К вопросу о формировании эффективной системы управления логистическими рисками промышленного предприятия, интегрирующего аддитивные технологии | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 19. Логистика и транспорт

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 11.01.2018

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Го Х. К вопросу о формировании эффективной системы управления логистическими рисками промышленного предприятия, интегрирующего аддитивные технологии [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 184-187. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13614/ (дата обращения: 25.06.2018).



В рамках данной статьи определяется базовые этапы управления логистическими рисками для промышленного предприятия, интегрирующего аддитивные (передовые производственные) технологии. Раскрыта сущность каждого этапа системы управления, обоснованы специфические черты именно логистических рисков, сделан задел на последующие публикации по данной тематике.

Ключевые слова: логистические риски, аддитивные технологии, система управления рисками.

Данная статья является первой в цикле научных работ, посвященных построению эффективной системы управления логистическими рисками промышленного предприятия, интегрирующего аддитивные технологии. Актуальность данной темы определяется в первую очередь переходом к шестому технологическому укладу. Неотъемлемым элементом данного перехода является постепенное замещение классических способов формообразования (таких как: механическая обработка, штамповка, литье и т. д.) более эффективными способами. Наиболее динамично развивающейся является группа способов формообразования, подразумевающая изготовление физического объекта методом послойного нанесения материала, что кардинально отличается от классических способов получения формы, подразумевающих удаление материала из массива заготовки. Данная совокупность способов формообразования основана на применении аддитивных технологий. В своем ежегодном докладе в Wohlers Report (2013) Terry Wohlers — основатель одноименной консалтинго-аналитической компании — отмечал, что рынок аддитивного производства в 2012 году вырос на 28,6 % по отношению к предыдущему году и общий объем достиг отметки 2,2 млрд. $. В 2013 г. рост составил 34,9 %, а общий объем –$3,07 млрд [2, 12]. В последующих статьях будут более подробно раскрыт вопросы текущего состояния рынка аддитивных технологий, а также рассмотрена специфика их применения на современном промышленном предприятии.

Интеграция передовой производственной технологии на любое коммерческое промышленное предприятия сопряжена с множеством рисков. В первую очередь, это обусловлено недостаточным объемом эмпирического опыта использования данных технологий. Риск — характеристика события, выражающего неопределенность исхода и обязательность существования неблагоприятных последствий. [3, 9] Любая система управления рисками промышленного предприятия строится на основе типового алгоритма, состоящего из 5 базовых этапов, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Базовые этапы управления рисками [сделано автором на основе: 5, 10]

Рассмотрим данные этапы более подробно:

  1. «Постановка задачи». Данный этап состоит из следующих подэтапов:
    1. Определение целей. Планирование является одной из самых важных частей для успешного управления рисками. Поэтому прежде чем приступать к разработке системы управления рисками, руководству следуют точно определить цель для конкретной организации.
    2. Понимание необходимости управления рисками и принятие решение о создании системы управления. Система управления рисками в организации не может быть создана до того момента, пока лица, принимающие решения, не поймут, что причины существования рисков могут быть дискретны, а поставленные цели могут быть не достигнуты.
    3. Постановка целей и установление требований к системе управления рисками. Основной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли, не коммерческой — достижение определенных нефинансовых показателей эффективности.
    4. Установление ограничений для системы управления рисками. Ограничения являются неотъемлемым условием деятельности организации. Некоторые ограничения оказывают влияние и на деятельность организации по управлению рисками (бюджетные и финансовые ограничения, временные ограничения и т. д.).

Первый этап является наиболее общим при формировании универсальной системы управления рисками. В данном случае цель, требования и ограничения будут заданы дискретно, и будут учитывать следующую специфику:

– Отраслевая принадлежность — промышленные предприятия (раздел С ОКВЭД коды 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33);

– Национальная принадлежность — предприятия КНР;

– Технологическая принадлежность — предприятия, интегрирующие, планирующие интегрировать и/или имеющие потенциальную возможность интегрировать аддитивные технологии.

В последующих статьях, по результатам анализа рынка, данный этап будет раскрыт более подробно.

  1. «Анализ рисков». Данный этап состоит из следующих подэтапов:
    1. Выявление рисков. Необходимо собрать всю информацию о рисках, действующих на объект. Результатом данного шага будет максимально возможный перечень рисков, которые могут воздействовать на объект.
    2. Измерение рисков. Все риски, которые были выявлены на прошлом этапе, нужно измерить, для того чтобы была возможность сравнить их между собой и установить негативные последствия для организации.

В результате образуется информационная база. Чем точнее и полнее будет эта база, тем более эффективные решения сможет принимать организация. Передовой характер аддитивных технологий определяет неоднородный состав рисков, воздействующих на предприятие, интегрирующие данные технологии. По мнению автора, наилучшим подходом для формирования системы анализа рисков является нечетко-множественный подход. В последующих статьях наибольшее внимание будет уделено построению нечетко-множественных моделей оценки уровней различных логистических рисков, влияющих на промышленное предприятие, интегрирующее, планирующие интегрировать и/или имеющие потенциальную возможность интегрировать аддитивные технологии.

  1. «Оценивание риска». Данный этап состоит из следующих подэтапов:
    1. Установление критериев значимости рисков, которые помогут разделить риски по значимости и влиянию на деятельность организации.
    2. Ранжирование рисков по значимости. Выделяют: критические, допустимые и пренебрежительно малые риски. Такое деление помогает определить риски, которые требуют особого внимания.

Данная раздел выполняет подготовительную работу перед началом реализации мер по обработке риска. Результатом является завершенная и готовая к использованию система оценки рисков.

  1. «Обработка риска». Данный этап состоит из следующих подэтапов:
    1. Выбор мер обработки рисков. В результате выполнения данного шага должен быть определен план мероприятий по управлению рисками (снижению негативных последствий), а также ресурсы для его реализации. Существует 4 группы мер обработки риска:

– избежать риск;

– снизить риск до приемлемого уровня;

– передать риск;

– принять риск.

  1. Реализация (выполнение) мер обработки рисков.

Выполнение этих шагов обеспечивает достижение поставленных задач перед риск-менеджментом.

  1. «Обратная связь». Данный этап состоит из следующих подэтапов:
    1. Мониторинг результатов управления рисками или проверка полученных результатов.
    2. Корректировка системы управления рисками. Выявленные неточности в результате мониторинга нуждаются в исправлении на всех или отдельных этапах.

Данный этап формирует обратную связь, это помогает реагировать на изменения в деятельности организации и во внешней среде.

Классифицировать риски промышленного предприятия можно в соответствии с множеством признаков. В рамках текущего исследования, автор рассматривает исключительно логистические риски. Логистический риск — это возможность неблагоприятного исхода при выполнении логистических операций транспортировки, складирования, грузопереработки и управления запасами материальных ресурсов и готовой продукции [4, 6, 11]. Классифицировать логистические риски решено в соответствии с основными логистическими подсистемами [7, 8]:

  1. Закупка:
    1. несоответствие цены и качества товара;
    2. вероятность недопоставки материалов;
    3. увеличение затрат в производстве.
  2. Транспортировка:
    1. повышение транспортных издержек;
    2. изменение погодных условий;
    3. нарушение графика поставок;
    4. утрата имущества;
    5. поломка транспортного средства.
  3. Хранение:
    1. превышение объема хранения;
    2. утрата (хищение) имущества.
  4. Внутрипроизводственная подсистема:
    1. возникновение форс-мажорных обстоятельств;
    2. нарушение производственного ритма;
    3. появление дефицита сырья.

Безусловно, данная классификация укрупненная, однако это позволит универсализировать формируемую систему, и сделать ее пригодной для всех приведённых выше подразделов ОКВЭД. Последующие работы данного цикла будут посвящены планомерному формированию заявленной системы управления логистическим рисками, приведенными выше.

Литература:

  1. Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Феномен подвижности пространства коммерции // В сборнике: Логистика и управление цепями поставок сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2017. С. 7–12.
  2. Зленко М. А. Аддитивные технологии в машиностроении / М. В. Нагайцев, В. М. Довбыш // пособие для инженеров. — М. ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» 2015. 220 с.
  3. Конников Е. А. Опционный подход к оценке устойчивости развития промышленных предприятий в процессе перехода на передовые производственные технологии (на примере аддитивных технологий) // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 8–5 (55). С. 37–45.
  4. Мусина Д. Р. Стоимостная оценка потерь от риска в производственной логистике нефтеперерабатывающего завода // Науковедение. 2015. № 4. С. 66–77.
  5. Мясникова Л. А. Логистика аддитивных производств // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 1–1. С. 419–422.
  6. Мясникова Л. А. Социологистика — основной тренд синхронизации экономики развития шестого технологического уклада // В сборнике: Логистика и торговая политика сборник научных трудов. под ред. В. В. Щербакова, Е. А. Смирновой. Санкт-Петербург, 2015. С. 57–59.
  7. Савоскина Е. В., Лихач Н. А. Управление рисками с помощью оптимизации логистической системы // Universum: экономика и юриспруденция. 2016. № 3 (24). С. 3.
  8. Силкина Г. Ю., Шевченко С. Ю. Базовые концепции логистики открытых инноваций // В сборнике: ЛОГИСТИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ материалы XVI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 107–110.
  9. Ценина Е. В., Ценина Т. Т. Идентификация рисков в международной транспортно-экспедиторской деятельности // Проблемы анализа риска. 2016. Т. 13. № 6. С. 64–68.
  10. Ценина Т. Т., Ценина Е. В. Уровни сложности операций в цепях поставок и риск-менеджмент // В сборнике: Логистика: современные тенденции развития Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 367–369.
  11. Щербаков В. В. Тенденции актуализации логистических платформ // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 1–1. С. 453–456.
  12. Konnikov E. A., Pogrebova O. A., Maskova Yu.R., Glukhov V. V. Real options valuation of additive production // В сборнике: Reliability, Infocom Technologies and Optimization (Trends and Future Directions) 6th International Conference ICRITO. 2017. С. 557–563.
Основные термины (генерируются автоматически): риск, промышленное предприятие, система управления, этап, деятельность организации, управление рисками, базовый этап управления, потенциальная возможность, логистический риск, ограничение.

Ключевые слова

система управления рисками, логистические риски, аддитивные технологии

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос