Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы государственной региональной политики в современных условиях

15. Региональная экономика
1
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются современная государственная региональная политика России, ее важнейшие направления, тенденции и противоречия, определяются ее приоритетные и неотложные задачи. Особое внимание уделено анализу государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения», выявлению критериев эффективности российской региональной политики. Предлагаемые выводы исследования могут быть использованы как для дальнейшей теоретической разработки региональной политики в России, так и для ее практического совершенствования.
Библиографическое описание
Белоусова, А. В. Проблемы государственной региональной политики в современных условиях / А. В. Белоусова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/12907.


В статье рассматриваются современная государственная региональная политика России, ее важнейшие направления, тенденции и противоречия, определяются ее приоритетные и неотложные задачи. Особое внимание уделено анализу государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения», выявлению критериев эффективности российской региональной политики. Предлагаемые выводы исследования могут быть использованы как для дальнейшей теоретической разработки региональной политики в России, так и для ее практического совершенствования.

Ключевые слова: регион, государственная региональная политика (ГРП), эффективность региональной политики, региональная дифференциация (региональная диспропорция), перераспределительная региональная политика, стимулирующая региональная политика, эффективная региональная экономическая политика, критерии и показатели эффективной региональной государственной политики РФ

Keywords: region, state regional policy, efficiency of regional policy, regional differentiation (regional disproportion), redistributive regional policy, stimulating regional policy, efficient regional economic policy, criteria and indicators of efficient regional state policy of the Russian Federation

Между центром и регионами всегда были неравные взаимоотношения. Центр обычно подавлял активность регионов и зачастую принимал их в виде площадки для размещения производств. Регионы при внешней своей неактивности, несмотря на это не оставались безучастны и посредством обособленных министерств в качестве эксперимента пытались сформировать сбалансированную местную экономику. Наиболее успешно давался результат при наличии тех или иных природных условий, а именно это полезные ископаемые энергетический, лесной, водный и иной природный потенциал. В итоге образованные хозяйственные объекты, действующие на региональном (местном) сырье и изготавливающие продукцию, не ориентированную на внутренний спрос и даже не вписывающаяся в хозяйственную деятельность конкретного региона. Потребности региона и его населения принимаются во внимание в минимальной степени.

Регионы находились во власти от центра по линии планирования, снабжения, а также финансового обеспечения. Позиция стала меняться в результате суверенизации субъектов Российской Федерации, когда регионы начали владеть правами и внутренними резервами, а именно саморазвитием, самофинансированием и самоуправлением. Но, к сожалению так и не удалось сочетать и уравновесить интересы цента и региона, так как не был создан научно обоснованный механизм их интересов. Заинтересованность и намерение регионов стали не учитывать спрос на целостность, безопасность, устойчивость государства и появились тенденции утверждения законов, алогизма законам страны, учреждение собственной государственности.

Одобрение разногласий и координация заинтересованности центра и регионов становиться принципиально важной позицией региональной политики, проводимой на всех уровнях.

Политика региона, реализовывается федеральным центром, региональными и местными властями, демонстрирует собой конкретную политическую концепцию, которая устанавливается в определенном направлении, а именно долгосрочной стратегии и единовременно устанавливается внутреннее расхождение. Последние должны согласовывать и идти на взаимные уступки, без каких либо дестабилизационных ситуаций. Также и сам регион может стать инициативным инструментом, подспорьем, которое поможет солидарно связать интересы центра и периферии.

На сегодняшний день идет наступательный поиск модели новой региональной политики.

Так же ведется мониторинг изменений в подходах к координации региональной политики, что ведет к приобретению широких полномочий конкретных территорий, а также большей региональной и местной бюджетной независимости. Активным налаживанием рынков товаров и услуг, капитала, рабочей силы, нацеленность территории на прерогативно эндогенное развитие, развитием соперничества в региональной экономике. Актуально необходимой стала новая государственная региональная политика, заключающаяся в механизме состыковки интересов Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Нехватка отчетливых, внятных механизмов их взаимодействия неотвратимо ведет к росту регионального (территориального) сепаратизма, способного преобразовать Российскую Федерацию в конфедерацию.

Прискорбно, что в России до сих пор не принят федеральный закон в сфере региональной политики. Также имеется недостаток в формировании стратегии регионального развития страны. Именно эта стратегия должна создавать политику федерального правительства.

Для России потребность в создании новой региональной политики более чем очевидна. Термин «региональная политика» сейчас очень распространен, тем не менее, не до конца изучена его методологическая ясность и слишком многозначно его содержание. Некоторые имеют в виду только политику государства по отношению к регионам. Другие наоборот дают определение ее как регулирование регионами своих взаимосвязей. Государственная региональная политика-это совокупность намерений, определенных задач, действий, государственных, региональных и субъектов власти, направленных на создание правил для реализации территорий и приобретения пространственного социально-экономического равновесия страны с учетом следования общенациональных, собственно региональных и местных интересов.

Из этого следует, что в сегодняшних условиях государственная региональная политика в Российской Федерации должна исполняться в трех направлениях:

‒ федеральном (государственная стратегия регионального развития);

‒ субнациональном, межрегиональном (политика власти субъектов РФ и их объединений);

‒ локальном (политика органов местного самоуправления).

