Цепочки добавленной стоимости в туристских кластерах | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Густенко В. А., Побирченко В. В. Цепочки добавленной стоимости в туристских кластерах [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/294/13920/ (дата обращения: 24.06.2018).



На сегодняшний день туризм занимает место одного из стабильно развивающихся секторов мировой экономики, который оказывает значительное влияние на социально-экономическое состояние многих стран. Общемировые кризисные явления, развитие рыночной экономики, смена полюсов на международной экономической арене подчеркнули тот факт, что необходимо прибегнуть к перестройке тех способов организации национального производства, которые исчерпали себя. В контексте этих условий основным и наиболее эффективным методом организации туристской отрасли был признан кластерный подход.

Под туристско-рекреационным кластером (ТРК) понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующий коммерческих компаний, государственных организаций, научно-исследовательских центров, которые реализуют туристские товары и услуги на основе государственно-частного партнерства в пределах региона. ТРК присущи такие же принципы деятельности, как и кластерам в других сферах, а именно: конкуренция и кооперация. Уровень конкуренции в туризме весьма высок, поскольку на сравнительно небольшой территории могут располагаться сотни различных туроператоров, гостиниц и ресторанов. Поэтому конкурентные отношения между участниками выстраиваются как во внутренней, так и во внешней по отношению к кластеру среде.

Туристские кластеры представляют собой глобальное явление. В большей степени они присущи развитым странам, но в последнее время широко реализуются в развивающихся и странах с переходной экономикой. В качестве примера можно привести винный туристский кластер в США, долина Нала, австралийский экотуристский кластер «Тропический Северный Квинсленд» [1]. Для островных государств, где доля туризма в ВВП составляет около 90 %, целый остров можно считать кластером (о. Бали, Сейшелы и т. д.).

Кластеризация туриндустрии способствует привлечению большего числа как иностранных, так и национальных туристов, обновлению инфраструктуры региона, разработке и внедрению инновационных проектов, а также приводит к масштабному мультипликативному эффекту.

В свою очередь, деятельность кластера приводит к созданию регионального туристского рынка труда, что является результатом выстраивания кооперационных сетей. Многим предприятиям туротрасли выгоднее сотрудничать с конкурентами, чтобы снизить издержки. Туроператоры заключают договора о сотрудничестве с гостиницами и ресторанами. Последние же могут размещать рекламу или сдавать в аренду помещения местным производителям сопутствующих туризму товаров (сувениров, лечебной косметики и т. д.). Таким образом, выстраивается цепочка добавленной стоимости, которая раскрывается через кооперационные сети предприятий, входящих в туристско-рекреационный кластер.

Добавленная стоимость (ДС) — это часть общей стоимости товара или услуги, созданная непосредственно данным производителем в результате приращения к основной стоимости продукта. ДС создается на каждой последующей стадии производства. Совокупность таких стадий порождает внутрифирменную цепочку добавленной стоимости, образуя связи между производителем и потребителем. Динамично развивающийся кластер содержит в себе множество таких цепочек, которые М. Портер назвал «системой накопления стоимости» [2, с.88].

В туристском кластере механизм создания добавочной стоимости продукта или услуги по Александровой А. Ю. (рис. 1) включает в себя четыре звена:

‒ цепочку поставщиков (в первую очередь, транспортные компании, осуществляющие перевозку туристов). Эта цепочка обозначена автором как «предшествующая подсистема» [3];

Рис. 1. Механизм создания добавочной стоимости в туристском кластере

Источник: составлено автором по материалам [3]

‒ цепочку средств размещений и развлечений, составляющих центральную подсистему;

‒ цепочку каналов сбыта туристской продукции и услуг (посредством деятельности турфирм, турагентов);

‒ цепочку туристов (или «потребительская цепочка»).

Последние два элемента объединяются в результирующей подсистеме.

По данным Всемирной туристской организации, семидневный отдых потребителя в туристском центре в среднем активизирует работу от 10 до 20 цепочек, в которые также входят предприятия, оказывающие экскурсионные услуги, страховые компании, пункты обмена валют и т. д.

В рамках туристских кластеров очень часто компании, производящие одинаковые товары или схожие услуги, относятся к одному звену цепочки добавленной стоимости. Несмотря на то, что такие предприятия являются прямыми конкурентами, зачастую в результате сочетания кооперации и конкуренции они образуют совместные стратегические альянсы. В пример можно привести экотуристский кластер «Тропический Северный Квинсленд» в Австралии. Ещё не так давно регион испытывал сложности с точки зрения экономического развития. С 80-х гг. ХХ века немногочисленные квинслендские предприятия сферы туризма стали тесно сотрудничать друг с другом. В результате им удалось снизить транзакционные издержки и установить доверительные отношения друг с другом. Согласованные меры в реализации совместных стратегий развития отдельных видов туризма в регионе привели к тому, что Квинсленд стал одним из наиболее динамично развивающихся регионов Австралии, где туризм обеспечивает четверть валового регионального продукта.

Таким образом, в рамках кластеров предприятия туротрасли напрямую участвуют в создании добавочной стоимости турпродукта и, тем самым способствуя процветанию экономической активности в регионе.

Литература:

  1. Руднева П. С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс] / П. С. Руднева // Экономика региона. — 2007. — № 18. — Режим доступа: http://crossborder.ucoz.com/publ/transgranichnye_klastery/transgranichnye_klastery/ opyt_sozdanija_strukturnykh_klasterov_v_razvitykh_stranakh/6–1-0–7. (дата обращения: 13.02.2018)
  2. Портер М. Э. Конкуренция / М. Э. Портер. — М.: Издат. дом «Вильямс». –2001. — 208 c.
  3. Александрова А. Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования [Электронный ресурс] / А. Ю. Александрова // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2007. — № 1. — С.51–61. — Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/aleksandrova3.htm. (дата обращения: 16.02.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): добавленная стоимость, добавочная стоимость, кластер, механизм создания, туристский кластер, туристско-рекреационный кластер, услуга.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос