеров в области строительства. Несмотря на это, технические возможности, отсутствие стимулов для инвестирования в инновации, исследования и разработки, а также ограниченная законодательная база были препятствиями для дальнейшего повышения конкурентоспособности отрасли. Поэтому актуальным представляется анализ и применение «Конкурентного ромба» Портера для устойчивого роста строительной отрасли.

Хотя данный анализ посвящен строительному рынку Азербайджана, методология и рекомендуемые стратегии развития могут применяться для повышения конкурентоспособности других секторов и в других развивающихся странах.

Конкурентоспособность является критическим показателем предприятия и залогом долгосрочного развития любой отрасли, в том числе и строительной. Совершенствование конкурентных преимуществ строительных предприятий является важным основополагающим фактором развития данной отрасли. Дункан и Горша [2] и Маннс и Бджерми [3] определили важность конкретных факторов, связанных с компанией, и то, как эти компании могут способствовать успешному управлению строительными проектами. Однако исследования, в которых основное внимание уделяется конкурентоспособности строительных предприятий, на основе влияния данных факторов на промышленном уровне, все еще довольно ограничены [4].

Строительная отрасль служит двигателем роста, а также регулятором экономики, и поэтому ее значение для экономики неоспоримо. Если взять в качестве примера строительный сектор Азербайджана, общий объем инвестиций в жилищное строительство в Азербайджане в 2018 году составил 1 млрд 313,8 млн манатов. Это на 61,1 процента больше, чем в 2017 году. Как передает Oxu.Az, 252,3 млн манатов инвестиций в строительную отрасль приходятся на долю государства, что на 68,4 процента больше по сравнению с 2017 годом. Несмотря на это, ее строительный сектор имеет тенденцию добавлять новые мощности более медленными темпами, чем на ранних этапах экономического развития.

По мере насыщения местного строительного рынка неизбежна экспортно-ориентированная стратегия, заключающаяся в предоставлении строительных услуг рынкам соседних государств. Столкнувшись с жесткими рыночными условиями после финансового кризиса, выявление конкурентных преимуществ и слабых сторон строительных предприятий стало необходимым для поддержания развития строительной отрасли в стране.

Портер постулировал, что экономический прогресс любых отраслевых сегментов в стране зависит, прежде всего, от постоянного роста производительности, который может быть достигнут путем поиска конкурентных преимуществ.

В настоящее время многие строительные предприятия предоставляют услуги в разных географических точках. Эти проекты управляются автономными руководителями проектов, в значительной степени полагаясь на конкурентные преимущества их компании, такие как ресурсы и возможности, созданные в среде промышленного бизнеса. В этом смысле каждый проект в некоторой степени зависит от конкурентоспособности строительных предприятий. Всесторонний обзор и оценка конкурентоспособности строительных предприятий является обязательным условием поддержания роста строительных предприятий и строительной отрасли одновременно. Поэтому основная цель данной статьи состоит в том, чтобы внести вклад в лучшее понимание конкурентных преимуществ и их эндогенных источников строительной индустрии, которая охватывает как «местные» строительные предприятия, которые впервые начали свой бизнес на местном уровне так и «иностранные» строительные предприятия, которые первоначально были созданы вне Азербайджана, но основали свое основное присутствие и местные головные офисы на территории страны.

«Робм» Портера призван охватить основные факторы, определяющие конкурентные преимущества, а также их взаимодействие друг с другом. В свете информации, полученной из исследований отрасли исследуемых стран, Портер пришел к выводу, что четыре атрибута страны формируют среду, которая позволяет компаниям получать и поддерживать конкурентное преимущество, и включают в себя:

a) факторные условия,

b) условия спроса,

c) связанные и поддерживающие отрасли

d) основополагающие для стратегии фирмы и соперничества.

Два экзогенных фактора, политика государства и случайность, по мнению Портера, влияют на функционирование этих четырех основных детерминант.

Поскольку эти атрибуты взаимодействуют друг с другом, в каждой стране определенные сегменты отрасли будут иметь более благоприятные условия для бизнеса, чем другие. «Конкурентный ромб» Портера помогает лучше понять, как национальная среда влияет на международную конкурентоспособность отрасли. Каркас представляет собой взаимно усиливающую систему, то есть влияние одного детерминанта зависит от состояния других. Другими словами, преимущества по всему «ромбу» необходимы для достижения и поддержания конкурентного успеха. Портер подчеркнул, что взаимодействие преимуществ во многих детерминантах приводит к самоусиливающимся преимуществам, которые иностранным конкурентам чрезвычайно трудно аннулировать или игнорировать.

Следовательно, концепция Портера предназначена для решения основного вопроса международной конкурентоспособности с точки зрения того, почему некоторые страны / отрасли преуспевают, а другие терпят неудачу в международной конкуренции. Структура действительно объединяет важные переменные, которые определяют конкурентоспособность страны или отрасли, в одну модель. Тем не менее, анализ Портера подвергся критике за включение правительства в качестве косвенного элемента и за упущение роли национальной культуры. Кроме того, он может игнорировать последствия многонациональной деятельности в мировой экономике, которая включает в себя обращение с иностранными инвестициями, технологией и сферой услуг.

«Конкурентный ромб» Портера использовался в качестве основы стратегического планирования в ряде некоторых развитых странах, в Сингапуре [5] и Турции [6] для стимулирования их национального развития.

Оз [7] использовал ромб для анализа турецкой строительной индустрии и дал результаты в пользу применения элементов ромба для выявления международной конкурентоспособности отрасли. Исследование Оз ясно дало понять, что Турция имеет ключевые преимущества, которые делают ее успешной, и в то же время она помогла определить проблемные области, а также дать представление о возможных решениях. Эта структура также использовалась в Новой Зеландии для формулирования предложений по повышению конкурентоспособности затрат. Поэтому аналитическая основа Портера считается применимой и надежной для анализа конкурентоспособности строительной отрасли.

Тщательное понимание рыночных условий и структуры отрасли является первым шагом в подходе Портера, поскольку он помогает раскрыть историческую основу, в которой компании создают, поддерживают и теряют международное конкурентное преимущество в отрасли.

Среди выделенных Портером факторных условий можно отметить человеческие, природные ресурсы, капитал, научно-технический потенциал и инфраструктуру отрасли. Анализ отрасли показал, местные специалисты являются основным активом отрасли и технически компетентны в разработке концептуальных идей и стратегий. Кроме того, необходимо отметить, что схемы обучения, предлагаемые профессиональными институтами, и стандарты образования в местных высших учебных заведениях в значительной степени способствуют повышению квалификации профессионалов.

В последние годы в Азербайджане был проведен ряд инфраструктурных разработок, включая дороги и шоссе, реконструкция Международного Бакинского порта, строительство нового аэропорта и новые железнодорожные линии. В связи с большим спросом на различные объекты транспорта и логистики были инициированы огромные объемы строительных проектов, что привело к существенному повышению конкурентоспособности местной строительной отрасли.

Будучи одним из самых густонаселенных и городов премиум-класса, строительная индустрия Баку имеет превосходные знания в области проектирования и опыт строительства многоэтажных жилых домов и офисных зданий.

Конкурентное преимущество в значительной степени обусловлено их эффективностью при проектировании, управлении и поставке высококачественных высотных зданий.

С амбициозной целью строительства для группы населения с низким доходом, правительство в 2017 году запустило проект социального жилья.

Однако отечественные компании сталкиваются с трудностями в получении достаточного финансирования для повышения своей технической конкурентоспособности путем проведения исследований и разработок. В отличие от этого, многие конкурирующие с ними иностранные строительные компании вложили значительные средства в свои собственные исследовательские центры со сложным оборудованием Можно сказать, что строительная отрасль Азербайджана по своей сути медленно принимает новые идеи. Стремясь к получению краткосрочной прибыли, подрядчики не заинтересованы в внедрении инновационных методов, таких как информационное моделирование зданий и автоматизация, для улучшения эффективности и конкурентоспособности отрасли.

В местном масштабе самым значительным «шансом» для строительной отрасли Азербайджана был строительный бум в начале 2000-х годов.

Оживленный строительный рынок за последние два десятилетия предоставил бесценную возможность для местной геодезической профессии реализовать широкий спектр проектов. Нефтяной бум такжу способствовал тому, что Азербайджан имел обильный инвестиционный капитал для строительства, железнодорожных и инфраструктурных проектов, модернизации городов. Эти основные проекты привели к тому, что строительная отрасль достигла своего пика в начале 2000-х годов, обогатив тем самым опыт строительства и конкурентоспособность отрасли.

Однако местные подрядчики, находящиеся в невыгодном положении из-за своей технической компетентности, вынуждены были полагаться на зарубежные компании для участия в наиболее крупных проектах во время пика цикла развития строительства в 2000-х годах. Поэтому лишь немногие местные компании прошли цикл обучения и создали техническую конкурентоспособность на международном рынке.

Еще один «шанс» повысить конкурентоспособность азербайджанской строительной отрасли появился во время строительного спада в 2015 году. Неизбежно, из этой отрасли были исключены более мелкие и плохо работающие строительные компании. Высококачественные компании и квалифицированный персонал выжили и активно расширяют свое присутствие в зарубежных странах. С этой точки зрения, хотя исследования показали, что длительный период снижения активности может быть вредным для строительной промышленности, как возможность реформирования строительной отрасли повысить управленческую конкурентоспособность, финансовую конкурентоспособность, безопасность на месте и экологическую осведомленность.

С другой стороны, строительная отрасль Азербайджана должна выиграть от роста населения Азербайджана, который достиг 10 миллионов человек в 2017 году.

Азербайджан имеет надежную правовую базу для контроля за различными видами строительной деятельности. Тем не менее, были высказаны опасения, что эти практики и правила в значительной степени ограничивают их способность вводить новшества и исследовать новые концепции дизайна. Недавнее добавление нормативных актов, касающихся строительной отрасли, в том числе требований по безопасности, экологическим вопросам и минимальной заработной плате строительных рабочих, привело к увеличению затрат на строительство и вынудило строительные компании принять дополнительные меры для соблюдения законодательства.

Заключение

Хотя часто подчеркивается важность конкурентоспособности для устойчивого процветания, ее очень трудно реализовать без какой-либо эмпирической оценки конкурентных преимуществ и недостатков. «Конкурентный ромб» Портера показал источники ключевых преимуществ азербайджанских строительных предприятий в их работе, которые включают: профессиональные ресурсы (то есть «факторные условия»), накопленный опыт на территории (то есть «условия спроса») и давление со стороны соперничество для повышения общей конкурентоспособности (т. е. «контекст для стратегии фирмы и соперничество»).

Учитывая, что правительственные инициативы и политика могут существенно повлиять на конкурентоспособность отрасли, следует рассмотреть вопрос о еще большем включении «правительства» в качестве основного определяющего фактора в структуру.

Признавая жесткую конкуренцию на международном рынке, важно не только сохранить конкурентные преимущества, но и устранить слабые стороны строительных компаний. Слияние и поглощение или совместное предприятие было бы обязательной корпоративной стратегией для строительных компаний, чтобы повысить их конкурентоспособность на международной арене, а также увеличить емкость рынка, как было предложено рядом экспертов. Благодаря слиянию и приобретению или совместному предприятию можно приобрести дополнительные возможности для бизнеса, технологии и преимущества в капитале, чтобы помочь экспортным услугам. Чтобы использовать финансовые возможности, а также стратегическое географическое положение, азербайджанская строительная отрасль должна развиваться в направлении высококачественных услуг, чтобы захватить большую долю на международном рынке. «Конкурентный ромб» Портера показывает, что существует острая необходимость в улучшении следующих областей.

– Для того, чтобы страна могла выдерживать конкурентное преимущество в определенном секторе промышленности, она требует динамического преимущества, то есть компании должны расширять основу своего конкурентного преимущества путем инноваций и модернизации и одновременно снижать конкурентные недостатки.

– Долгосрочная перспектива имеет решающее значение для развития строительной отрасли, как предложили эксперты. Централизованный орган стратегического планирования с участием основных заинтересованных сторон отрасли должен стратегически планировать и координировать будущие строительные работы на устойчивой основе.

– Специалисты по проектированию, инженеры, менеджеры проектов и управленческий персонал подрядчиков являются конкурентным преимуществом местной строительной индустрии. Необходимо поддерживать высококачественное образование, чтобы подготовить отрасль к ожидаемому конкурентному рынку в стране и за рубежом. Содержание программ, связанных со строительством, должно быть пересмотрено, чтобы выяснить, следует ли усилить деловые и инновационные программы.

– Объединение с поставщиками за границей Азербайджана может стать многообещающим ответом на достижение более конкурентоспособного «ромба», как определено Портером. Недавние инициативы для заинтересованных сторон строительства в альянс как форму консорциума, чтобы обеспечить «единый подход” мультидисциплинарные услуги, охватывающие планирование, развитие зданий, управление проектами, поставку материалов и удаление отходов, могут быть эффективным способом повышения конкурентоспособности отрасли.

– Потенциал со стороны правительства по реализации общественных проектов может быть ограничен современными настроениями против строительства, инициированными политиками и группами давления, связанными с охраной окружающей среды. Крайне важно четко проиллюстрировать потребности развития, а также последствия для затрат и выгод от развития инфраструктуры и сохранения наследия для более широкого сообщества, с тем чтобы можно было упорядочить юридические процедуры и процесс консультаций для осуществления работы с общественным капиталом.

– Прямая поддержка со стороны правительства также желательна, особенно с помощью экспортных кредитов и страхования.

Литература:

  1. http://www.strategplann.ru/konkurentosposobnost/konkurentnyj-romb-m-portera.html
  2. Duncan GL and Gorsha RA (1983) Project management: a major factor in project success. IEEE Transaction on Power Apparatus Systems 102(11): 3701–3705.
  3. Munns AK and Bjeirmi BF (1996) The role of project management in achieving project success. International Journal of Project Management 14(2): 81–87.
  4. Flanagan R, Lu W, Shen LY and Jewell C (2007) Competitiveness in construction: a critical review of research. Construction Management and Economics 25(9): 989–1000.
  5. EPC (Economic Planning Committee) (1991) Strategic Economic Plan. Ministry of Trade and Industry, Singapore.
  6. Öz Ö (1999) The Competitive Advantage of Nations: The Case of Turkey. Ashgate, Aldershot, UK.
  7. Öz Ö (2001) Sources of competitive advantage of Turkish construction companies in international markets. Construction Management and Economics 19(2): 135–144.