Так как на каждой ступени развиваются свои особенные цели и задачи региональной политики, а также формируются персональные методы и определенные механизмы ее реализации, то возникают созданные определения достаточно выразительных генеральных целей развития экономики, которые должны быть общими, базовыми для всех территориальных уровней и сохранять вероятность ее (политики) дифференциации исходя из конкретных договоренностей регионов. Государственная региональная политика должна содержать важные направления социально-экономического развития страны, а также возможность и устройство их реализации.

Более развитая часть мирового сообщества, уже давно разработала предметный механизм приобретения новейшего высококачественного социального прогресса и экономического развития. Так в Декларации о праве на развитие (ООН,1985) говориться, что развитие является всесторонним экономическим, социальным, культурным и политическим процессом, направленным на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в развитии и в справедливом распределении создаваемых в его ходе благ. Основная идея этой встречи была права общества и человека. Развитие- это всегда новые изменения, преобразования. Вид и темп развития обозначаются развитием мирового и национального рынков, техническим прогрессом, степенью усовершенствования культуры и потребностей.

Стабильное развитие подразумевает приобретение в известной степени осознанного регулирования экономических и социальных процессов, их коррекция в соответствии с некими «данными» условиями, целями и эталонами. Этот вывод является разительно важным и для России. Во-первых, потому что преимущество региональной политики сейчас устанавливает другой замысел: в начале экономический рост, а затем — обеспеченность, качественные характеристики жизни людей. Во-вторых, в российском обществе совокупными целями государственной региональной политики в современных условиях могут и обязаны соответствовать: приобретение и содействие в области научного и культурного потенциала страны; увеличение конкурентоспособности, продуктивности и результативности общественного труда; разработка социально-ориентированной рыночной экономики для поднятия качества и уровня жизни граждан РФ. Государственная региональная политика в области экономических отношений развивается на основе конституционных принципах, определяющих федеративное устройство России. На государственном уровне предмет региональной политики на данной ступени можно представить таким образом:

  1. Экономические цели активно вытекают из потребности удерживания единства экономического пространства, государственного регулирования финансовых запасов и капиталовложений ради наиболее полного применения территориальных факторов производства (рабочей силы, природных запасов); поддержка развития механизмов рыночной экономики; гарантирование условий реструктуризации хозяйства регионов; предоставление централизованной финансовой поддержки депрессивным территориям.
  2. Индексом результативности проводимой региональной политики должны стать достижения приобретенного во всех регионах устойчивого улучшения свойств, качества жизни населения, физическое и духовное здравие, преобразование предмета и характера труда, что отвечает классификации базовых показателей «человеческого развития» ООН. Однако точка зрения здесь заключается в следующем, что нельзя выстраивать социально справедливое общество, не соблюдая региональной справедливости, которая непринуждённо вытекает из таких фундаментальных принципов демократического общества, как социальная беспристрастность и равенство граждан;
  3. Среди политических задач государственно региональной политики нужно акцентировать потребность гарантии единого конституционно правового пространства страны и территориального единства, учет геостратегических и геополитических интересов России в области регионального развития. Региональная политика самих субъектов РФ имеет необходимость быть направленной на разработку экономических условий увеличения уровня жизни населения, гарантии сбалансированного развития территории, сбережение экологической чистой среды человеческого проживания;
  4. Региональная политика на локальном уровне необходима быть адресно направлена на обеспечение стабильного, уравновешенного развития двух основных направлений местных территориальных союзов, муниципальных образований:

а) как места жительства населения, которое необходимо для исполнения доминирующей части своих жизненных нужд именно в границах территориального сообщества;

б) как среды для работы и усовершенствования имеющихся хозяйствующих субъектов распространения новых.

Если на федеральном уровне при осуществлении региональной политики в одной линии находятся проблемы по достижению экономических и других целей, то при осуществлении региональной политики на местном уровне воочию видно, что превалирует роль социального развития территории, производство экономической, социальной и экономической среды, удовлетворяющей нужду современного человека. Первостепенным инструментом региональной политики на локальном уровне есть осуществление планов и проектов территориально-планировочного развития местной ассоциации, выделение на микроуровне зон коалиционной заинтересованности, обозначение стези развития микрорайонов, малых населенных пунктов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
  2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//«Российская газета», 10.12.1998.
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.07.2014) // «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, № 2, ст. 198.
  4. Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Том 4 (12). Март 1821 г. — декабрь 1822г.-М.:Наука, 2016.-784c.
  5. Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Том 5 (13). Январь 1823 г. — декабрь 1824 г. — М.: Наука, 2016. — 832 c.
  6. Индикативное планирование и проведение региональной политики. — М.: Финансы и статистика, 2015.-368c.
  7. Инновационная политика и региональное развитие в современном мире. — М.: ИНИОН РАН, 2016. — 198 c.
  8. Михеев, В. А. Основы социального партнерства: теория и политика / В. А. Михеев. — М.: Экзамен, 2016.-448c.
  9. Невоенные рычаги внешней политики России. Региональные и глобальные механизмы. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. — 282 c.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный