Особенности применения стратегии поведения в конкурентной среде современной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 30.11.2017

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Прокудина Д. А. Особенности применения стратегии поведения в конкурентной среде современной организации [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 167-170. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13414/ (дата обращения: 19.11.2018).



Построение и реализация стратегий поведения в конкурентной среде, является средством повышения конкурентного потенциала (новых возможностей и ресурсов) современных организаций, в условиях рыночной экономики. В статье рассмотрены конкретные примеры применения стратегий организациями и способы активации интересов, побуждающих мотивов заинтересованных групп.

Ключевые слова: стратегии поведения в конкурентной среде, краудпроект, бизнес-модель, межорганизационное сотрудничество, заинтересованные группы

Каждая современная организация, работающая в условиях рынка, сталкивается с влиянием факторов макросреды, в том числе конкуренции с иностранными компаниями. Целью статьи, является: выявить и обосновать возможные варианты применения стратегий поведения в конкурентной среде, как средство повышения конкурентного потенциала современных организаций. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

  1. Выявить возможность и способы применения стратегий поведения в конкурентной среде для современных организаций.
  2. Представить примеры успешной реализации стратегий поведения в конкурентной среде.
  3. Выявить способы активации интересов и мотивов заинтересованных групп с целью повышения их влияния на сохранение имеющихся и завоевания новых рыночных позиций в долгосрочной перспективе.

Объект: современные организации. Предмет: стратегии поведения в конкурентной среде.

Актуальность данной темы обусловлена, необходимостью топ менеджмента организаций стремиться к повышению конкурентного потенциала, составляя возможные стратегии поведения в конкурентной среде. Следует не только выявить текущие возможности применения тех или иных конкурентных действий в рамках той или иной стратегии, но и изменить ситуацию, получить дополнительные возможности и ресурсы.

«Управление конкурентным поведением — достижение целевых результатов финансово-хозяйственной деятельности организации на основе поддержания ее конкурентоспособности и рыночной позиции» — Плисов С. К. На организацию оказывает влияние множество факторов макросреды, наиболее распространенные из них: снижение уровня экономической стабильности; рост конкуренции со стороны иностранных компаний. Помимо этого, факторы среды делового окружения, такие как: рост конкуренции в отрасли; выход на рынок новых (инновационных) товаров [5, с. 71].

Ф. Котлер и Р. Тернер выделяют позиции в которых могут находиться организации на поле конкуренции при выборе стратегии поведения в конкурентной среде [4, с. 212]. Организация, входящая на рынок, предпринимает стратегии конкурентного поведения исходя из своих целей, ресурсов и возможностей рынка (стратегический анализ). Однако, сталкивается с нехваткой определенных ресурсов. Таким образом, организациям, не имеющих крепких позиций на рынке, невозможно применять стратегии лидера рынка. Возникает вопрос: «Каким способом достичь желаемого положения?» Возможно применение стратегии бросающего вызов рыночному окружению — «Партизанская борьба». Применение быстрых атак с использованием неожиданных ходов в тех полях конкуренции, на которых лидер наиболее слаб (Например, продажа продукции по более низким ценам, чем лидер). Оптимально применение стратегии знающего свое место на рынке. Организация осуществляет поиск и захват сегментов рынка, не вызывающих интереса конкурентов. Может быть реализована в нескольких направлениях. Во-первых, организация может занимать ниши, в которых крупный бизнес не заинтересован, например, в силу отсутствия необходимых ресурсов (оборудование, информация и т. д.). Вторым путем, является выход на рынок нового инновационного товара или услуги. При этом, применение данного конкурентного преимущества может реализовать, как малый бизнес, так и организация, переживающая кризисное состояние — открывающая новое для себя направление ведения бизнеса.

В ситуации, когда организации может не хватать ресурсов для вывода инновационного продукта или занятия определенной ниши, следование стратегии инновации позволяет найти решение. Примером успешной реализации стратегии инновации, является применение двух типов краудсорсинговой и краудфандинговой платформ.

Web платформа, позволяет мобилизовать людей и ресурсы по средством информационных технологий с целью решения стоящих задач. На платформе можно осуществить предложение собственных разработок или проекта. При регистрации сохраняются данные о сумме и времени проекта, его описание, наличие вознаграждений, презентация в формате видео, а также сведения об авторе. Пользователь имеет возможность следить за активностью других участников, общаться с авторами любых проектов, зарегистрированных на платформе. Организация может привлекать разного рода инвестиции, которые разделяются на два типа: краудсорсинг и краудфандинг.

Краудсорсинг, заключается в передаче некоторых «производственных» функций неопределенному кругу лиц для решения различных задач в организации [1, с. 25]. Привлечение ресурсной поддержки: IТ (информационные технологии); материальное обеспечение (оборудование); HR (обучение, развитие).

Краудфандинг, заключается в привлечение финансирования за особые бонусы, пользователей: акционеров или инвесторов [2, с. 77]. Организация готовит и описывает собственный бизнес-проект выставляя его на соответствующей платформе, тем самым осуществляется поиск инвестиций.

Применение стратегий поведения в конкурентной среде, актуально и для промышленных предприятий, которые недавно вышли на рынок (1–3 года). В этом случае считается наиболее успешным поиск постоянного закупщика и осуществление оптовых поставок.

Предлагаемое решение несет определенные риски:

  1. Возможность поглощения крупной организацией-закупщиком.
  2. Риск осуществления продаж единственному закупщику будет способствовать торможению процесса развития предприятия.

Возможным становится решение в рамках применения стратегии последователя. А именно, заключение сотрудничества между организацией-закупщиком и промышленным предприятием. Организация приобретает новые возможности и ресурсы в долгосрочной перспективе, становится проще адаптироваться к изменениям внешней среды.

Ситуация подтверждается реальным примером сотрудничества между компаниями «ИKEA» и «Аскона» [3].

«Аскона» стартовала на рынке с открытия собственного матрасного производства в 1998 году. В 2002 году был открыт завод по производству пружинных систем. Выступая в дальнейшем в качестве поставщика, началось сотрудничество с «ИКЕА».

Основные выгоды, получаемые от начала сотрудничества:

  1. Поддержка построения производства.

Заключается в: материальном обеспечение (помощь в закупке оборудования); отлаживание бизнес-процессов.

  1. Стабильность и регулярность закупок.

На сегодняшний день компанией «Аскона» были открыты собственные магазины продаж. Компания закрепила свой бренд на рынке. За последние годы осуществилось вхождение в топ 10 лучших франшиз по версии портала — (Beboss.ru). Трижды была одержана победа и получение национальной премии «Марка № 1 в России».

Сегодня «Аскона» занимается социальным партнерством: поддерживает учебные и медицинские заведения. Занимается финансовым инвестированием в сторонние бизнес-проекты.

Ключевым моментом в данном примере сыграло стремление к развитию компании. Было осуществлено последовательное применение стратегии последователя. Компания «Аскона» получала поддержку построения производства, что способствовало удержанию собственной доли рынка и развитию. В следствии укрепления позиций, «Аскона» перешла к позиции бросающего вызов рыночному окружению. Применение стратегий «Открытый прямой удар по лидеру», «Фаланговая атака на лидера», позволило компании «Аскона» атаковать конкурирующие организации и занять позицию лидера на рынке. Применение «Стратегии инновации» позволило закрепить собственный бренд на рынке, открыть магазины. Применяемая «Стратегия конфронтации», предполагающая быстрые ответные действия в адрес конкурентов, способствовала удержанию позиции лидера на рынке. Последовательное применение стратегий отражает системность, гибкость, способность к изменениям компании «Аскона».

Следующим наиболее важным моментом, который необходимо учитывать при выборе той или иной стратегии, являются учет интересов и побуждающих мотивов заинтересованных групп.

Заинтересованные группы (стейкхолдеры) — это группы лиц, стремящихся воздействовать на процесс принятия решений по тем или иным отдельным вопросам, с целью реализации своих интересов.

Активизация системы мотивации и мотивов, позволяет: вызвать интерес (сотрудники) или причастность (потребители; собственники); определить свою полезность в рамках обеспечения эффективности работы организации с точки зрения целостности системы (системный подход). В результате осуществляется повышение эффективности работы сотрудников внутри организации и рост интереса к организации со стороны внешней среды. Это способствует: росту доли рынка; повышению инвестиционной активности; росту доверия со стороны покупателей; стремление к сотрудничеству или коокуренции сторонних организаций.

Приведем пример разделения данных групп на три части: сотрудники организации; потребители; собственники.

Активизация сотрудников организации включает поощрительные системы поддержки инновационных и рационализаторских предложений; развитие внутренней конкуренции или командной сплоченности (в зависимости от потребности системы управления персоналом); компетентностная ответственность; расширение числа сотрудников, привлекаемых к процессу обеспечения конкурентоспособности (стремление к пониманию сотрудниками своего вклада в ценность организации). Сотрудники организации, являются ее основой, одним из факторов конкурентного преимущества. Сотрудники, понимая свой вклад в общее дело, готовы нести ответственность за результат и стремится к развитию.

Привлечение потребителей, осуществляется за счет обеспечение обратной связи с потребителями и посредниками; системы поощрения для потребителей, оставляющих отзывы и предложения. Проявление готовности прислушиваться к предложениям и развиваться делать сервис удобным для потребителей, формирует их положительное представление об организации. Применение CRM-систем («Customer relationship management» — информационная система) способствует оптимизации взаимодействия с потребителями за счет сохранения баз информации о клиентах (об их интересах и потребностях). Понимание ожиданий клиентов способствует повышению уровня обслуживания/продаж путем улучшения бизнес-процессов и оптимизации маркетинга. Сохранение базы постоянных клиентов в долгосрочной перспективе.

Интерес собственника заключается в получении дохода с помощью прав или привилегий, включающих в себя право владения, распоряжения и получения выгоды. Повышение внимания собственника к интересам организации осуществляется с помощью: расширения прав миноритариев (возможность высказать и дальнейшим обсуждением рациональных предложений); участия в разработке стратегии и товарного портфеля; наличия и обсуждения отчетности на общем совете между топ менеджментом и собственниками. Собственник может привносить собственные предложения и дополнительное финансирование с целью расширения (роста) организации, получения максимальной доходности.

Таким образом, подчеркивается интерес всех групп и подкрепляется реализаций практических действий для сохранения имеющихся и завоевания новых рыночных позиций в долгосрочной перспективе.

В статье рассмотрены особенности применения указанных стратегий поведения в конкурентной среде и приведены примеры их реализации для современного предприятия. Последовательный выбор действий, которые будут обеспечивать достижение поставленных целей с учетом ресурсов организации и возможностей рынка в долгосрочной перспективе.

В работе указано на применение краудсорсинговой и краудфандинговой платформ, как средство получения дополнительных источников финансирования и материальных ресурсов по средствам реализации краудпроекта в рамках применения «Стратегии инновации». Применение стратегии организацией актуально не только с целью конкуренции в условиях рынка, но для поиска дополнительных ресурсов, что указывает на гибкость стратегического управления.

Рассмотрены способы активации интересов и мотивов заинтересованных групп: потребителей, сотрудников и собственников. Повышение их влияния отражается на работе организации, как целостной системы и определяет положение на рынке за счет сохранение имеющихся и завоевания новых рыночных позиций в долгосрочной перспективе.

Литература:

  1. Голубев Е. В. Краудсорсинговый проект как система: необходимые элементы, их взаимосвязь, ограничения и способы преодоления / Е. В. Голубев // журнал «науковедение» ФГБОУ ВПО Российский университет дружбы народов, Россия, Москва. — сентябрь-октябрь 2014. № 5 (24). — С. 24–37.
  2. Долженко Р. А. Некоторые вопросы оценки эффективности краудфандинга на отечественной краудфандинговой платформе «планета» / Р. А. Долженко // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2016. № 4 (77). — С. 75–84.
  3. История «Аскона» [Электронный ресурс], — http://www.askona.ru/kompaniya/istoriya.htm. (Дата обращения: 25.09.2017г.).
  4. Михненко П. А. Стратегический менеджмент / П. А. Михненко [и др.] — М.: Университет «Синергия», 2017.-304 с.
  5. Плисов С. К. Основные стратегии поведения организаций в условиях отраслевой конкурентной среды / С. К. Плисов // Российское предпринимательство — 2014. № 10 (256). — С. 71–77.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентная среда, долгосрочная перспектива, стратегия поведения, способ активации интересов, рынок, ресурс, конкурентный потенциал, завоевание новых, конкурентное поведение, внешняя среда.

Ключевые слова

бизнес-модель, стратегии поведения в конкурентной среде, краудпроект, межорганизационное сотрудничество, заинтересованные группы

Похожие статьи

Конкурентный потенциал как категория конкуренции и объект...

конкурентная среда, долгосрочная перспектива, стратегия поведения, способ активации интересов, рынок, ресурс, конкурентный потенциал, завоевание новых, конкурентное поведение, внешняя среда.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Особенности применения стратегии поведения в конкурентной... Организация, входящая на рынок, предпринимает стратегии конкурентного поведения исходя из своих целей, ресурсов и возможностей рынка (стратегический анализ).

Конкурентный потенциал предприятия с позиции ресурсной...

конкурентный потенциал, гостиничное предприятие, ресурсная концепция, конкурентная борьба, ресурс, предприятие, эффективное использование, окружающая среда, инновационная деятельность, рыночный субъект.

Управление поведением персонала в условиях VUCA

конкурентная среда, долгосрочная перспектива, стратегия поведения, способ активации интересов, рынок, ресурс, конкурентный потенциал, завоевание новых, конкурентное поведение, внешняя среда.

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

«Конкурентная среда — это конкурентный порядок на основе законодательно

Сущность конкурентной среды заключается в обеспечении механизма конкуренции.

Дифференциация — это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового...

Формирование стратегии: теоретические основы

ресурсный подход, конкурентное преимущество, рыночная ориентация, ресурс, формирование стратегии, рынок сбыта, компетенция, очередь, материальная база, ценность ресурсов.

конкурентная среда, долгосрочная перспектива, стратегия...

Особенности применения стратегии поведения в конкурентной... конкурентная среда, долгосрочная перспектива, стратегия поведения, способ активации интересов, рынок, ресурс, конкурентный потенциал, завоевание новых, конкурентное поведение, внешняя...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Основой эффективной конкурентной стратегии субъектов предпринимательства выступают наличие знаний и достоверной информации о структуре рынка, характере конкуренции на нем, оценка внутреннего потенциала компании и определение направлений достижения...

Анализ конкурентной стратегии М. Портера — абсолютное...

Ключевые слова: конкурентная стратегия, конкурентоспособность предприятия, конкурентное преимущество, конкурентный потенциал.

Особенности применения стратегии поведения в конкурентной... Организация, входящая на рынок, предпринимает стратегии...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Конкурентный потенциал как категория конкуренции и объект...

конкурентная среда, долгосрочная перспектива, стратегия поведения, способ активации интересов, рынок, ресурс, конкурентный потенциал, завоевание новых, конкурентное поведение, внешняя среда.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Особенности применения стратегии поведения в конкурентной... Организация, входящая на рынок, предпринимает стратегии конкурентного поведения исходя из своих целей, ресурсов и возможностей рынка (стратегический анализ).

Конкурентный потенциал предприятия с позиции ресурсной...

конкурентный потенциал, гостиничное предприятие, ресурсная концепция, конкурентная борьба, ресурс, предприятие, эффективное использование, окружающая среда, инновационная деятельность, рыночный субъект.

Управление поведением персонала в условиях VUCA

конкурентная среда, долгосрочная перспектива, стратегия поведения, способ активации интересов, рынок, ресурс, конкурентный потенциал, завоевание новых, конкурентное поведение, внешняя среда.

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

«Конкурентная среда — это конкурентный порядок на основе законодательно

Сущность конкурентной среды заключается в обеспечении механизма конкуренции.

Дифференциация — это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового...

Формирование стратегии: теоретические основы

ресурсный подход, конкурентное преимущество, рыночная ориентация, ресурс, формирование стратегии, рынок сбыта, компетенция, очередь, материальная база, ценность ресурсов.

конкурентная среда, долгосрочная перспектива, стратегия...

Особенности применения стратегии поведения в конкурентной... конкурентная среда, долгосрочная перспектива, стратегия поведения, способ активации интересов, рынок, ресурс, конкурентный потенциал, завоевание новых, конкурентное поведение, внешняя...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Основой эффективной конкурентной стратегии субъектов предпринимательства выступают наличие знаний и достоверной информации о структуре рынка, характере конкуренции на нем, оценка внутреннего потенциала компании и определение направлений достижения...

Анализ конкурентной стратегии М. Портера — абсолютное...

Ключевые слова: конкурентная стратегия, конкурентоспособность предприятия, конкурентное преимущество, конкурентный потенциал.

Особенности применения стратегии поведения в конкурентной... Организация, входящая на рынок, предпринимает стратегии...

Задать вопрос