Бренд как показатель эффективности управления вузом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 16.05.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Пудовкин В. В. Бренд как показатель эффективности управления вузом [Текст] // Инновационная экономика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/335/15082/ (дата обращения: 16.10.2019).



Всестороннее проникновение рыночных отношений в деятельность людей продолжается. Оно начинает затрагивать те сферы, что раньше и не могли предположить. Исторически сложилось, что система высшего образования была под государственным контролем и частные высшие учебные заведения начали появляться только после остановки функционирования СССР как самостоятельного субъекта. Поэтому необходимости в конкурентной борьбе за абитуриентов у учебных заведений не было.

Сегодня же образование представляет из себя перспективную сферу экономики. Россия выходит на сформировавшийся образовательные рынок, где борьба за абитуриентов разворачивается не только между российскими ВУЗами, но и учебными заведениями других государств. Для того, что бы успешно вести конкурентную борьбу, образовательным учреждениям приходится обучаться владению маркетинговыми инструментами. Под маркетингом образовательных услуг обычно понимают научно-практическую дисциплину, изучающую и формирующую философию, стратегию и тактику цивилизованного поведения и взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг, которые производят, продают, потребляют, и приобретают образовательные услуги и сопутствующие им [1].

К функциям маркетинга образовательных услуг относят следующие:

– исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка образовательных услуг;

– ценообразование;

– определение качества и ассортимента образовательных услуг;

– исследование потребителей;

– коммуникационная деятельность;

– продвижение и продажа образовательных услуг [2].

В контексте маркетинга высшего образования, важным инструментом является брендинг — процесс по созданию, признанию и росту популярности марки (бренда) для потребителей [3]. Формирование бренда имеет ряд этапов. Позиционирование, формирование индивидуальных черт, создание атрибутов бренда, управление брендом и продвижение бренда [1]. Отличительными чертами бренда вуза будут:

– длительный процесс формирования — создание научной школы;

– основой его является коллектив профессионалов, а не одна личность;

– заинтересованность не только вузов, но и поступающих в него т. к. бренд вуза увеличивает шансы трудоустройства;

– доверие со стороны потребителей [4].

Таким образом, успешное формирование бренда основывается на профессионализме и квалификации сотрудников университета, успешности и активности студентов в личной и общественной жизни, постоянной коммуникации с целевой аудиторией.

Успешное функционирование образовательного учреждения, победы студентов в конкурсах и студенческих олимпиадах, участие в международных программах обмена и сотрудничества, культурный и научный вклад в развитие региона и отраслей экономики способствуют формированию, и развитию у вуза особых материальных и нематериальных характеристик, что помогают ему выгодно выделяться в конкурентной среде без целенаправленных действий по формированию и развитию бренда. Таким образом встает вопрос, можно ли судить об эффективности управления образовательными учреждениями на основе бренда вуза.

В теории управления образовательными системами существуют критерии, позволяющие судить об эффективности управления. Это:

– управление доступностью;

– управление качеством;

– управление эффективностью [5].

Доступность образования представляет собой ряд параметров, что влияют на способность конкретного субъекта получить образовательную услугу. Это может быть финансовая доступность (стоимость обучения в вузе), которая включает не только плату за само обучение, но оплату аренды жилья, проезда (если таковые требуются). Доступность географическая — расположение учреждение и способы до него добраться. Интеллектуальная доступность — количество баллов ЕГЭ, требуемое для поступления. Доступность физическая — способность людей с ограниченными возможностями обучаться в учебном заведении.

Под качеством образования принято понимать характеристики системы образования, отражающие степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [5]. Образование стоит рассматривать как две категории — как процесс обучения и как результат этого процесса. Соответственно и оценивать надо как процесс обучения, так и конечный результат. Обычно за качество обучения принимают качество содержания образовательных программ и личные достижения обучающихся, но на процесс обучения так же влияет материально-техническая оснащенность аудиторий, квалификация профессорско-преподавательского состава, обеспечение процесса обучения всеми ресурсами. К конечному результату обучения относят востребованность выпускников на рынке труда и оценивать этот параметр можно по уровню трудоустройства выпускников конкретного вуза и специальности.

Эффективность образовательной системы оценивается по таким параметрам как финансовая эффективность, создание и применение системы поддержки принятия решений, эффективность управления человеческими ресурсами, создание системы маркетинга и служб по связям с общественностью для успешной коммуникации с целевыми аудиториями.

Безусловно есть связь между успешным управлением образовательным учреждением и его брендом, независимо от того, целенаправленно ли он формировался или нет. Шаги по формирование и развитию бренда совпадают с критериями эффективного управления образовательными системами. Но сила бренда не является достаточным основанием для того, чтобы судить об эффективности управления вуза. Потому как показатель бренда не учитывает в полной мере всю деятельность, обеспечивающую работу образовательного учреждения. Однако позволяет судить о том, что такие работы с высокой степенью успешности в заведении ведутся.

Литература:

  1. Лухменева Елена Петровна, Калиева Ольга Михайловна Особенности формирования и продвижения бренда вуза // Вестник ОГУ. 2012. № 13 (149). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-i-prodvizheniya-brenda-vuza (дата обращения: 11.05.2019).
  2. Пашкус Н. А., Пашкус В. Ю. Маркетинг образовательных услуг. — Спб.: ООО «Книжный дом», 2007. — 112 с.
  3. Аакер Д. А. Создание сильных брендов. — М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. — 440 с.
  4. Беккер Елена Георгиевна Особенности бренда вуза // Финансы: Теория и Практика. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-brenda-vuza (дата обращения: 12.05.2019).
  5. Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами. — М.: Народное образование, 2009. — 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, процесс обучения, эффективность управления, вуз, высшее образование, конкурентная борьба, развитие бренда, услуга.

Похожие статьи

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Наиболее высокую степень интенсивности в сфере образовательных услуг имеет конкуренция региональных вузов между собой.

Алгоритм исследования конкурентной среды на рынке... конкуренция, образовательная организация, рынок образовательных услуг...

Конкурентоспособность частного образовательного центра по...

образовательная программа, высшее учебное заведение, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность, образовательное

Образование и развитие конкурентных преимуществ помогает ускоренному росту экономики региона, увеличению...

Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой...

образовательная программа, высшее учебное заведение, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность

В статье рассматриваются вопросы тенденции российского образования, формирования и развитие рынка образовательных услуг, что...

Стратегия развития образовательного учреждения

В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная составляющая ее

конкуренцияборьба, образ учреждения за место на рынке

Современное развитие образовательного учреждения дополнительного образования детей...

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

Образование — одна из наиболее бурно растущих и перспективных сфер экономики в мире.

Таким образом, использование методики позволит ВУЗам накапливать свои конкурентные

Методом, применяемым в исследовании дальнейшего развития Института экономики в...

Разработка мероприятий по повышению эффективности...

Роль высших учебных заведений в развитии регионов. услуга, высшее учебное заведение, вуз, заведение, повышение квалификации, Регион, развитие региона, инновационная сфера, инновационная деятельность, активное взаимодействие.

Конкурентный потенциал конкурентоспособного преподавателя...

образовательная программа, высшее учебное заведение, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность, образовательное учреждение, наличие, заработная плата

Конкурентный потенциал как категория конкуренции и объект управления.

Стратегии современного маркетинга в сфере образовательных...

образовательная программа, высшее учебное заведение, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность, образовательное учреждение, наличие, заработная. Маркетинг помогает вузам занять свое место на рынке образовательных услуг, культивируя...

Система факторов конкурентоспособности образовательной...

Для оценки перечисленных факторов конкурентоспособности образовательных услуг высшего учебного заведения разрабатывается целый комплекс показателей, анализ которых позволяет получить целостную картину деятельности вуза на таком высоко конкурентном рынке...

Похожие статьи

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Наиболее высокую степень интенсивности в сфере образовательных услуг имеет конкуренция региональных вузов между собой.

Алгоритм исследования конкурентной среды на рынке... конкуренция, образовательная организация, рынок образовательных услуг...

Конкурентоспособность частного образовательного центра по...

образовательная программа, высшее учебное заведение, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность, образовательное

Образование и развитие конкурентных преимуществ помогает ускоренному росту экономики региона, увеличению...

Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой...

образовательная программа, высшее учебное заведение, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность

В статье рассматриваются вопросы тенденции российского образования, формирования и развитие рынка образовательных услуг, что...

Стратегия развития образовательного учреждения

В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная составляющая ее

конкуренцияборьба, образ учреждения за место на рынке

Современное развитие образовательного учреждения дополнительного образования детей...

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

Образование — одна из наиболее бурно растущих и перспективных сфер экономики в мире.

Таким образом, использование методики позволит ВУЗам накапливать свои конкурентные

Методом, применяемым в исследовании дальнейшего развития Института экономики в...

Разработка мероприятий по повышению эффективности...

Роль высших учебных заведений в развитии регионов. услуга, высшее учебное заведение, вуз, заведение, повышение квалификации, Регион, развитие региона, инновационная сфера, инновационная деятельность, активное взаимодействие.

Конкурентный потенциал конкурентоспособного преподавателя...

образовательная программа, высшее учебное заведение, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность, образовательное учреждение, наличие, заработная плата

Конкурентный потенциал как категория конкуренции и объект управления.

Стратегии современного маркетинга в сфере образовательных...

образовательная программа, высшее учебное заведение, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность, образовательное учреждение, наличие, заработная. Маркетинг помогает вузам занять свое место на рынке образовательных услуг, культивируя...

Система факторов конкурентоспособности образовательной...

Для оценки перечисленных факторов конкурентоспособности образовательных услуг высшего учебного заведения разрабатывается целый комплекс показателей, анализ которых позволяет получить целостную картину деятельности вуза на таком высоко конкурентном рынке...