Стратегическое управление финансовыми потоками в цепях поставок: системообразующие факторы и условия | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Охотников И. В., Первых Е. А. Стратегическое управление финансовыми потоками в цепях поставок: системообразующие факторы и условия [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 78-80. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13737/ (дата обращения: 22.06.2018).



В статье проанализированы системообразующие факторы формирования финансовых потоков в цепях поставок. Сделан вывод о важности оперативного мониторинга внешней и внутренней среды для стратегического управления финансовыми потоками.

Ключевые слова: финансовая логистика; финансовые потоки в цепях поставок; финансовый менеджмент; стратегическое управление финансовыми потоками.

Финансовая логистика является одним из новых направлений современной логистики, представляя собой систему организации, планирования и контроля финансовых потоков на основе информации и принятия решений по организации материальных потоков. Такая взаимосвязь и взаимозависимость материальных, информационных и финансовых потоков является особенно важной. Это главная особенность, отличающая финансовую логистику от финансового менеджмента. Обе дисциплины рассматривают один и тот же объект — финансовый поток, но по-разному понимают его сущность. Логистика изучает поток как процесс изменения запасов денежных средств, а финансовый менеджмент — как результат такого изменения.

Под финансовым потоком понимают направленное движение финансовых ресурсов в логистической системе и за ее пределами, генерируемых с целью бесперебойного обеспечения и перемещения других логистических потоков, а также создания запасов, в цепях поставок. Финансовый поток — это синхронизированное во времени направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками. Особенностью финансового потока является различная интенсивность — его направление и величина могут существенно различаться в различное время [6, С. 72].

Важнейшей предпосылкой разработки стратегии управления финансовыми потоками в цепях поставок, её информационным основанием, как отмечают специалисты [1; 7; 9], является мониторинг факторов, влияющих на объемы и характер финансовых потоков во времени. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние. Внешними факторами формирования финансовых потоков в цепях поставок являются следующие:

во-первых, конъюнктура товарного рынка. Изменение товарной конъюнктуры определяет изменение главной компоненты положительного денежного потока предприятия — объема поступления денежных средств от реализации продукции. Повышение конъюнктуры товарного рынка, в сегменте которого фирма осуществляет свою операционную деятельность, приводит к росту объема положительного денежного потока по этому виду хозяйственной деятельности. И наоборот — спад конъюнктуры вызывает так называемый «спазм ликвидности», характеризующий вызванную этим спадом временную нехватку денежных средств при скоплении в цепях поставок значительных запасов готовой продукции, которая не может быть реализована.

во-вторых, конъюнктура фондового рынка. Характер этой конъюнктуры влияет, прежде всего, на возможности формирования финансовых потоков за счет эмиссии акций и облигаций предприятия. Конъюнктура фондового рынка определяет возможность эффективного использования временно свободного остатка денежных средств в цепях поставок и наконец, влияет на формирование объемов финансовых потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг предприятия, в форме получаемых процентов и дивидендов.

в-третьих, система налогообложения предприятий в цепях поставок. Налоговые платежи составляют значительную часть объема отрицательного денежного потока предприятия, а установленный график их осуществления определяет характер этого потока во времени. Поэтому любые изменения в налоговой системе — появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения налоговых платежей и т. п. — определяют соответствующие изменения в объеме и характере отрицательного денежного потока предприятий в цепях поставок.

в-четвертых, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей в цепях поставок. Эта практика определяет сложившийся порядок приобретения продукции — на условиях ее предоплаты; на условиях наличного платежа; на условиях отсрочки платежа (коммерческий кредит). Влияние этого фактора проявляется в формировании как положительного (при реализации продукции), так и отрицательного (при закупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т. п.) денежного потока предприятия во времени.

в-пятых, система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов. Характер расчетных операций влияет на формирование денежных потоков во времени: если расчет наличными деньгами ускоряет осуществление этих потоков, то расчеты чеками, аккредитивами и другими платежными документами эти потоки соответственно замедляют.

в-шестых, доступность финансового кредита. Эта доступность во многом определяется сложившейся конъюнктурой кредитного рынка. В зависимости от конъюнктуры этого рынка растет или снижается объем предложения «коротких» или «длинных», «дорогих» или «дешевых» денег, а соответственно и возможность формирования денежных потоков предприятия за счет этого источника (как положительных — при получении финансового кредита, так и отрицательных — при его обслуживании и амортизации суммы основного долга).

в-седьмых, возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования. Такой возможностью обладают в основном государственные предприятия различного уровня подчинения. Влияние этого фактора проявляется в том, что, формируя определенный дополнительный объем положительного денежного потока, он не вызывает соответствующего объема формирования отрицательного денежного потока [2; 3; 8]. Это создает положительные предпосылки к росту суммы чистого финансового потока в цепях поставок.

Внутренние факторы формирования финансовых потоков в цепях поставок:

во-первых, жизненный цикл предприятия и его продукции. На разных стадиях жизненного цикла предприятия и его продукции формируются не только разные объемы денежных потоков, но и их виды. Характер финансовых потоков по стадиям жизненного цикла продукции конкретных предприятий играет большую роль в прогнозировании объемов и видов финансовых потоков в цепях поставок. Поэтапный процесс реализации финансовых потоков по стадиям жизненного цикла продукции (рис. 1), как отмечает в своих исследованиях Е. Г. Коровин [4, С. 8], позволяет для каждой из стадий анализировать оборот, доход (прибыль) и денежные потоки предприятия, принимать обоснованные решения относительно дифференциации продукта, диверсификации производства, вывода продукта с рынка.

Рис. 1. Потоки по стадиям жизненного цикла продукта: 1– исследование рынка и развитие; 2- введение на рынок; 3– рост; 4– зрелость; 5– спад; 6– завершение (уход с рынка)

во-вторых, продолжительность операционного цикла. Чем короче продолжительность этого цикла, тем больше оборотов совершают денежные средства, инвестированные в оборотные активы, и соответственно тем больше объем и выше интенсивность как положительного, так и отрицательного денежных потоков предприятия. Увеличение объемов денежных потоков при ускорении операционного цикла не только не приводит к росту потребности в денежных средствах, инвестированных в оборотные активы, но даже снижает размер этой потребности.

в-третьих, сезонность производства и реализации продукции. По источникам своего возникновения (сезонные условия производства, сезонные особенности спроса) этот фактор можно было бы отнести к числу внешних, однако технологический прогресс позволяет предприятию оказывать непосредственное воздействие на интенсивность его проявления. Этот фактор оказывает существенное влияние на формирование денежных потоков предприятия во времени, определяя ликвидность этих потоков в разрезе отдельных временных интервалов. Кроме того, как отмечают в своих исследованиях И. Проценко, Т. Кулаговская, этот фактор необходимо учитывать в процессе управления эффективностью использования временно свободных остатков денежных средств, вызванных отрицательной корреляцией положительного и отрицательного денежных потоков во времени [7].

в-четвертых, неотложность инвестиционных программ. Степень этой неотложности формирует потребность в объеме соответствующего отрицательного денежного потока, увеличивая одновременно необходимость формирования положительного денежного потока. Этот фактор оказывает существенное влияние не только на объемы денежных потоков предприятия, но и на характер их протекания во времени.

в-пятых, амортизационная политика предприятия. Избранные предприятием методы амортизации основных средств, а также сроки амортизации нематериальных активов создают различную интенсивность амортизационных потоков, которые денежными средствами непосредственно не обслуживаются. Вместе с тем, амортизационные потоки — их объем и интенсивность, — являясь самостоятельным элементом формирования цены продукции, оказывают существенное влияние на объем положительного денежного потока предприятия в составе основной его компоненты — поступлении денежных средств от реализации продукции. Влияние амортизационной политики предприятия проявляется в особенностях формирования его чистого денежного потока. При осуществлении ускоренной амортизации активов в составе чистого денежного потока возрастает доля амортизационных отчислений и соответственно снижается (но не в прямой пропорции из-за действия «налогового щита») доля чистой прибыли предприятия.

в-шестых, коэффициент операционного левериджа (leverage — рычаг) — это механизм управления прибылью компании, основанный на улучшении соотношения постоянных и переменных затрат [5]. Этот показатель оказывает существенное воздействие на пропорции темпов изменения объема чистого денежного потока и объема реализации продукции.

в-седьмых, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятий, участников цепи поставок. Выбор консервативных, умеренных или агрессивных принципов финансирования активов и осуществления других финансовых операций определяет структуру видов финансовых потоков (объемы привлечения денежных средств из различных источников, а соответственно и структуру направлений возвратных денежных потоков), объемы страховых запасов отдельных видов активов (а соответственно и денежные потоки, связанные с их формированием), уровень доходности финансовых инвестиций (а соответственно и объем денежного потока по полученным процентам и дивидендам).

Исследование перечисленных выше факторов позволяет оценить внешние возможности и внутренний потенциал формирования финансовых потоков предприятий в процессе разработки стратегии управления цепями поставок.

Литература:

  1. Барков, С.А., Зубков, В. И. Социология организаций. — М. Издательство Юрайт, 2013.
  2. Иванов, А.П., Охотников, И. В. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Журнал для акционеров. — 2010. — № 9–10.
  3. Иванов, А. П. Финансовые инвестиции на рынке ценных бумаг / А. П. Иванов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2012.
  4. Коровин Е. Г. Проектирование и функционирование логистической системы управления финансовыми потоками коммерческого предприятия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2011.
  5. Леготина Ю. В., Бутрин А. Г. Проблемы финансовой логистики // LogLink, 2012, № 13.
  6. Негреева, В.В., Цимбалист-Колесникова, И.А., Шевченко, Я. В. Управление финансовыми потоками в логистических комплексах // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». — 2016. — № 3.
  7. Проценко, И., Кулаговская, Т. Управление финансовыми потоками в цепях поставок: проблемы и направления совершенствования // РИСК. — 2014. — № 3.
  8. Сибирко, И. В., Охотников, И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия / Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
  9. Филонов А. О. Управление финансовыми потоками на основе трансфертного ценообразования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — М.: ГУУ, 2014, С. 12–17.
Основные термины (генерируются автоматически): цепь поставок, поток, денежный поток предприятия, положительный денежный поток, средство, объем, реализация продукции, финансовый поток, отрицательный денежный поток, существенное влияние.

Ключевые слова

финансовая логистика; финансовые потоки в цепях поставок; финансовый менеджмент; стратегическое управление финансовыми потоками

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос