Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степанян, Т. М. Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала / Т. М. Степанян, Д. А. Мухина. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/323/14842/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала.

Ключевые слова: развитие персонала, корпоративное обучение, повышение квалификации персонала, профессиональные компетенции.

В настоящее время как зарубежные, так и российские компании предъявляют высокие требования к системе развития персонала. При переходе к новому технологическому укладу, как отмечают специалисты [1; 2; 3; 4] одни профессии становятся невостребованными, другие изменяются, появляются новые, что вызывает необходимость и в новых формах обучения персонала. В этой связи возникают вопросы организации обучения; выбора программы обучения персонала и т. п. Необходимость развития персонала одной из крупнейших российских компаний — ОАО «РЖД», является актуальной и своевременной.

Внедрение на железных дорогах новой техники и технологий требуют соответствующей квалификации, знаний, умений и навыков персонала. Компанией ОАО «РЖД» разработана и утверждена «Стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД», целью, которой является создание целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, основанной на компетентностном подходе. Для этого развивается сотрудничество с университетскими комплексами железнодорожного транспорта, другими ведущими российскими образовательными учреждениями при подготовке, повышении квалификации, развитии профессиональных компетенций персонала. Налажена плановая работа по организации обучения и повышению квалификации персонала на базе учебных центров и технических школ.

Сеть учебных центров, обеспечивающая подготовку рабочих кадров, техникумы и вузы железнодорожного транспорта, которые при подготовке специалистов продолжают ориентироваться на потребности Компании, как главного работодателя российских железных дорог, постоянно проводимая работа по повышению квалификации руководящего состава и специалистов ОАО «РЖД» — это элементы полного цикла корпоративного обучения от начальной профессиональной подготовки до непрерывного обучения в течение всего времени работы сотрудника. Основой корпоративной системы профессионального обучения рабочих кадров в «РЖД» являются учебные центры профессиональных квалификаций (УЦПК), в состав которых входят 65 подразделений.

В 2010 году, в ОАО «РЖД» введен в действие стандарт по качеству в процессе управления персоналом «Обучение и повышение квалификации». Настоящий стандарт устанавливает общие требования к обучению и повышению квалификации персонала в ОАО «РЖД». В качестве основных целей внедрения данного стандарта, можно выделить: во-первых, совершенствование процесса обучения и повышения квалификации на основе внедрения комплексного управления компетенциями и реализации непрерывного обучения и развития персонала; во-вторых, реализация подходов непрерывного обучения и развития сотрудников на основе детализации имеющихся компетенций, и требуемых (необходимых для выполнения настоящих или будущих функций), своевременного, оптимального, сбалансированного обучения, повышения квалификации по ним.

Следует отметить, что в процессе обучения и повышения квалификации сотрудников, наибольший акцент делается на планирование и развитие соответствующих компетенций персонала, которые нужны сотруднику для повышения эффективности его работы непосредственно на рабочем месте: для выполнения планируемых работ, задач, функций, связанных с развитием холдинга ОАО «РЖД», внедрением новых технологий, новыми реализуемыми проектами в подразделениях, являющихся местом работы сотрудника; для выполнения перспективных функций и задач в будущем, на возможных планируемых его новых рабочих местах при ротации кадров.

В «РЖД» ежегодно осуществляется единый цикл мероприятий по реализации процесса обучения и повышения квалификации, который включает следующие ключевые этапы:

  1. Оценку потребности в персонале (проводится 1 раз в год, на основе анализа штатного расписания, планов по численности сотрудников), обучении и повышении квалификации сотрудников (оценка проводится 1 раз в год для каждого сотрудника, на основе индивидуальных квалификационных матриц и списков резерва кадров);
  2. Формирование плана обучения (проводится на основе выявленной оценки потребности в обучении сотрудников и программ обучения);
  3. Проведение обучения персонала (проводится в соответствии с планом обучения структурного подразделения) и проверки знаний по результатам обучения (проводится непосредственно после проведенного обучения);
  4. Анализ эффективности применения знаний (проводится в структурном подразделении на основе анализа улучшений в деятельности или степени овладения новыми навыками в течение определенного для данной обучающей программы срока) и документирование результатов обучения (проводится на основе результатов экзаменов и анализа эффективности применения знаний непосредственно после проведения анализа);
  5. Оценка и анализ эффективности пройденного обучения и удовлетворенности обучением (проводится 1 раз в год на основе отчета об обучении персонала, оценки сотрудниками проведенного обучения и анализа эффективности применения приобретенных знаний).

В соответствии с Программой подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала по профессиям рабочих и должностям служащих в 2018 году в учебных центрах профессиональных квалификаций (УЦПК), техникумах железнодорожного транспорта и других образовательных организациях железнодорожного транспорта обучено свыше 55 тыс. рабочих; повысили квалификацию свыше 150 тыс. рабочих, в том числе повысили свой квалификационный разряд 25 тыс. рабочих.

В ОАО «РЖД» запущена новая система дистанционного обучения (СДО) — платформа, которая позволяет работникам и специалистам компании проходить обучение в удобное для них время на рабочем месте, в компьютерном классе или дома. Ежегодно при помощи СДО сотни тысяч работников проходят дистанционные курсы технической учебы (всего — более пяти миллионов человеко-курсов). Работники компании также проходят через СДО курсы повышения квалификации, разработанные вузами железнодорожного транспорта. Общая доля дистанционных курсов в структуре плана повышения квалификации ОАО «РЖД» достигла 20 %.

Расширение применения открытых электронных курсов, размещенных в СДО, позволяет осуществить массовое обучение, транслировать корпоративные инициативы большему числу работников, а также является одним из наиболее перспективных инструментов оптимизации затрат. В СДО размещено более 80 открытых электронных курсов различной тематики, доступных любому работнику ОАО «РЖД».

В Компании активно развивается система бизнес образования. В настоящее время завершен этап становления системы дополнительного корпоративного бизнес образования, ключевым элементом которой является Корпоративный университет ОАО «РЖД». Анализ деятельности Корпоративного университета показал высокие показатели уровня развития корпоративных компетенций у руководителей ОАО «РЖД», которые прошли обучение в корпоративном университете. Открыто два филиала Корпоративного университета — в Санкт-Петербурге и Самаре созданы дистанционные курсы, существуют программы индивидуального развития на основе автоматизированной системы управления индивидуальным развитием, организовано обучение в филиалах Корпоративного университета.

Разработка эффективных технологий обучения и развития персонала Холдинга «РЖД» на уровне лучших мировых практик ведется коллективом Корпоративного университета по следующим стратегическим направлениям: оценка персонала; обучение и развитие персонала; управление знаниями. В настоящее время университет стал началом этапа наращивания потенциала для реализации целевой бизнес модели взаимодействия с кадровым блоком — «Корпоративный университет как HR партнер».

Таким образом, в заключение необходимо отметить, что в настоящее время в компании сформирована во многом уникальная система непрерывного образования для всех категорий и уровней персонала, которая через реализацию множества программ дает сотрудникам максимально широкие возможности для профессионального развития. В данном исследовании выявлены в целом общие параметры основных позиций обучения и повышения квалификация персонала. Анализ основных показателей деятельности и оценки кадрового обеспечения показал, что персоналу уделяется большое внимание, а постоянное совершенствование компетенций персонала является ключевым приоритетом компании.

Литература:

  1. Бирюкова, О.Ю., Охотников, И. В. Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие. — М.: Макс Пресс, 2018. — 128 с.
  2. Бирюкова, О.Ю., Латышев, Н.А., Сибирко И. В. Рынок образовательных инноваций как общественная форма организации и функционирования интеллектуальной продукции и фактор развития человеческого капитала страны / О. Ю. Бирюкова, Н. А. Латышев, И. В. Сибирко // Перспективы науки. — 2018. — № 10. — С. 134–138.
  3. Казакбаев, З.М., Мицук, И. В. Охотников, И. В. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 1 (ч. 1).
  4. Охотников, И.В., Сибирко, И. В. Методы исследования и прогнозирования социально-экономических систем: монография / И. В. Охотников, И. В. Сибирко. — Саратов: Амирит, 2018. — 104 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Корпоративный университет, железнодорожный транспорт, повышение квалификации, повышение квалификации персонала, анализ эффективности, непрерывное обучение, развитие персонала, индивидуальное развитие, корпоративное обучение, структурное подразделение.

Похожие статьи

Управление корпоративным университетом как стратегия...

Профессиональное обучение персонала предусматривает получение реальных результатов и выполнения функций, оценка которых необходима для повышения уровня конкурентоспособности персонала и эффективности работы предприятия.

Практика организации корпоративного обучения взрослых

Ключевые слова:аттитюды, корпоративное обучение, тренинг, корпоративный университет, развитие компетентностей.

В последние годы появились новые подходы к обучению взрослых и повышения их квалификации, к которым можно отнести и корпоративное...

Корпоративное обучение как метод повышения лояльности...

Под корпоративным обучением понимают повышение образования и получение новых навыков и

Целью корпоративного обучения является повышение эффективности работы каждого

9. Петряков П. А. Корпоративное обучение персонала как стратегия развития...

Внутрифирменное обучение: теоретический аспект

Регулярное повышение квалификации персонала организации является самой актуальной

В 70-е годы в Америке была разработана программа непрерывного обучения работников в

 «обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по...

Корпоративная система профессионального образования как...

Одновременно в ОАО «РЖД» получила развитие корпоративная система подготовки и повышения квалификации рабочих кадров на базе ранее созданных и новых дорожных технических школ. С 2010 г. начала складываться система бизнес-образования руководителей...

Повышение уровня профессиональной мотивации...

Корпоративный университет, Корпоративный университет ОАО, развитие, корпоративное обучение, РЖД, компания, индивидуальный план развития, руководитель, компетенция, высшее звено. Похожие статьи.

Планирование, обучение и развитие персонала | Статья...

В статье описывается планирование и обучение, развития персонала. Планирование и обучение развития персонала, компании — это сложный процесс, ставящий перед собой три основные задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.

Обучение персонала как основной метод повышения...

Сегодня многие современные организации сталкиваются с тем, что для развития и конкурентоспособности на рынке недостаточно привлекать инвестиции, приглашать лучших сотрудников...

Классификация современных подходов к повышению...

Очевидно, что современное развитие общества требует непрерывного повышения

Эффективность повышения квалификации во многом зависит от используемых подходов к

Анализ научно-педагогической литературы, практики повышения квалификации сотрудников...

Похожие статьи

Управление корпоративным университетом как стратегия...

Профессиональное обучение персонала предусматривает получение реальных результатов и выполнения функций, оценка которых необходима для повышения уровня конкурентоспособности персонала и эффективности работы предприятия.

Практика организации корпоративного обучения взрослых

Ключевые слова:аттитюды, корпоративное обучение, тренинг, корпоративный университет, развитие компетентностей.

В последние годы появились новые подходы к обучению взрослых и повышения их квалификации, к которым можно отнести и корпоративное...

Корпоративное обучение как метод повышения лояльности...

Под корпоративным обучением понимают повышение образования и получение новых навыков и

Целью корпоративного обучения является повышение эффективности работы каждого

9. Петряков П. А. Корпоративное обучение персонала как стратегия развития...

Внутрифирменное обучение: теоретический аспект

Регулярное повышение квалификации персонала организации является самой актуальной

В 70-е годы в Америке была разработана программа непрерывного обучения работников в

 «обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по...

Корпоративная система профессионального образования как...

Одновременно в ОАО «РЖД» получила развитие корпоративная система подготовки и повышения квалификации рабочих кадров на базе ранее созданных и новых дорожных технических школ. С 2010 г. начала складываться система бизнес-образования руководителей...

Повышение уровня профессиональной мотивации...

Корпоративный университет, Корпоративный университет ОАО, развитие, корпоративное обучение, РЖД, компания, индивидуальный план развития, руководитель, компетенция, высшее звено. Похожие статьи.

Планирование, обучение и развитие персонала | Статья...

В статье описывается планирование и обучение, развития персонала. Планирование и обучение развития персонала, компании — это сложный процесс, ставящий перед собой три основные задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.

Обучение персонала как основной метод повышения...

Сегодня многие современные организации сталкиваются с тем, что для развития и конкурентоспособности на рынке недостаточно привлекать инвестиции, приглашать лучших сотрудников...

Классификация современных подходов к повышению...

Очевидно, что современное развитие общества требует непрерывного повышения

Эффективность повышения квалификации во многом зависит от используемых подходов к

Анализ научно-педагогической литературы, практики повышения квалификации сотрудников...