Организация системы планирования на предприятии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Организация системы планирования на предприятии / Т. В. Полякова, А. С. Селиверстов, Д. Ю. Уткин [и др.]. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14523/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье мы рассмотрим системы планирования на предприятии, методики планирования и этапы, которые включает планирование.

Высокая конкуренция во всех отраслях производства приводит к тому, что компании вынуждены постоянно повышать качество предоставляемых товаров и услуг, привлекать потребителя. Для достижения видимых результатов проводят систематическую работу. Сочетание методик и принципов носит название менеджмент качества. Total Quality Management или TQM — это принципиально новый подход к организации деятельности компании и работы ее сотрудников. Использование системы предполагает постоянное совершенствование качества во всех направлениях — производство, логистика, реклама, сбыт и внутрикорпоративная деятельность. TQM — такой способ организации работы, при котором на первое место ставится вопрос качества производимой продукции, а не прибыль или объемы продаж. Каждый сотрудник должен максимально вкладываться в процесс производства, повышать качество, что автоматически приведет к росту продаж.

Ключевые слова: планирование, TQM (Total Quality Management), система, качество.

Система TQM включает в себя:

Система TQM — это циклический процесс, который включает следующие этапы:

‒ Первый этап — начинается с анализа потребностей целевой аудитории, общества в целом, сотрудников всех подразделений. На этом этапе проводится финансовая аналитика, оценка затрат и прибылей, определяются планы развития.

‒ Второй этап — реализация планов. Он включает не просто выполнение текущей работы, а совершенствование всех процессов, происходящих в организации.

‒ Третий этап — оценка проведенной работы. Выбираются конкретные критерии, по которым проводится анализ эффективности.

По завершении третьего этапа компания вновь переходит к первому, где производит планирование на основе полученных результатов. Каждый этап имеет важное значение, но определяющим остается планирование, поскольку именно оно задает курс [1].

Для достижения результатов планирование качества имеет приоритетное значение. Серьезные компании тщательно подходят к вопросу планирования качества, стремятся улучшить технические характеристики товаров или повысить качество обслуживания, что позволяет им достигать хороших результатов. Но при планировании учитываются не только потребности клиента и собственные товары, а также анализируется качество продукции конкурентов, их принципы деятельности, успехи и неудачи. Планирование показывает свою эффективность только тогда, когда рассматривается руководством компании как способ достижения цели, а не как самоцель. Деятельность должна быть ориентирована на покупателей, объединять усилия всего коллектива, расставлять приоритеты и устранять недостатки управления, всех производственных процессов.

Далее рассмотрим методики планирования.

Планирование, как ключевое направление деятельности каждой компании, может подразделяться на несколько направлений. В деятельности каждого предприятия выделяют следующие методики планирования:

‒ планирование качества продукции;

‒ планирование принятия решений;

‒ планирование затрат [2].

Каждое отдельное направление необходимо рассмотреть более подробно.

1) Планирование качества — это определение критериев, согласно которым будет выпускаться продукция предприятия. Чтобы сформировать планы качества, нужно сначала проанализировать данные о том, какими техническими характеристиками обладает товар, как он используется и что хотел бы получить от продукции конечный потребитель. Планирование станет в разы эффективнее, если будет осуществляться на каждом этапе жизненного цикла товара — разработке проекта, изготовлении, эксплуатации. Чтобы планирование качества приносило результаты, оно должно обеспечиваться в нужном объеме необходимыми трудовыми, материальными ресурсами, а целевые показатели рассчитаны с точки зрения финансовой целесообразности.

В планировании качества имеются следующие направления:

‒ выпуск товаров с максимальным соответствием заявленных технических показателей ожиданиям рынка и потребителей;

‒ формирование целевых показателей таким образом, чтобы достигалось повышение качества товара без значительного изменения затрат на его производство;

‒ повышение технических характеристик товара с ориентацией на ожидания потребителя (долговечность, дополнительный функционал, экономичность);

‒ сертификация продукции, соответствие требованиям стандартов, технических условий;

‒ стремление к снижению потерь на всех этапах производства, минимизация брака, дефектов;

‒ оптимизация товарного предложения — исключение неконкурентоспособной или морально устаревшей продукции;

‒ повышение финансовой эффективности [3].

В рамках планирования качества продукции выделяют несколько методов:

  1. Расчетно-аналитический. Предполагает комплектацию работ по направлениям, используемым ресурсам и последующий анализ эффективности того или иного типа сочетания.
  2. Экспериментальный. Составление планов, установка нормативов деятельности на основе аналитических данных, полученных от контроля деятельности конкретного предприятия.
  3. Отчетно-статистический. Разработка планов на основе реальной ситуации, полученной из текущих отчетов всех подразделений компании.

Поскольку каждое подразделение отвечает за определенную область, конкретные задания должны формироваться в зависимости от специфики. Таким образом, планирование качества продукции — процесс, который не может быть универсальным. Например, для цехов устанавливаются показатели выпуска продукции определенного качества. Для вспомогательного производства цель работы — обеспечить основные цеха нужным объемом заготовок вовремя, функциональные службы должны учитывать погрешности и возможные сбои в работе товара на этапе проектирования.

2) Планирование решений.

После того, как установлены целевые показатели, определены направления по повышению качества продукции и деятельности всего предприятия, приходит время планировать конкретные шаги по достижению целей.

Плановые решения должны обеспечить функционирование компании и повышение результатов ее деятельности. Но стоит помнить, что не всегда процессы протекают в соответствии с принятыми планами, поэтому на данном этапе нужно уметь вовремя корректировать решения.

Планирование решений должно отвечать следующим принципам (Таблица 1).

Таблица 1

Принципы планирования решений

Принцип

Обоснование

Нацеленность на результат

Планирование — это непрерывный процесс дроблений единой большой цели на более мелкие, текущие, которые должны приводить к желаемому результату.

Комплексность

Нужно сочетать все направления деятельности, вовлекать все подразделения компании на повышение качества работы.

Оптимальность

Запланированные достижения должны отвечать количеству ресурсов, доступных компании на реализацию.

Непрерывность

Только системный подход в перспективе дает устойчивый результат. Использование планирования время от времени может привести лишь к ухудшению ситуации.

Гибкость

Система планирования должна учитывать возможность развития ситуации не по сценарию. В этом случае необходимо, чтобы была возможность мгновенно отреагировать и подстроиться под внешние факторы.

Стремление к совершенству

Планирование должно предлагать не просто хорошие решения, а самые лучшие в условиях текущей ситуации.

Стабильность

Главная цель должна оставаться неизменной. Под нее подстраиваются текущие действия и решения.

При планировании решений используются следующие методы:

  1. Бюджетный — ориентирован на учет бюджета организации и финансовых возможностях по реализации той или иной стратегии.
  2. Сценарный — в рамках планирования разрабатывается несколько сценариев развития. Решения принимаются на основе того, по какому пути сейчас развивается компания.
  3. Системный — предполагает изменение решений по всем направлениям деятельности при изменении внутренней ситуации в компании.

Планирование решений — процесс, который определяет эффективность и продуктивность компании на текущем этапе развития.

3) Планирование и учет затрат — одна из важнейших составляющих TQM. Дело в том, что система, в которой отсутствуют принципы определения затрат на планируемые улучшения, заранее обречена на провал [4].

В новых условиях хозяйствования был разработан метод планирования затрат по направлениям деятельности. Его суть в том, что по предприятию все процессы классифицируются в группы по смежным признакам, после чего по каждой группе анализируются затраты. Сравнивая текущие показатели и показатели прошлых этапов, компания определяет проблемные места и ищет варианты их решения.

При планировании затрат нужно следовать следующим принципам:

‒ установленная периодичность — должна соответствовать жизненному циклу продукта или ориентироваться на календарный план;

‒ ориентация на все направления деятельности, в том числе в системе менеджмента качества;

‒ экономическая обоснованность — в анализе учитываются только значимые затраты, которые влияют на конечный результат;

‒ использование единой системы измерения затрат;

‒ всесторонний анализ данных — только достаточность информации позволит сделать правильные выводы [5].

Таким образом, система планирования качества на предприятии — процесс непростой, требующий учета всех сторон деятельности. Но именно от него в больше степени зависит экономическая устойчивость компании и ее дальнейшее развитие.

Литература:

  1. И. Ф. Шишкин. Метрология, стандартизация и управление качеством. — М.: Стандартов,2016.—342с.
  2. С. Я. Гродзенский. Менеджмент качества. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2015. — 200 с.
  3. З. А. Хрусталева. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум. Учебное пособие.—М.:КноРус,2016.—353с.
  4. Е. А. Горбашко. Управление качеством: Учебник для бакалавров. — Люберцы: Юрайт, 2016.—450с.
  5. А. П. Агарков. Управление качеством: Учебник для бакалавров. — М.: ИТК Дашков и К, 2015. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): TQM, планирование качества, направление деятельности, Планирование, планирование решений, компания, методика планирования, этап, планирование затрат, планирование качества продукции.

Похожие статьи

Стратегическое планирование, его значение и этапы

В данной статье рассматривается стратегическое планирование, как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, которое имеет свое содержание, охватывает его сущность и процедуры разработки стратегических планов.

Похожие статьи

Стратегическое планирование, его значение и этапы

В данной статье рассматривается стратегическое планирование, как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, которое имеет свое содержание, охватывает его сущность и процедуры разработки стратегических планов.