Организация системы планирования на предприятии
Авторы: Полякова Татьяна Валериевна, Селиверстов Антон Сергеевич, Уткин Дмитрий Юрьевич, Постнов Владислав Владимирович, Семидотченко Анна Романовна, Николаева Ксения Андреевна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
Дата публикации: 04.10.2018
Статья просмотрена: 660 раз
Библиографическое описание:
Организация системы планирования на предприятии / Т. В. Полякова, А. С. Селиверстов, Д. Ю. Уткин [и др.]. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14523/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье мы рассмотрим системы планирования на предприятии, методики планирования и этапы, которые включает планирование.
Высокая конкуренция во всех отраслях производства приводит к тому, что компании вынуждены постоянно повышать качество предоставляемых товаров и услуг, привлекать потребителя. Для достижения видимых результатов проводят систематическую работу. Сочетание методик и принципов носит название менеджмент качества. Total Quality Management или TQM — это принципиально новый подход к организации деятельности компании и работы ее сотрудников. Использование системы предполагает постоянное совершенствование качества во всех направлениях — производство, логистика, реклама, сбыт и внутрикорпоративная деятельность. TQM — такой способ организации работы, при котором на первое место ставится вопрос качества производимой продукции, а не прибыль или объемы продаж. Каждый сотрудник должен максимально вкладываться в процесс производства, повышать качество, что автоматически приведет к росту продаж.
Ключевые слова: планирование, TQM (Total Quality Management), система, качество.
Система TQM включает в себя:
Система TQM — это циклический процесс, который включает следующие этапы:
‒ Первый этап — начинается с анализа потребностей целевой аудитории, общества в целом, сотрудников всех подразделений. На этом этапе проводится финансовая аналитика, оценка затрат и прибылей, определяются планы развития.
‒ Второй этап — реализация планов. Он включает не просто выполнение текущей работы, а совершенствование всех процессов, происходящих в организации.
‒ Третий этап — оценка проведенной работы. Выбираются конкретные критерии, по которым проводится анализ эффективности.
По завершении третьего этапа компания вновь переходит к первому, где производит планирование на основе полученных результатов. Каждый этап имеет важное значение, но определяющим остается планирование, поскольку именно оно задает курс [1].
Для достижения результатов планирование качества имеет приоритетное значение. Серьезные компании тщательно подходят к вопросу планирования качества, стремятся улучшить технические характеристики товаров или повысить качество обслуживания, что позволяет им достигать хороших результатов. Но при планировании учитываются не только потребности клиента и собственные товары, а также анализируется качество продукции конкурентов, их принципы деятельности, успехи и неудачи. Планирование показывает свою эффективность только тогда, когда рассматривается руководством компании как способ достижения цели, а не как самоцель. Деятельность должна быть ориентирована на покупателей, объединять усилия всего коллектива, расставлять приоритеты и устранять недостатки управления, всех производственных процессов.
Далее рассмотрим методики планирования.
Планирование, как ключевое направление деятельности каждой компании, может подразделяться на несколько направлений. В деятельности каждого предприятия выделяют следующие методики планирования:
‒ планирование качества продукции;
‒ планирование принятия решений;
‒ планирование затрат [2].
Каждое отдельное направление необходимо рассмотреть более подробно.
1) Планирование качества — это определение критериев, согласно которым будет выпускаться продукция предприятия. Чтобы сформировать планы качества, нужно сначала проанализировать данные о том, какими техническими характеристиками обладает товар, как он используется и что хотел бы получить от продукции конечный потребитель. Планирование станет в разы эффективнее, если будет осуществляться на каждом этапе жизненного цикла товара — разработке проекта, изготовлении, эксплуатации. Чтобы планирование качества приносило результаты, оно должно обеспечиваться в нужном объеме необходимыми трудовыми, материальными ресурсами, а целевые показатели рассчитаны с точки зрения финансовой целесообразности.
В планировании качества имеются следующие направления:
‒ выпуск товаров с максимальным соответствием заявленных технических показателей ожиданиям рынка и потребителей;
‒ формирование целевых показателей таким образом, чтобы достигалось повышение качества товара без значительного изменения затрат на его производство;
‒ повышение технических характеристик товара с ориентацией на ожидания потребителя (долговечность, дополнительный функционал, экономичность);
‒ сертификация продукции, соответствие требованиям стандартов, технических условий;
‒ стремление к снижению потерь на всех этапах производства, минимизация брака, дефектов;
‒ оптимизация товарного предложения — исключение неконкурентоспособной или морально устаревшей продукции;
‒ повышение финансовой эффективности [3].
