Бенчмаркинг в корпоративном управлении российскими компаниями | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 12.01.2018

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Фомин А. М. Бенчмаркинг в корпоративном управлении российскими компаниями [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 165-167. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13577/ (дата обращения: 23.09.2018).



В данной статье рассматривается проблема применения бенчмаркинга российскими компаниями. В первой части статьи описываются теоретические основы применения бенчмаркинга в корпоративном управлении. Далее приведены примеры использования данного метода управления крупными российскими компаниями. В рамках статьи выявлено, что при проведении бенчмаркинга отечественные компании в большинстве случаев перенимают опыт у зарубежных коллег.

Ключевые слова: бенчмаркинг, стратегическое управление, корпоративное управление, конкурентные преимущества, российские компании, управление конкурентными преимуществами

Бенчмаркинг — метод стратегического управления компанией, в рамках которой производится анализ внутренней и внешней информации о компании и ее конкурентах на рынке с целью формирования дальнейших путей стратегического развития. Основными задачами бенчмаркинга в современном управлении являются поиск и интерпретация новых для компании методов управления и моделей ведения бизнеса с целью проведения стратегических изменений. Источниками информации для бенчмаркинга являются непосредственные или потенциальные конкуренты компании, а также другие компании, опыт которых возможно интерпретировать и интегрировать в собственную систему управления.

Основу бенчмаркинга в его практическом применении составляют следующие установки:

‒ осознание необходимости изменений

‒ постоянное совершенствование и адаптация

‒ создание гибкой базы знаний и ее постоянный анализ

‒ контроль проведенных корпоративных изменений

Бенчмаркинг занимает важную роль в процессе анализа оценки конкурентной позиции предприятия. На его результатах базируется анализ издержек предприятия, что говорит о его высоком вкладе и в финансовую составляющую компании. (рис 1.)

Рис. 1. Методы влияния на конкурентные преимущества компании

Роль бенчмаркинга в современном управлении неоспоримо высока..С помощью инструментария бенчмаркинга принимаются ключевые стратегические решения на всех уровнях компании. «Bain & Co» приводит данные о том, что бенчмаркинг является одним из наиболее действенных и распространенных моделей управления компанией.

В российском бизнесе этот подход к стратегическому управлению появился сравнительно недавно (в 1991 году), поскольку в рамках плановой экономики СССР не было возможности и необходимости применять принципы бенчмаркинга [1; 2]. На данный момент большинство крупных компаний применяют в своем менеджменте данную практику. Следует отметить, с усложнением бизнес-процессов качественное применение данного метода стратегического управления также значительно усложняется. Большинство российских компаний не используют практику применения бенчмаркинга на постоянной основе, зачастую используют аутсорсинг, что создает проблемы с интерпретацией полученной информации и формированием дальнейших рекомендаций для бизнеса. Компании, которые вовсе не используют бенчмаркинг в своей деятельности в большинстве случаев ссылаются на высокий уровень конфиденциальности и нехватки релевантных данных для бенчмаркинга, а также на высокие затраты его проведения.

В ходе исследования деятельности российских компаний было выяснено, что бенчмаркингом пользуются, как компании крупного, так и среднего и малого бизнеса. В большинстве случаев российские компании применяют данный метод для анализа конкурентной среды и в меньшей степени для действий, связанных с укреплением конкурентоспособности компании в отрасли и проведения качественных изменений в структуре своего бизнеса.

Однако, важно отметить, что в зарубежных компаниях применение бенчмаркинга регулируется специальными государственными структурами, внутри которых создаются специальные подразделения, отвечающие за качественный отбор партнеров по бенчмаркингу.

Российские компании в своем большинстве берут за эталон крупные зарубежные компании и внедряют их практики на российский рынок. Это происходит не только благодаря тому, что эти компании более опытные, а зачастую в результате их большей открытости. Отечественные же компании склонны к более закрытой модели ведения бизнеса, что делает бенчмаркинг достаточно проблематичным.

Одной из первых компаний в России, которая прибегла к методу бенчмаркинга являлся Ирбитский мотоциклетный завод. Целью его применения была оптимизация производственной системы. Эталоном была выбрана итальянская компания «Duacati», которая активно использовала в рамках своего производства практику аутсорсинга для упрощения производства и разгрузки производственных процессов. В результате проведенной работы российский завод вывел часть своего производства из структуры компании, тем самым снизив свои издержки. В результате реорганизации процессов руководство компании решило, что часть цехов можно продать, а вырученные деньги инвестировать в развитие основного производства.

Однако бенчмаркинг можно применять не только в рамках одной отрасли [3; 4]. Успешным примером такого способа управления компанией является применения опыта компании «Toyota» Сбербанком. Именно модель управления японского бренда стала прототипом управленческой платформы Сбербанка — “Производственная Система Сбербанка” [5].

Несмотря на удачный опыт многих компаний, бенчмаркинг в России нельзя назвать наиболее эффективным способом стратегического управления предприятия. Результаты бенчмаркинга необходимо качественно актуализировать под российские реалии [6]. Часто компании, проводящие бенчмаркинг, вынуждены отказаться от рекомендаций, полученных в результате его проведения, в виду недостаточного уровня технологических, социальных или профессиональных аспектов.

Для успешного использования бенчмаркинга в России необходимо не только учитывать текущее и перспективное состояние российских предприятий [7], территориальные особенности [8; 9], но и анализировать цели и мотивы компаний-эталонов, на основе которых он проводится. Существует огромное количество факторов, значительно влияющих на развитие подхода в российских реалиях. В качестве основных из них можно выделить:

‒ Недостаточное развитие полноценной этической культуры компаний;

‒ Отсутствие достаточного количества практики в нашей стране [10];

‒ Влияние особенностей ведения национального бухгалтерского учета;

‒ Недостаточное использование процедур управленческого учета;

‒ Отсутствие доверия к эталонным предприятиям и к партнерам по бенчмаркингу.

Исходя из того, что опыт российских компаний в бенчмаркинге на данный момент оставляет желать лучшего, исследования применения данного метода в стратегическом управлении компании является актуальной проблемой для исследования. Именно поэтому успешные кейсы использования бенчмаркинга представляют, как теоретический, так и практический интерес для исследования специфики российского менеджмента.

Литература:

1. Коокуева В. В., Чапкина Е. Г., Трачук А. В., Линдер Н. В. и др. Теория и практика управления финансовой деятельностью. — М.: Ист Консалтинг, 2013. — 196 с.

2. Полякова А. Оценка инновационной составляющей экономической деятельности республики Татарстан // Экономическое развитие России. 2016. Т. 23. № 10. С.51–57.

3. Колодезникова И. В. Опыт применения бенчмаркинга в российских компаниях // Маркетинг и логистика. — 2017. — № 5 (13). — с. 38–46.

4. Bain and Co. [Электронный ресурс]: http://www.bain.com (дата обращения: 10.12.2017)

5. Сбербанк эпохи перемен // Прямые инвестиции. — М. — 2011. — № 1.

6. Лиман И. А., Майстер И. В. и др. Теория и методология организации и управления экономическими системами. — Тюмень: Ист Консалтинг, 2010. — 182 с.

7. Полякова А. Г., Колмаков В. В. Сценарный прогноз развития реального сектора и социальной сферы в условиях ГЧП // Глобальный научный потенциал. 2016. № 11 (68). С.43–47.

8. Гурьева М. А., Руднева Л. Н. Региональная экономика (в схемах и таблицах). Учебное пособие для вузов. — Тюмень, 2016. — 273 с.

9. Полякова А. Г., Кузнецов Д. И. Стратегические аспекты обеспечения конкурентоспособности экономической системы региона. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 1. С. 40–42.

10. Руднева Л. Н., Гурьева М. А., Симарова И. С. и др. Инновационный менеджмент. Учебное пособие для вузов. — Тюмень, Тюменский индустриальный университет, 2016. — 182 с.

Основные термины (генерируются автоматически): компания, стратегическое управление, большинство случаев, Россия, корпоративное управление, рамка, современное управление.

Ключевые слова

конкурентные преимущества, стратегическое управление, корпоративное управление, бенчмаркинг, российские компании, управление конкурентными преимуществами

Похожие статьи

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Ключевые слова: проект, управление проектами, стратегия, развитие компании, стратегическое развитие.

В рамках данного подхода предлагается использовать обратную сторону чековой ленты, квитанций и путевок.

Насколько приемлем зарубежный опыт корпоративного...

корпоративное управление, Россия, акционер, система управления, принятие решений, получение прибыли, национальная модель, компания, Запад, совет директоров.

Концепция VBM в управлении современной компанией

Система показателей, характеризующих деятельность компании в рамках концепции управления стоимостью, постоянно обновляется.

В большинстве страховых компаний концепция применяется для повышения рентабельности деятельности.

Проблемы корпоративного менеджмента в России

Одной из немаловажных причин, не позволяющих развиваться российскому корпоративному менеджменту является нежелание большинства руководителей российских компаний рассматривать корпоративное управление в качестве одного из основных ресурсов...

Преимущество стратегического планирования инновационных...

Стратегическое корпоративное управление инновационных проектов – это процесс единой, внутренней автоматизированной методологии управления проектами, включающей не только изолированный анализ проекта в отрыве от текущей деятельности компании...

Стратегии управления недвижимостью | Статья в журнале...

Современные исследования, касающиеся корпоративного стратегического управления, рассматривают стратегии управления недвижимостью в разрезе факторов, оказывающих влияние на изменение стоимости компании.

Управление корпоративным университетом как стратегия...

Библиографическое описание: Ху Я., Тао Ю. Управление корпоративным университетом как стратегия повышения

Работники рассматриваются как один из главных стратегических ресурсов, который обеспечивает конкурентоспособность и способствует развитию компании.

Кодекс корпоративного поведения как элемент системы...

корпоративное управление, Россия, акционер, система управления, принятие решений, получение прибыли, национальная модель, компания, Запад, совет директоров.

О роли современных корпоративных СМИ в управлении...

Библиографическое описание: Ямашкина О. И. О роли современных корпоративных СМИ в управлении персоналом организации [Текст]

Эти издания в России распространяются бесплатно - полностью дотируются компанией и, чаще всего, не выходят за ее пределы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Ключевые слова: проект, управление проектами, стратегия, развитие компании, стратегическое развитие.

В рамках данного подхода предлагается использовать обратную сторону чековой ленты, квитанций и путевок.

Насколько приемлем зарубежный опыт корпоративного...

корпоративное управление, Россия, акционер, система управления, принятие решений, получение прибыли, национальная модель, компания, Запад, совет директоров.

Концепция VBM в управлении современной компанией

Система показателей, характеризующих деятельность компании в рамках концепции управления стоимостью, постоянно обновляется.

В большинстве страховых компаний концепция применяется для повышения рентабельности деятельности.

Проблемы корпоративного менеджмента в России

Одной из немаловажных причин, не позволяющих развиваться российскому корпоративному менеджменту является нежелание большинства руководителей российских компаний рассматривать корпоративное управление в качестве одного из основных ресурсов...

Преимущество стратегического планирования инновационных...

Стратегическое корпоративное управление инновационных проектов – это процесс единой, внутренней автоматизированной методологии управления проектами, включающей не только изолированный анализ проекта в отрыве от текущей деятельности компании...

Стратегии управления недвижимостью | Статья в журнале...

Современные исследования, касающиеся корпоративного стратегического управления, рассматривают стратегии управления недвижимостью в разрезе факторов, оказывающих влияние на изменение стоимости компании.

Управление корпоративным университетом как стратегия...

Библиографическое описание: Ху Я., Тао Ю. Управление корпоративным университетом как стратегия повышения

Работники рассматриваются как один из главных стратегических ресурсов, который обеспечивает конкурентоспособность и способствует развитию компании.

Кодекс корпоративного поведения как элемент системы...

корпоративное управление, Россия, акционер, система управления, принятие решений, получение прибыли, национальная модель, компания, Запад, совет директоров.

О роли современных корпоративных СМИ в управлении...

Библиографическое описание: Ямашкина О. И. О роли современных корпоративных СМИ в управлении персоналом организации [Текст]

Эти издания в России распространяются бесплатно - полностью дотируются компанией и, чаще всего, не выходят за ее пределы.

Задать вопрос