Повышение конкурентоспособности предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 26.04.2018

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Полевая Е. В. Повышение конкурентоспособности предприятия [Текст] // Инновационная экономика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 7-13. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/295/14151/ (дата обращения: 24.09.2018).



В данной статье рассмотрены проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий.

Проанализированы вопросы актуальности обеспечения конкурентоспособности с учетом существующей экономико-политической ситуации, определены основные направления повышения конкурентоспособности.

На конкретных примерах выявлена и обоснована необходимость изменения управленческих подходов к проблеме снижения себестоимости продукции обрабатывающих производств.

На основе проведенного исследования автором выделяются ряд основных факторов, влияющих на конкурентоспособность российских предприятий и обосновываются общие направления решения проблем.

This article discusses the problem of raising the competitiveness of Russian enterprises.

Analyzed the relevance of ensuring competitiveness, taking into account the current economic and political situation, identify the main directions of improving competitiveness ahead.

Examples of identified and the necessity of changing management approaches to reduce the cost of products manufacturing industries.

On the basis of the study by the author are highlighted in a number of major factors affecting the competitiveness of Russian business enterprises and shall be justified in the general direction of solving problems.

Одной из ключевых проблем занятия Россией достойного места в мировом экономическом пространстве является повышение конкурентоспособности отечественных предприятий.

Вопросы обеспечения конкурентоспособности организации являются приоритетными для большинства предприятий России в силу растущей конкуренции и негативной экономической ситуации в 2014–2017 гг. Из-за политических и экономических факторов в 2016–2017 гг. произошел определенный разворот в деятельности компаний, связанный на локализацию производства в России. Производить многие товары обрабатывающей промышленности в России стало дешевле, чем в КНР.

Повышение конкурентоспособности стало задачей не только каждого отдельного предприятия, но и стратегической задачей развития российской экономики в целом в силу негативных внешнеполитических и экономических факторов.

Сырьевая направленность экономики России сделала нашу страну чрезвычайно уязвимой к состоянию внешних факторов — динамике цен на мировых рынках, изменение которых наша страна не может контролировать.

Устранение этой зависимости является стратегической задачей развития национальной экономики. В международном разделении труда в настоящее время роль России сводится в основном к поставкам на мировой рынок природных ресурсов и продаже вооружений. Доля инновационной продукции в экспорте России не велика, т. к. в высокотехнологичных секторах экономики конкурентоспособность российских предприятий не достаточна.

Проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции являются одними из наиболее сложных и актуальных.

Необходимо, чтобы они находили решение на уровне российских регионов, так как именно здесь происходит непосредственное воплощение в жизнь намечаемых проектов. [1]

Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий является обязательным требованием построения в России «умной» экономики, реализации политики импортозамещения, противодействия политическому и экономическому давлению на нашу страну.

В настоящее время продукция российских предприятий, за исключением ряда отраслей — производства вооружений, строительства АЭС, конкурентоспособна лишь на внутреннем рынке и на рынке стран СНГ, чего недостаточно для развития российской экономики. Продукция большинства российских предприятий достаточно конкурентоспособна на ограниченном количестве рынков — прежде всего это рынки стран СНГ, а также рынок Индии, стран Южной и Латинской Америки, Ближнего Востока.

Базисом экономической основы конкурентоспособности предприятия является система его конкурентных преимуществ.

Повышение обоснованности структуры и показателей стратегии повышения конкурентоспособности предприятия во многом определяется количеством учитываемых факторов качества и глубиной применения инструментов новой инновационной экономики. [2]

Все факторы повышения конкурентоспособности предприятия возможно представить в виде следующих подсистем: технико-технологической, организационно-управленческой, финансово-экономической, социально-психологической, природно-географической, транспортной, экологической, отраслевой и рыночной. [3]

В практике работы современных российских предприятий существует огромный задел для совершенствования любой из вышеперечисленных подсистем.

Американские экономисты Артур Томпсон Младший и А. Дж. Стрикленд выделили ряд ключевых факторов успешности фирмы, к числу которых относятся: качество производимого товара или услуги, представления о данной компании в глазах потребителей, использование новых инновационных технологий, совершенствование производственных мощностей, выигрыш в затратах в сравнении с конкурентами, качество обслуживания. [4]

Для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий необходимо, на мой взгляд, действовать в следующих направлениях:

Во-первых, необходимо изменить психологическую и экономическую установки, направленные на фактический отказ от развития экспортного потенциала в обрабатывающих отраслях.

Психологический фактор сказывается в том, что достаточно долгое время в прессе высказывалась мысль, что Россия безнадежно отстала практически во всех отраслях промышленного производства и наш удел — это производство энергоносителей и товаров с низкой степенью переработки. Между тем, информации о реальных возможностях российской экономики не придавалось большого значения. Российские машины и оборудование успешно поставляются во множество стран мира, в том числе и в ряд стран ЕС.

Необходимо акцентировать внимание на подобных проектах, что позволит ориентировать предприятия на производство экспортной продукции. В настоящее время множество предприятий, даже выпуская достаточно конкурентоспособную продукцию, не предпринимают усилий для выхода на внешний рынок.

Экономический фактор, негативно влияющий на развитие конкурентоспособности российских предприятий, во многом основывается на описанной выше психологической установке, а также на долгосрочной макроэкономической ориентации российской экономики на развитие за счет экспорта сырьевых ресурсов. Это выражается в том, что сектора обрабатывающей промышленности не являются инвестиционно-привлекательными для российских предпринимателей и банковского сектора, т. к. наибольшую прибыль до недавнего времени приносили инвестиции в топливно-энергетический комплекс и торговлю.

Необходимо всячески стимулировать «разворот» инвестиций в сектора обрабатывающей промышленности, производство конечного продукта с высокой добавленной стоимостью. В связи с резким падением цен на энергоносители у России появилась действительно уникальная возможность изменить структуру экономики, стимулировать не только развитие топливно-ориентированных отраслей, но и производство сельхозпродукции, продукции с высокой степенью переработки.

Системообразующим фактором, оказывающим влияние на все показатели конкурентоспособности предприятия, является управление человеческими ресурсами. Управление персоналом является важнейшим направлением повышения конкурентоспособности предприятия, так как именно управленческие и рабочие кадры способны реализовать, либо, наоборот, нивелировать экономические и технологические преимущества предприятия.

Следующим фактором, негативно влияющим на конкурентоспособность, является недостаточная аналитическая работа в части снижения издержек производства. В этом направлении большинство предпринимателей по привычке видят лишь статью затрат, касающуюся оплаты труда.

Между тем, в долгосрочном плане основным фактором повышения конкурентоспособности является применение инновационных технологии и применение современных производственных систем, влекущие уменьшение издержек производства.

Именно недостаточное внимание к вопросам поиска резервов себестоимости продукции является причиной того, что помимо параметров качества, промышленная продукция, произведенная в странах Европы и США, порой выигрывает ценовую конкуренцию у российских производителей.

В качестве примера можно рассмотреть следующую проблемную для многих предприятий ситуацию. Большую сложность в управлении производством как в металлообработке, так и в других обрабатывающих отраслях представляет управление затратами на режущий инструмент.

Данные затраты на множестве российских предприятий мало оптимизированы и несут с собой непропорционально большие расходы.

Механическое снижение затрат на инструмент путем уменьшения стоимости закупок часто ведет к недостаточной точности обработки поверхностей, затратам, связанным с бракованной продукции.

Так же часто без достаточного технологического обоснования используется существенно более дорогой инструмент, ориентируясь лишь на марку производителя.

Данные проблемы связаны с тем, что для эффективного управления процессами формирования себестоимости механической обработки управленцам необходимо сочетать знания как в области экономики, так и в области технологии. Применяя на машиностроительном или деревообрабатывающем предприятии зарубежный режущий инструмент, специалисты, как правило, достаточно мало знают о его технологических возможностях и их влиянии на себестоимость продукции предприятия. Часто решения о закупке принимаются волевым порядком руководителями снабженческих подразделений, без учета мнения производственников.

Серьезнейшим недостатком и управленческой проблемой на российских предприятиях, существенно снижающими конкурентоспособность, является отсутствие на предприятиях специалистов, способных совмещать как технологические, так и экономические знания, а также отлаженных бизнес-процессов по снижению себестоимость. Данные мероприятия часто носят характер «компанейщины» и проводятся бессистемно.

Данная проблема унаследована со времен СССР, когда вопросам снижения себестоимости продукции придавался формальный характер.

Поэтому повышение конкурентоспособности промышленной продукции на основе снижения ее технологической себестоимости является важнейшим условием деятельности современного предприятия.

Рост конкурентоспособности российских предприятий является ключом к построению эффективно экономики и сохранению места России в числе индустриально развитых стран.

Литература:

  1. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 85–87. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8220/ (дата обращения: 24.03.2018).
  2. Гудушаури Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право: учебное пособие /Г. В. Гудушаури, Б. Г. Литвак — М.:ЭКМОС, 2002. — 514с.
  3. Дарбаева А. Е., Шестакова Е. В. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий сферы сервиса / Международный научный журнал «Инновационное развитие» № 4 (4) | ноябрь 2016
  4. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / 12-е изд., Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2006. — 928 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, предприятие, повышение конкурентоспособности, российская экономика, обрабатывающая промышленность, рынок стран СНГ, проблема повышения конкурентоспособности, стратегическая задача развития, промышленная продукция.

Похожие статьи

Факторы конкурентоспособности российских предприятий

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия. конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция, фирма, повышение конкурентоспособности предприятия, повышение конкурентоспособности, Россия, мировой рынок, конкурентное...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

В рыночной экономике становится ясно, что повышение конкурентоспособности фирмы в частности и национальной экономики в целом является необходимым условием для интеграции страны в глобальную экономику.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии.

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой экономике.

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Ключевые слова:конкурентоспособность, эффективность операционной деятельности, стратегия повышения конкурентоспособности. Предприятия осуществляют свою деятельность на рынке в условиях жесткой конкуренции.

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция, фирма, повышение конкурентоспособности предприятия, повышение конкурентоспособности, Россия, мировой рынок, конкурентное преимущество...

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Автор: Ермакова Ирина Александровна.

стратегии концентрированного роста, т. е. стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка и развития продукта

Роль государства в повышении конкурентоспособности...

Основой построения конкурентоспособной экономики является широкое внедрение инноваций, участие страны в международном разделении труда. Казахстан активно ведет работу по развитию конкурентоспособной экономики.

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности...

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг. Автор: Поздняков Степан Николаевич. Рубрика: Экономика и управление.

Неиспользуемый резерв повышения конкурентоспособности...

Неиспользуемый резерв повышения конкурентоспособности российской промышленности. Автор: Белковский Евгений Владимирович. Рубрика: Экономика и управление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Факторы конкурентоспособности российских предприятий

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия. конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция, фирма, повышение конкурентоспособности предприятия, повышение конкурентоспособности, Россия, мировой рынок, конкурентное...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

В рыночной экономике становится ясно, что повышение конкурентоспособности фирмы в частности и национальной экономики в целом является необходимым условием для интеграции страны в глобальную экономику.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии.

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой экономике.

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Ключевые слова:конкурентоспособность, эффективность операционной деятельности, стратегия повышения конкурентоспособности. Предприятия осуществляют свою деятельность на рынке в условиях жесткой конкуренции.

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция, фирма, повышение конкурентоспособности предприятия, повышение конкурентоспособности, Россия, мировой рынок, конкурентное преимущество...

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Автор: Ермакова Ирина Александровна.

стратегии концентрированного роста, т. е. стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка и развития продукта

Роль государства в повышении конкурентоспособности...

Основой построения конкурентоспособной экономики является широкое внедрение инноваций, участие страны в международном разделении труда. Казахстан активно ведет работу по развитию конкурентоспособной экономики.

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности...

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг. Автор: Поздняков Степан Николаевич. Рубрика: Экономика и управление.

Неиспользуемый резерв повышения конкурентоспособности...

Неиспользуемый резерв повышения конкурентоспособности российской промышленности. Автор: Белковский Евгений Владимирович. Рубрика: Экономика и управление.

Задать вопрос