В рамках планирования качества продукции выделяют несколько методов:
- Расчетно-аналитический. Предполагает комплектацию работ по направлениям, используемым ресурсам и последующий анализ эффективности того или иного типа сочетания.
- Экспериментальный. Составление планов, установка нормативов деятельности на основе аналитических данных, полученных от контроля деятельности конкретного предприятия.
- Отчетно-статистический. Разработка планов на основе реальной ситуации, полученной из текущих отчетов всех подразделений компании.
Поскольку каждое подразделение отвечает за определенную область, конкретные задания должны формироваться в зависимости от специфики. Таким образом, планирование качества продукции — процесс, который не может быть универсальным. Например, для цехов устанавливаются показатели выпуска продукции определенного качества. Для вспомогательного производства цель работы — обеспечить основные цеха нужным объемом заготовок вовремя, функциональные службы должны учитывать погрешности и возможные сбои в работе товара на этапе проектирования.
2) Планирование решений.
После того, как установлены целевые показатели, определены направления по повышению качества продукции и деятельности всего предприятия, приходит время планировать конкретные шаги по достижению целей.
Плановые решения должны обеспечить функционирование компании и повышение результатов ее деятельности. Но стоит помнить, что не всегда процессы протекают в соответствии с принятыми планами, поэтому на данном этапе нужно уметь вовремя корректировать решения.
Планирование решений должно отвечать следующим принципам (Таблица 1).
Таблица 1
Принципы планирования решений
Принцип |
Обоснование |
Нацеленность на результат |
Планирование — это непрерывный процесс дроблений единой большой цели на более мелкие, текущие, которые должны приводить к желаемому результату. |
Комплексность |
Нужно сочетать все направления деятельности, вовлекать все подразделения компании на повышение качества работы. |
Оптимальность |
Запланированные достижения должны отвечать количеству ресурсов, доступных компании на реализацию. |
Непрерывность |
Только системный подход в перспективе дает устойчивый результат. Использование планирования время от времени может привести лишь к ухудшению ситуации. |
Гибкость |
Система планирования должна учитывать возможность развития ситуации не по сценарию. В этом случае необходимо, чтобы была возможность мгновенно отреагировать и подстроиться под внешние факторы. |
Стремление к совершенству |
Планирование должно предлагать не просто хорошие решения, а самые лучшие в условиях текущей ситуации. |
Стабильность |
Главная цель должна оставаться неизменной. Под нее подстраиваются текущие действия и решения. |
При планировании решений используются следующие методы:
- Бюджетный — ориентирован на учет бюджета организации и финансовых возможностях по реализации той или иной стратегии.
- Сценарный — в рамках планирования разрабатывается несколько сценариев развития. Решения принимаются на основе того, по какому пути сейчас развивается компания.
- Системный — предполагает изменение решений по всем направлениям деятельности при изменении внутренней ситуации в компании.
Планирование решений — процесс, который определяет эффективность и продуктивность компании на текущем этапе развития.
3) Планирование и учет затрат — одна из важнейших составляющих TQM. Дело в том, что система, в которой отсутствуют принципы определения затрат на планируемые улучшения, заранее обречена на провал [4].
В новых условиях хозяйствования был разработан метод планирования затрат по направлениям деятельности. Его суть в том, что по предприятию все процессы классифицируются в группы по смежным признакам, после чего по каждой группе анализируются затраты. Сравнивая текущие показатели и показатели прошлых этапов, компания определяет проблемные места и ищет варианты их решения.
При планировании затрат нужно следовать следующим принципам:
‒ установленная периодичность — должна соответствовать жизненному циклу продукта или ориентироваться на календарный план;
‒ ориентация на все направления деятельности, в том числе в системе менеджмента качества;
‒ экономическая обоснованность — в анализе учитываются только значимые затраты, которые влияют на конечный результат;
‒ использование единой системы измерения затрат;
‒ всесторонний анализ данных — только достаточность информации позволит сделать правильные выводы [5].
Таким образом, система планирования качества на предприятии — процесс непростой, требующий учета всех сторон деятельности. Но именно от него в больше степени зависит экономическая устойчивость компании и ее дальнейшее развитие.
Литература:
- И. Ф. Шишкин. Метрология, стандартизация и управление качеством. — М.: Стандартов,2016.—342с.
- С. Я. Гродзенский. Менеджмент качества. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2015. — 200 с.
- З. А. Хрусталева. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум. Учебное пособие.—М.:КноРус,2016.—353с.
- Е. А. Горбашко. Управление качеством: Учебник для бакалавров. — Люберцы: Юрайт, 2016.—450с.
- А. П. Агарков. Управление качеством: Учебник для бакалавров. — М.: ИТК Дашков и К, 2015. — 208 с.