Стратегическое виденье как основа принятия долгосрочных решений в кадровом менеджменте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 02.03.2018

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Охотников, И. В. Стратегическое виденье как основа принятия долгосрочных решений в кадровом менеджменте / И. В. Охотников. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/294/13925/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье проанализирован стратегический подход к управлению персоналом. Сделан вывод о необходимости формирования стратегического виденья при принятии долгосрочных решений не только у руководства компании, но и у персонала среднего звена.

Ключевые слова: стратегическое управление персоналом, стратегическое виденье, кадровый менеджмент, стратегический менеджмент.

Важное значение в стратегическом управлении персоналом имеет понятие «видение» (Vision), т. е. четкое представление о цели развития, о важнейших чертах предприятия в будущем. Само понятие «видение» по-разному трактуется в отечественной и зарубежной литературе. Так, Т. Ю. Базаров дает следующее определение: «Видение — представление о том, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, ее предположение о путях и этапах достижения целей» [1, С. 94]. Западные авторы дают более короткое определение: «Видение (Vision) — ясная картина будущего, которое стремятся создать» [9].

Данные определения отличаются друг от друга. Т. Ю. Базаров пишет фактически о стратегии предприятия, в то время как западные авторы говорят о ясной картине будущего, исходя из которой затем и выстраивается стратегия предприятия. Так как в современных условиях картина будущего носит вероятностный характер и, как правило, предполагает выработку нескольких сценариев развития, то представляется, что можно дать такое определение: видение — это модель будущего, которую стремятся создать руководители, учитывая влияние и характер изменчивых внешних и внутренних факторов и прогнозного фона. В таком случае учитывается взаимовлияние персонала, внешних факторов и стратегической цели развития организации.

Управление персоналом в данном случае предполагает, с одной стороны, что в выработку основных направлений развития предприятия, в реализацию сформулированных целей и оценку перспективы развития вовлекаются основные заинтересованные группы (группы правопритязания), а с другой стороны, цели и стратегии, а также инструменты политики в отношении персонала выводятся из целостной картины будущего данного предприятия, т. е. учитываются одновременно интересы как клиентов, так и сотрудников предприятия, а также окружающей среды.

При таком подходе ставится цель добиться выгоды одновременно для сотрудников предприятия, его собственников, клиентов и окружающей среды. Фактически речь идет об учете требований модели устойчивого развития на уровне предприятия. Чтобы модель будущего того или иного предприятия (видение) выполняло свою функцию объединения клиентов, сотрудников, сограждан и собственников, как отмечают специалисты [2; 5; 7; 8], она должна отвечать следующим требованиям:

Во-первых, принципы этой картины будущего должны быть реалистичными с точки зрения возможностей предприятия, а также комплексными, учитывающими все важнейшие факторы, определяющими развитие предприятия в настоящем и будущем. Кроме того, картина будущего должна рассчитываться на несколько лет (многие авторы рекомендуют пятилетний срок).

Во-вторых, для формулировки основных принципов картины будущего следует придерживаться принципа А. Эйнштейна: «Они должны быть простыми, насколько это возможно, но не проще!».

В-третьих, чтобы достичь принятия персоналом предложенной перспективы развития предприятия и добиться успеха, она должна разрабатываться всей командой руководителей при вовлечении в эту работу отобранных клиентов, собственников, представителей персонала и общественности с целью достижения консенсуса (общего согласия).

В-четвертых, на завершающем этапе выработанное видение для предприятия должно быть обсуждено с подразделениями организации. В ходе этой работы отдельные положения адаптируются и изменяются с учетом конкретных условий в подразделениях.

В отношении международных концернов вышеописанные требования можно проиллюстрировать «принципом матрешки». Желательная картина будущего всего концерна (его видение) — это как бы внешняя матрешка, которая характеризует лишь наиболее общие принципиальные установки в отношении желательного положения концерна в будущем. На каждом филиале, исходя из этих установок, вырабатывают свои желательные цели развития, учитывая конкретную ситуацию и их конкретные возможности развития. Если же высшее руководство концерна не учтет условий, существующих на его филиалах, то для сотрудников филиалов предложенное видение концерна будет казаться абстракцией и не сможет выполнять свою важную функцию — помочь персоналу увидеть и принять общий замысел развития предприятия.

Учитывая взаимосвязь филиалов и подразделений предприятия, необходимо обеспечить, как отмечают специалисты [3; 4; 6; 7], четкий механизм обратной связи при разработке видения организации. Это позволит заинтересованным лицам в различных подразделениях внести свои предложения, которые должны быть рассмотрены при разработке видения будущего всей организации. На основе совместно разработанной модели будущего (видения) предприятия вырабатываются важнейшие принципы подхода к персоналу, такие как: найм работников, их оценка, вознаграждение и развитие. В свою очередь такая политика в отношении персонала способствует дальнейшему совершенствованию подходов к разработке и реализации стратегических целей предприятия в условиях непредсказуемых изменений в условиях глобализации.

На практике, как в России, так и за рубежом большинство предприятий, ограничиваются управлением персоналом лишь с точки зрения оперативного, ситуационного подхода. Кроме того, при разработке стратегии учитываются только интересы собственников, отсутствует комплексность в реализации отдельных функций управления персоналом. «Никакие модели управления персоналом не учитывают интересов клиентов и окружающей среды», — пишет Дж. Батлер [9].

Сегодня, как отмечают своих работах отечественные специалисты [1; 3; 4; 6], существует определенный разрыв между высшими этажами управления (штабными подразделениями общекорпоративного планирования) и операционными структурными единицами корпорации (заводами, научно-исследовательскими и конструкторскими отделами), т. е. теми, кто непосредственно призван осуществлять намеченные планы. Дело в том, что организационная культура технократического типа, преобладавшая до недавнего времени во всем мире и господствующая и поныне в России, а также доминирующий стиль управления основывались преимущественно на принятии решений руководством организации и контроле за их выполнением. Усилия прилагались руководителями в основном к осуществлению масштабных перемен, в которые оказывались вовлеченными лишь управленцы высшего звена, ответственные в первую очередь за штабные функции. По сути, стратегия являлась привилегией высшего руководства.

Внедрение в практику стратегического управления персоналом является важнейшей задачей менеджмента XXI века. Стратегическое управление персоналом дает существенный выигрыш, ибо позволяет получить синергетический эффект. Отечественные авторы [3; 4] отмечают, что для получения синергетического эффекта необходимо соблюдение следующих условий:

‒ хорошее развитие системы адаптации к внешнему и внутреннему рынку труда (учет внешних и внутренних факторов);

‒ наличие гибкой системы организации работ (кружки качества, автономные рабочие группы);

‒ использование систем оплаты, построенных на принципах всестороннего учета персонального вклада и уровня профессиональной компетентности каждого работника (особое внимание должно уделяться оценке и вознаграждению работника);

‒ высокий уровень участия работников и рабочих групп в обсуждении проблем и принятии управленческих решений;

‒ делегирование полномочий подчиненным, что является важнейшим, и в то же время труднейшим принципом управления персоналом;

‒ функционирование разветвленной системы коммуникаций, которая, как отмечалось выше, является интегрирующим фактором всей модели стратегического управления персоналом.

Литература:

  1. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для бакалавров / Т. Ю. Базаров. — М.: Издательство Юрайт, 2014.
  2. Барков, С. А. Инновационная бюрократия // ЭКО. — 2018. — № 2.
  3. Барков, С.А., Зубков, В. И. Социология организаций. — М. Издательство Юрайт, 2013.
  4. Бирюкова О. Ю., Охотников И. В. Социально-экономическое прогнозирование. — М.: МАКС Пресс, 2017.
  5. Власов, А. С., Латышева, Н. А. Проблемы и практика реализации процессного подхода в управлении персоналом ОАО «Российские железные дороги» [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 130–133.
  6. Иванов, А.П., Охотников, И. В. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Журнал для акционеров. — 2010. — № 9–10.
  7. Сибирко, И. В. Корпоративная система образования как основа развития кадрового потенциала Российских железнодорожных дорог [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 43–45.
  8. Управление человеческими ресурсами. В 2 ч. / Под ред. С. А. Баркова, В. И. Зубкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
  9. Butler, J. E. Human Resource Management as a Driving Force In Business Strategy. — Journal of General Management, 1988, Vol. 13, Nr. 4. P. 88–102.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое управление, окружающая среда, персонал, управление персоналом, картина будущего, модель будущего, Россия, синергетический эффект, стратегическое виденье, ясная картина будущего.

Похожие статьи

Стратегическое управление персоналом и его взаимосвязь...

Данная статья нацелена на формирование представления о стратегическом управлении персоналом в контексте сравнения с другими подходами к управлению человеческими ресурсами.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

Ключевые слова: стратегическое планирование, управление, менеджмент.

Можно сказать, что осуществляется взгляд из будущего в настоящее.

Стратегический анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих

Преимущество стратегического планирования инновационных...

Интеграция стратегий обеспечивает синергетический эффект, типичные проявления которого отражены на схеме 2.

Стратегическое управление инновационным развитием...

Устойчивое функционирование и развитие инновационной экономики России невозможно без...

Стратегическое управление деятельностью персонала

Ключевые слова: стратегическое управление персоналом, персонал, управление человеческими ресурсами.

Новый, стратегический подход к управлению, стал появляться в России только в 90-х годах ХХ века.

Идеи цели и целеполагания в синергетике | Статья в журнале...

управление, социализация, система, развитие, цель, смысл жизни, самоорганизация, синергетика, будущее, аттрактор, детерминация

Синергетическое видение креативного мышления | Молодой ученый. Гештальтобразование - нелинейная ситуация открытого диалога.

Основные подходы к формированию стратегии управления...

...стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, стратегический анализ, реализация стратегии

Оптимальная система стратегического управления предприятием. Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление...

Партнерство между субъектами стратегического управления...

гдеЭС общ — синергетический эффект от взаимодействия всех субъектов стратегического управления (Эв — власти, Эб — бизнеса, Эо — общественности и Эн — науки) в процессе обеспечения устойчивого развития городов

Диверсификация как стратегия устойчивого развития предприятия

4) персонал предприятия накапливает большой технический и управленческий опыт

3) диверсификация позволяет предприятию добиться синергетического эффекта, что в свою очередь, при

Акофф, Р. Л. Планирование будущего корпорации / Р. Л. Акофф: пер. с англ.

Методические основы формирования системы стратегического...

Стратегия управления персоналом как прогрессивная мера... стратегическое управление, кадровая политика, компания, ресурс, персонал, российская практика, внутренняя среда, непосредственное окружение, эффективная стратегия управления, SMART.

Похожие статьи

Стратегическое управление персоналом и его взаимосвязь...

Данная статья нацелена на формирование представления о стратегическом управлении персоналом в контексте сравнения с другими подходами к управлению человеческими ресурсами.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

Ключевые слова: стратегическое планирование, управление, менеджмент.

Можно сказать, что осуществляется взгляд из будущего в настоящее.

Стратегический анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих

Преимущество стратегического планирования инновационных...

Интеграция стратегий обеспечивает синергетический эффект, типичные проявления которого отражены на схеме 2.

Стратегическое управление инновационным развитием...

Устойчивое функционирование и развитие инновационной экономики России невозможно без...

Стратегическое управление деятельностью персонала

Ключевые слова: стратегическое управление персоналом, персонал, управление человеческими ресурсами.

Новый, стратегический подход к управлению, стал появляться в России только в 90-х годах ХХ века.

Идеи цели и целеполагания в синергетике | Статья в журнале...

управление, социализация, система, развитие, цель, смысл жизни, самоорганизация, синергетика, будущее, аттрактор, детерминация

Синергетическое видение креативного мышления | Молодой ученый. Гештальтобразование - нелинейная ситуация открытого диалога.

Основные подходы к формированию стратегии управления...

...стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, стратегический анализ, реализация стратегии

Оптимальная система стратегического управления предприятием. Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление...

Партнерство между субъектами стратегического управления...

гдеЭС общ — синергетический эффект от взаимодействия всех субъектов стратегического управления (Эв — власти, Эб — бизнеса, Эо — общественности и Эн — науки) в процессе обеспечения устойчивого развития городов

Диверсификация как стратегия устойчивого развития предприятия

4) персонал предприятия накапливает большой технический и управленческий опыт

3) диверсификация позволяет предприятию добиться синергетического эффекта, что в свою очередь, при

Акофф, Р. Л. Планирование будущего корпорации / Р. Л. Акофф: пер. с англ.

Методические основы формирования системы стратегического...

Стратегия управления персоналом как прогрессивная мера... стратегическое управление, кадровая политика, компания, ресурс, персонал, российская практика, внутренняя среда, непосредственное окружение, эффективная стратегия управления, SMART.