Сертификация как способ повышения качества продукции | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Селиверстов А. С., Постнов В. В., Уткин Д. Ю., Семидотченко А. Р., Николаева К. А. Сертификация как способ повышения качества продукции [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 44-46. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14017/ (дата обращения: 25.06.2018).



В этой статье будет разобрана классификация сертификации соответствия качеству, а также основные работы, которые осуществляются в процессе сертификации.

Ключевые слова: сертификация, качество, соответствие качеству, международная, самостоятельная сертификация.

This article will discuss the classification of quality conformity certification, as well as the main work that is carried out in the certification process.

Key words: certification, quality, compliance with quality, international, independent certification.

Выведение российских компаний на внешний рынок на данный момент просто необходимо для укрепления конкурентного преимущества данных организаций. Но для этого необходимо уделять все больше и больше внимания как качеству продукции, так и системе в целом. Для этого проводится множество мероприятий по управлению качеством и контролю выпускаемой продукции.

Одним из подобных мероприятий является сертификация продукции. Данный процесс регулируется множеством законодательных актов, которые полностью влияют на сферу деятельности отдельного предприятия. [1]

Далее мы подробно рассмотрим понятие сертификации продукции на производственном предприятии.

Сертификация — это мероприятие, которое подтверждает соответствие стандарту качества определённого вида продукции. Данное соответствие может определить как само предприятие (которому необходимо сертифицированная продукция), так и внешняя компания, которая не зависит от продавца или потребителя. Сертификат соответствия качеству выдается в письменной форме.

Сертификация как вид деятельности стала популярна в России с конца 1992 года, когда рынок внутри страны стал открыт для участия в нем частных компаний. [2]

Применение данного вида подтверждения качества продукции дает предприятиям преимущества на рынке России. Далее мы расскажем о них подробнее:

  1. Сертификация позволяет налаживать доверительное отношение к компании-поставщику со стороны потребителя;
  2. Сертификация облегчает потребителям выбор, так как качественная продукция обозначается сертификатами;
  3. Сертификация позволяет потребителю получить объективное представление о продукции;
  4. Сертификация помогает сохранять преимущество в конкурентной борьбе;
  5. Сертификация является стимулов предприятия для повышения качества продукции.

Это лишь основные из преимуществ, которые свойственны сертификации продукции.

Системы сертификации продукции на производственном предприятии можно разделить на несколько типов:

  1. По объекту сертификации;
  2. По правовому статусу;
  3. По участию внешних организаций в проведение процедуры сертификации.

Кроме того, эти типы можно разделить на дополнительные подгруппы, такие как:

  1. По объекту сертификации:

Национальная сертификация. Она создается на уровне целого государства. В качестве национального сертифицирующего органа выступает Госстандарт России. Именно это агентство занимается техническим регулированием и метрологией. Сертификаты соответствия определенному уровню качества могут выдавать только центры, которые получили аккредитацию Росстандарта.

Региональная и международная сертификация. Действует и создается в рамках определённых стран одного региона. Ну этом уровне действует более 100 систем сертификации.

  1. По правовому статусу:

Обязательная сертификация. Она создается для той продукции, в документах на которую содержатся требования к экологичности, безопасности использования людьми. В таком случае, без соответствующего сертификата производитель не только не может регистрировать или реализовывать свою продукцию, но и изготавливать ее на предприятии.

Добровольная сертификация. Под ней предусматривается такая система подтверждения качества продукции, которая проводится по желанию и инициативе руководства организации. Чаще всего ее проводят те предприятия, которые хотят получить преимущество на рынке.

Самостоятельная сертификация. Она проводится непосредственно предприятием-изготовителем. При этой процедуре сертификат качества выдается только под собственную ответственность.

  1. По участию внешних организаций во время процедуры:

Сертификация третьей стороной. Из названия понятно, что данную процедуру проводит внешняя организация. Профессионалы изучают и анализируют продукцию на соответствие установленным ГОСТам и стандартам. После этого принимается решение: выдавать сертификат качества или нет. [3]

Рассмотрим ее классификацию в виде схемы (рис.1).

Отметим, что за предыдущие 12 лет на территории России стала крайне популярна обязательная сертификация, которая позволяет воздействовать правительству на изготавливаемую продукцию.

Сертификат выдается на срок, который устанавливается по нормативным документам на продукцию. Но он не может превышать трех лет. В том случае, если продукция имеет определённый срок годности, то сертификат действует только на отдельную партию или даже на отдельное изделие. [4]

Во время проведения сертификации выделяется два основных этапа. Рассмотрим их подробнее:

  1. Первый этап — это предварительная проверка продукции;
  2. Второй этап — окончательный анализ изделия с учетом полученных ранее данных.

Рис. 1. Классификация систем сертификации

После завершения первого этапа проверки, организация или сертифицирующий орган составляет отчет. В нем прописывается общая готовность предприятия ко второму этапу. Если заключение имеет положительный характер, то устанавливается срок на проведение основной сертификации.

В том случае, если по завершении второго этапа обнаруживаются несоответствия качества продукции, то устанавливается срок решения сложившейся проблемы. А если результат второго этапа положительный, то предприятию выдается «сертификат соответствия».

Таким образом, мы пришли к выводу, что в получение подобного сертификата по большей степени заинтересовано само предприятие-изготовитель. Ведь данный документ дает огромный список преимуществ, основное из которых — это повышение конкурентного преимущества.

Литература:

  1. Сертификация для повышения качества // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sertifikatsiya-kak-instrument-povysheniya-kachestva-produktsii (дата обращения: 15.03.2018).
  2. Сертификация. Что это такое? // Сертификация РСТ. URL: http://rosstandart.su/sertifikatsiya-chto-jeto-takoe/ (дата обращения: 16.03.2018).
  3. Сертификация продукции и систем качества // Поиск РУ. URL: http://poisk-ru.ru/s10598t1.html (дата обращения: 16.03.2018).
  4. Радкевич Я. М., Схиртладзе А. Г., Лактионов Б. И. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для вузов. — М.: Московский государственный горный университет, 2003. — 784 с. (дата обращения: 18.03.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): сертификация продукции, сертификация, сертификат соответствия, сертификат качества, самостоятельная сертификация, производственное предприятие, продукция, правовой статус, обязательная сертификация, качество.

Ключевые слова

сертификация, качество, международная, соответствие качеству, самостоятельная сертификация

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос