Устойчивость и надежность производственных цепочек как основа экономической безопасности авиационно-промышленного комплекса России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Охотников И. В., Сибирко И. В. Устойчивость и надежность производственных цепочек как основа экономической безопасности авиационно-промышленного комплекса России [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 21-23. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/329/14995/ (дата обращения: 25.08.2019).



В статье проанализированы сущность, системообразующие факторы и условия обеспечения экономической безопасности авиационно-промышленного комплекса России. Сделан вывод о необходимости обеспечения независимости, надежности и устойчивости научно-производственных цепочек как решающем условии обеспечения экономической безопасности авиационно-промышленного комплекса России.

Ключевые слова: экономической безопасности авиапрома, управление цепями поставок, устойчивость и надежность производственных цепочек, независимость научно-производственных цепочек.

В условиях современной экономики использование концепции управления цепями поставок, как отмечают специалисты, является одним из базовых источников устойчивого конкурентного преимущества компаний, обеспечивающего независимость и безопасность бизнеса [3; 5; 6]. Экономическая безопасность авиационно-промышленного комплекса имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Она органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение обороноспособности страны, развитие её научно-технического потенциала, экологической и социальной безопасности [1; 4; 7]. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной авиационной промышленности, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной промышленности без научно-технического развития и социальной безопасности.

Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет вычленить три ее важнейших элемента:

Во-первых, экономическую независимость научно-производственных цепочек авиационно-промышленного комплекса, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает промышленность взаимозависимой друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над стратегическими ресурсами, ключевыми бизнес-процессами в цепях поставок. Достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями. Россия одна из немногих стран, которые присутствуют во всех производственных переделах военного и гражданского сегментов авиационной промышленности, что позволяет самостоятельно разрабатывать и производить воздушные суда различного назначения.

Во-вторых, надежность и устойчивость научно-производственных цепочек, их стабильность, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, способность научно-производственных цепочек восстанавливаться и сохранять свои заданные функции, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию;

В-третьих, способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятных условий для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и безопасности как авиационно-промышленного комплекса, так и экономики страны.

Устойчивость и безопасность производственных цепочек стали одним из важнейших параметров функционирования современного авиапрома, наряду с предоставляемым уровнем сервиса и затратами. Что нашло свое отражение в формировании стандартов управления безопасностью цепей поставок [2]. При этом данные характеристики достаточно тесно взаимосвязаны между собой, и как отмечают некоторые авторы, если снижение затрат и увеличение продаж может быть достигнуто за счет локальной оптимизации, то именно устойчивость выступает в качестве критерия эффективности всей цепочки поставок. Другими словами, повышение устойчивости и безопасности производственных цепочек, снижение их уязвимости может стать одной из приоритетных целей управления цепями поставок.

За последние годы многие компании сделали ставку на применение современных технологий для повышения эффективности цепей поставок. В частности, они были направлены на улучшение следующих показателей:

− повышение общей выручки компании за счет расширения ассортимента продуктовой линейки, развития новых каналов продаж и пр.;

− снижение издержек, которое могло быть достигнуто путем сокращения числа поставщиков компании, развития принципов электронной коммерции, размещения производств в странах Юго-Восточной Азии, аутсорсинга логистических процессов, внедрения интегрированных систем планирования и управления запасами;

− снижение размера активов компании, в основном, за счет аутсорсинга логистических процессов и информационных систем.

В итоге подобные инициативы, как отмечает в своих исследованиях профессор НИУ-ВШЭ В. И. Сергеев, приводили к усложнению цепей поставок — в продвижении потоков было задействовано большее число контрагентов, а элементы логистических систем стали более географически разобщенными, что, в свою очередь, приводило к подверженности цепей поставок влиянию все большего числа рисков и возмущении различной природы [6].

Одновременно серьезные изменения происходили во внешней среде компаний, которая становилась все более непредсказуемой, турбулентной и формирующей все большие требования к вопросам управления цепями поставок:

во-первых, за последние десятилетия значительно выросло число природных катаклизмов (засухи, наводнения, ураганы, землетрясения, цунами и пр.), при этом, они стали более разрушительными и приводили к очень серьезным потерям для экономики не одной страны. Но также выросло число происшествий, причиной которых становился человек, а именно террористические атаки, забастовки и пр.;

во-вторых, существует большое число причин, определяющих возросшую сложность глобальных цепей поставок (часть из них была отмечена выше), но также можно добавить увеличившуюся зависимость от возможностей поставщиков, применение новых технологий (например, Internet, RFID), нормативно-правовые аспекты ведения деятельности (в частности, вопросы таможенного оформления грузов), сокращение жизненного цикла товара из-за постоянно растущих требований конечных потребителей;

в-третьих, можно отметить стремление улучшить финансовые показатели функционирования цепи поставок, которое выразилось в построении бережливых (lean) цепей поставок. Но одновременно с повышением эффективности процессов, возрастает и подверженность компании воздействию рисков и возмущений различной природы, так как в системе снижается уровень буферов, которые бы повышали ее устойчивость в случае колебаний условий внешней и внутренней среды.

Помимо этого, можно говорить о значительном увеличении доли аутсорсинга 3PL-провайдеров. При этом внешнего контрагента можно рассматривать как часть операционной системы фокусной компании и говорить о совместном поддержании стратегии цепи поставок. Но при передаче логистических функций на аутсорсинг, компания рискует потерять контроль над цепочкой поставок, что может привести к снижению ее гибкости и скорости отклика на изменения внешней среды.

Таким образом, экономическая безопасность авиационно-промышленного комплекса России — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость научно-производственных цепочек в авиационной промышленности, их надежность и устойчивость, способность к постоянному стабильному самосовершенствованию, обновлению и воспроизводству.

Литература:

  1. Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (Проект) / Официальный сайт Минпромторга России. Режим доступа: http:// www.minpromtorg.gov.ru/
  2. ГОСТ Р 53663–2009 (ИСО 28000:2005) Система менеджмента безопасности цепи поставок. Требования // СПС Право.ruhttp://docs.pravo.ru/
  3. Аксенов, В.Ю., Некрасов, А. Г. Менеджмент безопасности цепей поставок: жизненный цикл и устойчивость // Логистика и безопасность России / Под ред. Т. М. Степанян. — М.: МАКС Пресс, 2016.
  4. Коробко, М. О. Разработка методического инструментария оценки и управления репутационным риском предприятий авиаперевозчиков коммерческой гражданской авиации России: дис. …канд. эконом. наук: 08.00.05 / Коробко Мария Олеговна. — М.: МАИ, 2015.
  5. Некрасов, А. Г. Основы менеджмента безопасности цепей поставок / А. Г. Некрасов. — М.: МАДИ, 2011.
  6. Сергеев В. И., Дорофеева Е. А. Терминологические аспекты понятия «устойчивости» цепей поставок в фокусе логистической интеграции // Логистика и управление цепями поставок. — 2010. — № 3. — С.14.
  7. Силуанов, А. А. Тенденции развития мирового рынка авиализинга: дис. …канд. эконом. наук: 08.00.14 / Силуанов Алексей Антонович. — М, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая безопасность, авиационно-промышленный комплекс, авиационно-промышленный комплекс России, цепь поставок, управление цепями, цепочка, авиационная промышленность, военная безопасность, различная природа, социальная безопасность.

Ключевые слова

управление цепями поставок, экономической безопасности авиапрома, устойчивость и надежность производственных цепочек, независимость научно-производственных цепочек

Похожие статьи

Оценка состояния и тенденция развития цепей поставок...

Цепь поставок представляет собой ряд различных видов деятельности и экономических субъектов, проходя через которые материальный поток авиационно-технических изделий перемещается от первоначальных поставщиков до конечных потребителей.

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Ключевые слова: авиационный транспорт, транспортный комплекс, инфраструктура

В начале нового тысячелетия мировая экономическая система вышла на новый этап

По мнению авторов, данный комплекс можно классифицировать по основным признакам: в...

Обеспечение безопасности на авиационном транспорте...

В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности на воздушном транспорте, а также реализации основных принципов организации безопасности в гражданской авиации. Ключевые слова: воздушный транспорт, безопасность на авиационном транспорте.

Экономика и экономия безопасности полетов | Статья в журнале...

По своей природе авиационная безопасность — это категория не столько этическая или юридическая, сколько экономическая. В связи с этим стоит признать не совсем корректным анализ безопасности полетов без учета имеющейся ресурсной базы...

Обеспечение безопасности на промышленных предприятиях

Безопасность предприятия является важнейшим фактором, влияющим на функционирование предприятия. Процесс обеспечения безопасности подразумевает комплекс мер, предохраняющих предприятие от случайного или преднамеренного вмешательства в его...

Организация современного послепродажного обслуживания...

Рассматривается современная организация послепродажного обслуживания авиационных двигателей на принципах и с использованием

В частности, в области гражданской и военной авиации, в связи с переходом к созданию авиационных ГТД V и VI поколений ужесточается...

Стратегия развития АПК в целях обеспечения его экономической...

сельскохозяйственное производство, экономическая безопасность, экономическая безопасность АПК, оптимальная структура, пищевая промышленность, цель обеспечения, агропромышленный комплекс...

Управление цепью поставок на основе логистики

Библиографическое описание: Муртазинова К. Р. Управление цепью поставок на основе логистики

К подобным производствам относятся предприятия трубной промышленности России.

Реорганизация управления цепью поставок – механизм совершенствования...

Проблемы нормативно-правовой базы отечественной...

Согласно стратегии развития авиационной промышленности российской федерации на период до 2030 года одним из направлений развития отечественной авиации является увеличение доли присутствия в гражданском пассажирском сегменте [1]. В данном сегменте помимо набора...

Похожие статьи

Оценка состояния и тенденция развития цепей поставок...

Цепь поставок представляет собой ряд различных видов деятельности и экономических субъектов, проходя через которые материальный поток авиационно-технических изделий перемещается от первоначальных поставщиков до конечных потребителей.

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Ключевые слова: авиационный транспорт, транспортный комплекс, инфраструктура

В начале нового тысячелетия мировая экономическая система вышла на новый этап

По мнению авторов, данный комплекс можно классифицировать по основным признакам: в...

Обеспечение безопасности на авиационном транспорте...

В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности на воздушном транспорте, а также реализации основных принципов организации безопасности в гражданской авиации. Ключевые слова: воздушный транспорт, безопасность на авиационном транспорте.

Экономика и экономия безопасности полетов | Статья в журнале...

По своей природе авиационная безопасность — это категория не столько этическая или юридическая, сколько экономическая. В связи с этим стоит признать не совсем корректным анализ безопасности полетов без учета имеющейся ресурсной базы...

Обеспечение безопасности на промышленных предприятиях

Безопасность предприятия является важнейшим фактором, влияющим на функционирование предприятия. Процесс обеспечения безопасности подразумевает комплекс мер, предохраняющих предприятие от случайного или преднамеренного вмешательства в его...

Организация современного послепродажного обслуживания...

Рассматривается современная организация послепродажного обслуживания авиационных двигателей на принципах и с использованием

В частности, в области гражданской и военной авиации, в связи с переходом к созданию авиационных ГТД V и VI поколений ужесточается...

Стратегия развития АПК в целях обеспечения его экономической...

сельскохозяйственное производство, экономическая безопасность, экономическая безопасность АПК, оптимальная структура, пищевая промышленность, цель обеспечения, агропромышленный комплекс...

Управление цепью поставок на основе логистики

Библиографическое описание: Муртазинова К. Р. Управление цепью поставок на основе логистики

К подобным производствам относятся предприятия трубной промышленности России.

Реорганизация управления цепью поставок – механизм совершенствования...

Проблемы нормативно-правовой базы отечественной...

Согласно стратегии развития авиационной промышленности российской федерации на период до 2030 года одним из направлений развития отечественной авиации является увеличение доли присутствия в гражданском пассажирском сегменте [1]. В данном сегменте помимо набора...