Образовательные инновации как генератор нового знания и фактор развития творческого потенциала трудовых ресурсов страны | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сибирко, И. В. Образовательные инновации как генератор нового знания и фактор развития творческого потенциала трудовых ресурсов страны / И. В. Сибирко, А. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13446/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье проанализированы особенности образовательных инноваций как генератора нового знания и рыночного товара. Сделан вывод о необходимости интеграции науки, образования и бизнеса, обеспечивающих качественную и масштабную многоуровневую подготовку специалистов на основе единого процесса генерации, распространения и применения новых знаний в образовательной, научно-технической и инновационной сферах.

Ключевые слова: экономика знаний, рынок образовательных услуг, образовательные инновации, рынок образовательных инноваций

Современный этап развития мировой и отечественной экономики, как отмечают специалисты [4; 8; 12], предполагает создание общества, основанного на знаниях, где благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной направленностью и уровнем интеллектуального развития общества. Инновационное развитие экономики невозможно без высококвалифицированных кадров, которые генерируют новые идеи и осуществляют их реализацию. Для подготовки специалистов инновационного типа, как отмечает ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, необходима постоянная интеграция образования, науки и инноваций [10, С. 69]. Тогда образование способно выступить одним из факторов экономического развития, что и обусловливает выделение обществом необходимых и достаточных средств на развитие высшей школы с помощью тех или иных механизмов.

Образование представляет собой социальный институт, включающий в себя множество элементов. В силу наличия многообразных связей между элементами образования как системы она обладает сложной структурой, причём взаимное влияние элементов носит нелинейный характер, а сама система подвержена воздействию внешних факторов (организационных и экономических решений, принимаемых государством, ведомством, социальных и финансовых обстоятельств). В таких условиях эффективность образовательного процесса, как отмечает ректор Сибирского федерального университета Владимир Колмаков, в значительной степени определяется совершенством организационных форм образования [6, С.71]. Необходим переход от экстенсивного пути развития образования к интенсивному, основанному на оптимизации управления высшей школой. По этой причине многими авторами [3; 9; 11] обосновывается новая парадигма инновационного профессионального образования — процесса управляемых инновационных знаний как фактора повышения синергетического эффекта, конкурентоспособности за счёт многоуровневости, многопрофильности, корпоративности и территориальной диверсификации образовательных услуг.

Образовательная инноватика, многоаспектная сфера науки, изучающая процессы развития высшей школы, на основе новой парадигмы образования [4; 7; 11]. Образовательную инновацию можно разделить на новое знание как продукт научного исследования и образовательную технологию как услугу по новому способу изучения. Наибольшее распространение имеют инновации в организации учебного процесса и внедрении новых образовательных технологий. Вторая характерная черта — профилизация и специализация. Третья черта образовательных инноваций — непрерывное образование человека в течение всей его жизни как новая глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания [5, С. 1157]. Систему можно представить как единство технологических, экономических, педагогических и организационных нововведений.

В России преимущественно формируются экономические инновации под воздействием инновационных образовательных технологий и развития рыночных механизмов. К ним можно отнести новые механизмы государственного финансирования образования, диверсификацию источников финансирования, студенческое самофинансирование, налоговое стимулирование инвестиций, новые механизмы оплаты труда, экономию от масштаба и интеграции образовательной деятельности. Освоение экономических инноваций происходит в условиях развития рыночных отношений и позволяет усилить конкуренцию в сфере образовательных продуктов и услуг, увеличить число потребителей и спрос, предложение образовательных продуктов и услуг.

Таким образом, образовательная инновация формируется как товар, который невозможно физически измерить, а также воспользоваться без определенного минимума научных знаний, профессиональной компетенции и необходимой информированности, предварительной подготовки. Специфическая черта этого товара — его способность к неограниченной мультипликации доходов при практическом использовании. Любые образовательные инновации основаны на интеллектуальной собственности как товара — будь то учебная или научная информация, изобретения, ноу-хау и т. д., защищенные юридически и проданные их законными владельцами столько раз, сколько найдется на них покупателей.

Одной из главных особенностей инновации в качестве нового знания, по сравнению с другими материальными товарами, — ее нематериальный характер. В отличие от новых материальных продуктов труда инновация как знание не подвержена физическому износу до тех пор, пока она морально не устареет. Потребительная стоимость новых знаний в процессе потребления не поглощается в отличие от новых товаров, а также услуг, потребляемых в процессе производства. Она создается разными видами интеллектуального труда: научным, учебно-методологическим, управленческим и воспитательным. Таким образом, возникает такая комбинация общественных отношений, когда образовательная инновация может стать объектом купли-продажи, то есть превратиться в товар.

Образование в целом и образовательные инновации, в частности необходимо, рассматривать, во-первых, как товары, поскольку они создаются трудом (имеют стоимость), производятся для других (обладают потребительской стоимостью), поступают в пользование другим лицам посредством купли-продажи, имеют цену. Во-вторых, образование и образовательные инновации являются специфическими товарами — услугами образования и услугами инноваций. Понимая различия товара и услуги — образование и инновации необходимо рассматривать в более широком смысле, поскольку для рыночного хозяйственно-финансового управления в большей мере применима расширительная категория услуги как товара и связанные с ней параметры стоимости, цены, размеров и сроков поступления доходов в учебные заведения, структуры их расходования, системы налогообложения, то есть всего того, что связано с денежным выражением стоимости образовательной инновации.

Образование и образовательные инновации выступают самостоятельной подсистемой, аккумулирующей в себе свойства товара и услуги. Понятие «рынок образовательных инноваций» многогранно. По мере развития производства и обращения новых интеллектуальных продуктов-услуг в образовательной сфере наполнение этого понятия неоднократно менялось.

Рынок образовательных инноваций рассматривают как систему общественных связей между субъектами образовательной деятельности (преподавателями, консультантами, лаборантами, методистами и студентами, слушателями и работодателями как потребителями). Хозяйственные связи в товарной форме, осуществляемые посредством рынка, можно охарактеризовать как взаимные соглашения обменивающихся сторон, свободным выбором партнеров, конкуренцией. Можно выделить еще одно понимание рынка образовательных инноваций — как общественной формы организации и функционирования образовательной продукции в экономике, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления образовательной продукции с помощью посреднических институтов, регулирующих образовательную деятельность преподавателей как производителей новшеств и потребителей нововведений в лице работодателей.

Таким образом, стратегическим приоритетом инновационного развития экономики России должна стать политика интеграции образования, науки и бизнеса. Профессиональное образование инновационного типа — это формирование взаимосвязей и регионально распределенной сети университетских инновационных центров (университетских комплексов) на базе интеграции науки, образования и бизнеса, обеспечивающих качественную и масштабную многоуровневую подготовку инновационно-ориентированных специалистов на основе единого процесса генерации, распространения и применения новых знаний в образовательной, научно-технической и инновационной сферах.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // www.consultant.ru
  2. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 06.10.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // www.consultant.ru
  3. Бажуткин, Д. Г. Приоритетные направления повышения качества образовательных услуг: монография. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
  4. Исправникова, Н.Р., Мжачих, Т. Е. Инновационная деятельность вузов Российской Федерации // Социология власти.2010. — № 3.
  5. Казакбаев, З.М., Мицук, И.В., Охотников, И. В. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 1 (ч. 1).
  6. Линдт М. Университет должен быть производителем новых идей // Эксперт. — 2017. — № 48.
  7. Никитин, В.А., Белоусов, И. В. Сущность содержание понятия «инновационный потенциал» вуза // Экономика и управление.2011. — № 5.
  8. Охотников, И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  9. Охотников, И. В. Магистерская диссертация. Учеб. пособие. — М.: МАКС Пресс, 2011.
  10. Петропавловский А. Цитируемость университета выросла втрое // Эксперт. — 2017. — № 48
  11. Проценко Т. Г. Инновационный вуз в субфедеральном образовательном пространстве. — Новосибирск: Наука, 2006.
  12. Сибирко, И. В., Охотников, И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия /Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
Основные термины (генерируются автоматически): инновация, образовательная инновация, высшая школа, образование, товар, услуга, инновационная сфера, инновационный тип, масштабная многоуровневая подготовка, образовательная деятельность.

Ключевые слова

экономика знаний, рынок образовательных услуг, образовательные инновации, рынок образовательных инноваций

Похожие статьи

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

инновация, образовательная инновация, услуга, товар, образование, высшая школа, инновационная сфера, инновационный тип, масштабная многоуровневая подготовка, образовательная деятельность.

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада, достижению более высоких результатов образования.

Инновация в образовании: понятие и сущность

Ключевые слова:инновация, новация, инновационный процесс, образовательная инновация. В течение нескольких лет школа жила в условиях модернизации образования, которая, в сущности, является инновационным процессом.

Приоритетные инновации в образовании | Статья в журнале...

Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании.

Инновационные технологии в обучении | Статья в журнале...

Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная

Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.

Управление инновационной деятельностью высшего учебного...

Инновационная деятельность высшего учебного заведения направленна на решение следующих задач: [2]: -создание и организацию производства новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг)

Современное инженерное образование и инновации...

национальная инновационная система, инновационная система, услуга, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационное развитие, мировое хозяйство, инновационная активность, национальная...

Электронное обучение как инновационная педагогическая...

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017).

Ключевые слова: модернизация системы образования, инновационность образовательного процесса, система электронного обучения.

высокую интерактивность

Похожие статьи

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

инновация, образовательная инновация, услуга, товар, образование, высшая школа, инновационная сфера, инновационный тип, масштабная многоуровневая подготовка, образовательная деятельность.

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада, достижению более высоких результатов образования.

Инновация в образовании: понятие и сущность

Ключевые слова:инновация, новация, инновационный процесс, образовательная инновация. В течение нескольких лет школа жила в условиях модернизации образования, которая, в сущности, является инновационным процессом.

Приоритетные инновации в образовании | Статья в журнале...

Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании.

Инновационные технологии в обучении | Статья в журнале...

Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная

Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.

Управление инновационной деятельностью высшего учебного...

Инновационная деятельность высшего учебного заведения направленна на решение следующих задач: [2]: -создание и организацию производства новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг)

Современное инженерное образование и инновации...

национальная инновационная система, инновационная система, услуга, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационное развитие, мировое хозяйство, инновационная активность, национальная...

Электронное обучение как инновационная педагогическая...

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017).

Ключевые слова: модернизация системы образования, инновационность образовательного процесса, система электронного обучения.

высокую интерактивность