Стандартизация как важный инструмент управления качеством на предприятии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Полякова Т. В., Селиверстов А. С., Постнов В. В., Уткин Д. Ю., Николаева К. А., Семидотченко А. Р. Стандартизация как важный инструмент управления качеством на предприятии [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14520/ (дата обращения: 23.09.2019).



В данной статье рассмотрены показатели качества и их классификация, дано определение понятию управление качеством продукции, также рассмотрено понятие стандартизация и её взаимосвязь с управлением качеством товара.

Ключевые слова: менеджмент качества, качество товаров, показатели, стандартизация, конкурентоспособность, управление качеством.

In this article quality indicators and their classification are analyzed, the definition of product quality management is given, and the concepts of standardization and its relationship with product quality management are also considered.

Keywords: quality management, quality of goods, indicators, standardization, competitiveness, quality management.

В связи с процессами глобализации и интеграции, появилась необходимость в новейших подходах к управлению организациями. Одним из множества подходов выступает управление качеством продукции.

Качество — это понятие, которое дает характеристику всем сторонам деятельности. Новые исследования, связанные с проблемой качества освещают разные аспекты процесса управления качеством товара.

Качеству товара и его конкурентоспособности выделяют огромное внимание различные ученые. Поскольку потребности клиентов стремительно развиваются, предприятия стараются быстро разработать или усовершенствовать методы анализа качества, что в будущем может повлиять на их конкурентоспособность на рынке [1].

Рассмотрим ещё одно немаловажное понятие. Стандартизация — это инструмент, который невозможно заменить и который используется для обеспечения согласования, ввода текста, надежности, безопасности, единства и свойств качества производственных процессов и оказываемых услуг.

Особенность стандартизации заключается в том, что она имеет большой диапазон применения. На сегодняшний день стандартизация применяется во всех областях деятельности. Сфера применения стандартизации непрерывно растёт, поскольку происходит развитие научно-технического прогресса, совершенствуется производство и многое другое. Объектом стандартизации является услуга, работа, товар или процесс, подлежащие стандартизации.

Стандартизация оказывает влияние на увеличение качества товара, путём разработки стандартов на материалы, полуфабрикаты, запчасти для оборудования, готовую продукцию; установки стандартизированных технологических требований к показателям качества, методам испытания и контроля. Основное задачей стандартизации является создание системы документов, которые устанавливают требования к выпускаемой продукции на предприятии [2].

Стандартизация в России должна быть в взаимосвязана с международными и иметь направление на обеспечение:

‒ реализации единой технической политики в сфере стандартизации;

‒ защиты потребителей;

‒ взаимозаменяемости товара;

‒ унификации продукции;

‒ качества товара в соответствии с научно-техническим прогрессом;

‒ систем сертификации и стандартизации товара.

Правильный подход в управлении качеством позволяет достичь высочайшего уровня удовлетворенности покупателя и его ожидания, что является важной предпосылкой успеха организации различного вида и формы собственности.

Качество товара и услуг — это основной инструмент в конкурентной борьбе, однако если компания перестает уделять этому вопросу внимание, то разорение неизбежно.

Главной функцией в управлении качеством является контроль качества. Его значение заключено в том, что он даёт возможность своевременно найти и ликвидировать причины недостаточного качества труда с маленькими потерями. Контроль качества включает в себя проведение испытаний, экспертизы, измерений, оценку характеристик объекта для сравнения данных с установленными требованиями [3].

Управление качеством товара совмещает в себе те функции, которые определяют цели и ответственность в сфере качества, а именно:

‒ планирование качества;

‒ контроль качества;

‒ обучение и мотивация персонала в сфере качества;

‒ создание работ по формированию качества.

Данные функции имеют связь между собой в виде петли качества и сумме дают процесс управления качеством в рамках всей организации.

Планирование качества — это составная часть управления качеством, которая устанавливает цели в данной сфере, определяет процессы, ресурсы, которые нужны для выполнения целей в сфере качества. Также планирование качества захватывает оценку качества труда исполнителей и качество подготовленности системы и программы качества, а также помогает разрабатывать положения по её улучшению. Планирование качества основывается на анализе потребителей и рынка сбыта и имеет направленность на их удовлетворение.

Организация работ в сфере качества подразумевает построение структуры и обеспечение её эффективного функционирования, распределение полномочий, ответственности, отношения между персоналом и разработку системы качества. Следующим этапом происходит внедрение системы качества и её доработка.

После вышесказанного необходимо сертифицировать систему качества на соответствие стандартам ИСО 9001. Обучение и мотивация работников направленно на создание активного и квалифицированного труда, наряду с материально-технической базой и организацией работ являются главным фактором производства высококачественного товара [4].

Обучение персонала необходимо направлять на исполнение ключевых функций:

‒ предоставлять труд творческого характера;

‒ создавать сплоченность персонала;

‒ развивать интеллектуальный капитал;

‒ повышать квалификацию персонала.

Политика качества должна иметь направление на выбор работ по управлению качеством продукции, целей и выбора средств, их достижения, которые дадут возможность производить товар высочайшего качества. Основным направлением в области качество является максимально возможное использование всех ресурсов для достижения необходимого уровня качества товара, а также поиск решений, позволяющих уменьшить издержки без понижения качества продукции.

Чтобы организации придерживалась стандартам качества, необходимо внедрять такую систему управления качеством, которая поможет обеспечивать необходимый уровень качества, определять показатели соответствующих требований.

Согласно ГОСТу, система менеджмента качества на предприятии, управление качеством товара — это комплекс различных мероприятий для установления, обеспечения и поддержания нужного уровня качества товара при её разработке, производстве, потреблении, которые осуществляются путем постоянного контроля качества.

Для поддержания системы менеджмента качества необходимо следить за показателями качества.

Показателями качества выступает количественная характеристика свойств товара при определенных условиях создания и потребления.

Определенные виды товара имеют свои специфические показатели качества. Все показатели качества разделяются на 2 группы: единичные (дифференцированные) и общие показатели.

Единичные условно делят на группы показателей:

‒ назначения;

‒ надежности и долговечности;

‒ технологичности;

‒ эргономичности;

‒ эстетичности;

‒ унификации и стандартизации;

‒ экономические.

К комплексным показателям качества орудий труда чаще всего относят:

‒ коэффициент готовности оборудования;

‒ удельные издержки на 1 км пробега автомобиля.

В практике хозяйствования необходимо знать общий уровень всей выпускаемой продукции организацией, а не только качество отдельного изделия. Для этого используют систему общих показателей:

‒ доля новых изделий в общем их объеме;

‒ коэффициент обновления ассортимента товара;

‒ доля товара, на который был получен сертификат;

‒ доля товара на экспорт в общем объеме в организации;

‒ доля бракованного товара;

‒ объем сезонного товара, реализующийся по сниженным ценам [5].

Создание и использование системы менеджмента качества позволяет найти постоянный интерес со стороны компании к вопросу обеспечения качества выпускаемого товара и повышение его конкурентоспособности на рынке. Исходя из этого, для контроля данной системы рекомендуется контролировать и показатели качества и соответствия их стандартам. Внедрять и использовать организацией новейшие концепции менеджмента качества для того, чтобы товар соответствовал всем стандартам и запросам покупателя. При отсутствии совершенствования системы менеджмента качества продукции организации будут не в состоянии конкурировать на рынке сбыта, так как их товар не будет конкурентоспособен, что в будущем неизбежно приведет к банкротству.

Литература:

  1. Селиверстов А. С., Постнов В. В., Уткин Д. Ю., Семидотченко А. Р., Николаева К. А. Стандартизация системы управления качеством // Молодой ученый. — 2018. — №. — С. 24–27.
  2. Федюкин В. К. правление качеством производственных процессов. Учебное пособие. —: Кнорус, 2018. — 215 с.
  3. Метрология, стандартизация и сертификация // StudMe. URL: https://studme.org/17111208/tovarovedenie/sertifikatsiya_sistem_kachestva_proizvodstv
  4. ISO. Сертификат соответствия системы менеджмента качества // ПРОГОСТ. URL: http://progost.com/sertifikaciya-tovarov/sertifikat-sootvetstviya-sistemy-menedzhmenta-kachestva/
  5. Овчинников В. В. Менеджмент качества. —: Институт экономических стратегий, 2014. — 147 с.
Основные термины (генерируются автоматически): управление качеством, показатель качества, качество товара, контроль качества, планирование качества, сфера качества, стандартизация, научно-технический прогресс, доля товара, организация работ.

Похожие статьи

Пути повышения показателей состояния производства и качества...

На сегодняшний день от качества продукции напрямую зависят показатели состояния производства. Качество выпускаемой продукции в первую очередь обуславливает востребованность данной продукции, а также удовлетворение ей потребителя.

Похожие статьи

Пути повышения показателей состояния производства и качества...

На сегодняшний день от качества продукции напрямую зависят показатели состояния производства. Качество выпускаемой продукции в первую очередь обуславливает востребованность данной продукции, а также удовлетворение ей потребителя.