Влияние иностранного капитала на состояние экономики России: проблемы и перспективы | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Иконникова Е. П., Мареева А. А. Влияние иностранного капитала на состояние экономики России: проблемы и перспективы [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 13-18. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/294/13839/ (дата обращения: 21.06.2018).



В статье рассматриваются растущие объемы иностранных инвестиций (ПИИ) в мире, усилением их влияния на экономики развивающихся государств и стран с переходной экономикой, включая РФ. При этом возникает необходимость определения средств позитивного, сбалансированного влияния государства на процесс привлечения ПИИ в российскую экономику.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, капиталовложения, рынок, национальная экономика, инвестиционный потенциал, модернизация экономики.

Мировая экономика представляет собой единый организм, в котором все его составляющие являются взаимозависимыми, в настоящее время практически не осталось стран, которые не были бы задействованы в международном экономическом сотрудничестве. Неоспоримым фактом является невозможность устойчивого экономического развития страны без вовлечения ее в мирохозяйственные производственные процессы, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

ПИИ имеют ряд преимуществ перед другими формами стимулирования экономического роста, они служат источником дополнительных капиталовложений в производство товаров и услуг, способствуют распространению и адаптации актуальных, прогрессивных научных знаний, технологий, служат двигателем для развития инфраструктуры внутри страны.

ПИИ являются фактором модернизации переходной экономики, с их помощью сглаживаются существующие экономические и социальные проблемы, которые имеют место в период рыночных преобразований, поэтому для России они имеют особое значение. С их помощью можно сделать реальный сектор российской экономики более конкурентоспособным, заменить физически изношенные средства производства, увеличить долю высокотехнологичных предприятий.

Влияние ПИИ может быть противоречивым, вместе с тем взаимодействие иностранных инвесторов и принимающей стороны заключает в себе потенциал для возможных зон длительного интереса, это тем более делает необходимой комплексную результативную политику государства по отношению к ПИИ, такая политика должна максимизировать выгоды, связанные с привлечением иностранного капитала и минимизировать негативные последствия.

Методы активизации процесса привлечения иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику являются одной из актуальных проблем, решать которую необходимо оперативно, ввиду высокой активности конкурентов, которые так же в большой степени зависимы от притока ПИИ, и осознанно, дабы механизмы привлечения работали эффективно.

Глядя на динамику потока привлечённых внешних инвестиций до 2014 г. можно сделать вывод о том, что страна стала получать средства, которые соответствуют высокому потенциалу страны. Говоря же о современной экономической ситуации в России, можно с уверенностью сказать о неустойчивости в связи с введением рядом западных стран санкций против России, падением мировых цен на нефть и ослаблением курса рубля.

Стоит упомянуть о том, что активизация инвестиционной деятельности является важным инструментом для оживления экономики и стимулирования экономического развития страны, однако важно стимулировать приток не только внешних, но и внутренних капиталовложений.

Динамика прямых иностранных инвестиций в Россию в период с 2006–2016 гг. неоднозначна, можно отметить, что наибольший объем ПИИ был отмечен в 2008 г. и равнялся 74783 млн долл., в 2014 г. наступил резкий обвал ПИИ, их объем составил 20958 млн долл., что на 30,3 % меньше по сравнению с 2013 г. В 2014–2015 г. наблюдался резкий спад в притоке ПИИ, однако во втором квартале 2016 г. ПИИ в Россию увеличились на 7115 млн долл. и в 2017 г. ожидается положительная динамика.

Рис. 2.1 Динамика ПИИ в РФ 2006–2016 гг.

В связи с введением санкций закрытие иностранных предприятий продолжалось в 2015 г. в промышленности и сфере услуг. В 2015 г. закрылось производство автомобилей Opel, в IT сфере закрылись офисы Google, Skype, Adobe Systems, значительно сократил своё присутствие Raiffesen Bank.

Среди отраслей промышленности большая часть инвестиций, как и ранее приходится на оптовую и розничную торговлю, обрабатывающее производство, финансы и добычу полезных ископаемых. Рухнули инвестиции в металлургическое производство, сферу информационных технологий, здравоохранения, образования и научных исследований [1].

По данным за I-II квартал 2016 г. по видам экономической деятельности выделяются три сектора инвестирования (в млн долл.): добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, обрабатывающая промышленность.

Таблица 2.1

ПИИ вРФ впервое полугодие 2016г., млн долл.

Привлечено Iкв. 2016

Погашено Iкв. 2016

Сальдо Iкв. 2016

Привлечено II кв. 2016

Погашено II кв. 2016

Сальдо II кв. 2016

Оптовая и розничная торговля

9247

9466

-219

4275

4618

-343

Обрабатывающие производства

4855

3977

878

10204

8216

1988

Финансовая деятельность

2079

2199

-120

3206

2542

664

Добыча полезных ископаемых

4819

5281

-462

4284

1205

3079

Прочие услуги

1563

1440

123

1594

916

678

Недвижимость

992

794

198

1343

1056

287

Строительство

323

476

-153

379

402

-23

Сельское хозяйство

101

94

7

153

127

26

Источник: Официальный сайт Банка России // www.cbr.ru/statistics //

Анализ структуры ПИИ показывает, что значительная часть иностранных инвестиций не приводит к увеличению основных фондов, так как велика доля долговых инструментов, не влияющих на прирост капитала. Слияния и поглощения, являясь покупкой уже действующих предприятий, уменьшают его прирост, что указывает на осторожность инвесторов, их неготовность нести риски, связанные с созданием и управлением бизнесом.

Вместо заключения можно сделать вывод о том, что в условиях обострения отношений России с Западом сотрудничество со странами БРИКС может стать фактором, не только компенсирующим потери на других рынках, но и подспорьем для стимулирования экономического роста путем развития межгосударственного сотрудничества, послужить рычагом повышения конкурентоспособности России в мировой экономике, путем использования существующих конкурентных преимуществ и привнесения новых.

Россия обладает огромным инвестиционным потенциалом, который, к сожалению, недоиспользуется. Существует специальный индекс привлекательности UNCTAD или, как его еще называют индекс инвестиционного потенциала принимающей страны, который включает в себя 4 базовых фактора инвестиционной привлекательности региона или страны:

‒ привлекательность рынка (размер рынка, уровень ВВП, ВВП на душу населения, ВВП по ППС, потенциальные возможности рынка);

‒ цена и качество рабочей силы, в частности их доступность (производительность труда и качество рабочей силы);

‒ наличие природных ресурсов;

‒ наличие необходимой инфраструктуры (транспорт, энергетика, связь).

Вполне логичным и обоснованным является тот факт, что любой инвестор ищет наиболее выгодное для себя сочетание четырех факторов и выбирает наиболее благоприятный для своего бизнеса регион. Даже при условии, что UNCTAD ориентируется на мировые показатели в целом, перечисленные факторы можно спроецировать и на российские регионы, которые являются сильно дифференцированными между собой.

К числу главных недостатков инвестиционного климата в РФ, относят:

‒ политические и общеэкономические факторы;

‒ неопределенность законодательства, противоречивость и неясность конкретных законов, незавершенность законодательства в целом;

‒ несовершенство налоговой системы, связанное с высокими издержками для предприятий;

‒ неудовлетворительная система государственного управления, высокий уровень влияния олигархических структур, практика произвольных решений административных органов в пользу заинтересованных лиц, противоречия между ведомственными интересами, обостряемые нечеткостью и неполнотой законодательства, давление чиновничества по политическим мотивам;

‒ процветание взяточничества, бюрократия, бумажная волокита, давление криминальных структур и отсутствие возможности защиты от них;

‒ малая роль банковского сектора в инвестиционном процессе, сложность получения предприятиями малого и среднего бизнеса кредитов;

‒ неполнота информации;

‒ отсутствие у крупных инвесторов возможности принимать участие в деятельности управленческих структур компаний;

‒ неудовлетворительная работа судебной системы.

Следует отметить тот факт, что наметилась позитивная тенденция к перемещению Российской Федерации на верхние позиции рейтинга. Со 112 места, которое страна занимала в 2013 г., по итогам 2016 г. мы поднялись на 40 место., в ТОП-10 стран вошли представители «Азиатских тигров» и наиболее экономически развитых держав (табл. 2.2)*

Таблица 2.2

Благоприятность условий ведения бизнеса по данным Всемирного Банка

Рейтинг

Страна

Рейтинг легкость ведения бизнеса

Создание предприятия

Получение разрешений

1

Новая Зеландия

1

1

1

2

Сингапур

2

6

10

3

Дания

3

24

6

4

САР, Гонконг, Китай

4

3

5

5

Республика Корея

5

11

31

6

Норвегия

6

21

43

7

Великобритания

7

16

17

8

США

8

51

39

9

Швеция

9

15

25

10

Македония, БРЮ

10

4

11

40

Российская Федерация

40

26

115

Источник: Официальный сайт Группы Всемирного Банка http://russian.doingbusiness.org/rankings

Приоритетным направлением, избранным руководством страны, является реализация мер, которые позволят осуществить перемещение страны на 20-е место рейтинга в 2018 г.

Можно выделить следующие меры по улучшению инвестиционного климата в РФ:

 сокращение административных барьеров;

 системная работа по улучшению инвестиционного имиджа;

 оптимизация возмещения НДС;

 совершенствование судебной практики и деятельности правоохранительных органов;

 строительство необходимых объектов по европейским стандартам;

 реструктуризация бюрократического режима.

Ключевой из них является формирование благоприятного инвестиционного имиджа страны, так как оно является важнейшим фактором инвестиционной привлекательности. Образ динамично развивающейся экономики, полнота и прозрачность информации о реализуемых инвестиционных проектах, участии в них международных финансовых организаций — в наибольшей степени способствует привлечению дополнительного внимания со стороны потенциальных инвесторов и благоприятной оценке со стороны рейтинговых организаций.

В целом, можно сказать, что инвесторы считают инвестиционный климат в России не только недостаточно привлекательным, но рискованным, что однако не является препятствием для поступления в РФ значительных объемов ПИИ. Беспокойство у них вызывают три ключевые области: прозрачность ведения бизнеса, политическая стабильность, а также взаимодействие с государственными органами. Россия предлагает инвесторам быстрые темпы роста, природные ресурсы, развитую телекоммуникационную инфраструктуру, новый рынок и квалифицированные кадры по умеренной цене. Если инвестиционный климат в стране улучшится, то интересные возможности, которые открываются в России, несомненно, привлекут в страну большее количество проектов, которые окажут позитивное воздействие на развитие национального производства и наращивание экономической мощи РФ

В данной статье были рассмотрены и обобщены теоретические подходы к прямому иностранному инвестированию как инструменту модернизации экономики. Основная ценность привлекаемых ПИИ заключается в инновационном компоненте, однако существенного повышения эффекта от привлечения высокотехнологичных и наукоемких прямых иностранных инвестиций можно добиться лишь в условиях развитой национальной инновационной системы, способной извлекать конкурентные инновационные ресурсы, трансформировать их и использовать в национальной экономике (отрасли) для повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Россия является страной с огромным инвестиционным потенциалом, успехи, которые достигаются в последние годы в сфере привлечения ПИИ можно считать результатом последовательных преобразований, которые совершались с целью улучшения инвестиционного имиджа страны.

Несмотря на недостатки инвестиционного климата и не самые высокие позиции в рейтингах международных организаций (которые, зачастую имеют историческую предубежденность против России), значительные объемы ПИИ продолжают поступать в РФ и являются стимуляторами экономического роста, национального производства, вместе с этим способствуя укреплению производственного потенциала страны.

В обозримой перспективе российская промышленная политика по обеспечению конкурентоспособности национальной экономики должна быть направлена на поддержание, прежде всего, тех отраслей, которые, создавая технологические нововведения, приносят внешние выгоды другим отраслям и способствуют инновационному характеру их развития.

Путем привлечения стратегических партнеров можно получить возможность наращивать реальное развитие собственного производства страны за счет импорта технологий, инноваций. Несмотря на огромный потенциал, привлекательность нашей страны, с точки зрения инвесторов, не является высокой. Причинами этого являются высокие инвестиционные риски, связанные с проблемами правовой защиты собственности, доминирующим влиянием политической силы над рыночными механизмами регулирования, неразвитость инфраструктуры и банковской системы, высокий уровень преступности и коррумпированности властей. Эти препятствия сдерживают не только иностранных, но и отечественных инвесторов.Вывод из работы заключается в том, что государство должно четко сформулировать основные принципы и цели инвестиционной политики страны, оптимальную политику в отношении ПИИ, определить стратегические отрасли, правила участия в них зарубежных инвесторов, определить, в какой форме для стран наиболее благоприятно привлечение инвестиций. Государственная политика должна не только использовать инструменты протекционизма, но и предполагать привилегии для инвесторов, чтобы не отпугнуть последних.

Неоспоримой является важность роли государства, которое должно четко выстраивать основные принципы и цели политики в отношении ПИИ, так как это позволит получить отечественным производителям дополнительные источники финансирования и укрепит конкурентные позиции отечественных предприятий как на национальном, так и на мировом рынке.

В современной ситуации, когда против России западными странами введены экономические санкции, и поток иностранного капитала резко сократился, государственная политика поощрения вложений в национальную экономику приобретает тем большее значение.

Литература:

  1. Голяшев А., Мишина О. и др. // Бюллетень социально-экономического кризиса в России «Динамика инвестиционной активности в условиях спада экономики России». Выпуск № 05, сентябрь 2015
  2. Ерошкин А. М., Мозиас П. М. Прямые иностранные инвестиции в России: от точечной модернизации к стабильному развитию. М.: «Принт-Сервис». 2013
  3. Жуков Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА». 1999
  4. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения промышленности, М.: Финансы и статистика, 1999
  5. Вдовин И. А., НИУ ВШЭ, материалы по курсу «Стратегия привлечения инвестиций», М., 2008//http://www.hse.ru/busgov/invest_vdovin
  6. Портфельные инвестиции. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.banki.ru/wikibank/portfelnyie_investitsii/
  7. Экономико-математический словарь. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://economic_mathematics.academic.ru/
  8. РЦБ РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.rcb.ru/rcb/2007–14/8557/
  9. Глоссарий, ВАВТ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.vavt.ru/glossecon/glossecon/LSP6AD2B8
  10. Официальный сайт Министерства Экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/fz_1999_n39_red_24_07_2007
  11. Dunning, J. H. Multinational Enterprises and the Global Economy. Wokingham: AddisonWesley. 1993.
  12. Foreign investment and productivity growth. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=620639
  13. Экономические показатели // www.tradingeconomics.com
  14. Официальный сайт Банка России // www.cbr.ru/statistics
  15. Экономический рейтинг https://xn--80adjkclhjd6blf.xn--p1ai/inratings/1438.html
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, РФ, инвестиционный климат, UNCTAD, национальная экономика, российская экономика, розничная торговля, инвестор, инвестиция, экономический рост.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос